Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 04:28, курсовая работа
Преимущества плавания по ДБК оценивается абсолютной или относительной разностью расстояний по ортодромии и локсодромии между пунктами отхода и прихода с помощью табл. 23-б МТ-75 или выражений:
y = g / 2 = (Kк - Kн) / 2 = (098,3º - 066,4º) / 2 = 15º 57’
DS% = 100% (Sорт - Sлок) / Sорт
DS% = y2 / 200 = 0,012 %
где DS% - относительная разность расстояний между пунктами отхода и прихода по локсодромии и ортодромии;
g - угол сферического схождения меридианов;
y - ортодромическая поправка;
Sорт , Sлок - расстояния по ортодромии и локсодромии между пунктами;
1. Расчёт плавания судна по ДБК
1.1 Оценка целесообразности плавания судна по ДБК
Преимущества плавания по ДБК оценивается абсолютной или относительной разностью расстояний по ортодромии и локсодромии между пунктами отхода и прихода с помощью табл. 23-б МТ-75 или выражений:
y = g / 2 = (Kк - Kн) / 2 = (098,3º - 066,4º) / 2 = 15º 57’
DS% = 100% (Sорт - Sлок) / Sорт
DS% = y2 / 200 = 0,012 %
где DS% - относительная разность расстояний между пунктами отхода и прихода по локсодромии и ортодромии;
g - угол сферического схождения меридианов;
y - ортодромическая поправка;
Sорт , Sлок - расстояния по ортодромии и локсодромии между пунктами;
Kн , Kк - направления ортодромии в начальной и конечной точках (см. п. 1.2.1).
1.2 Расчёт плавания судна по ДБК по основным формулам
1.2.1 Задание ДБК по координатам пунктов отхода и прихода
Задание ДБК сводится к решению сферического навигационного треугольника АPNB рис. 2., заданного координатами пунктов отхода А (fн= 29º59,7’N lн = 079º39,8’W) и прихода B (fк= 36º40,2’N lк = 024º45,3’W), по основным формулам (косинуса стороны и котангенсов) и определению направлений ортодромии (курс) в начальной (Kн) и конечной (Kк) точках её длины (Sорт)
ctgKн = cosfн tgfк cosecDl - sinfн ctgDl = 0,43684745
Kн = 066,4º
ctgKк = - cosfк tgfн cosecDl - sinfк ctgDl =-0,14625115
Kк = 098,3º
cos Sорт = sinfн sinfк + cosfн cosfк cosDl = 0,69791026
Sорт = 60 * 45,44º = 2744,4 (миль)
– |
lк |
024º45,3’W |
lн |
079º39,8’W | |
Dl |
054º54’30"к E |
K - Значение курса в круговом счёте
Решения этих формул может выполняться с помощью таблиц логарифмов МТ-75, микрокалькуляторов или ЭВМ. В данной работе расчёт выполнен с помощью ЭВМ.
1.2.2 Расчёт промежуточных точек ДБК и курсов между ними.
Для нанесения ДБК на карту и плавания по ней определяются координаты промежуточных точек:
tgfi = tgfн cos(li - lн) + ctgKн secfн sin(li - lн)
где fi - широта промежуточной точки ДБК;
li - долгота промежуточной точки ДБК, задаётся значениями проведённых меридианов на генеральной карте (через Dl = 50, 100,...)
Разность долгот между промежуточными
точками ДБК задаётся из условия,
чтобы разность длин ортодромии и
локсодромии между этими
Направление и длина локсодромии между промежуточными точками ДБК определяется из локсодромического треугольника, образованного локсодромией, меридианами и параллелями этих точек рис. 1, по выражениям:
Рис. 1. Локсодромический треугольник для промежуточных точек ДБК.
