Прогресс науки, техники и технологии производства в последней трети 19-начала 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 11:52, реферат

Описание работы

Победа и утверждение капитализма в Европе и Северной Америке способствовали развитию науки и техники. Как указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, буржуазия не могла существовать, «не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений». ( К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т. 4, стр. 427.) Рассматриваемый здесь период новой истории характеризуется прежде всего созданием крупного машинного производства и соответствующей ему машинной техники.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Общие условия развития науки и техники в период промышленного капитализма. Капитализм и научно-технический прогресс…………………………………………………………………4-5
Глава 2. Творцы новой техники.............................................................6
Глава 3. Техника основных отраслей производства………………7-25
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 51.68 Кб (Скачать файл)

   Изобретенный во времена якобинского Конвента Клодо Шаппом оптический, или семафорный, телеграф был введе во Франции и получил в первой четверти XIX в. значительное распространение на всем континенте Европы вплоть до России, где усовершенствованием оптического телеграфа занимался еще в 90-годах XVIII в. И. П. Кулибин.

   Заслуга создания электромагнитного телеграфа, передающего знаки посредствен условного положения стрелок в аппарате станции, принадлежит русскому конструк тору Павлу Львовичу Шиллингу (1786—1837), который впервые демонстрировав свой аппарат в 1832 г. Систему Шиллинга заимствовали У. Ф. Кук и Ч. Уитстон. применившие ее в 1837 г. в Англии с небольшими изменениями.

    Использование стрелочных телеграфных приемных аппаратов, не фиксировавших передаваемые знаки, было сопряжено с неудобствами. Поэтому изобретатели в различных странах (С. Ф. Б. Морзе в США, К. А. Штейнгейль в Германии, Б. С. Якоби в России) стремились создать «самоотмечающие» приемные аппараты. Из числа таких аппаратов практическое распространение получил аппарат типа Морзе (1844 г.), но с более стройной и экономной азбукой, разработанной в Австрии и Германии. Условно эта азбука, получившая международное прргзнание, называется «азбукой Морзе».

   Достижением последующих десятилетий явилось изобретение Б. С. Якоби буквопечатающего телеграфного аппарата (1850 г.). Однако широко распространился сконструированный в 1855 г. буквопечатающий аппарат американского конструктора Д. Э. Юза (1831—1900).

   С 40-х годов начинается прокладка телеграфных подводных кабелей между наиболее развитыми капиталистическими странами, а также между метрополиями и колониями. В 50—60-х годах Англия была соединена кабелями и воздушными линиями с важнейшими странами европейского континента, с США и с Индией.

   В самом конце рассматриваемого периода начались опыты по созданию телефона. Пионером в этом деле явился немецкий конструктор И. Ф. Рейс, который демонстрировал свой первый телефонный аппарат в 1861 г. Однако практически проблема телефонной связи была разрешена позднее — в 70-х годах XIX в.

Военная техника

   Развитие военной техники и вообще всех отраслей техники, связанных с военным делом, происходило в этот период особенно быстрым темпом. В первую очередь совершенствовалось огнестрельное оружие. До XIX в. употреблялись гладкоствольные кремневые ружья, заряжающиеся с дула. С 20-х годов XIX в. во всеобщее употребление вошли медные пистоны. В 1823 г. француз Лефошё ввел ружье, заряжающееся патронами с казенной части.

    В 1836 г. немец Н. Дрейзе, завершив многочисленные опыты своих предшественников, сконструировал так называемое игольчатое нарезное ружье со скользящим затвором. Оно заряжалось с казенной части унитарным патроном, который содержал запал, заряд взрывчатого вещества и пулю. Запал разбивался игольчатым бойком. С 1840 г. ружье Дрейзе было принято в прусской армии, а в 1866 г. сходное по конструкции нарезное ружье Шасспо поступило на вооружение во французской армии. «Во франко-прусской войне впервые выступили друг против друга две армии, обе вооруженные винтовками, заряжающимися с казенной части...»( Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, стр. 158.), — отмечал Энгельс.

 

    В артиллерии в первые десятилетия XIX в. еще применялись гладкоствольные пушки, заряжавшиеся с дула круглыми (чугунными или бронзовыми) ядрами. С 40-х годов XIX в. в практику вошли нарезные орудия, заряжавшиеся с казенной части, снабженные клиновыми или поршневыми замками и стрелявшие цилиндроконическими разрывными снарядами. После введения в металлургию способа Бессемера орудия начали отливаться из стали; впрочем, впервые успешные опыты изготовления литых стальных орудий были предприняты П. М. Обуховым намного раньше.

Производство оружия в Вулвиче (Англия). Гравюра 1862 г.

  Одновременно вводились новые взрывчатые вещества. В 1846—1847 гг. были сделаны два важнейших открытия в этой области: швейцарец Христиан Фридрих Шёнбейн изобрел пироксилин, а итальянец Асканио Собреро — нитроглицерин. В 1862 г. швед Альфред Нобель наладил промышленное производство нитроглицерина, а затем и производство динамита.

   Первое военное паровое судно было построено Фультоном в 1814 г. Однако наличие гребных колес по бортам делало военные паровые суда слишком уязвимыми. Лишь с 40-х годов XIX в., после введения винтовых пароходов, произошли решающие сдвиги в военно-морском деле. В 50-х годах впервые появились броненосцы, еще очень громоздкие и тихоходные, которые скорее являлись плавучими батареями. Новое развитие броненосцы получили в Америке в годы гражданской войны Севера против Юга.

   «Современное боевое судно, — писал Энгельс, — есть не только продукт крупной промышленности, но в то же время и образец ее, пловучая фабрика — фабрика, где, правда, преимущественно производится растрата денег. Страна с наиболее развитой крупной промышленностью пользуется почти монополией постройки этих судов...» ( Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, стр. 161-162.)

   В разработке подводных мин, взрываемых посредством электричества, видную роль сыграли П. Л. Шиллинг и Б. С. Якоби. Усовершенствования в области минного дела были использованы русским командованием во время Крымской войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   XIX веку мы обязаны развитием техники. В жизнь вошли паровозы, пароходы, металлообрабатывающие, текстильные и сельскохозяйственные машины; на смену паровым двигателям приходят электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания, дизели, турбины и т. п.

  За последние три десятилетия ХІХ в. мировая промышленная продукция возросла более чем в три раза, значительно увеличились производительные силы. В разных отраслях промышленности на основе внедрения в производство достижений науки произошли крупные технические сдвиги.

   Машинное производство дало человеку новое представление о его силах и возможностях (важнейшие технические открытия и изобретения: 1814г. - паровоз Стефенсона; 1816г. – первая «карта погоды»; 1819г. – пароход Фултона; 1825г. – железная дорога Стоктон – Харлингтон; 1830г. – первый трамвай в Лондоне; 1833г. – магнитно-игольный телеграф; 1834г. – электромотор Якоби; 1835г. – револьвер Кольта и капсюльное ружье с затвором; 1860г. – телефон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ Т.6  М., 2005.

2. Очерки истории техники в России : (1861-1917) .— Москва., 1975

3. Очерки истории техники в России : с древнейших времен до 60-х годов XIX века. М., 1978

4. К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т. 4, стр. 427.

5. История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Поляка  Г. Б.,

Марковой А. Н. – М.: ЮНИТИ, 1999 г.

6. Лойберг М.Я. История  экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 1998 г.

7. Толмачева Р. П. История экономики – Учебное пособие, М.,1999 г.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Прогресс науки, техники и технологии производства в последней трети 19-начала 20 века