Прогресс науки, техники и технологии производства в последней трети 19-начала 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 11:52, реферат

Описание работы

Победа и утверждение капитализма в Европе и Северной Америке способствовали развитию науки и техники. Как указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, буржуазия не могла существовать, «не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений». ( К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т. 4, стр. 427.) Рассматриваемый здесь период новой истории характеризуется прежде всего созданием крупного машинного производства и соответствующей ему машинной техники.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Общие условия развития науки и техники в период промышленного капитализма. Капитализм и научно-технический прогресс…………………………………………………………………4-5
Глава 2. Творцы новой техники.............................................................6
Глава 3. Техника основных отраслей производства………………7-25
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 51.68 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет гуманитарной и естественнонаучной дисциплины.

 

 

 

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

«Прогресс науки, техники и технологии производства в последней трети 19-начала 20 века»

 

 

 

Выполнила:

студентка группы БЭ(Ф)133-6

Комочкина Марина

Проверила:

старший преподаватель

Милюкова Т.С.

 

 

 

 

ОРЕЛ 2013

 

 

 

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Общие условия развития науки и техники в период промышленного капитализма. Капитализм и научно-технический прогресс…………………………………………………………………4-5

Глава 2. Творцы новой техники.............................................................6

Глава 3. Техника основных отраслей производства………………7-25

Заключение………………………………………………………………26

Список литературы……………………………………………………….27

 

Приложение 1.

Презентация темы. 
Введение.

   Победа и утверждение капитализма в Европе и Северной Америке способствовали развитию науки и техники. Как указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, буржуазия не могла существовать, «не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений». ( К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т. 4, стр. 427.) Рассматриваемый здесь период новой истории характеризуется прежде всего созданием крупного машинного производства и соответствующей ему машинной техники.

  Основной чертой экономического развития капиталистических стран в конце ХІХ века был постепенный переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к монополистическому капитализму. Этот переход явился необходимым итогом всего развития экономики капитализма и подъема его производительных сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие условия развития науки и техники в период промышленного капитализма. Капитализм и научно-технический прогресс

     Технический  прогресс в области материального  производства, неразрывно связанный  с прогрессом прикладных, точных  и естественных наук, привел к  росту производительности труда. Это позволило капиталистам, применявшим  на своих предприятиях технические  усовершенствования, снижать себестоимость  производства, повышать норму эксплуатации  рабочих, увеличивать прибыльность  предприятий и таким образом  укреплять свои позиции в борьбе  с конкурентами.

     Успехи прикладных  наук вытекали из самой сущности  технологического процесса крупного  фабрично-заводского производства. «Принцип машинного производства, заключающийся в том, чтобы разлагать  процесс производства на его  составные фазы и разрешать  возникающие таким образом задачи  посредством применения механики, химии и т. д., — коротко говоря, при посредстве естественных  наук, — повсюду приобретает решающее  значение»( К. Маркс, Капитал, т. I, стр. 466.), — писал К. Маркс.

     Развитие промышленного  капитализма благоприятствовало  быстрому расширению международных  связей и складыванию мирового  рынка. Местная и национальная  замкнутость отдельных отраслей  производства ликвидировалась, а  это в свою очередь ускоряло  технический прогресс.

      При этом  все более проявлялась тенденция  к концентрации и централизации  производства. Многие предприятия  в области промышленности и  транспорта, например большие железнодорожные  компании, могли быть организованы  лишь при определенном уровне  централизации капитала (обычно  в форме акционерных обществ).

     Однако технический  прогресс капиталистического производства  происходил неравномерно, особенно  с 1825 г., когда начались постоянно  повторяющиеся циклические торгово-промышленные  кризисы, приводившие к большой  дезорганизации производительных  сил. В периоды кризисов и депрессий  новые изобретения не могли  применяться в сколько-нибудь  широком масштабе.

     Техника развивалась  неравномерно не только в отдельных  странах, но и в отдельных отраслях  производства. Поскольку главным  стимулом, побуждавшим предпринимателей  вводить новую технику, была погоня  за прибылью, владельцы предприятий  отказывались от применения машинной  техники всякий раз, когда оказывалось  более выгодным сохранение отсталых, ручных средств производства, так  как при ручной технике не  требовалось производить дополнительных  капиталовложений. На протяжении  почти всего рассматриваемого  периода до 60-х годов XIX в. машинное  производство в наиболее развитых  капиталистических странах имело  в качестве дополнения ручной  труд не только наемных рабочих (мануфактуры и капиталистическая  работа на дому в странах  Западной Европы), но также рабов (плантационное хозяйство на юге  США и в колониях) и крепостных (в России).

