Основы применения методов выбора альтернатив в условиях неопределённости внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть применение методов выбора альтернатив в условиях неопределённости внешней среды в компании.
Задачи исследования:
- определение процесса принятия решений,
- рассмотрение методов выбора альтернатив в условиях неопределённости внешней среды,

Файлы: 1 файл

КР переделанная.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Для повышения эффективности управленческих решений начальники всех подразделений ООО «Стройматериалы» применяют к лицам недобросовестно выполненным порученным им указания административные меры воздействия (снятие премий, надбавок, материальной помощи, выговор, строгий выговор). Для лиц качественно выполняемые поручения, иногда поощряют премиально и продвигают по служебной лестнице.

Принятые решения руководителем предприятия ООО «Стройматериалы»  оформляются приказом. Руководитель доводит информацию о принятом решении каждому из своих заместителей, которые в свою очередь доводят четкие указания в письменной форме (ставят свою резолюцию на копии приказа) начальникам структурных подразделений о последовательности действий, которые необходимо выполнить в сложившейся ситуации и в конкретные сроки, определяют ресурсы и средства, которые могут использоваться. Начальники структурных подразделений назначают ответственных исполнителей за реализацией данного решения, и контролируют правильность и своевременность выполнения решения.

В качестве практического примера можно привести одну из проблем и ее решение, сложившееся на предприятии ООО «Стройматериалы».

Перед принятием управленческого решения генеральным директором предприятия возникла проблемная ситуация, суть которой является решение о расширении численности персонала отдела бухгалтерии или другими словами принятии на работу специалистов.

В данном примере перед генеральным директором стоит проблема в принятии на работу одной штатной единицы в отдел бухгалтерии, т.е. бухгалтера.

Выгодное расположение торгового предприятия за счет увеличения численности населения и увеличения спроса на реализуемую продукцию, в связи с проведением текущего ремонта в текущем году – позволили увеличить темпы роста товарооборота на конец отчетного года, увеличилась производительность труда, и количество реализуемых товаров и соответственно документооборот первичных бухгалтерских документов, в т.ч. банковских. В связи с большой загруженностью отдела дополнительные объемы реализации требуют принятия на работу бухгалтера для обработки первичных бухгалтерских документов. Существующий в городе дефицит бухгалтеров, обладающих специальными профессиональными навыками и опытом работы не позволял взять на должность выпускников высших учебных заведений.

Проблемная ситуация заключается в необходимости принятия бухгалтера с определенным опытом работы, (в перспективе замены на другую единицы бухгалтерии, в случае ее непредвиденного увольнения) в целях сокращения трудоемкости процесса работы бухгалтерии, и снижения ошибок, допускаемых при работе.

В данном случае цель принятия решения – обеспечение правильного достижения выполнения поставленной задачи генеральным директором.

В качестве ограничений рассматривали – сроки рассмотрения и принятия решения (должны рассматриваться не более 2 недель) и плановые показатели роста товарооборота, товарооборачиваемости (данный участок работы должен проанализировать экономист за время не превышающее 5 дней), подбор кадров с должными квалификационными требованиями (должен не превышать 1,5 месяца), другие особенности организации и технологии производства должны решаться до принятия на работу специалиста (в пределах 1 месяца), другие особенности организации работы предприятия.

На предприятии ООО «Стройматериалы»  работает три бухгалтера, в том числе главный бухгалтер. Проанализировав ситуацию, главный бухгалтер предложила руководителю рассмотреть решение о назначении дополнительной единицы в отдел бухгалтерии.

При формировании решения генеральный директор учитывал, проанализировав проблемную ситуацию и выявив, что объективность существующей проблемы, факторы:

- невозможность обеспечить выполнение  бухгалтерией своих должностных  обязанностей при новых темпах  роста документооборота;

- невозможность увеличения штата  бухгалтерии;

Аналогичная проблема не решалась руководством (персонал работает с момента образования производственного предприятия) и причина возникновения проблемы возникла в связи с невыполнение в сроки порученной генеральным директором решений и допущение ошибок в правильности исчисления налогов, исправление которых повлекло наложение налоговыми органами финансовых санкций и соответственно снижение чистой прибыли на эту сумму.

При формировании и оценке решения были учтены крайние варианты решения – наихудшие – оставить существующую структуру численности отдела за счет дополнительного материального стимулирования труда либо пересмотра кадровой службы численности персонала и изыскания дополнительного резерва помощи специалистов менее загруженных и определение их работы в совмещении занимаемой должности бухгалтера. Наилучшее – принять на работу дополнительного бухгалтера, с соответствующим профессиональным опытом и навыками и знаниями.

Приведем еще пример управленческого решения, руководством предприятия выявлена наиболее важная для стратегического развития предприятия проблема. Она связана с перестройкой принципов работы маркетингового подразделения фирмы. В рамках решения данной проблемы можно выделить несколько направлений ее решения. С одной стороны, это изменение методологического подхода к организации службы маркетинга на предприятии. А с другой стороны, это изменение влияния человеческого фактора на решение проблемы.

