Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 11:39, курсовая работа
Кинематический и силовой расчеты привода. Проектирование приводного вала исполнительного механизма.
`
1. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И СИЛОВОЙ
РАСЧЕТЫ ПРИВОДА.
ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
1.1. Разработка кинематической схемы
Согласно техническому заданию и принятому обозначению элементов привода [1] составляем кинематическую схему (Рис.1)
1 – мотор; 2 – клиноременная передача; 3 – червячный редуктор ; 4 – муфта предохранительная фрикционная компенсирующая; 5 – исполнительный механизм с двумя звездочками.
Рис. 1 – Кинематическая схема привода
1.2. Определение
частоты вращения вала
Частота n3 , мин – 1, вращения вала исполнительного механизма вычисляется по формуле:
где z – число зубьев ведущей звездочки цепного конвейера;
t – шаг цепи цепного конвейера.
1.3. Определение мощности на валу исполнительного механизма
Мощность P3 , кВт, на валу исполнительного механизма вычисляется в зависимости от исходных данных по формуле:
где T3 – вращающий момент на валу исполнительного механизма;
n3 – частота вращения вала исполнительного механизма.
1.4. Определение расчетной мощности на валу двигателя
Расчетная мощность , кВт, на валу двигателя определяется по мощности на валу исполнительного механизма с учетом потерь в приводе:
, (3)
где h - общий КПД привода.
Общий КПД привода вычисляется как произведение КПД отдельных передач, учитывающих потери во всех элементах кинематической цепи привода:
, (4)
- КПД клиноременной передачи;
- КПД
червячного редуктора, ориентируясь
на среднее значение КПД
Мощность на валу электродвигателя:
1.5. Определение частоты вращения вала
электродвигателя
Частота , мин – 1, вала электродвигателя определяется по формуле:
,
где i – передаточное отношение привода.
Передаточное отношение привода равно произведению передаточных отношений всех передач:
где i1 = (2…3) – клиноременная передача;
i2 = (8…63) – червячного редуктора.
[1, с.11, табл. 1.2]
Принимаем двигатель с синхронной частотой вращения
1.6. Выбор электродвигателя
Электродвигатель выбираем по следующим критериям: частота, паспортная мощность, этому соответствует электродвигатель АИР 90L4/1395 с паспортной мощностью 2,2 кВт, частотой вращения электромагнитного поля n1=1395 мин –1. Отношение максимального вращающегося момента к номинальному . (рис. 2)
[2, с. 417, табл. 24.9]
Рис. 2 – Эскиз двигателя АИР90L4
1.7. Определение
передаточного отношения привода
и разбивка его между ременной передачей
и редуктором
Уточняем передаточное отношение привода по формуле (5):
Проведем разбивку передаточного отношения привода между ременной передачей и червячным редуктором. Вначале назначим передаточное отношение редуктора i2=40, тогда, исходя из формулы (6):
1.8 Определение
мощностей, вращающих моментов
и частот вращения валов
Связь между мощностями и частотами вращения предыдущего и последующего валов выражается зависимостями:
, (j =
1,2,…(к–1)),
где к – порядковый номер вала исполнительного механизма, к=3.
Тогда:
Вращающие моменты на валах определим по формуле:
Тогда:
Результаты расчетов сведем в таблицу 2.
Таблица 2
Силовые и кинематические параметры привода
Номер вала |
Мощность Р, кВт |
Частота вращения |
Вращающий момент |
1 |
2,08 |
1395 |
14,2 |
2 |
2 |
621 |
31,5 |
3 |
1,58 |
15,08 |
1000 |
Наименьший диаметр вала рассчитаем по формуле:
где [τ]=20 МПа – допускаемое напряжение для тихоходного нагруженного вала.
Учитывая ГОСТ12080-72 и диаметр вала редуктора, примем диаметр выходного конца вала конвейера d=70мм. [3, с.153]
Рассчитаем окружное усилие по следующей формуле:
где dд – делительный диаметр звездочки.
где z – число зубьев звездочки;
t – шаг зубьев звездочки.
Тогда:
Построим эпюры действующих на исполнительный механизм сил и моментов (рис. 4)
Находим силы, действующие на узел звездочек (рисунок 3).
На основании опыта конструирования
Рис. 3 – Силы действующие на узел звездочек
Расстояние между звездочками принимаем примерно равной 3L=300 мм.