     Примером массового  принудительного применения европейскими  капиталистическими компаниями  рабочей силы и использования  самых примитивных ручных орудий  может служить строительство  Суэцкого канала, где вплоть до 1864 г. почти не применялись землечерпательные  механизмы и иные машины.

     Но и достижения  научно-технической мысли использовались  господствующими классами капиталистического  общества как дополнительное  средство угнетения трудящихся. К. Маркс приводит в I томе «Капитала»  многочисленные примеры технических  нововведений, которые внедрялись  капиталистами, для того чтобы  иметь возможность беспрепятственно  увольнять рабочих в случае  каких-либо требований с их  стороны, стачек и т. д.( К. Маркс, Капитал, т. I, стр. 466.)

      Технические  достижения приносили рабочим  новые страдания: увеличение рабочего  дня, широкое вытеснение труда  мужчин более дешевым женским  и детским трудом, увеличение  интенсивности труда, рост безработицы, падение заработной платы. Сплошь  и рядом новые изобретения  применялись хозяевами предприятий  для наступления на жизненные  интересы рабочих.

    Меньше всего  в этом были виноваты изобретатели  и поборники технического прогресса. Сама по себе машинная техника  знаменовала огромную победу  человека над силами природы, но капиталистическое ее применение  превращало трудящегося человека  в придаток к машине.

 

Глава 2. Творцы новой техники

    Используя научно-технические  достижения, капиталисты, как правило, мало интересовались развитием  науки, предоставляя это дело  нанятым на службу фирмой или  субсидируемым ею ученым, инженерам  и мастерам.

     Среди хозяев  капиталистических предприятий  встречались и прогрессивные  деятели, стремившиеся содействовать  научно-техническому прогрессу. Некоторые  из предпринимателей были учеными  и изобретателями: Ж. К. Перье, с именем  которого связано введение паровых  двигателей во Франции конца XVIII в., Ж. А. К. Шапталь, немало содействовавший  развитию химического производства, и др. Но для основной массы  предпринимателей такое совмещение  в одном лице инженера (или  изобретателя) и капиталиста не  было характерным. Авторы XVIII—XIX вв., в том числе ярые защитники  буржуазии, отмечали грубое невежество  фабрикантов в вопросах механики, химии и т. д. Хотя в английских, немецких, французских патентных  заявках первой половины XIX в. фигурирует  много имен заводовладельцев, чаще  всего эти лица только вносили  деньги на оплату патентных  заявок и извлекали из них  все выгоды, а подлинные изобретатели, обычно люди очень небогатые, должны были работать на своих  «компаньонов»-капиталистов.

    Во всех странах  Европы и в США изобретатели  большей частью происходили из  семей рабочих и ремесленников, фермеров, военных и горных инженеров, заводских или рудничных служащих. К рабочей или ремесленной  среде принадлежали, например, Джордж  Стефенсон и Роберт Фультон, сыгравшие  выдающуюся роль в развитии  парового транспорта; изобретатель  усовершенствованного суппорта (резца-держателя) Генри Моделей, создатель нового  ткацкого станка Жозеф Мари  Жаккар и многие другие. Некоторые  из них были самоучками. Наряду  с ними над решением многочисленных  научно-технических проблем работали  крупнейшие ученые и инженеры, получившие образование в специальных  военных и гражданских учебных  заведениях, созданных в различных  странах Европы.

 

 

 

 

Глава 3. Техника основных отраслей производства

    Исходным моментом  научно-технического развития в XIX в. явился промышленный переворот, начавшийся в Англии с 60-х годов XVIII в. с изобретения и распространения  рабочих машин в текстильном  производстве (изобретения Харгривса, Аркрайта, Кромптона и других) и  создания универсальной паровой  машины Джемсом Уагвдм в 1780—1784 гг.

    С 1785 по 1800 г. в  английской текстильной промышленности  было установлено 93 паровые машины  системы Уатта, на металлургических  заводах — 28, на рудниках и  шахтах — 52, в других отраслях  — 48. Началось распространение паровых  машин и на континенте Европы, от Франции и Бельгии до  России, а также в США.

    В эти десятилетия  наблюдались также важнейшие  технические сдвиги в области  металлургии и металлообработки. Доменный процесс (выплавка чугуна  из руды) в Англии, а затем и  на континенте все более переводился  на минеральное топливо. Распространялось  пудлингование (передел чугуна на  железо в пламени отражательной  печи), впервые введенное Г. Кортом  в 1784 г.

