Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:26, курсовая работа
Цель курсового проектирования - систематизировать, закрепить, расширить теоретические знания, а также развить расчетно-графические навыки студентов.
(4.11)
где ψba – коэффициент ширины венца, ψba = 0,4.
мм.
Принимаем значение ширины колеса мм.
Определяем ширину шестерни
; (4.12)
мм.
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
, (4.13)
.
Определяем окружную скорость колес V, м/с и степень точности передачи:
, (4.14)
м/c.
Для косозубых колес при V<4 м/с назанчаем по ГОСТу 1643-81 9-ю степень точности.
Коэффициент нагрузки KH для проверки контактных напряжений:
, (4.15)
где – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца, для прирабатывающихся колес с косыми зубьями, [3, с 90];
– коэффициент, учитывающий неравномерность нагрузки между зубьями, [3, с 91];
– коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и от степени точности их изготовления, [3, с 92].
.
Проверяем контактное напряжение , МПа:
, (4.16)
МПа.
Условие прочности по контактным напряжениям выполняется, так как перегрузка ( > [ ]) составляет 1,5%.
Определяем силы, действующие в зацеплении.
Окружная сила ,Н:
; (4.17)
Н.
Определяем радиальную силу Fr , Н:
; (4.18)
где α – угол зацепления, ;
Н.
Определяем осевую силу Fa, Н :
; (4.19)
Н.
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба , МПа [3, с 46]:
< , (4.20)
где – коэффициент формы зуба колеса [3, с 87];
– допускаемое напряжение изгиба;
b2 – ширина зубчатого колеса, b2 = 45 мм;
m – модуль зацепления зубчатых колес,m=1,75;
– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями:
, (4.21)
где – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба, ;
– коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки, .
.
Определяем допускаемое напряжение изгиба , МПа:
, (4.22)
где – коэффициент запаса прочности;
– предел выносливости при отнулевом цикле изгиба, МПа, при НВ<300:
, (4.23)
HB,
Определяем коэффициент
, (4.24)
где – коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатых колес, ;
– коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса, .
Допускаемое напряжение при проверке зубьев на выносливость по напряжениям изгиба , МПа [3, с 48]:
МПа,
Эквивалентное число зубьев
Определяем коэффициент формы зуба,
МПа < МПа.
Условие выносливости зубьев по напряжению изгиба выполняется.
5. Предварительный расчет валов редуктора
Расчет выполняем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.
5.1 Ведущий вал
Диаметр выходного конца вала , мм [4, с 344]:
, (5.1)
где Т1 – вращающий момент на ведущем валу, Т1 = 29,5 Н·м;
– допускаемое напряжение, МПа.
мм.
Чтобы ведущий вал редуктора можно было соединить с помощью МУВП с валом электродвигателя мм, принимаем мм, диаметр под шестерней dk1 = 34 мм.
Диаметр вала под подшипник примем мм.
5.2 Ведомый вал
Диаметр выходного конца вала , мм [4, с 346]:
, (5.2)
где Т2 – вращающий момент на ведомом валу, Т2 = 139,6 Н·м;
– допускаемое напряжение, МПа.
мм.
Примем мм; диаметр под подшипниками мм, под
зубчатым колесом мм.
6. Конструктивные размеры шестерни и зубчатого колеса
Шестерня
Шестерню выполняют за одно целое с валом; ее размеры определены выше: d1 = 37мм; da1 = 40,5мм; b1 = 50 мм.
Колесо
Зубчатое колесо кованое.
Его размеры:d2 = 187 мм; мм; b2 = 45 мм.
Диаметр ступицы , мм [4, с 345]:
; (6.1)
мм.
Длина ступицы , мм [4, с 345]:
; (6.2)
мм.
Принимаем мм.
Толщина обода , мм [4, с 345]:
; (6.3)
мм.
Принимаем мм.
Толщина диска С, мм [4, с 345]:
; (6.4)
мм.
Принимаем С = 14 мм.
7. Конструктивные размеры корпуса редуктора
Толщина стенок корпуса и крышки δ, мм [4, с 347]:
, (7.1)
мм.
Принимаем δ = 8 мм.
, (7.2)
мм.
