Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение управления и организации торгово-технологического процесса в розничной торговом предприятии и его результативности. Для решения поставленной цели решаются следующие задачи:
- раскрывается сущность и цели управления торгово-технологическим процессом в розничной торговой организации;
- рассматриваются принципы управления торгово-технологическим процессом;
- описываются планировочные решения в розничных торговых организациях;
- Разбираются составляющие управления торговым и технологическим процессом;
- предлагаются пути совершенствования управления торгово-технологическим процессом в розничной торговой организации.
Введение………………………………………………………………………….2
1.Теоретические основы управления торгово-технологическим процессом в розничных торговых организациях…………………………………………….5
1.1 Сущность и цели управления торгово-технологическим процессом в розничной торговой организации……………………………………………..5
1.2 Принципы управления торгово-технологическим процессом…………..8
1.3 Выбор планировочных решений в розничных торговых организациях. Условия…………………………………………………………………………18
1.4 Составляющие управления технологическим процессом………………22
1.5 Составляющие управления торговым процессом………………………..27
2.Пути совершенствования управления торгово-технологическим процессом и повышение эффективности работы розничной торговой организации…35
Заключение………………………………………………………………………40
Список используемой литературы……………………………………………44
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические основы
управления торгово-
1.1 Сущность и цели управления
торгово-технологическим
1.2 Принципы управления
торгово-технологическим
1.3 Выбор планировочных
решений в розничных торговых
организациях. Условия……………………………………………………………
1.4 Составляющие управления
технологическим процессом……………
1.5 Составляющие управления
торговым процессом………………………..
2.Пути совершенствования управления торгово-технологическим процессом и повышение эффективности работы розничной торговой организации…35
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………44
Введение
В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю конечным звеном является розничная торговля. Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного питания.
Розничная торговля включает в себя следующие функции:
- исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
- определяет спрос и
предложение на конкретные
- осуществляет поиск товаров,
необходимых для розничной
- проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;
- осуществляет оплату
товаров, принятых от
- проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
- оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.
Завершающей стадией процесса товародвижения является торгово-технологический процесс в розничной торговой организации.
В связи с развитием рыночных отношений немаловажное значение имеет более рациональная организация розничной торговли с целью удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли торговыми организациями, расширения ассортимента предлагаемых товаров и улучшения их качества, совершенствования процессов, связанных с торговлей. Так, торгово-технологический процесс в розничной торговой организации является неотъемлемой частью организации торговли в целом. Торгово-технологический процесс в розничной торговой организации представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых(коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.
Структура торгово-технологического
процесса, последовательность выполнения
различных операций зависят от степени
хозяйственной
Следовательно, тема курсовой работы является весьма актуальной, так как без правильной организации торгово-технологического процесса невозможно достижение главной цели розничной торговой организации (как правило, получение максимальной прибыли), наиболее полное удовлетворение общественных потребностей, лидировании по экономическим показателям.
Целью данной курсовой работы является изучение управления и организации торгово-технологического процесса в розничной торговом предприятии и его результативности. Для решения поставленной цели решаются следующие задачи:
- раскрывается сущность и цели управления торгово-технологическим процессом в розничной торговой организации;
- рассматриваются принципы управления торгово-технологическим процессом;
- описываются планировочные решения в розничных торговых организациях;
- Разбираются составляющие управления торговым и технологическим процессом;
- предлагаются пути совершенствования управления торгово-технологическим процессом в розничной торговой организации.
1.Теоретические
основы управления торгово-
1.1 Сущность и
цели управления торгово-
Важным фактором дальнейшего ускорения научно-технического прогресса в торговле выступает постоянное совершенствование ее технологии. Технология (греч. «наука о мастерстве») — это совокупность знаний о различных способах и процессах обработки (переработки) изделий, грузов и т. п. Технология торговли включает совокупность последовательных взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств то варов и ускорение доведения их до торговой сети и потребителей. Специфическая особенность технологии торговли состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле выполняются как торговый, так и технологический процессы [7, 49c.].
Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники розничной торговой организации осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает и такие виды организации коммерческой работы, как изучение спроса населения, формирование ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение запасов то варов и др.
Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товаров в розничную торговую организацию и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах розничной торговой организации и др. Он осуществляется без участия покупателей.