     Промышленный  переворот в Англии завершился  в первой половине XIX в., когда  крупная промышленность стала  производить машины машинами. «Только  тогда она создала адэкватный  ей технический базис и стала  на свои собственные ноги» ( К. Маркс, Капитал, т. I, стр. 390.), — писал  К. Маркс.

Рабочие машины в текстильной промышленности

    Конец XVIII и начало XIX столетий ознаменовались дальнейшим совершенствованием рабочих машин в хлопчатобумажном производстве. Эти машины были рассчитаны на применение парового двигателя. Так, механический ткацкий станок Эдмонда Картрайта (1743—1823) приводился в движение паровой машиной. В эти же годы паровой двигатель приспособили и для хлопкопрядильных машин. «Благодаря этим изобретениям, которые в дальнейшем с каждым годом все более совершенствовались, — указывал Ф. Энгельс, — машинный труд одержал победу над ручным трудом в главных отраслях английской промышленности...»(Ф, Энгельс, Положение рабочего класса в Англии, К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, стр. 248.) К 20-м годам XIX в. в Англии и Шотландии работало уже свыше 14 000 ткацких станков с паровым приводом.

    Для изготовления механических ткацких станков потребовался иной материал, чем дерево, из которого изготовлялась большая часть оборудования в мануфактурный период. В первом десятилетии XIX в. вводятся станки с железными станинами, занимающие немного места. Другие текстильные машины также начинают производиться из железа.

Хлопчатобумажная фабрика в Дерби (Англия). Гравюра 1867 г.

    В 1825—1830 гг. английский механик Ричард Роберте (1789—1857), уже раньше внесший ряд усовершенствований в конструкцию ткацкого станка, изобрел автоматическую прядильную мюль-машину (сельфактор). Сложный процесс изготовления различных номеров пряжи вплоть до самых тонких осуществлялся и регулировался этой машиной автоматически. Несколько позже (в 1833 г.) появился кольцевой ватер, конструктивно происходивший от ватерной прядильной машины Аркрайта.

   Изобретенный американцем Эли Уитни (1765—1825) в конце XVIII в. «джин» — механизм для очистки хлопка — подвергся в США различным улучшениям и превратился в высокопроизводительную машину. Применение хлопкоочистительных машин сочеталось с самым расточительным, варварским использованием ручного труда рабов-негров на хлопковых плантациях. «Джины» также обслуживались рабами. Ручная набивка тканей все более заменяется машинным печатанием. В 1823 г. англичанин Пальмер, а в 1834 г. француз Перро предложили свои типы ситцепечатных машин. Распространение получила машина французского изобретателя, печатавшая одновременно в 3—4 краски; она выполняла работу 50 набойщиков, а обслуживалась двумя рабочими.

    Еще в 1810 г. Наполеон объявил конкурс на лучшее устройство льнопрядильных машин, стремясь наладить во Франции производство льняных тканей. Наилучшей оказалась конструкция, предложенная Филиппом Анри Жираром (1775—1845). Однако льнопрядильные машины Жирара и других конструкторов получили наибольшее распространение в той самой Англии, от конкуренции которой Наполеон хотел оградить французскую промышленность. Важные усовершенствования были внесены и в оборудование шелкопрядильного и шелкоткацкого производства. В 1804 г. по предложению влиятельных лионских фабрикантов шелковых тканей Ж. М. Жаккар (1752—1834) построил станок для узорного ткачества, получивший в дальнейшем большое распространение.

 

   Механизировались также отрасли, потреблявшие продукцию прядильного и ткацкого производства, — вязальная, кружевная, швейная. Довольно сложные вязальные станки конструировались еще в XVIII в., но все они приводились в движение вручную. Ко второй половине XIX в. в эксплуатацию стали вводиться разнообразные вязальные машины, действующие от паровых двигателей.

    Огромное значение для механизации портняжного, сапожного и других видов производства, где раньше господствовал ручной труд, имело изобретение швейной машины. В 30—40-х годах в Англии и США было подано на такие машины около 30 патентных заявок. Решающих успехов добился в этом деле Элайэс Хоу в 1847 г. Однако реализовать свое изобретение ни в США, ни в Англии Хоу первоначально не удалось; оно было практически осуществлено лишь позднее — после работ других изобретателей, внесших дополнительные улучшения. Одним из таких изобретателей был американец И. М. Зингер, организовавший широко известную фирму по производству швейных машин. Они приводились в движение исключительно вручную и благодаря этому быстро распространялись в мануфактурах и при работе на дому.

Информация о работе Прогресс науки, техники и технологии производства в последней трети 19-начала 20 века