Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:01, дипломная работа
Главной особенностью строительства трубопроводов является разнообразие природно-климатических и гидрологических характеристик местности вдоль трассы, что требует конструктивных и технологических решений при прокладке линейной части трубопроводов.
Нефтепровод «Ванкорское месторождение – НПС Пурпе» будет подпитывать нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» принадлежащий системам транспорта нефти «Транснефти». Далее по нефтепроводу «ВСТО» нефть будет транспортироваться в Китай.
– расчетная плотность.
Определим расчетную плотность при температуре перекачки:
, (3)
где r293 – плотность нефти при 293К, кг/м3 [1];
x – температурная поправка, рассчитываемая по формуле:
x=1,825 – 0,001315×r293;
x=1,825 – 0,001315 × 884,6 = 0,6662 кг/(м3∙К);
, кг/м3.
Тогда расчетная
часовая пропускная
Q , м3/ч:.
Согласно рисунку 1 принимаем wo = 1,7 м/c, тогда
м.
По значению Do принимается ближайший стандартный наружный диаметр Dн =820 мм [1].
1.5 Конструктивная характеристика нефтепровода
В соответствии с требованиями [2] магистральный нефтепровод «Ванкор – НПС «Пурпе» отнесен ко 2 классу и III категории трубопроводов. Согласно [2] категория нефтепровода, прокладываемого по территории распространения вечномерзлых грунтов, имеющих при оттаивании относительную осадку свыше 0,1м повышается до II категории.
Ввиду наличия по трассе нефтепровода многолетнемерзлых грунтов,
имеющих сплошное распространение от 0 км до 216 км принята надземная прокладка, на остальной части трассы до 543 км нефтепровод прокладывается подземно с применением защитных мероприятий от растепления при пересечении островных участков мерзлоты.
Надземный участок нефтепровода (0 км - 216 км) проектируется с компенсацией продольных деформаций и прокладывается на опорах, обеспечивающих перемещение по ним трубопровода при изменении температуры и давления. Схема компенсатора с расстановкой подвижных и неподвижных опор приведена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Схема компенсатора
Для наиболее сложных
участков подземной прокладки
Проверка прочности и устойчивости надземных участков трубопровода проводится согласно [2] проводится из условия:
,
где - максимальные продольные напряжения в трубопроводе от расчетных нагрузок и воздействий, МПа;
R1 – расчетное сопротивление.
где Rн1 - нормативное сопротивление растяжению (сжатию) металла трубы и сварных соединений, определяемое из условий работы, принято по сертификату на трубу из стали 09Г2ФБ, Rн1=550 МПа;
m0 – коэффициент условий работы трубопровода, принимаемый m= 0,75для трубопроводов I и II категории;
k1 – коэффициент надежности по материалу, k1=1,34 для стальных прямошовных сварных труб;
kн - коэффициент надежности по назначению трубопровода зависящий от его диаметра, kн=1,0 ( D≤1000мм);
- коэффициент, учитывающий
,
где - кольцевые напряжения в трубопроводе.
,
где n – коэффициент надежности по нагрузке: n=1,15 для нефтепродуктов, работающих по системе из насоса в насос.
,
где р – рабочее давление ( МПа), р = 7 МПа ;
DH – наружный диаметр трубы (см), Dн=820 мм;
R1 – расчетное сопротивление растяжению металла трубы (МПа), определяемое по формуле (6);
- коэффициент, учитывающий
,
где - продольное осевое сжимающее напряжение, МПа, определяемое от расчетных нагрузок и воздействий с учетом упругопластической работы металла труб в зависимости от принятых конструктивных решений.
Согласно формуле
(6) определим расчетное
R1= =307,84 МПа.
Определяем толщину стенки по формуле (9) при =1:
мм;
Принимаем по сортаменту ближайшую большую номинальную толщину стенки = 11 мм.
Продольные осевые напряжения определяются по формуле:
,
где – коэффициент линейного расширения металла, =1,2×10-5 1/°С [1];
– модуль Юнга, МПа, для стали =2,06×105 МПа [1];
– расчетные перепады
,
,
где – коэффициент Пуассона, = 0,3 [1];
– внутренний диаметр трубопровода.
Рассчитываем температурные перепады:
°С.
Определяем продольные осевые напряжения от расчетных нагрузок и воздействий:
МПа;
МПа.
Определяем для сжимающих продольных напряжений ( <0) по формуле (10):
.
Уточняем значение :
мм.
Расчетная толщина стенки не должна быть больше номинальной, условие выполняется, т.к. 10,25мм< 11мм.
Определим кольцевые напряжения:
Тогда коэффициент
учитывающий двухосное
Условие прочности выполняется т.к
303.8≤307.84 МПа.
