Принцип талиона как моральная категория справедливости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Принцип талиона – равное за равное, который главенствовал во всех древних правовых системах, включая ветхозаветное – «око за око, зуб за зуб». Уже в древности он показал свою неэффективность в практическом применении, за воровство отрубали руку, а не отнимали имущество вора, насильника не насиловали, но именно в вопросах применения смертной казни принцип Талиона превратился в абсурд. Как быть, если преступник совершил не одно убийство, а серию – казнить его несколько раз? В некоторых правовых системах до сих пор теоретически возможны приговоры к нескольким казням, хотя все понимают неприменимость этих решений. В древности эту дилемму пытались решить добавлением к смертной казни истязание или поругание трупа. Но уже тогда это было понятно, что такие замены выглядят суррогатом и нарушают тот же принцип талиона.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1.Принцип талиона: общая характеристика……………………………...…5-8
Определение, виды и предназначение принципа талиона………….5
От талиона к «золотому правилу»……………………………………6
2.Принцип талиона в древних и средневековых правовых системах……..9-18
Талион в истории права……………………………………………..9
Талион в религиозных учениях…………………………………….10
Талиона в системах наказания Канта и Гегеля…………………....13
3. Принцип талиона как моральная категория
справедливости ………………………...……………………………….........19-21
Заключение………………………………………………………………….……22
Список литературы………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_VNUTRENNIKh_DEL_ROSSIJSKOJ_FEDERATsI (1).docx

— 44.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………………………3

1.Принцип талиона: общая характеристика……………………………...…5-8

  1. Определение, виды и предназначение принципа талиона………….5
  2. От талиона к «золотому правилу»……………………………………6

2.Принцип талиона в древних и средневековых правовых системах……..9-18

  1. Талион в истории права……………………………………………..9
  2. Талион в религиозных учениях…………………………………….10
  3. Талиона в системах наказания Канта и Гегеля…………………....13

3. Принцип талиона как моральная категория

справедливости ………………………...……………………………….........19-21

Заключение………………………………………………………………….……22

Список литературы………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Вместо твердого древнего

 закона свободным  сердцем 

должен был решать впредь сам,

 что добро и что  зло.

 

 Ф.М.Достоевский

 

Принцип талиона – равное за равное, который главенствовал во всех древних правовых системах, включая ветхозаветное – «око за око, зуб за зуб». Уже в древности он показал свою неэффективность в практическом применении, за воровство отрубали руку, а не отнимали имущество вора, насильника не насиловали, но именно в вопросах применения смертной казни принцип Талиона превратился в абсурд. Как быть, если преступник совершил не одно убийство, а серию – казнить его несколько раз? В некоторых правовых системах до сих пор теоретически возможны приговоры к нескольким казням, хотя все понимают неприменимость этих решений. В древности эту дилемму пытались решить добавлением к смертной казни истязание или поругание трупа. Но уже тогда это было понятно, что такие замены выглядят суррогатом и нарушают тот же принцип талиона.

Талион вошел в историю нравов и оставил глубокий след в культуре, во-первых, как воплощение уравнительной справедливости, во-вторых, как исторически первая форма легитимного насилия. Этическая структура талиона получила отражение в представлениях ранних философов о справедливости как равном воздаянии (Анаксимандр, пифагорейцы и др.). Она же стала точкой отсчета первых законодательств.

Данная тема является достаточно актуальной, так как использующиеся в настоящее время правовые системы возникли, пройдя несколько исторических этапов и преобразований, в том числе через принцип равного воздаяния-талиона, который является основополагающим всех первоначальных отношений в обществе.

Целью создания реферата является изучение нравственного содержания и пределов применимости принципа равного возмездия (талиона).

Для решения поставленной цели выделены следующие задачи:

  1. Изучить понятие «талион»;
  2. Рассмотреть его характеристику;
  3. Историю возникновения понятия;
  4. Описания талиона в различных религиозных учениях;
  5. Точки зрения великих мыслителей о талионе;
  6. Взаимосвязь понятий талиона и равенства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Принцип талиона: общая характеристика

 

  1. Определение, виды и предназначение принципа талиона

 

Талион - (лат. talio — от talis в значении «такой же» — наказание, равное по силе преступлению) — категория истории нравов, более известная в общественном сознании и литературе под названием равного возмездия; древний обычай, регулировавший взаимоотношения между кровнородственными объединениями на основе равенства в оскорблении и обязывавший ограничиваться в воздаянии ущербом, точно соответствующим повреждению1 («око за око, зуб за зуб»). В настоящее время изречение приобрело более мирный смысл и в современном русском языке значит то же, что: «получи по заслугам», «как аукнется, так и откликнется».

