Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 20:05, контрольная работа
Разработать: цилиндрический редуктор и рабочие чертежи вала и колеса. Принять режим нагружения шестерни и колеса постоянный с длительной работой.
- коэффициент безопасности: рекомендуемый п6ез = 1,1 ... 1,2, принимаем = 1,2.
Расчетное допускаемое контактное напряжение [ ]н для прямозубой цилиндрической передачи [ ]н =[ ] =398МПа
1.4.3. Определение допускаемых напряжений изгиба зубчатых передач
Режим нагружения шестерни и колеса постоянный, работа длительная. Соответствующее постоянному режиму допускаемое напряжение изгиба равно:
Для шестерни: [ ] = = МПа
Для колеса: [ ] = = МПа
где: - предел изгибной выносливости:
для шестерни: = 1,8НВср1 = 1,8 • 215 = 387 МПа
для колеса: = 1,8НВ ср2 = 1,8 • 203,5 = 366 МПа
- коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности: = 0,8 ... 1,2
( = 0,8 при грубом шлифовании, =1,2 при тонком шлифовании)
- коэффициент, учитывающий размеры деталей: = 1 ... 1,05
(Ум =1 при диаметре, меньше 400 мм, Ум = 1,05 при диаметре больше 0,4м)
-коэффициент, учитывающий
- коэффициент запаса: рекомендуемый п3 =1,3 ... 1,75, принимаем п3 = 1,5.
1.4.4. Проектный расчет закрытой цилиндрической передачи
При проектном расчете определяются все параметры зубчатой передачи.
За исходные величины принимаются:
Крутящий момент М = 174 Н·м на 2-ом валу (см. таблицу 1.4);
Передаточное число зубчатой передачи U= 5,6: (см. п. 1.2);
Расчетное допускаемое контактное напряжение [ ] :
- для прямозубой передачи: [ ] = 398 МПа (см. п. 1.4.2)
Коэффициент относительной ширины колеса а :
- для прямозубой передачи рекомендуется: а = 0,315; 0,4; 0,5;
принимаем: а = 0,5;
Коэффициент нагрузки: рекомендуемый K = 1,1 ... 1,5; принимаем: К= 1,2. Коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями: рекомендуемый К = 1,0 ... 1,1; принимаем: К = 1,02.
Определение межосевого расстояния цилиндрической зубчатой передачи
Межосевое расстояние цилиндрической зубчатой передачи является основным параметром.
Прямозубая передача
=(U+1)
Округляем по таблице 1.6 до ближайшего стандартного значения: =140мм
Таблица 1.6
Стандартные значения межосевого расстояния
50 |
63 |
71 |
80 |
90 |
100 |
112 |
125 |
140 |
160 |
180 |
200 |
224 |
250 |
260 |
280 |
300 |
320 |
Определение ширины зубчатых колес
Ширина колеса:
В2= = = 70мм
Ширина шестерни:
В = В2+ 5 = 70 + 5 = 75 мм
Определение модуля зубчатых колес
0,0 1 < т < 0,02
0,01·140< т <
1,4 < т < 2,8
Выбираем стандартное значение модуля тст по таблице 1.7 тст = 2 мм.
Таблица 1.7
Стандартные значения модулей, в мм
тст ; тпст |
1,5 |
1,75 |
2 |
2,25 |
2,5 |
2,75 |
3 |
3,5 |
4 |
4,5 |
5 |
5,5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|Определение числа зубьев шестерни и колеса
Суммарное число зубьев Z :
Z
где: Z — должно быть целым числом. Поэтому при необходимости следует изменить .
Число зубьев шестерни Z
Z =
Z =140/(5,6+1)=21,2
Округляем: Z = 21
Число зубьев колеса Z = Z - Z = 140 - 21 = 119 .
Уточнение передаточного числа
После выбора электродвигателя (см. выше п. 1.2) было определено передаточное число цилиндрического редуктора (U = 5,6).
Однако последующий точный расчет числа зубьев шестерни и колеса прямозубой передачи требует скорректировать передаточные числа.
Уточненное передаточное число U’: U’= = =5,66
Отклонение от исходного U : e%=
e%= меньше требуемых 5%
Определение геометрических параметров цилиндрических зубчатых передач
Делительный диаметр
шестерни d
d = мм
d = мм
Диаметр вершин зубьев шестерни d
d = d +2m=42+ мм
d = d +2m=238+ мм
Диаметр впадин зубьев шестерни d
d = d -2,5m=42- =37мм
d = d -2,5m=238- =233мм
Межосевое расстояние:
мм
1.4.5. Проверочный расчет
закрытой цилиндрической
где: - межосевое расстояние ( см. п. 1.4.4: =140 мм );
- уточненное передаточное число ( см. п. 1.4.4): =6,37;
K - коэффициент нагрузки (K=1,2);
- крутящийся момент на 2 валу (см. таблицу 1.5: =195,7Нм);
- ширина колеса ( см. п. 1.4.4): =70 мм
Отклонение расчетных контактных напряжений от допускаемых не должно превышать
e%=
e%=
Отклонение в пределах допускаемого
1.4.6. Расчет зубьев цилиндрических зубчатых колес на изгибную прочность
где: К – коэффициент нагрузки: К=1,2
- окружное усилие на длительном диаметре d
у прямозубой передачи: = Н
где: - берется по таблице 1.5;
- получены в п. 1.4.4
- коэффициент прочности по местным напряжениям (по таблице 1.8) определяется по числу прямых зубьев.