Можно предложить несколько вариантов решения данной проблемы. Приведу их в виде дерева решений (рисунок 1):

 


 



 



 

 

 

 

Рисунок 1 – Дерево решений

 

Алгоритм выбора метода решения определенной проблемы представлен на рисунке 2.

 

 

Согласно приведенного мной алгоритма выбора и принятия управленческого решения проблемы увеличения эффективности деятельности ООО «Стройматериалы» были выбраны и оценены как наиболее отвечающие поставленным целям и задачам, следующие решения:

    1. Сформировать новую структуру маркетингового отдела фирмы.
    2. Принять как основную в системе мотивации деятельности персонала программу материальной заинтересованности персонала в повышении объемов продаж и премирования по результатам деятельности фирмы за каждый квартал.
    3. Построить систему продаж через привлечение дилеров и дистрибьюторов на договорной основе.
    4. Ценовую политику установить по системе «издержки плюс».
    5. Провести исследование рынка строительных материалов и покупательских предпочтений, после чего разработать ассортимент производимой продукции и производственную программу в соответствии с результатами исследований.

Критерий эффективности управленческого решения выражается, как правило, в виде совокупности показателей и выступает в качестве мерила познания изучаемого явления.

В наиболее общем виде выбор окончательного решения определяется характером поставленной задачи, имеющимися ресурсами, информационной обеспеченностью процесса управления.

Из предложенных способов решения проблемы два не удовлетворили фирму сразу:

  • во-первых, изменение ценовой политики не представляется возможным, т.к. данный рынок самостоятельно регулирует уровень цен на основании спроса и предложения;
  • во-вторых, изменение структуры службы маркетинга считается не целесообразным, т.к. фирма имеет квалифицированных специалистов, а поиск нового персонала займет время и приведет к дополнительным расходам денежных средств.

Реально возможными остались только варианты изменения стратегии продаж на основании изучения спроса покупателей.

Итак, принято решение об изменении стратегии продаж с одновременным изучением потребителей и их спроса на продукцию.

Для этого составили следующее дерево целей (см. рисунок 3).

Принятие управленческого решения является самым важным делом в работе руководителя. Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обучения, а не тогда, когда от тебя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и организаций.

 

 

Заключение

Рассматривая процессы принятия решений, следует учитывать два момента. Первый заключается в том, что  принимать решения, как правило, сравнительно легко. Все, что при этом делает человек, сводится к выбору направления действий. Трудно принять хорошее решение. Второй момент состоит в том, что принятие решения – это психологический процесс. Руководитель находится под воздействием таких психологических факторов, как социальные установки, накопленный опыт и личностные ценности.

Совершенствование процесса принятия управленческих решений и соответственно повышение качества принимаемых решений достигается за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений.

Модель является представлением системы, идеи или объекта. Руководителю необходимо использовать модели из-за сложности организаций, невозможности проводить эксперименты в реальном мире, необходимости заглядывать в будущее. Основные типы моделей: физические, аналоговые и математические (символические).

Этапы построения модели таковы: постановка задачи, определение информационных ограничений, проверка на достоверность, реализация выводов и обновление модели.

Общими проблемами моделирования являются недостоверные предпосылки, информационные ограничения, плохое использование результатов и чрезмерные расходы.

В данной курсовой работе был рассмотрен процесс принятия управленческих решений теоретически и на примере предприятия ООО «Стройматериалы». 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Акулов В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента// Международный журнал (Проблемы теории и практики управления) – 2005. №3.
  2. Аникин Б. А. Высший менеджмент руководителя: Учеб. пособ. – М.: Логос, 2005.
  3. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте - М.: Дело, 2006.
  4. Драчева Е.Л. Менеджмент. – М., 2003.
  5. Зумберг Е. Е. Менеджмент: Учеб. пособ. – М.: Нимфа, 2013.
  6. Игнатьева А.В. Словарь современных терминов и понятий. – М., 2013.
  7. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений. Учеб.пос. – М.: Русская деловая литература, 2006.- 288с.
  8. Карпов А.В. Психология менеджмента. Учебное пособие. – М.:  Гардарики, 2013.- 584с.
  9. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. - М.: Наука, 2005.
  10. Литвак Б.Г.  Управленческие решения. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 2005.- 248с.
  11. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М., 2001. – 283 с.
  12. Финансовый менеджмент.//Под ред.Н.Ф.Самсонова.-М.:ЮНИТИ,2013.-500с.
  13. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. Е.С.Стояновой – 5-е издание – М.: Изд-во «Перспектива».2005. –656с.
  14. Бланк И.А. Финансовый менеджмент.// Интернет.www.cfin.ru
  15. Бланк И.А. Управление активами.// Интернет.www.cfin.ru

 

 

1 Вейл П. Искусство менеджмента. - М.: Юрист, 2013. – С. 220.

2 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. – М.: Фирма “Гардарика”,2013. – с. 56.

3 Смирнов Э. А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2005. – с 204.

 

 


Информация о работе Основы применения методов выбора альтернатив в условиях неопределённости внешней среды