Талион — типичный социорегулятивный механизм первобытной эпохи. Для его качественной характеристики существенное значение имеют следующие особенности: акт возмездия является ответным действием, он задается характером и размером нанесенного роду оскорбления, ущерба; способ переживания в случае талиона полностью совпадает со способом действования, необходимость мести является для древнего человека органической страстью души, требующей безусловного удовлетворения; талион есть выражение коллективной ответственности, субъектом действия здесь выступает род, отдельные индивиды являются всего лишь непосредственными носителями его воли.

По способу возмездия выделяют материальный талион, когда причинённое зло в точности воспроизводится наказанием (например, нанёсшему телесное повреждение отплачивается таким же), и символический, в котором равенство проступка и наказания проводится в идее.

Талион появляется в праве, когда кровная месть без пределов перестает соответствовать требованиям правосознания. Он имеет целью охрану правонарушителя и его рода от причинения излишнего ущерба со стороны потерпевших.

Талион является грубым выражением справедливости, доступным и понятным уже первобытному человеку.2

 

 

1.2 От талиона к «золотому правилу»

 

Талион и золотое правило обычно рассматриваются как выражение исторически последовательных ступеней в развитии нравственности. Устоявшееся мнение заключается в том, что талион– это форма социальной регламентации, соответствующая довольно ранней стадии развития человеческих сообществ. При сугубо историческом рассмотрении предстает восходящим к архаическому обычаю кровной мести и преодолевающим его правилом наказания за совершенное преступление – правилом, по которому возмездие должно строго соответствовать нанесенному ущербу. В современных нормативных исследованиях талион нередко трактуется более широко – как правило равного воздаяния, что исторически некорректно, но в теоретическом анализе допустимо для обобщенного представления особого типа регуляции взаимоотношений между людьми. Именно в таком контексте понятно принятое мнение, что с развитием и обогащением социальных отношений талион вытесняется на периферию человеческих связей другой, более утонченной нормативной формой – золотым правилом, появление которого знаменует оформление морали, или нравственности в современном смысле этого слова. Талион, таким образом, рассматривается как доморальная форма социальной регуляции; хотя если брать талион в указанном строгом значении, то исторически он оказывается предшествующим не столько нравственности, сколько праву, институционализированному закону.3

Золотое правило — общее этическое правило: поступайте по отношению к другим так, как Вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к Вам. Золотое правило предполагает возможность встать на место другого человека: я к себе могу отнестись как к другому, к другому - как к себе. Такое отношение и есть основа связи между людьми, которая называется любовью.

Золотое правило требует отношения к другому человеку как к себе в перспективе совершенства, то есть как к цели, но никогда - как к средству.

Золотое правило нравственности - основа нравственного поведения личности, концентрированное выражение принципа гуманизма, осознанное человечеством с древнейших времён. История становления этого принципа как; основы нравственного поведения одновременно является историей становления нравственности. В современном его значении «золотого правила» нравственности начинает использоваться в XVIII в.

Золотое правило нравственности и генетически, и по существу представляет собой отрицание талиона. В процессе многообразной внутренней дифференциации и расширения общественных отношений талион трансформировался в двух направлениях: подлежащий отмщению ущерб стал калькулироваться с учетом субъективного аспекта (за его скобки постепенно выносятся ненамеренные действия, ущерб, нанесенный скотом, и т. д.) и заменяться материальным вознаграждением, выкупом. Изменения, приведшие к необходимости перехода от коллективной ответственности рода к индивидуальной ответственности лиц и снятия той резкой разделейности между «своими» и «чужими», которая могла уравновешиваться только взаимным признанием права силы, и воплотились в золотом правиле нравственности. Как полагает А. Диле, посредствующим звеном в процессе перехода от талиона к золотому правилу было правило: «добром за добро, обидой за обиду». 4

Золотое правило от талиона отличается тем, что оно: 1) утверждает в качестве субъекта поведения само действующее лицо и обязывает его руководствоваться своими собственными представлениями о хорошем и плохом («чего в другом не любишь...», «во всем, как хотел...»); 2) соединяет «своих» и «чужих», которые теперь становятся просто другими и охватывают всех людей; 3) представляет собой идеально (мысленно) заданный регулятив поведения, а не обычай5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Принцип талиона в древних  и средневековых правовых системах

 

  1. Талион в истории права

 

Талион известен в первую очередь первобытным народам, у которых применяется в самых разнообразных формах, сохраняющих одно основное стремление — уравнять наказание с причиненным ущербом.