Коэффициенты прочности зубьев
по местным напряжениям
Таблица 1.8
Число зубьев Z, |
15 |
20 |
25 |
30 |
40 |
50 |
60 |
80 |
100 |
150 |
200 |
Коэффициент |
4,7 |
4,4 |
3,9 |
3,8 |
3,7 |
3,65 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,61 |
B - ширина прямозубого колеса: B =70мм
m – модуль прямозубого колеса: m=2мм
К - коэффициент, учитывающий торцевое перекрытие зубьев: К =0,7
Полученное значение должно быть меньше
допускаемых напряжений изгиба, см.
п. 1.4.3:
45,1МПа
Глава 2 КОМПОНОВКА ЦИЛИНДРИЧЕКОГО ЗУБЧАТОГО РЕДУКТОРА
2.1 Компоновка
цилиндрического зубчатого
В главе 1 были найдены основные геометрические параметры шестерни и колеса прямозубой передачи:
Межосевое расстояние: = 140 мм
Ширина
колеса:
Ширина
шестерни:
Модуль:
Делительный диаметр шестерни: d =42 мм
Делительный диаметр колеса: d =238 мм
Диаметр вершин зубьев шестерни: d =46 мм
Диаметр впадин зубьев шестерни: d =37 мм
Диаметр вершин зубьев колеса: d =242 мм
Диаметр впадин зубьев колеса: d =233 мм
Компоновка включает наиболее удачное с конструктивной точки зрения взаимное расположение в полости редуктора всех его составных частей: зубчатых колес, валов, подшипников качения, манжет, деталей крепления.
Для качественного выполнения компоновки требуется знать современные конструкции зубчатых колес и валов, а также особенности конструирования литого корпуса и крышек редуктора.
Компоновка осуществляется
по плоскости разъема редуктора,
так как на ней располагаются
в натуральных габаритах
Процесс компоновки ведется
в следующей
- вначале на плоскость
миллиметровки или чертежа
- затем с учетом осей вычерчиваются контуры шестерни 5 и колеса 16 с зубьями, находящимися в зацеплении, по расчетным, полученным ранее, диаметральным размерам
d , d , d , d , d , d , а также расчетной ширине В и В . При этом учитываются особенности конструктивного исполнения шестерни и колеса при разных методах их изготовления (кузнечная штамповка, литье, механическая обработка проката), размеры обода S, ступицы S диска C, фасок f и f (об этом будет сказано ниже).
-после этого осуществляется ориентировочный выбор диаметров ступеней валов шестерни 5: d3, d4, d5 и колеса 19: d6 , d7, d8 , d9 , а также выбираются размеры шпонок 1, 10, 14 (о чем будет рассмотрено ниже).
-наконец намечаются
размеры внутренней полости
рина) путем установления величины зазоров
между торцами шестерни и корпусом
, между вершиной зубьев колеса и корпусом
и вершины зубьев шестерни и корпусом
В нашем случае принимаем:
= 10 мм,
= 30 м (из рекомендуемых
= 5...40 мм).
Рис 2.1. компоновка цилиндрического зубчатого редуктора:
а) – с колесом одной ширины; б) – колесо с внутренним диском;
в) – шевронное колесо в паре с шестерней
- завершается компоновка
установкой в корпусе
При этом учитывается то, что ширину плоскости разъема корпуса редуктора по всему периметру рекомендуется принимать равной b = 40 мм, а толщину стенок корпуса редуктора равной = 10 мм.
Все крышки подшипников 3, 7, 13 и 17 рекомендуется устанавливать утопленными в корпус редуктора.
Далее по тексту рассматриваются конструкции зубчатых колес и порядок выбора ориентировочных диаметров ступеней валов и шпонок.
Конструкция цилиндрических зубчатых колес
На чертеже представлены конструкции прямозубых колес.
Шестерня прямозубой передачи 5 изготавливается заодно с валом в виде вала-шестерни из круглого проката или путем свободной ковки с последующей механической и термической обработкой.
Колесо прямозубой передачи 16 установлено на отдельном ступенчатом валу 19 с помощью шпонки 14. Оно изготавливается путем свободной ковки или из литья с последующей механической и термической обработкой.
При небольшой толщине колеса (до 30...40 мм) оно выполняется в виде диска 16 с небольшими (до 2 мм) углубления на боковых поверхностях. Это делается для того, чтобы обеспечивать точную обработку только торцов ступицы S и обода S, а не всей боковой поверхности.
При широких колесах (толщиной
более 40 мм) с целью экономии металла рекомендуется
изготавливать колеса с узким внутренним
диском C, равным у прямозубой передачи
по толщине C
= 15 мм.