Принимаем δ1 = 8 мм.
Толщина фланцев (поясов) корпуса и крышки [4,с 347]:
– верхнего пояса корпуса и пояса крышки:
, (7.3)
мм. , (7.4)
мм.
– нижнего пояса корпуса:
, (7.5)
мм.
Принимаем мм.
Диаметры болтов [4, с 347]:
– фундаментных:
; (7.6)
Принимаем фундаментные болты с резьбой М16.
– болтов, крепящих крышку к корпусу у подшипника:
, (7.7)
мм.
Принимаем болты с резьбой с резьбой М12.
– болтов, соединяющих крышку с корпусом:
, (7.8)
мм.
Принимаем болты с резьбой М10.
8.Первый этап компоновки
Компоновку обычно производят в
два этапа. Первый этап служит для
приближенного определения
Компоновочный чертеж выполняем в одной проекции - разрез по осям валов при снятой крышке редуктора; желательный масштаб 1:1, чертить тонкими линиями.
Примерно посередине листа параллельно его длинной стороне проводим горизонтальную осевую линию; затем две вертикальные линии-оси валов на расстоянии аw=112 мм.
Вычерчиваем упрощенно шестерню и колесо в виде прямоугольников; шестерня выполнена за одно целое с валом; длина ступицы колеса больше ширины венца и поэтому выступает за пределы прямоугольника.
Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса:
а) принимаем зазор между торцом шестерни и внутренней стенкой корпуса:
А1=1,2δ1; (8.1)
А1=1,2·8 = 9,6 мм.
б) принимаем зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стрелки корпуса:
А=1,2δ;
А=1,2·8=9,6 мм.
в) принимаем расстояние между наружным кольцом подшипника ведущего вала и внутренней стенкой корпуса А=9,6мм; если диаметр окружности вершин зубьев шестерни окажется больше наружного диаметра подшипника, то расстояние А надо брать от шестерни.
Предварительно намечаем однорядные радиальные шарикоподшипники: для ведущего вала - легкой серии 206 (d=30мм;D=62мм;B=16;r=1,5) и для ведомого вала - средней серии 308(d=40мм;D=90мм;B=23;r=2,5).
Решаем вопрос о смазывании подшипников. Принимаем для подшипников пластичный смазочный материал. Для предотвращения вытекания смазки внутрь корпуса и вымывания пластичного смазочного материала жидким маслом из зоны зацепления устанавливаем мазеудерживающие кольца. Их ширина равна у=8мм.
Измерением находим расстояния на ведущем валу l1 = 50 мм и на ведомом l2 = 53 мм.
Глубина гнезда подшипника lr=1,5B; для подшипника 308 B=23мм; lr=1,5·23=34,5мм; примем lr=34мм.
Толщину фланца крышки подшипника принимают примерно равной диаметру d0 отверстия; в этом фланце = 12мм. Высоту головки болта примем 0,7dб=0,7·10 = 7 мм. Устанавливаем зазор между головкой болта и торцом соединительного пальца цепи в 10 мм. Длину пальца l примем на 5 мм больше шага t. Таким образом, l=t+5=19,05+5=24,05мм.
Измерением устанавливаем
9. Проверка долговечности подшипников
9.1 Ведущий вал.
Из предыдущих расчетов имеем Ft=1595 H, Fr=590 H, Fa=285 H, из первого этапа компоновки l1=50мм.
Определяем реакции опор:
в плоскости xz
H
Строим эпюру изгибающих моментов в горизонтальной плоскости:
Н·м (9.2)
в плоскости yz
Н (9.3)
(9.4)
Проверка: Ry1 + Ry2 – Fr = 353 + 237 – 590 = 0 (9.5)
Строим эпюру изгибающих моментов в вертикальной плоскости:
Н·м (9.6)
Н·м (9.7)
Строим эпюру крутящих моментов:
Мкр=Т1=29,5 Н·м
Суммарные реакции:
Н (9.8)
Н (9.9)
Выбираем подшипник по более нагруженной опоре 1.
