Переработка нефти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

Качество автомобильного бензина определяется целым рядом показателей, в том числе такими, как величина октанового числа, фракционный состав, наличие вредных примесей (типа серы, бензола или олефинов) и т. п. Производитель обычно указывает качество поставляемого топлива в сертификате, который сопровождает товарную партию бензина. Но, к сожалению, указанные данные не всегда соответствуют реалиям, поскольку качество бензина может ухудшиться и при его доставке потребителю.

Файлы: 1 файл

Требования Российских стандартов к качеству бензинов..docx

— 43.74 Кб (Скачать файл)

Введение.

Проблема некачественного бензина всегда остро стояла для автомобилей всех типов. Ежедневно тысячи автомобилей получают ущерб от использования фальсифицированного топлива, приобретенного на различных АЗС. Не редки случаи поломки двигателей из-за не качественного бензина. Тем более в 2013 году в России был принят экологический стандарт Евро-3 а в Москве Евро-4. Качество автомобильного бензина определяется целым рядом показателей, в том числе такими, как величина октанового числа, фракционный состав, наличие вредных примесей (типа серы, бензола или олефинов) и т. п. Производитель обычно указывает качество поставляемого топлива в сертификате, который сопровождает товарную партию бензина. Но, к сожалению, указанные данные не всегда соответствуют реалиям, поскольку качество бензина может ухудшиться и при его доставке потребителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Переработка нефти.

Первичные процессы переработки нефти не предполагают химических изменений нефти и представляют собой её физическое разделение на фракции. Сначала нефть проходит первичный технологический процесс очистки от нефтяного газа, воды и механических примесей – этот процесс называется первичным сепарированием. Нефть поступает в ректификационные колонны на атмосферную перегонку где разделяется на несколько фракций: бензиновую, керосиновую, дизельную и остаток атмосферной перегонки – мазут. Качество получаемых фракций не соответствует требованиям, предъявляемым к товарным нефтепродуктам, поэтому фракции подвергают дальнейшей (вторичной) переработке.

Целью вторичных процессов является увеличение количества производимых моторных топлив, они связаны с химической модификацией молекул углеводородов, входящих в состав нефти, как правило, с их преобразованием в более удобные для окисления формы. По своим направлениям все вторичные процессы можно поделить на 3 вида:

1. Углубляющие: каталитический крекинг, термический крекинг, коксование, гидрокрекинг, производство битумов и т.д.

2.    Облагораживающие: риформинг, гидроочистка, изомеризация и т.д.

3.  Прочие:процессы по производству масел, МТБЭ, алкилирования, производство ароматических углеводородов и т.д

Крекинг (от англ. crack – расщеплять) – способ высокотемпературной переработки нефти и ее фракций для получения главным образом моторных топлив, а также химического сырья. Крекинг проводят нагреванием нефтяного сырья или одновременным воздействием на него высокой температуры и катализаторов. Процесс применяют для получения бензинов (низкооктановые компоненты автомобильных топлив) и газойлевых (компоненты флотских мазутов, газотурбинных и печных топлив) фракций, высокоароматизированного нефтяного сырья в производстве технического углерода (сажи), а также альфа-олефинов (термический крекинг); котельных, а также автомобильных и дизельных топлив (висбрекинг); нефтяного кокса, а также углеводородных газов, бензинов и керосино-газойлевых фракций; этилена, пропилена, а также ароматических углеводородов (пиролиз нефтяного сырья).

Каталитический риформинг (от англ. to reform — переделывать, улучшать) — каталитическая ароматизация нефтепродуктов (повышение содержания аренов в результате прохождения реакций образования ароматических углеводородов). Риформингу, подвергаются бензиновые фракции с пределами выкипания 85-180°С. В результате, риформинга бензиновая фракция обогащается ароматическими соединениями и его октановое число повышается примерно до 85. Полученный продукт (риформат) используется как компонент для производства автобензинов и как сырье для извлечения ароматических углеводородов.

Гидрокрекинг — процесс расщепления молекул углеводородов в избытке водорода. Сырьем гидрокрекинга является тяжелый вакуумный газойль (средняя фракция вакуумной дистилляции). Главным источником водорода служит газ риформинга. Основными продуктами гидрокрекинга являются дизельное топливо и бензин гидрокрекинга (компонент автобензина).

Изомеризация — превращение химического соединения в изомер. Процесс изомеризации направлен на получение высокооктановых компонентов товарного бензина из низкооктановых фракций нефти путем структурного изменения углеродного скелета. Источником детонации в двигателях внутреннего сгорания является образование свободных радикалов по цепному механизму. Нормальные неразветвленные алканы при горении образуют наиболее активные первичные радикалы, чем вторичные или третичные радикалы при горении разветвленных алканов с изостроением. Поэтому чем разветвление молекула, тем выше её детонационная стойкость, октановое число.

Коксование – процесс получения нефтяного кокса из тяжелых фракций и остатков вторичных процессов.

Алкилирование — введение алкила в молекулу органического соединения. Алкилирующими агентами обычно являются алкилгалогениды, алкены, эпоксисоединения, спирты, реже альдегиды, кетоны, эфиры, сульфиды, диазоалканы.

Гидроочистка – применяется для удаления сернистых соединений из топлив. Для этого в присутствии катализатора используют водород, который вытесняет из дистиллятов серу в виде сероводорода.

          2.Требования Российских стандартов к качеству бензинов.

Автомобильные бензины включены в номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации. Нормативную базу подтверждения соответствия при обязательной сертификации в системе ГОСТ Р составляют стандарты.

На автомобильные бензины, обязательная сертификация которых проводится с 1993 г., распространялись ГОСТ 2084-77 «Бензины автомобильные. Технические условия» и ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия».