tgЛок.Кi = РДi/РМЧi или tgЛок.Кi = ОТШi/РШi ;
Sлокi = РШi secЛок.Ki или Sлокi = (РШ2 + ОТШ2)0,5
РДi = li+1 - li; РШi = fi+1 - fi; ОТШ = РДi cosfсрi; fсрi = (fi+1 + fi)/2
Результаты расчётов представляются в форме таблицы:
Таблица 1.1
№ точки |
li |
li - lн |
fi |
РДi |
РШi |
ОТШi |
Лок Кi |
Sлокi |
0 |
79°39,8’W |
0 |
29°59,7’N |
579,8’ |
190,7’ |
493,9 |
066,4° |
529,2 |
1 |
070°00’W |
9º39’к E |
33°10,4’N |
600’ |
139,6’ |
495,4 |
071,5° |
514,5 |
2 |
060°00’W |
19°39’к Е |
35°30,0’N |
600’ |
84.9’ |
484,1 |
077,1° |
491,3 |
3 |
050°00’W |
29°39’к Е |
36°54,9’N |
600’ |
32,9’ |
477,9 |
083,0° |
478,9 |
4 |
040°00’W |
39°39’к Е |
37°27,8’N |
600’ |
17,8’ |
477,2 |
089,1° |
477,3 |
5 |
030°00’W |
49°39’к Е |
37°10,0’N |
314’ |
29,8’ |
251,0 |
095,2° |
254,3 |
6 |
24°45,3’W |
54°54’к Е |
36°40,2’N |
- |
- |
- |
- |
- |
S |
- |
- |
- |
3293,8 |
495,0ʹ |
2679,5 |
- |
2745,5 |
1.3 Расчёт плавания судна по ДБК через параметры её пересечения с экватором
1.3.1 Определение параметров пересечения ДБК с экватором
Параметры пересечения ДБК с экватором определяются по формулам:
tg(lср - l0) = tg(Dl/2) sin(2fср) cosecDf = 4,1041351
lср - l0 = 76°18’22,79" E
lср = 52°12’33" W
l0 = 128°30’55,79" W
ctgK0 = tgfн cosec(lн - l0) = 0,76656389
lн - l0 = 48°51’7,79" к E K0 =52,5°
fср = (fн + fк)/2 = 33°19,57’к N
– |
fк |
36º40,2’N |
fн |
29º59,7’N | |
Df |
6º40’30" к N |
где l0 - долгота первой точки пересечения с экватором;
К02 = 127º28,3`
l02 = 51º29’ E
1.3.2 Расчёт промежуточных точек ДБК и курсов между ними
Широты промежуточных точек ДБК определяются с помощью формулы:
tgfi = sin(li - l0) ctgK0
Результаты расчетов представляются в форме таблицы
Таблица 1.2
№ точки |
li |
li - l0 |
fi |
РДi |
РШi |
ОТШi |
Лок Кi |
Sлокi |
0 |
79°39,8’W |
48,51°Е |
29°59,7’N |
579,8’ |
190,7’ |
493,9 |
066,4° |
529,2 |
1 |
070°00’W |
58,30°Е |
33°10,4’N |
600’ |
139,6’ |
495,4 |
071,5° |
514,5 |
2 |
060°00’W |
68,30°Е |
35°30,0’N |
600’ |
84.9’ |
484,1 |
077,1° |
491,3 |
3 |
050°00’W |
78,30°Е |
36°54,9’N |
600’ |
32,9’ |
477,9 |
083,0° |
478,9 |
4 |
040°00’W |
88,30°Е |
37°27,8’N |
600’ |
17,8’ |
477,2 |
089,1° |
477,3 |
5 |
030°00’W |
98,30°Е |
37°10,0’N |
314’ |
29,8’ |
251,0 |
095,2° |
254,3 |
6 |
24°45,3’W |
103,45°Е |
36°40,2’N |
- |
- |
- |
- |
- |
S |
- |
- |
- |
3293,8 |
495,0ʹ |
2679,5 |
- |
2745,5 |
1.4 Расчёт плавания судна по ДБК по координатам вертекса
1.4.1 Вычисление координат вертекса
Координаты точки вертекса определяются по формулам:
tg(lv - lср) = ctg(Dl/2) sinDf cosec(2fср) = 0,24368056
Df = 6°40ʹ 30" к N
Dl = 054º54’30" к E
fср = 33°19,57’к N
lv - lср = 13º41’41,86"
lv = 38º30ʹ51,14" к W
tgfv = tgfн sec(lн - lv) = 0,76658056
fv = 37°28’23,06" к N
1.4.2 Расчёт промежуточных
точек ДБК и курсов для
Широты промежуточных точек ДБК определяются с помощью формулы:
tgfi = tgfv cos(li - lv)
Результаты расчетов представляются в форме таблицы
Таблица 1.3
№ точки |
li |
