Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:37, реферат
Нефть - это природный жидкий горючий минерал, представляющий собой сложную смесь жидких углеводородов, в которой также растворены твердые углеводороды и смолистые вещества. Кроме того, она содержит сернистые, кислородные и азотистые органические соединения.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИСТОВ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Название |
Формат |
Кол-во |
Принципиальная схема установки получения дизельного топлива |
А-1 |
1 |
Технологическая схема получения дизельного топлива |
А-1 |
1 |
Колонна ректификационная К-3. Сборочный чертёж |
А-1 |
1 |
Деталировка узлов и деталей колонны ректификационной К-3 |
А-1 |
1 |
Таблица технико-экономические показатели |
А-1 |
1 |
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
АТ |
- |
Атмосферная колонна. |
БЛ |
- |
Бензин лёгкий. |
БТ |
- |
Бензин тяжёлый. |
ВХК |
- |
Воздушный конденсатор холодильник. |
ВХ |
- |
Воздушный холодильник. |
ГВС |
- |
Газовоздушная смесь. |
ДТ |
- |
Дизельное топливо. |
Е |
- |
Ёмкость. |
К |
- |
Колонна. |
М |
- |
Молекулярный вес. |
Н |
- |
Насос. |
ННПО |
- |
Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение. |
НПЗ |
- |
Нефтеперерабатывающий завод. |
поз. |
- |
Позиция. |
СЗФ-ЗУ |
- |
Система дистанционного зажигания факела. |
Т |
- |
Теплообменник. |
ТУ |
- |
Технологическая установка. |
Ф |
- |
Флегмовое число. |
Х |
- |
Доохладитель. |
F |
- |
Расход. |
I |
- |
Интрапия. |
К |
- |
Характеризующий фактор. |
L |
- |
Уровень. |
H |
- |
верхний. |
L |
- |
нижний. |
Р |
- |
Давление. |
Q |
- |
Количество тепла. |
t |
- |
Температура. |
ХI |
Потенциальное содержание. | |
ρ |
- |
Плотность. |
ϒ |
- |
Температурная поправка. |
ВВЕДЕНИЕ
Нефть - это природный жидкий горючий
минерал, представляющий собой сложную
смесь жидких углеводородов, в которой
также растворены твердые углеводороды
и смолистые вещества. Кроме того, она
содержит сернистые, кислородные и азотистые
органические соединения.
Промышленная переработка
нефти началась в середине ХIХ века. И если
вначале целевыми продуктами были в основном
осветительный керосин и масла, то научно-технический
прогресс, выдвинувший на передний план
двигатель внутреннего сгорания, потребовал
большого количества бензина и дизельного
топлива. Для увеличения глубины извлечения
этих фракций была создана установка под
названием «атмосферная трубчатка», сочетающая
огневой нагреватель (трубчатую печь)
и ректификационную колонну. После разгонки
в ректификационной колонне получались
следующие фракции: бензиновая, керосиновая,
соляровая и мазут. Позже с целью увеличения
выхода светлых продуктов атмосферная
разгонка мазута была замещена вакуумной,
что позволило получать вакуумные газойли
(фр. 360-420°С, фр. 420-500°С) и гудрон.
Независимо от сложности состава переработка нефти начинается с перегонки.
Смысл этого процесса довольно прост. Как и все другие соединения, любой жидкий углеводород нефти имеет свою температуру кипения, то есть температуру, выше которой он испаряется.
Перегонка осуществляется в рек
Температура в ректификационной колонне снижается от куба к самой последней, верхней тарелке. Достаточно сделать отводы на разной высоте, чтобы получать фракции перегонки нефти, каждая из которых кипит в заданных температурных пределах. Фракция имеет свое конкретное назначение и в зависимости от него может быть широкой или узкой, то есть выкипать в интервале двухсот или двадцати градусов. И чем более узкие фракции необходимо получить, тем выше должны быть колонны. Тем больше в них должно быть тарелок, тем больше раз одни и те же молекулы должны, поднимаясь вверх с тарелки на тарелку, перейти из газовой фазы в жидкую и обратно.