Проведем гидравлический расчет данного нефтепровода, как изотермического трубопровод. Изотермичность трубопровода можно обеспечить, применяя системы для поддержания постоянной температуры нефти на всем участке, независимо от способа прокладки, и теплоизоляцией [3].
1.6 Определение толщины тепловой изоляции надземной части нефтепровода
Для надземных трубопроводов толщина тепловой изоляции может быть определена из условия предотвращения замораживания нефтепродукта[1] по формуле:
(15)
где Dиз – диаметр трубопровода с изоляцией;
Dн- наружный диаметр трубопровода;
Тср – средняя температура перекачиваемой жидкости;
T0 – температура окружающей среды,T0 = 228 К;
-допускаемое падение темп-ры в надземном участке длиной ;
Q – объемный расход нефтепродукта, м/с;
Ср- удельная теплоемкость нефтепродукта, среднее 2100 Дж/(кг·К);
- длина надземного участка 216 км;
- коэффициент теплопроводности ППУ 0,0285 Вт/(м·К);
- коэффициент теплоотдачи [4].
Коэффициент теплоотдачи вычисляется по следующей формуле:
где С и n – величина, которых зависит от Reвозд ( таблица 3);
- коэффициент теплопроводности воздуха, = 0,028 Вт/(м·К);
Re – число Рейнольдса для воздуха [1].
Таблица 3 - Зависимость коэффициентов С и n от Reвозд
Reвозд |
C |
n |
1 |
2 |
3 |
5-80 |
0,810 |
0,4 |
80-5·103 |
0,625 |
0,46 |
5·103-5·104 |
0,970 |
0,6 |
Более 5·104 |
0,023 |
0,8 |
где wв –скорость ветра, принимаем равной wв=2,5 м/с;
- кинемат. вязкость воздуха при T=308 К, = 9,8·10-6 м2/с.
Тогда,
Подставляем в формулу (15) формулу (16),тогда:
Тогда,
Округляем до стандартного значения, т.е Dиз = 10 см .
1.7 Гидравлический расчет нефтепровода
Выполним расчет магистрального нефтепровода.
Расчетная плотность определяется при температуре перекачки и составляет:
Расчетная кинематическая вязкость определяется по следующей формуле
(17)
где - кинематическая вязкость нефти, мм2/с;
- постоянные коэффициенты,
определяемые по двум
(18)
отсюда
Выбор насосного оборудования нефтеперекачивающих станций производится исходя из часовой производительности нефтепровода Qч=2715 м3/ч.
Для рассматриваемого случая рекомендуется установить 3 рабочих и
один резервный магистральный насос марки НМ 2500 -230, D =415, один рабочий и один резервный подпорный насос марки НПВ 2500-90.
Напор, создаваемый магистральным насосом МН (D2=415 мм):
(19)
Напор, создаваемый подпорным насосом НВП (D2=610 мм):
(20)
Определим рабочее давление при условии, что на станции работают три магистральных насоса соединенных последовательно.
(21)
где g – ускорение свободного падения;
hп, hм – соответственно напоры, развиваемые подпорным и магистральным насосами;
mм – число работающих магистральных насосов на перекачивающей станции;
PДОП = 6,4 МПа – допустимое давление ПС.
Тогда,
.
Условие выполняется.
Вычисляем среднюю скорость течения нефти:
(22)
Определяем значение числа Рейнольдса по формуле:
По формулам (24,25) вычисляем значения переходных чисел Рейнольдса:
(24), (25)
где k – эквивалентный коэффициент шероховатости.
Так как полученное значение числа Рейнольдса Re < Re1, следовательно, режим течения нефти турбулентный в зоне гидравлически гладких труб.
Коэффициент гидравлического сопротивления определим по формуле Блазиуса:
Потери напора на трение определяем по формуле Дарси-Вейсбаха:
Определяем величину гидравлического уклона:
(28)
Суммарные потери напора в трубопроводе составляют:
H = 1,02ht
+ Dz + NЭ× hост ,
где 1,02 – коэффициент, учитывающий надбавку на местные сопротивления в линейной части нефтепровода;
Dz=zК-zН – разность геодезических отметок, м; Dz=0 м;
NЭ – число эксплуатационных участков (назначается согласно протяженности эксплуатационного участка в пределах 400…600 км), NЭ=2 ;
hост – остаточный напор в конце участка, hост =40 м.
Суммарные потери напора: .
Необходимое число
нефтеперекачивающих станций
.
Т.к n0 не может быть дробным числом, то округляем его до целого числа.
Рассмотрим вариант округления числа НПС в меньшую сторону. В этом случае при (n<n0) напора станций недостаточно, следовательно, для обеспечения плановой производительности необходимо уменьшить гидравлическое сопротивление трубопровода прокладкой дополнительного лупинга.