До каких пределов последовательно в этом отношении обычное право, видно из того, что у жителей Гвинеи мужчина, супруга которого совершила прелюбодеяние, был вправе совершить такое же преступление с женой виновного.

В Абиссинии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на неосторожного правонарушителя.

Весьма полно выражена была идея талиона в еврейском праве («око за око, зуб за зуб»), в римских законах XII таблиц и в средневековых германских законах.

В русском праве идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года, которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнем жгут.6

Большую роль талион играл и в законах Петра I. В Артикуле воинском 1715 года предписывалось за богохуление прожигать язык раскаленным железом, за лжеприсягу отсекать два пальца, за убийство «паки отметить и без всякой милости голову отсечь». Талион применялся также при ложных доносах.

С течением времени материальный талион, разделяя участь членовредительных наказаний и квалифицированных форм смертной казни, перестает применяться. Вообще возможность осуществления его постепенно теряется при усложнении форм преступной деятельности и изменении карательных систем, ставящих в основание кары лишение свободы.7

Идея возмездия (без строгого проведения талиона) и в настоящее время служит исходным началом, к которому только приводят другие цели и задачи наказания.

 

    1. Талион в религиозных учениях

 

В Библии принцип талиона был призван остановить эскалацию мести, заменяя ее принципом равного возмездия: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» . Важно иметь в виду, что данный закон предназначался судьям, а не отдельному человеку, поэтому совершенно неверно современное толкование «око за око» как призыв к мести. Речь идет не о мести, а о соответствии меры воздаяния тяжести преступления. Принцип талиона способствовал формированию более высокого уровня человеческих взаимоотношений, которые выражаются в «золотом правиле этики» в его первоначальной отрицательной формуле: «Не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой». С появлением Нового Завета стало возможным исполнять положительную формулу «золотого правила этики»: «Поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Христианину приличествует останавливать зло на себе.

В Коране и в исламе в целом прослеживается аналогичная эволюция по смягчению талиона. Как и в Нагорной проповеди, в Коране при первом упоминании правила талиона производится отсылка к уже известному закону и затем дается наставление. Однако собственно кораническое наставление не противопоставляется Моисеевому, но только сопоставляется с ним: «О вы, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный — за свободного, раб — за раба, женщина — за женщину. Если убийца прощен родственником убитого — своим братом по вере, — то убийце следует поступить согласно обычаю и уплатить достойный выкуп. Это — облегчение вам от вашего Господа и милость. А тому, кто преступит [эту заповедь] после разъяснения, — мучительная кара» (Коран 2:178; см. также 5:45 / пер. И.Ю. Крачковского).

Но вместе с тем косвенно рекомендуется и прощение. В суре 2 прощение только упоминается, и главным при этом упоминании является «достойный выкуп». По свидетельству специалистов, само слово «уплата» («оплата») — «кисас» — это то же слово, которое обозначает возмездие, месть, но не кровную месть. В суре 5 продолжение ст. 45 (в пер. В. Пороховой) гласит: «А кто простит [за свои раны], И [возмещение за них] на милостыню обратит, тому послужит это искуплением [грехов]». Опять-таки прощение здесь лишь упоминается, но не прямо требуется. Указывается не только на предпочтительность прощения, в смысле отказа от физического наказания и замену его денежной компенсацией, — но и на предпочтительность пожертвования полученной компенсации на милостыню. Следующий же стих фактически закрепляет обновленный в сравненнии с классическим правом талиона ценностный контекст: прощение, снисходительность, милостыня в соотнесении со спасением задают более возвышенный, альтуристически-перфекционистский способ морального мышления (5:46). В другом месте эта идея получает дальнейшее развитие: прощение прямо противопоставляется возмездию, при этом само воздаяние злом за зло рассматривается как зло, через совершение которого мстящий приравнивает себя злодею: (42:40 / смысловой пер. М.-Н.О. Османова).

Информация о работе Принцип талиона как моральная категория справедливости