1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Назначение технологического процесса
Установка предназначена для производства:
- бензина стабильного;
- дизельного топлива летнего;
- дизельного топлива зимнего для умеренной климатической зоны;
- дизельного топлива зимнего для холодной климатической зоны;
- дизельного топлива фирменного ДТ ТНК класс 4 вид 2000 СТО ТНК - ВР 004-2008.
Номинальная мощность действующего атмосферного блока АТ-1 - 300 тыс. т/год нефти.
Кубовый остаток перегонки нефти - (отбензиненная нефть) после охлаждения откачивается в нефтепровод КСПЗ - ЦСПН ОАО «СНГ»
Состав установки
Установка переработки нефти состоит из следующих блоков: блока ёмкостей, блока атмосферной перегонки нефти АТ-1, блока атмосферной перегонки АТ-2, блока сепаратора подготовки топливного газа, блока насосной станции по перекачке нефтепродуктов, блока товарного парка, узла налива нефтепродуктов, блока реагентов, узла учёта нефти и мазута (стабильной нефти) и блока факельного хозяйства.
Состав блока атмосферной перегонки
Блок АТ-1:
- блок колонн (атмосферная К-3 и отпарная К-4) с технологической насосной;
- блок теплообменников - Т-1/1, 2, 3, 4;
- печь нагрева нефти П-3;
- подогреватель топливного газа Т-4;
- блок реагентов;
- промежуточный парк готовой продукции;
- площадка налива нефтепродуктов;
- дренажная ёмкость Е-13 с погружным насосом Н-13.
1.2 Описание технологической схемы
Атмосферный блок
Исходное сырье – товарная нефть поступает из нефтепровода ОАО «СНГ» с давлением 3-8 кгс/см² (PI-412) на узел учёта нефти FQI-1,2 и далее в сырьевые ёмкости КР-1, КР-2 и Е-15/1,2,3 общей вместимостью 440м². Уровень нефти в ёмкостях Е-15/1,2,3 автоматически поддерживается регулятором LCAHL-426, клапан которого установлен на линии подачи нефти в ёмкость. Минимальные (30%) и максимальные (80%) уровни в ёмкостях сигнализируются.
Уровень в ёмкостях КР-1,2 автоматически поддерживается одним общим регулятором LCAHL-424, т.к. ёмкости соединены между собой уравнительной линией. Минимальные и максимальные уровни в ёмкости сигнализируются.
Предусмотрена возможность подачи некондиционного и дизельного топлива в КР-1, 2.
Из сырьевых емкостей нефть забирается насосами Н-1/1, 2 и через задвижки с электроприводом 3-1, 3-2 подается в блоки атмосферной перегонки АТ-1 и АТ-2.
Насосы Н-1/1,2 – центробежные, секционные с одинарным торцевым уплотнением.
Насосы защищены
блокировками с автоматическим отключением
по следующим параметрам: повышение
температуры подшипников
Максимальная температура подшипников 70°C сигнализируется. Снижение перепада давления между приемом и выкидом насоса до 20 кгс/см²: PDISL-100, PDISL-101.
После насосов Н-1/1,2 нефть разделяется на два потока – на атмосферный блок АТ-1 и на АТ-2.
Поток нефти на блок АТ-1 с расходом 13,0-16,0 м³/ч, автоматически поддерживаемый регулятором FICAHL-151, и давлением 17-25 кгс/см² поступает на подогрев в теплообменники Т-1/1,2,3,4. Минимальный и максимальный расход нефти сигнализируется. Нагрев нефти в теплообменниках Т-1/1,2,3,4 осуществляется отбензиненной нефтью (мазутом). После теплообменников Т-1/1,2,3,4 поток подогретой нефти с температурой до 200°С направляется через задвижку с электроприводом 3-9 двумя параллельными потоками в конвекционную часть змеевика печи П-3. На каждом потоке контролируется расход и давление нефти, поступающей в печь: расход (FISAL-352, FISAL-353) в пределах 7-11м³/ч, давление (PISAL-391, PISAL-392) 8-20 кг/см².
