Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 17:18, дипломная работа
В данном дипломном проекте представлена технология двухлучевой лазерной сварки микропанелей судов. Данная тема рассмотрена на примере изготовления типовой микропанели из стали марки Ст3сп класса А с толщиной полотнища 16 мм и ребрами жесткости толщиной 8 мм. Рассмотрен вопрос особенности лазерной сварки низкоуглеродистых и низколегированных сталей, установлены режимы двухлучевой лазерной сварки стали типовой микропанели. Выявлены основные дефекты при лазерной сварке и установлены причины их возникновения. Проведен технико-экономический анализ изготовления микропанелей с использованием технологии двухлучевой лазерной сварки.
1. ВВЕДЕНИЕ 6
2. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛА И ИЗДЕЛИЙ. 8
2.1. Конструкция изделий. 8
2.2. Классификация и свойства материала. 9
3. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ СПОСОБА СВАРКИ. 12
3.1 Краткий обзор традиционных способов сварки низкоуглеродистых конструкционных сталей. 12
3.1.1 Общие сведения о свариваемости 12
3.1.2 Ручная дуговая сварка низкоуглеродистых сталей. 13
3.1.3 Сварка в защитных газах. 15
3.1.4 Сварка под флюсом. 17
3.1.5 Оценка традиционных способов сварки. 20
3.2 Описание технологии двухлучевой лазерной сварки 20
3.2.1 Использование лазеров в промышленности 20
3.2.2 Комбинированные и гибридные технологии лазерной сварки 21
3.2.3 Оценка способов лазерной сварки. 34
3.3 Качественное и экономическое сравнение двухлучевой сварки и традиционных способов сварки. 35
3.3.1 Качественное сравнение 35
3.3.2 Экономическое сравнение 37
3.3.3 Итог сравнения 39
4. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЛАЗЕРНОЙ СВАРКИ МИКРОПАНЕЛЕЙ. 40
4.1 Манипулятор для установки и прихватки набора 43
4.2 Робот для сварки микропанелей с фотограммометрическим сенсором 45
4.3 Источники лазерного излучения. 48
4.4 Оптическая лазерная головка. 52
4.5. Чиллер. 54
5. ТЕХНОЛОГИЯ ДВУХЛУЧЕВОЙ ЛАЗЕРНОЙ СВАРКИ МИКРОПАНЕЛЕЙ НА ЛАЗЕРНОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ С ВОЛОКОННЫМИ ЛАЗЕРАМИ ЛС-3 И ЛС-8. 56
5.1 Подготовка деталей. 56
5.2. Сборка микропанелей. 56
5.2.1 Общие указания. 56
5.2.2 Технология сборки типовой микропанели. 58
5.3 Сварка микропанелей. 58
5.3.1 Общие указания. 58
5.3.2 Технология сварки типовой микропанели. 58
5.4. Возможные дефекты сварных швов. 61
5.5. Контроль качества сварных соединений. 63
5.6. Предлагаемая технология. 65
5.7. Организация поточного производства. План выпуска. 65
6. ОХРАНА ТРУДА. 69
6.1. Требования безопасности. 69
6.2. Оказание первой помощи при поражение лазерным излучением. 72
6.3. Расчет месной вытяжной вентиляции. 74
7. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ. 79
7.1. Введение 79
7.2. Расчет затрат при изготовлении микропанелей традиционным способом 80
7.3. Расчет затрат при изготовлении микропанелей на линиях с применением лазерных технологий. 82
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 87
Аннотация.
В данном дипломном проекте представлена технология двухлучевой лазерной сварки микропанелей судов. Данная тема рассмотрена на примере изготовления типовой микропанели из стали марки Ст3сп класса А с толщиной полотнища 16 мм и ребрами жесткости толщиной 8 мм.
Рассмотрен вопрос особенности лазерной сварки низкоуглеродистых и низколегированных сталей, установлены режимы двухлучевой лазерной сварки стали типовой микропанели. Выявлены основные дефекты при лазерной сварке и установлены причины их возникновения. Проведен технико-экономический анализ изготовления микропанелей с использованием технологии двухлучевой лазерной сварки.
Содержание.
В производстве корпусов судов значительный объем работ составляет изготовление микропанелей, причем их число, размеры и масса возрастают по мере увеличения тоннажа выпускаемых судов. В соответствии с этим возникает необходимость изготовления полотнищ и плоских секций с использованием комплексно-механизированных линий, обеспечивающих выпуск широкого диапазона типоразмеров. Механизация и автоматизация изготовления корпусных конструкций – эффективное средство сокращения продолжительности и трудоемкости их производства. В зарубежном судостроении широко применяют комплексно-механизированные поточные линии (МПЛ) для изготовления узлов (микропанелей) плоских подсекций и секций сборочных единиц корпуса судна. В отечественном судостроении МПЛ внедрялись в 70-80-х гг. прошлого века на многих верфях отрасли, но затем в связи со спадом строительства судов МПЛ на этих верфях пришли в упадок и в основном были демонтированы. Однако отечественное судостроение, переживая кризисный период, тем не менее начинает свое возрождение, и снова актуальным становятся механизация и автоматизация корпусосборочного производства, что диктуется дефицитом квалифицированной рабочей силы и возрастающей её стоимостью.
