Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:01, дипломная работа
Главной особенностью строительства трубопроводов является разнообразие природно-климатических и гидрологических характеристик местности вдоль трассы, что требует конструктивных и технологических решений при прокладке линейной части трубопроводов.
Нефтепровод «Ванкорское месторождение – НПС Пурпе» будет подпитывать нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» принадлежащий системам транспорта нефти «Транснефти». Далее по нефтепроводу «ВСТО» нефть будет транспортироваться в Китай.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
КИП – контрольно-измерительные приборы
СОД – система очистки и диагностики
ГНПС – головная нефтеперекачивающая станция
НПС – нефтеперекачивающая станция
ПТБ- печь трубчатая для нагрева нефти
ТПУ – трубопоршневая установка
ППУ – пенополиуретан
ЛЭП – линия электропередач
МН – магистральный насос
НВП – подпорный насос
ОПП (ОС1, ОС1а, ОС3) – опора продольно-подвижная
ОСП (ОС2, ОС2а, ОС4) – опора свободно – подвижная
НО (ОН1, ОН2, ОН3) – опора неподвижная
УЗК – ультразвуковой контроль
ГЕТ – система, горизонтальная, естественно действующая (индивидуальный термостабилизатор)
ВЕТ – система, вертикальная, естественно действующая, трубчатая (индивидуальный термостабилизатор)
СОУ – сезонно-действующие охлаждающие устройства
БАД – блок акустического датчика
ПУС – переносное устройство сигнализации
СВД – сварка вращающейся дугой
БАК – блок акустического датчика
БА – блок анализатора
БВП – блок внешнего подключения
ПУС – переносное устройство сигнализации
ЦБ – центральный блок
СМР – сметно монтажные работы
СНСП – страхование от несчастных случаев на производстве
ФОТ – фонд оплаты труда
СВ - социальные выплаты
ВВЕДЕНИЕ
Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.
Трубопроводный транспорт нефти имеет ряд преимуществ: возможность повсеместной укладки трубопровода, низкая себестоимость транспортировки, сохранность качества благодаря полной герметизации трубы, меньшая материало- и капиталоёмкость, полная автоматизация операций по наливу, перекачки, транспортировки и сливу, малочисленность обслуживающего персонала, непрерывность процесса перекачки, отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду.
Главной
особенностью строительства
Нефтепровод «Ванкорское месторождение – НПС Пурпе» будет подпитывать нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» принадлежащий системам транспорта нефти «Транснефти». Далее по нефтепроводу «ВСТО» нефть будет транспортироваться в Китай.
Настоящий дипломный проект рассматривает проблемы проектирования магистрального нефтепровода в условиях Крайнего севера – многолетнемерзлых грунтов.
В технологическом разделе проекта произведен выбор способа прокладки нефтепровода, расчет диаметра и толщины стенки труб, проверка прочности и устойчивости надземной части нефтепровода, гидравлический расчет нефтепровода, рассчитана необходимая толщина тепловой изоляции для надземной и подземной частей нефтепровода, а также расчет устойчивости подземного трубопровода против всплытия, сооружаемого на болоте и обводненных участках, произведен подбор насосного оборудования, обеспечивающего перекачку проектных объемов нефти, представлены проектные решения для нефтеперекачивающих станций и линейной части нефтепровода.
Раздел «КИП и автоматика» рассматривает систему автоматизации печей подогрева нефти. Приводится схема автоматизации, дается описание и принцип работы датчиков и расходомеров, а также манометров используемых с данными печами.
В разделе «Безопасность и экологичность проекта» приведен анализ источников воспламенения, произведен расчет расхода огнетушащих средств, методы и средства защиты персонала от производственных опасностей, а так же меры достижения безопасности при эксплуатации нефтепровода «Ванкор-Пурпе».
В экономическом разделе произведен расчет себестоимости транспорта 1 тонны нефти от «Ванкорского» месторождения до НПС «Пурпе» по трубопроводу
1. Технологическая часть
Для организации транспорта нефти с Ванкорского месторождения в юго-западном направлении на нефтеперекачивающую станцию «Пурпе», в существующую систему магистральных нефтепроводов АК «Транснефть», намечено строительство магистрального нефтепровода диаметром 820 мм в составе:
- ГНПС – головной
нефтеперекачивающей станции,
-НПС-1 – промежуточной нефтеперекачивающей станции, расположенной на 172 км;
-НПС-2 – промежуточной нефтеперекачивающей станции, расположенной в районе Ново-Часельского месторождения, 313км;
- НПС с узлом
подключения к системе
На участке между НПС-2 и НПС «Пурпе» с узлом подключения к системе магистральных нефтепроводов, предусматривается подсоединение перспективной промежуточной нефтеперекачивающей станции.
На НПС с
узлом подключения к системе
магистральных нефтепроводов
- коммерческий
узел учета нефти с ТПУ (
- блок контроля качества;
- химлаборатория.
1.1. Краткая характеристика района строительства
Протяженность
трассы нефтепровода составляет 543 км,
из них первые 172 км проходят в зоне
сплошного распространения
Многолетнемерзлые грунты представлены преимущественно супесями, легкими суглинками с включениями гравия, гальки и валунов, а также пылеватыми и мелкими песками и торфяниками.
Криогенная текстура песков – массивная, супесей и суглинков – слоистая. На буграх пучения и вблизи озер на территории болотных массивов в отложениях встречаются прослойки льда мощностью до 20-30 см.
При нарушении температурного режима многолетнемерзлых пород, из-за высокой льдистости они дают большие осадки.
Многолетнемерзлые грунты с относительной осадкой при оттаивании 0,1 д.ед. и менее относятся к непросадочным грунтам, с осадкой при оттаивании от 0,1 до 0,3 д.ед. к просадочным грунтам, более 0,3 д.ед. к сильно просадочным.
Трасса нефтепровода на своем пути пересекает три крупных водотока: реки Таз, Айваседопур и Пякупур. Ширина в межень перечисленных рек более 75 м. Пересекаемые реки Хуричангда, Левый Хуттыяха, Панчаткещитчары, Гутконгдо Момчак, Ундыльки, Кыпакы, Тэкоделькы, Таркасе имеют меженный горизонт от 10 до 18 м и глубину от 0,4 до 4,4 м. Кроме перечисленных рек трасса пересекает еще 70 малых рек и ручьев.
На км 488 трасса пересекает автомобильную дорогу Тарко-Сале-Пурпе VI категории, на км 519 – автодорогу Пурпе – Новый Уренгой III категории и железную дорогу Сургут – Новый Уренгой общего назначения.
На 519 км трасса нефтепровода пересекает ЛЭП 110 кВ и 2 линии 6 кВ, из подземных сооружений: кабель связи, два кабеля сигнализации, два газопровода диаметром 1420 мм и два конденсатопровода диаметром 720 мм.
1.2. Инженерно-геологические условия
Район строительства в соответствии с СНиП 23-01-99* «Строительная климатология»[26] относится к северной строительно-климатической зоне, северная часть трассы (км 0- км 150) подрайону – I Б, центральная часть трассы (км 150 - км 400) проходит по подрайону I А, а южная часть трассы (км 400- конец трассы) к подрайону I Г.
Участок проектируемого
строительства в
Территория проведения
изысканий расположена в
Подошва многолетнемерзлых пород на междуречных пространствах здесь залегает на глубинах 300 - 400 м.
При движении на юг площадь развития талых отложений достаточно быстро нарастает и занимает от 3-5 до 20 % в районе прохождения трассы по правому берегу долины реки Таз (км 100 – км 150). Здесь трасса проходит по участку преимущественно сплошного распространения многолетнемерзлых грунтов.
Подошва мерзлых толщ поднимается здесь от 300-400 м на севере участка до глубины 200-300 м на юге.
Многолетнемерзлые грунты представлены преимущественно супесями, легкими суглинками с включениями гравия, гальки и валунов, а также пылеватыми и мелкими песками и торфяниками.
Многолетнемерзлые
породы относятся к группе
специфических грунтов. В
1.3 Технологические параметры и режимы работы нефтепровода
Объем добычи Ванкорского месторождения от 7,2 млн. т/год до 19 млн. т/год и перспективного поступления нефти (таблица 1).
Диаметр нефтепровода
и количество НПС определено из расчета
обеспечения пропускной способности
нефтепровода 19 млн. т/год. Расположение
промежуточных станций
Согласно расчетам для строительства нефтепровода принимаются трубы диаметром 820 мм.
Таблица 1 - Уровни добычи по Ванкорскому месторождению
Годы разработки месторождения |
Годовая добыча нефти, тыс. т |
1 |
2372,7 |
2 |
7206,8 |
3 |
9867,7 |
4 |
11124,8 |
5 |
13760,2 |
6 |
17550,2 |
7 |
19017,4 |
8 |
16980,7 |
9 |
15044,1 |
10 |
13132,9 |
Таблица 2 - Данные по расстановке станций по трассе нефтепровода с учетом максимальной производительности и изотермичности нефтепровода
Наименование |
Единица измерения |
Величина |
Количество рабочих дней в году |
дни |
357 |
Коэффициент,учитывающий неравномерность перекачки |
- |
1,07 |
Длина нефтепровода
Ду 800 |
км |
187 |
Длина нефтепровода Ду 800 (НПС-1 – НПС -2) |
км |
173 |
Длина нефтепровода Ду 800 (НПС-2 – НПС в «Пурпе) |
км |
183 |
ГНПС |
м |
55 |
НПС - 1 |
м |
22,5 |
НПС - 2 |
м |
40 |
НПС с узлом
подключения к системе |
м |
55 |
Рассчитаем
диаметр и толщину стенки
1.4 Расчет диаметра трубопровода
Ориентировочное
значение внутреннего диаметра вычисляется по формуле:
(1)
где, Qч – расчетная часовая пропускная способность нефтепровода;
wo– рекомендуемая ориентировочная скорость перекачки, определяемая из графика (рисунок 1).
Рисунок 1 - Зависимость рекомендуемой скорости перекачки от плановой
производительности нефтепровода
Расчет необходимо проводить по максимальному объему перекачки (19017,4 тыс.т/год).
Расчетная часовая пропускная способность нефтепровода определяется по формуле:
Q
где Gг – годовой объем перекачки, Gг = 19017,4 тыс.т/год;
Nр – расчетное число суток работы нефтепровода;