Нагретая в печи П-3 нефть в виде парожидкостной смеси с температурой до 334°С поступает на 4-ю тарелку атмосферной колонны
К-3. Колонна предназначена для разделения нефти методом ректификации на целевые фракции светлых нефтепродуктов и мазут.
Колонна К-3 – атмосферная ректификационная колонна с одной боковой отпарной колонной (стриппингом) К-4 для отбора фракции
180-300 (360) °С.
Основные параметры работы колонны К-3:
- температура верха до 152°С (поз. TIR - 110a);
- температура низа до 324°С (поз. TIR - 110в);
- давление верха до 1,3 кгс/см² (поз. PR - 204a);
- давление низа до 1,4 кгс/см² (поз. PR - 204в).
Температура верха колонны К-3 регулируется подачей на 19-ю тарелку острого (испаряющегося орошения) от насосов Н-4/1, 2. Каскадное регулирование производится контуром ТС-100, клапан которого установлен на подаче орошения и таким образом регулирует расход с коррекцией по температуре верха колонны К-3.
С верха колонны
К-3 пары фракций НК-205 в смеси с
водяным паром и
НК-205 (TCA-130) после доохлодителя Х-1/1. Регулируется клапаном подачи охлаждающей воды в Х-1/1.
Для защиты холодильников-конденсаторов
ВКХ-1/1,2,3 и бензинового тракта от
коррозии в коллектор перед
Стабильный бензин из Е-2 насосом Н-4/1,2 подается на орошение верха колонны К-3 и на орошение верха колонны К-5, а балансовое количество по уровню в Е-2 через воздушный холодильник ВХ-1 откачивается с установки. После воздушного холодильника ВХ-1 бензин из двух атмосферных блоков с температурой не более 50°С поступает в ёмкости промпарка цеха: Е-1/2, Е - 11/1, 2; Е - 16, 17, 18.
БГС из ёмкостей Е-16, Е-17, Е-18 перекачивается насосами Н-18/1, 2 в ёмкости Е-1/1, Е-11/1, 2 оттуда поступает на прием автоматизированной системы налива АСН-1 и отгружается потребителям в автоцистерны.
Все ёмкости для бензина оборудованы дыхательными клапанами с огнепреградителями.
Фракция 180-300 (360) °С дизельного топлива выводится по боковым перетокам с 11 и 13 тарелок колонны К-3 поступает на верхнюю тарелку стриппинга К-4. Отпарная колонна – вертикальный цилиндрический аппарат диаметром 426 мм и высотой 4342 мм.
Контактные устройства – колпачковые тарелки.
Количество тарелок - 6 шт.
Температура в колонне 216-231°С контролируется TIR-110з.
Колонна К-4 работает без подачи греющего агента (пара) и без рибойлера.
Отделение легкокипящих фракций происходит за счет снижения давления, т.к. пары из К-4 направляются в воздушные холодильники
ВХ-4/1,2, где на
входе смешиваются с
Дизельное топливо с низа колонны К-4 насосом Н-3/1, 2 по уровню в колонне LCAH-401 с расходом до 4 м³/ч (FI-121) подается на вход холодильника ВХ-2, где охлаждается до температуры 35-40°С и поступает в ёмкости Е-10/1, 2; Е-12/1, 2 в резервуары Р-1, Р-2, Р-3. Насос Н-3/1, 2 – центробежный нефтяной с двойным торцевым уплотнением. Насосы защищены блокировками с автоматическим отключением по повышению подшипников насосов до 80°С – TISAH-196,197. Максимальная температура 70°С сигнализируется.
При объединении потоков дизельного топлива с колонн К-3 и К-5 объединенный поток поступает в верхнюю часть стриппинг - колонны К-6.
Кубовой продукт колонны К-3 – мазут (отбензиненная нефть) с температурой до 340°С по уровню в колонне LCAH-400 с расходом 6-8 м³/ч подается в межтрубное пространство теплообменников Т-1/1, Т-1/2,
Т-1/3, Т-1/4 где охлаждается до температуры 156°С (TIR-110a) за счет теплообмена с поступающей сырой нефтью. Насосы Н-2/1,2- центробежные, нефтяные с двойным торцевым уплотнением.