Изгибающий момент:
Эквивалентный момент:
Напряжение изгиба в опасном сечении:
где WХ – момент сопротивления изгибу.
Рис. 4 – Схема нагружения исполнительного органа
где d7 =64,75 – диаметр конического выходного конца редуктора в среднем сечении.
Тогда:
Напряжение кручения в опасном сечении:
(14)
где WР – полярный момент сопротивления кручения.
Следовательно:
Эквивалентное напряжение:
Запас прочности по пределу текучести при номинальной нагрузке:
. (15)
Материал вала Сталь 45 по ГОСТ 1050-88. Термообработка – улучшенная (закалка с высоким отпуском). Твердость HB=240…280. Для него σТ=540 МПа. [2, с. 165, табл. 10.2]
Тогда:
Запас прочности по пределу текучести обеспечен.
Минимальный запас прочности по пределу текучести, при кратковременных перегрузках:
, (16)
где КП – коэффициент перегрузки.
Принимаем КП = 1,3, следовательно:
Условие (19) выполняется.
Диаметр посадки подшипника на вал dП=70 мм.
Диаметр посадки звездочки на вал 75 мм.
Принимаем манжету для уплотнения подшипника узлов по ГОСТ 8752-79. (рисунок 5)
Тип 1.
dП = 70 мм.
D1 – выбираем из ряда 65, 72, 75, 80.
[2, с. 430, табл. 24.26]
Так как работа исполнительного органа зачастую происходит в условиях несоосности, то возьмем подшипник шариковый сферический двухрядный легкой серии №1214 по ГОСТ 28428-90. [2, с.419, табл. 24.12]
d = dП = 70мм;
D = 125 мм;
B = 24 мм;
r= 2,5 мм;
Динамическая грузоподъемность С=34,5 кН.
Рассчитаем срок службы подшипника. Для этого найдем количество оборотов по следующей формуле:
, (18)
где Lna – ресурс подшипника, млн. оборотов.
а1 – коэффициент надежности для привода общего назначения. примем вероятность безотказной работы 80%. В этом случае а1 = 1.
а23 – коэффициент, характеризующий совместное влияние на долговечность особых свойств материала деталей подшипника и условий его эксплуатации. Для обычных условий для сферических двухрядных а23 = 0,55. [2, с.108]
P – эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник.
(19)
Fτ = 5160 Н – реакция в опоре;
Kб – коэффициент безопасности, для цепных конвейеров Kб=1,3…1,5. Примем Kб = 1,4; [2, с. 107, табл. 7.4]
КТ – температурный коэффициент, при t<100°С КТ=1;
КЕ – коэффициент режима нагружения, для тяжелого режима КЕ = 0,8. [2, с.108]
Тогда:
Отсюда:
Рассчитаем срок службы в часах:
Срок службы подшипника удовлетворяет данным условиям.
Вращающий момент на валу T3 = 1000 Н∙м.
Диаметр выходного конца вала d = 70 мм.
Для расчета муфты вначале зададимся диаметрами дисков.
Наружный диаметр:
Примем DН = 280 мм.
Внутренний диаметр кольца трения:
Примем DВ = 150 мм.
Примем фрикционную пару сталь - асбестовая накладка.
[3, с. 204, табл. 5.1]
Коэффициент трения f = 0,3.
Допускаемое давление на трущихся поверхностях [р] = (0,2…0,3) МПа.
Принимаем [р] = 0,25 МПа.
Рассчитаем допустимую осевую силу, от всех пружин:
Принимаем Fа = 10000 Н.
Рассчитаем требуемое количество пар трения:
где Тпр – предельный момент, момент при котором муфта начинает буксовать;
Ттр – момент трения, реализуемая одной парой трения.
где КП = 1,3 – коэффициент кратковременных пиковых перегрузок в приводе.
где Rпр – приведенный радиус кольца трения.
Тогда:
Следовательно, подставляя найденные значения в формулу (20), получим:
Принимаем z=4
Число ведущих дисков: z1 = z/2 = 4/2 = 2;
Число ведомых дисков: z2 = z1 + 1 = 3.
Принимаем число пружин n = 8.
Рассчитаем рабочую нагрузку на одну пружину:
Тогда, наименьшая рабочая сила на пружину: