Проектирование синхронного генератора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

На современных электростанциях применяют синхронные генераторы трехфазного переменного тока. Первичными двигателями для них являются паровые турбины или гидротурбины. Большинство турбогенераторов быстроходные, т.е. имеют максимальное число оборотов 3000. Генераторы небольших мощностей, соединенные с дизелями и другими поршневыми машинами, изготавливают на 750-1500 об/мин.

Содержание работы

Введе-ние…..……………………………………………………………………….
1. Исходные дан-ные…….………………………………………………………...
2. Магнитная цепь двигателя. Размеры, конфигурация, матери-ал……............
2.1. Конфигура-ция……….………….…………………………………………
2.2. Главные разме-ры……………………….…….……….…………………..
2.3. Сердечник стато-ра…………………………...…..…..................................
2.4. Сердечник рото-ра…………………………………….……………………
2.5. Сердечник полюса и полюсный наконеч-ник………………..…..............
3. Обмотка стато-ра…………………………………………………..……………
4. Демпферная (пусковая) обмот-ка…….………………….…………………….
5. Расчет магнитной цепи………………………………………………………..
5.1 Воздушный за-зор………………………………………………….……….
5.2 Зубцы стато-ра………………………………………………….…………..
5.3 Спинка стато-ра……….……………………………………………………
5.4 Зубцы полюсного наконечни-ка……………..….……………….………..
5.5 Полю-сы…………………….........................................................................
5.6 Спинка рото-ра………………......................................................................
5.7 Воздушный зазор в стыке полю-са………………………..........................
5.8 Общие параметры магнитной це-пи………………....................................
6. Активное и индуктивное сопротивление обмотки…………………………..
статора для установившегося режи-ма…………………………………………...
7. Расчет магнитной цепи при нагруз-ке………..................................…………..
8. Обмотка возбужде-ния…………………………………………………….……
9. Параметры обмоток и постоянные времени. Сопротивления обмоток ста¬тора при установившемся режиме………………………………………………
9.1. Сопротивления обмоток статора при установившемся режи-ме….……
9.2. Сопротивление обмотки возбужде-ния…………...………………………
9.3. Сопротивления пусковой обмотки……………………………………….
9.4. Переходные и сверхпереходные сопротивления обмотки стато-ра………………………………………………………………………………...
9.5. Сопротивления для токов обратной и нулевой последовательно-сти......
9.6. Постоянные времени обмо-ток……………………………………………
10. Потери и КПД….……………………………………………………………..
11. Характеристики ма-шин………………………………………………………
11.1. Отношение короткого замыка-ния………………………………………
11.2. Угловые характеристи-ки…......…………………………………..……...
12. Тепловой расчет синхронной маши-ны………………………………………
12.1. Обмотка ста-тор……………………………………………………..…….
12.2. Обмотка возбужде-ния…............................................................................
12.3. Вентиляционный рас-чет…........................................................................
13. Масса и динамический момент инерции……………………………………
13.1. Мас-са………………………………………………………………..…….
13.2. Динамический момент инерции рото-ра…………………..….…………
Список использованной литерату-ры

Файлы: 1 файл

Габидуллин.doc

— 815.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание : 

Введение…..……………………………………………………………………….

  1. Исходные данные…….………………………………………………………...
  2. Магнитная цепь двигателя. Размеры, конфигурация, материал……............
    1. Конфигурация……….………….…………………………………………
    2. Главные размеры……………………….…….……….…………………..
    3. Сердечник статора…………………………...…..…..................................
    4. Сердечник ротора…………………………………….……………………
    5. Сердечник полюса и полюсный наконечник………………..…..............
  3. Обмотка статора…………………………………………………..……………
  4. Демпферная (пусковая) обмотка…….………………….…………………….
  5. Расчет магнитной цепи………………………………………………………..
    1. Воздушный зазор………………………………………………….……….
    2. Зубцы статора………………………………………………….…………..
    3. Спинка статора……….…………………………………………………
    4. Зубцы полюсного наконечника……………..….……………….………..
    5. Полюсы…………………….........................................................................
    6. Спинка ротора………………......................................................................
    7. Воздушный зазор в стыке полюса………………………..........................
    8. Общие параметры магнитной цепи………………....................................
  6. Активное и индуктивное сопротивление обмотки…………………………..

статора для установившегося режима…………………………………………...

  1. Расчет магнитной цепи при нагрузке………..................................…………..
  2. Обмотка возбуждения…………………………………………………….……
  3. Параметры обмоток и постоянные времени. Сопротивления обмоток статора при установившемся режиме………………………………………………
    1. Сопротивления обмоток статора при установившемся режиме….……
    2. Сопротивление обмотки возбуждения…………...………………………
    3. Сопротивления пусковой обмотки……………………………………….
    4. Переходные и сверхпереходные сопротивления обмотки статора………………………………………………………………………………...
    5. Сопротивления для токов обратной и нулевой последовательности......
    6. Постоянные времени обмоток……………………………………………
  4. Потери и КПД….……………………………………………………………..
    1. Характеристики машин………………………………………………………
    1. Отношение короткого замыкания………………………………………
    2. Угловые характеристики…......…………………………………..……...
  1. Тепловой расчет синхронной машины………………………………………
    1. Обмотка статор……………………………………………………..…….
    2. Обмотка возбуждения…............................................................................
    3. Вентиляционный расчет…........................................................................
  2. Масса и динамический момент инерции……………………………………
    1. Масса………………………………………………………………..…….
    2. Динамический момент инерции ротора…………………..….…………

Список использованной литературы…….............................................................

 

                                       Введение

На современных электростанциях применяют синхронные генераторы трехфазного переменного тока. Первичными двигателями для них являются паровые турбины или гидротурбины. Большинство турбогенераторов быстроходные, т.е. имеют максимальное число оборотов 3000. Генераторы небольших мощностей, соединенные с дизелями и другими поршневыми машинами,  изготавливают на 750-1500 об/мин. Большие скорости вращения ротора отражаются на его конструкции – это цилиндрическая цельнокованая поковка из специальной легированной стали. Вдоль поверхности ротора фрезеруют радиальные пазы, в которые укладывается обмотка возбуждения. Пазы закрываются клиньями,  а в лобовой части обмотка  укрепляется бандажными кольцами.

Для АЭС ввиду низких параметров пара целесообразно применять четырехполюсные генераторы с частотой вращения 1500 об/мин. Гидрогенераторы  большой и средней мощности выполняются с вертикальным валом, в верхней части которого располагается генератор, а в нижней – гидротурбина. Мощность гидротурбины и ее скорость определяются величиной напора и расхода воды. Гидрогенераторы при больших мощностях изготавливаются на 60-125 об/мин, т.е. они являются тихоходными машинами. Находят применение капсульные гидрогенераторы с горизонтальным валом, заключенные в водонепроницаемую оболочку, которая обтекается потоком воды, приводящим в движение колесо гидротурбины.

В нашей стране синхронные генераторы с постоянными магнитами нашли применение в ветроэнергетике, в авиации, но при этом практически не используются в различных системах автономного электроснабжения. Не ведутся работы по проектированию и изготовлению синхронных генераторов с постоянными магнитами на мощности более 2 кВт. Исключением является лишь электроагрегат ОАО «Новая Эра», который, правда, может быть использован только в исключительных случаях. В мощных синхронных генераторах зарубежные фирмы используют генераторы с постоянными магнитами в основном как подвозбудитель для питания регулятора напряжения. Такая схема обеспечивает лучшие характеристики при пуске мощных асинхронных двигателей и быстрое восстановление напряжения, позволяет добиться 30%-процентной стойкости к коротким замыканиям. Отметим, что в рекламных проспектах зарубежные фирмы часто необоснованно называют подобные системы синхронными генераторами с постоянными магнитами. На самом деле у таких генераторов система возбуждения электромагнитная, а синхронный генератор с постоянными магнитами используется лишь как подвозбудитель.

Считается перспективным направлением разработка электрогенераторных агрегатов с синхронным генератором с постоянными магнитами и с выходным электронным блоком, как имеющих лучшие массогабаритные характеристики, более высокий КПД, динамические характеристики, позволяющие приводному агрегату работать при различных частотах вращения.

Опыт разработок синхронных генераторов с постоянными магнитами (СГПМ) показал, что наибольший эффект достигается у генераторов с большими частотами вращения. Поэтому не случайно они находят применение в авиации с приводом от авиационных двигателей.