В то же время выпускалось много марок автомобильных бензинов по отдельным техническим условиям, обязательная сертификация которых ранее не проводилась в связи с отсутствием нормативной базы. С введением в действие с 1 июля 2000г. ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования» обязательной сертификации на соответствие подлежат автомобильные бензины, выпускаемые по всем видам документации.

С 1 июля 2003 отменен ГОСТ 2084-77, благодаря чему ГОСТ Р 51105-97 стал обязательным. Это изменение повысило требования к качеству топлива, сократило номенклатуру выпускаемых бензинов и запретило выпуск этилированных бензинов на территории всей страны. Согласно ему производят четыре сорта топлива – «Нормаль-80»,  «Регуляр-92», «Премиум-95» и «Супер-98».Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины для автомобильного транспорта, применяемые в качестве топлива для автомобильных и мотоциклетных двигателей, а также двигателей другого назначения, рассчитанных на использование этилированного и неэтилированного бензина.

Автомобильные бензины должны изготавливаться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51105-97 по технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

При производстве автомобильных бензинов допускается применять кислородсодержащие компоненты, другие высокооктановые добавки, а также антиокислительные и моющие присадки, улучшающие экологические показатели бензинов и допущенные к применению. По физико – химическим и эксплуатационным показателям автомобильные бензины должны соответствовать нормам и требованиям, указанным в таблице.

Физико-химические свойства топлива должны обеспечивать:

1.Возможность бесперебойной подачи топлива из топливного бака к карбюратору, форсункам или газовому смесителю.

2.Образование гомогенной горючей смеси, т. е. полное его испарение.

3.Нормальное сгорание без самовоспламенения и детонации.

4.Минимальное коррозионное действие на детали двигателя.

5.Минимальное отложение нагара в камере сгорания и смолистых отложений на деталях системы питания.                                                              

6.Химическую стабильность при длительном хранении и транспортировке.

7.Невысокую токсичность до сгорания и минимальное образование продуктов высокой токсичности после сгорания.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                      Физико-химические и эксплуатационные показателей автомобильных бензинов согласно ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия».

Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Основные отличия от предшествующего ГОСТ 2084-77.

1.Запрещено использовать тетраэтилсвинца при производстве бензина.

2.С целью ускорения  перехода на производство неэтилированных  бензинов взамен этиловой жидкости допускается использовать марганцевого антидетонатора в концентрации не более - 50 мг/дм для марки  «Нормаль-80».

3. В соответствии с европейскими требованиями по ограничению. содержания бензола введен показатель «объемная доля бензола» - не более 5%.

4. Установлена норма по показателю «плотность при 15°С ».

5. Ужесточена норма на массовую долю серы - до 0,05%.

6.Для обеспечения нормальной  эксплуатации автомобилей и рационального  использования бензинов введено  пять классов испаряемости для  применения в различных климатических районах.

2.2 Антидетонационные присадки.

Таблица 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Массовая доля серы.

Общее содержание серы характеризует суммарное количество всех сернистых соединений в топливе которые при  сгорании образуют кислородные соединения серы SO2, SO3. При взаимодействии с водой образуют сернистые и серные кислоты вызывающие коррозию и способствующие процессам образования отложений и износу двигателя.

Экспериментальными работами установлено, что при увеличении серы с 0,05 до 0,10%  износ деталей возрастает  в 1,5-2 раза а при повышении количества серы  до 0,20% - еще в двое.

Основная масса сернистых соединений, содержащихся в нефти, при получении топлива перегоняется вместе с углеводородами, выкипающими  при температуре свыше  200°С. Поэтому общее содержание серы в бензине  редко превышает 0,05%.

 

2.4 Испаряемость.

Бензин, который поступает в систему питания карбюраторного двигателя, должен образовывать топливовоздушную смесь определенного состава, обеспечивающую полноту сгорания на всех режимах работы двигателя. Горючая смесь должна иметь определенные соотношения паров бензина и воздуха. Качество горючей смеси зависит от карбюрационных свойств бензина: испаряемости, скрытой теплоты парообразования, упругости паров, плотности, вязкости и поверхностного натяжения. Основное влияние на качество смеси оказывает испаряемость.

Испаряемость - это способность топлива переходить из жидкого состояния в парообразное. Испарение может быть статическим, когда нефтепродукт испаряется с неподвижной поверхности в неподвижный воздух, и динамическим - при движении продукта и воздуха. На интенсивность испарения оказывают влияние многие факторы: температура окружающей атмосферы и нефтепродукта, давление насыщенных паров, теплопроводность, теплоемкость, величина поверхности и др. Образование горючей смеси в двигателях осуществляется при динамическом испарении, когда основное влияние оказывают скорость движения сред и степень распыления бензина. Испаряемость бензинов оценивают фракционным составом. Поскольку бензин, как и другие нефтепродукты, не является индивидуальным соединением, а смесью углеводородов, он не имеет фиксированной температуры кипения, а испаряется в интервале температуры 35-200°С.

По ГОСТу Р51105 – 97  каждая марка бензинов по испаряемости делится на 5 классов:

1.Класс I, район характеризуется теплым климатом с мягкой зимой(побережье Черного моря, Северный Кавказ, Калмыкия).

2.Класс II, район характеризуется умеренно-холодным климатом (Западная Сибирь).

3. Класс III, район характеризуется умеренным климатом (центральные области страны).

4. Класс IV, район с очень холодным климатом (Якутск, Оймякон и другие).

5. Класс V , район с холодным климатом (например, Салехард).

Показатели испаряемости согласно ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия».

Информация о работе Переработка нефти