Таким образом, торговые и технологические процессы в розничной торговой организации — это совокупность последовательных взаимосвязанных операций, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащем качестве до потребителей с наименьшими затратами тру да и времени при высоком уровне торгового обслуживания [5, 67c.].
В основу организации торгово-
Все операции торгово-технологического
процесса взаимосвязаны, имеют четкую
логику их выполнения и прямое влияние
на результативность коммерческой работы
предприятия розничной
В торговой практике сложились три основные схемы технологического процесса (рис.1.1.2).
(рис.1.1.2).Варианты технологического процесса в зависимости от степени подготовленности товаров к продаже.
Первая схема включает
разгрузку товаров с
Вторая схема торгово-
Третья схема является наиболее сложной и предполагает предварительную подготовку товаров к продаже (фасовку, утюжку, чистку и т.д.). Эта схема требует наличия помещений для подготовки товаров к продаже.
В большинстве розничных торговых организаций одновременно действуют все три схемы.
Для каждого розничного торгового
предприятия может быть разработана
технологическая схема с учетом
конкретных условий его работы, включающая
содержание, взаимосвязь и
1.2 Принципы управления
торгово-технологическим
Обеспечение комплексного подхода
к выработке оптимальных
Продажа товаров – завершающая стадия торгово-технологического процесса в розничной торговой организации. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, т.к. они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей. Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи [5, 92c.]. Более подробно о них будет рассказано в параграфе 1.5.
В розничной торговле применяют следующие методы продажи продовольственных товаров:
- самообслуживание;
- продажа товаров по предварительным заказам;
- продажа товаров по образцам;
- с индивидуальным
Пример.
Основным методом продажи товаров в магазине «Росинка» является самообслуживание. Таким методом реализуется в магазине «Росинка» около 80% всех товаров, в том числе и те товары, которые перед отпуском покупателю требуют проведения дополнительных операций – нарезки, взвешивания продавцами. К таким товарам относятся колбасные и рыбные товары, а также продукция, реализующаяся в отделе кулинарии и мясные полуфабрикаты. Хоть эти товары и отпускаются через прилавок, однако данные отделы расположены в зоне самообслуживания, а товары отпускаются покупателям без их предварительной оплаты в кассе. Остальные группы товаров, реализуемые методом самообслуживания, полностью подготовлены к продаже и при их отборе у покупателей практически не возникает необходимости обращаться к обслуживающему персоналу. Следует отметить, что самообслуживания функции работников торгового зала заключаются в консультировании покупателей, а также выкладке товаров и контроле за их сохранностью. Часть товаров в магазине «Росинка» реализуются через прилавок обслуживания. Доля этих товаров в общем объеме товарооборота составляет около 20% - это кондитерские изделия и ликеро-водочная продукция. Размещены эти отделы за единым узлом расчета и оплата за товары в них осуществляется на месте.
Зарубежный опыт свидетельствует о внедрении 100% самообслуживания в торговых организациях. Это характерно для большинства развитых стран, в особенности для США, Дании, Бельгии. Постепенно этот опыт перенимают и отечественные торговые организации. Например, в магазине «Продуктович» почти все товарные группы реализуются методом самообслуживания.
По подсчетам ученых, внедрение
продажи товаров методом
Обеспечение наилучших условий
выбора товаров, экономия времени покупателей,
высокий уровень торгового
Обеспечение наилучших условий выбора товаров заключается в правильной планировки торгового зала:
• обеспечение прохождения покупателей по всей площади торгового зала;
• обеспечение удобства ориентации и передвижения покупателей в торговом зале;
• обеспечение эффективного зонирования - распределения мест для различных товарных категорий, с тем чтобы обеспечить их максимальную экономическую эффективность;
• обеспечить эффективное расположение торгового оборудования;
• создание эмоционально комфортной для покупателей обстановки, способствующей повышению числа покупок.
Пример.
При планировке необходимо учитывать эргономические требования [6, 68c.]:
• минимальное место для прохода одного человека с ручной кладью составляет 80 см;
• для того чтобы два человека с ручной кладью разошлись в проходе, требуется около 2 м;
• для того чтобы нагнуться к нижней полке, необходимо пространство в 1 м;
• на случай если один человек рассматривает полки, повернувшись к ним лицом, а другой проходит мимо, необходимо минимальное расстоя ние 1,25 м.
По данным исследований,
сегодня более 40% европейцев предпочитают
другим видам досуга шопинг. Жители
крупных российских городов также
близки к такой модели поведения.
Как правило, на посещение торгово-