Намечаем однорядные радиальные шарикоподшипники №206 по ГОСТ 8338-75, имеющие d=30 мм, D=62 мм, В=16, С=19,5 кН, С0=10кН, [4,c.401]
Эквивалентная динамическая нагрузка:
Pэ = (X·V·Pr1 + Y·Pa) ·Kб·KT; (9.10)
В соответствии с условиями работы принимаем коэффициенты:
V=1, KT=1, Kб=1 [4, табл. 9.20].
Отношение
Этой величине соответствует e = 0, 23.
Отношение
X=0,56 и Y=1,88.
Pэ = (0,56·1·872,6 + 1,88·285) ·1·1 = 1025 Н
Расчетная долговечность выбранного подшипника:
; (9.11) млн. об
час. (9.12)
Lh=10000 часов < Lh1= 112700 часов
Условие долговечности подшипника выполняется. Принимаем однорядные радиальные шарикоподшипники №206 по ГОСТ 8338-75, имеющие d=30 мм, D=62 мм, В=16 мм, С=19,5кН.
Расчетная схема ведущего вала
9.2 Ведомый вал.
Расстояние между серединой подшипника и серединой колеса:
l2=53 мм.
Расстояние между серединой подшипника и серединой звездочки:
L4=65 мм.
Нагрузка на вал от цепной передачи Fв=522H.
Составляющие этой нагрузки
Fвх = Fву = Fв·sinγ = 522·sin450 = 370H.
Реакции опор:
в плоскости xz
(9.13)
, (9.14)
Н
Проверка: Rx3+Rx4-(Ft+FBX)=570,6+1394,4-
Строим эпюру изгибающих моментов в горизонтальной плоскости:
Н·м (9.16)
Н·м (9.17)
в плоскости yz
H (9.18)
Проверка: Ry3+Fву-(Fr+
Ry4)=185+370-(590+45)=0
Строим эпюру изгибающих моментов в вертикальной плоскости:
(9.21)
(9.22)
Строим эпюру крутящих моментов:
Мкр=Т2=139,6Н·м
Определяем суммарные реакции опор по формуле:
, (9.23)
Н
(9.24)
Н.
Выбираем подшипник о более нагруженной опоре 4.
Намечаем однорядные радиальные шарикоподшипники №308 по ГОСТ 8338-75, имеющие d=40 мм, D=90 мм, В=23, С=41 кН, С0=22,4кН, [4,c.401]
Определяем эквивалентную
, (9.25)
где v - коэффициент вращения внутреннего кольца подшипника, V=1;
Kб - коэффициент безопасности, учитывающий характер приложенной к подшипнику внешней нагрузки, Kб = 1,3;
KT - температурный коэффициент учитывающий рабочую температуру подшипника, KT = 1.
Определяем расчетную долговечн
,
где С - динамическая грузоподъемность подшипника, С=41кН;
млн.об.
Определяем долговечность
,
где [Lh] - допустимая долговечность подшипника, [Lh]=10000ч;
>10000ч.
Условие долговечности подшипника выполняется. Принимаем шарикоподшипник №308 по ГОСТ 8338-75, имеющие d=40; D=90 мм; B=23 мм.
Расчетная схема ведомого вала
11. Уточненный расчет валов
Примем, что нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному циклу, а касательные от кручения - по отнулевому (пульсирующему).
Уточненный расчет состоит в
определении коэффициентов
Будем производить расчет для предположительно опасных сечений каждого из валов.
11.1 Ведущий вал
Материал вала – сталь 45 нормализованная; sв = 570 МПа.
Пределы выносливости s-1 = 0,43×570 = 245 МПа и
t-1 = 0,58×245 = 142 МПа.
Момент сопротивления кручения нетто сечения вала W, мм3 [4, с 311]:
, (11.1)
мм3
, (11.2)
МПа.
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям Sτ, МПа
[4, с 311]:
, (11.3)
где =1,5; =0,83; =0,1.
МПа.
Следовательно, прочность вала обеспечена.
11.2 Ведомый вал
Материал вала – сталь 45 нормализованная; sв = 570 МПа. Пределы выносливости s-1 = 0,43×570 = 245 МПа и t-1 = 0,58×245 = 142 МПа.
Сечение под звездочкой цепной передачи. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки, так как в этом сечении изгибающего момента нет, то рассчитываем только на кручение. Крутящий момент Т2=139,5Н·м.