li - lv |
fi |
РДi |
РШi |
ОТШi |
Лок Кi |
Sлокi |
0 |
79°39,8’W |
41°8ʹ57"W |
29°59,7’N |
579,8’ |
190,7’ |
493,9 |
066,4° |
529,2 |
1 |
070°00’W |
31°29ʹ8,8"W |
33°10,4’N |
600’ |
139,6’ |
495,4 |
071,5° |
514,5 |
2 |
060°00’W |
21°29ʹ8,8"W |
35°30,0’N |
600’ |
84.9’ |
484,1 |
077,1° |
491,3 |
3 |
050°00’W |
11°29ʹ8,8"W |
36°54,9’N |
600’ |
32,9’ |
477,9 |
083,0° |
478,9 |
4 |
040°00’W |
1°29ʹ8,8"W |
37°27,8’N |
600’ |
17,8’ |
477,2 |
089,1° |
477,3 |
5 |
030°00’W |
8°30ʹ51"E |
37°10,0’N |
314’ |
29,8’ |
251,0 |
095,2° |
254,3 |
6 |
24°45,3’W |
13°45ʹ33"E |
36°40,2’N |
- |
- |
- |
- |
- |
S |
- |
- |
- |
3293,8 |
495,0ʹ |
2679,5 |
- |
2745,5 |
1.5 Расчёт плавания судна по ДБК через ортодромическую поправку
Данный способоснован на том, что угол между локсодромией и ортодромией в каждой точке равен ортодромической поправке.
Направление локсодромии из каждой
промежуточной точки
tgЛок.К’i = РДi/РМЧi = ОТШi/РШi ;
РШi = fк - fi; РДi = li+1 - li; РМЧi = МЧк - МЧi;
ОТШ = РДi cosfср; fср = (fк + fi)/2
Где i – индекс соответствующей промежуточной точки.
Направление ДБК в каждой ее промежуточной
точке определяется касательной
к ней и вычисляется через
ортодромическую поправку между
направлениями ДБК и
Ккi = Лок.Кi - ψкi
где Ккi – локсодромический курс для следования по касательной к ДБК.
Промежуточные локсодромические курсы
плавания судна по хордам между соседними
промежуточными точками ДБК определяется
относительно касательной к ДБК
через ортодромическую
Лок.Кхi = Ккi + ψi
где Ккi – локсодромический курс для следования по ДБК по хордам.
Ортодромические поправки определяются с помощью табл. 2.12 МТ-2000 с учетом сфероидичности Земли или по формулам:
tgψкi = tg[(lк - li)/2]sinfср ; tgψi = tg[(li+1 - li)/2]sinfi ;
Широты следующих точек и расстояния плавания между ними определяются по формулам:
Dl i = li+1 - li ; РМЧi = DlictgKxi; МЧi+1 = МЧi + РМЧi;
Sлокi = Dfi secЛок.Kхi Df i = fi+1 - fi ;
где fi+1 – широта следующей промежуточной точки определяется по меридиональной части МЧi+1 с помощью табл 28 a, б МТ-2000.
Результаты расчетов представляются в форме таблицы
Таблица 1.4
№ |
li |
fi |
РД’i |
РШ’i |
ψºкi |
Кºкi |
ψºi |
Лок.Кхi |
Dli |
Dfi |
Sлокi |
0 |
79°39,8ʹW |
29°59,7’N |
3294,5 |
400,5 |
15,9 |
65,8 |
2,4 |
068,3 |
579,8’ |
221,4 |
539,8 |
1 |
070°00’W |
33°15,3ʹN |
2714,7 |
204,9 |
13,4 |
71,3 |
2,8 |
074,2 |
600’ |
167,0 |
520,9 |
2 |
060°00’W |
35º35,8`N |
2114,7 |
64,8 |
10,6 |
77,2 |
3,0 |
080,2 |
600’ |
109,4 |
494,5 |
3 |
050°00’W |
36º59,5`N |
1514,7 |
18,5 |
7,6 |
83,2 |
3,0 |
086,3 |
600’ |
56,5 |
479,7 |
4 |
040°00’W |
37º30,5`N |
914,7 |
49,5 |
4,6 |
89,3 |
3,1 |
092,3 |
600’ |
6,1 |
475,8 |
5 |
030°00’W |
37º10,9`N |
314,7 |
30,2 |
1,6 |
95,3 |
1,6 |
096,9 |
314’ |
23,2 |
252,5 |
6 |
24°45,3ʹW |
36°40,2’N |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
S |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3293,8 |
537,1 |
2763,2 |