Нам предлагается спроектировать синхронный генератор номинальной мощностью 400 кВт с номинальным напряжением 400 В, номинальная частота вращения вала которого 1000 об/мин. Основным источником является учебник Гольдберга «Проектирование элекрических машин», в котором подробно изложены основные положения и рекомендации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Данные для проектирования

 

Наименование заданных параметров и их условные обозначения

Синхронный генератор

Номинальный режим работы

Продолжительный

Номинальная мощность Р2, кВт

400

Номинальное напряжение (линейное) Uл.н, В

400

Номинальная частота вращения n, об/мин

1000

Частота f, Гц

50

Коэффициент мощности cos φ

0,8

Способ соединения фаз статора

Звезда

Способ возбуждения

От специальной обмотки вложенной в пазы статора

Степень защиты от внешних воздействий

IP 23

Способ охлаждения

IC01

Исполнение по способу монтажа

IM1001

Климатические условия и категория размещения

У2

Форма выступающего конца вала

Цилиндрическая

Способ соединения с приводным механизмом

Упругая муфта


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Магнитная цепь машины. Размеры, конфигурация, материалы

    1. Конфигурация

Принимаем изоляцию класса нагревостойкости F

      1. Количество пар полюсов (9.1)

р=60*f/n1=60∙50/1000=3.

      1. Индуктивное сопротивление рассеяния обмотки статора (рисунок 11.1)

хσ*=0,117 о.е.

      1. Коэффициент мощности нагрузки (11.1)

кн=

      1. Предварительное значение КПД (рисунок 11.2)

η'=0,94о.е.

    1. Главные размеры

      1. Расчетная мощность (1.11)

Р'=кнР2/(cosφ)=1,074∙400/0,8=537 кВА

      1. Высота оси вращения (таблица 11.1)

h=450 мм

      1. Допустимое расстояние от корпуса до опорной поверхности (таблица 9.2)

h1=9 мм.

      1. Наружный диаметр корпуса (1.27)

Dкорп=2∙(h-h1)=2∙(450-9)=882 мм.

      1. Максимально допустимый наружный диаметр сердечника статора  (таблица 9.2)

Dн1max=850 мм.

      1. Выбираемый диаметр сердечника статора (§ 11.3)

Dн1=850 мм.

      1. Внутренний диаметр сердечника статора (§ 11.3)

D1=43+0,72∙ Dн1≈43+0,72∙850=655 мм.

      1. Предварительное значение линейной нагрузки статора (рис. 11.3)

А'1=517 А/мм.

      1. Предварительное значение магнитной индукции в воздушном зазоре и номинальном режиме (рисунок 11.4)

В'б=0,826 Тл.

      1. Предварительное значение максимальной магнитной индукции в воздушном зазоре    машины при х.х. (11.3)

В'б0=В'б/кн=0,826/1,074=0,769 Тл.

      1. Полюсное деление статора (1.5)

 мм.

      1. Индуктивное сопротивление машины по продольной оси (рис. 11.5)

хd*=2,2 о.е.

      1. Индуктивное сопротивление реакции якоря по продольной оси (11.4)

Хad=хd* - хσ*=2,2-0,117=2,083 о.е.

      1. Коэффициент, учитывающий наличие зазоров в стыке полюса и сердечника ротора или полюсного наконечника и полюса (§ 11.3)

к'=1,08.

      1. Расчетная величина воздушного зазора между полюсным наконечником и   сердечником статора (11.2)

 мм.

      1. Форма зазора эксцентричная по рисунку 11.8

      1. Отношение максимальной величины зазора к минимальной (§ 11.3)

'/
''=1,5

      1. Расчетный воздушный зазор (11.13)

=0,75∙
'+0,25∙
''=0,75∙3,28+0,25*4,92=4,15 мм.

      1. Коэффициент полюсной дуги действительный (§ 11.3)

α=0,73-3,33∙10-5∙Dн1=0,73-3,33∙10-5∙850=0,702.

      1. Коэффициент полюсной дуги расчетный (рисунок 11.9)

α'=0,66.

    1. Сердечник статора

 

Марка стали 2411, изолировка листов лакировка, толщина стали 0,5 мм.

      1. Коэффициент заполнения сердечника статора сталью (§ 9.3)

кс=0,95.

      1. Коэффициент формы поля возбуждения (рисунок 11.9)

кв=1,16.

      1. Обмоточный коэффициент (§ 9.3)

коб1=0,91

      1. Расчетная длина сердечника статора (1.31)

мм.

      1. Конструктивная длина сердечника статора (1.33)

ℓ1 = ℓ1+nк1 ∙ℓк1=204+3∙10=255 мм.

      1. Отношение конструктивной длины к внутреннему диаметру сердечника статора  (9.2)

λ=ℓ1/D1=255/655=0,38.

      1. Проверка по условию λ< λmax (рисунок 11.10)

λmax=0,93.

      1. Количество пазов на полюс и фазу (§ 11.3)

q1=4 .

      1. Количество пазов сердечника статора (9.3)

z1=2рm1q1=2∙3∙3∙4=72.

      1. Проверка правильности выбора значения z1 (11.15)

Информация о работе Проектирование синхронного генератора