Безусловно, сокращая продолжительность и трудоемкость производства, качество изготовления должно оставаться на высоком уровне, т.к. является ключевым фактором достижения продуктивности в современном судостроении. Анализ современных тенденций развития ведущих верфей и машиностроительных предприятий показывает, что решение проблем повышения качества продукции, сокращение сроков ее изготовления, решение кадрового вопроса возможно широким применением лазерных технологий обработки металлопроката.
Основными достоинствами лазерных технологий являются:
Исходя из всего вышеперечисленного, внедрение лазерных технологий в автоматизированное производство микропанелей может оказаться весьма эффективно как экономически, так и качественно.
В данном дипломном проекте рассмотрен вопрос возможности применения технологии лазерной сварки для изготовления микропанелей различных проектов постройки судна. В таблице 1 представлен объем конструкций по различным проектам.
Таблица 1 – Сводная таблица объема конструкций по проектам ОАО «Адмиралтейские верфи»
Наименование |
Пр 20071 |
Пр 15966 |
Пр 05-55 |
Пр 05-55 В варианте разбивки на блоки под лист 4,5 х23 м (экспертная оценка) |
Пр 70046 | |||||
шт |
т |
шт |
т |
шт |
т |
шт |
т |
шт |
т | |
Дедвейт DW, т |
19950 |
28840 |
47400 |
47400 |
74000 | |||||
Размеры LxBxH, м |
155,1х24,5х13,4 |
179х25,3х14,3 |
182,5х32,2х17,5 |
182,5х32,2х17,5 |
228,5х35,2х20,2 | |||||
Масса металлического корпуса, т |
5212 |
8450 |
7830 |
7830 |
13000 | |||||
S обшивки, мм |
От 6 до 42 |
От 8 до 36 |
От 12 до 42 |
От 12 до 42 |
От 14 до 46 | |||||
Плоские секции, в том числе: - до 10 х 10 м - более 12 х 16 м |
158
110 48 |
3305
2300,9 1004,1 |
196
136 60 |
4100
2844,8 1255, 2 |
243
165 78 |
5084
3452,1 1595,9 |
162
98 65 |
5084
3075,5 2008,5 |
304
182 122 |
6360 |
Объемные секции днищевые, бортовые, палубные |
26 16 16 |
692,1 1180,6 707,6 |
28 18 9 |
1682,3 1427,2 513 |
39 30 15 |
2132,4 2110,1 506,4 |
22 17 9 |
2132,4 2110,1 506,4 |
89 126 49 |
5334,1 5983,9 1309,5 |
Микропанели, - 1,5 х 2,5 м - 2,4 х 8 м - 3,2 х 10 м |
662
397 198 67 |
1170,4
700,1 350,0 120,3 |
827
455 248 124 |
1462,1
804,4 438,5 219,2 |
992
496 348 146 |
1753,6
876,8 615,2 261,6 |
992
496 348 146 |
1753,6
876,8 615,2 261,6 |
1654
910 496 248 |
2924,3 |
Криволинейные объемные секции |
66 |
498,5 |
82 |
623,4 |
98 |
748,6 |
98 |
748,6 |
164 |
1246,2 |
Прямоугольные объемные секции |
60 |
2580,3 |
76 |
3526,2 |
184 |
4474,9 |
122 |
4474,9 |
312 |
8860,6 |
Переборки поперечные плоские |
4 |
59,8 |
4 |
66,4 |
4 |
72,6 |
4 |
72,6 |
18 |
1020,3 |
Переборки поперечные гофрированные |
16 |
471,6 |
18 |
697,5 |
10 |
251,8 |
10 |
251,8 |
- |
- |
Переборки продольные плоские |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
15 |
1322,8 |
Переборки продольные гофрированные |
9 |
216,7 |
10 |
363,0 |
13 |
620,9 |
13 |
620,9 |
- |
- |
Профиль |
11711 |
937 |
14622 |
1169,7 |
17590 |
1407 |
17590 |
1407 |
29254 |
2375 |
Балки |
268 |
233,9 |
336 |
292,1 |
404 |
351,2 |
404 |
351,2 |
668 |
585,6 |
Из таблицы видно, что для постройки какого-либо из проектов требуется большое количество микропанелей, при этом микропанели различных размеров, с наборами одного и двух направлений, различными шпациями. Мы не будем рассматривать их все, а остановимся на одной типовой микропанели, эскиз которой изображен на рисунке 1.
Рис.1 Эскиз типовой микропанели.
В качестве конструкционного материала использована сталь марки Ст3сп класса А – одна из основных конструкционных сталей при изготовлении судна.
Углеродистые и низколегированные стали – основной материал для изготовления корпусов металлических судов, судового механического оборудования, технологической оснастки судостроительных предприятий и т.д.
Чтобы обеспечить надежность и долговечность корпусов современных судов, особенно крупных, необходимо использовать стали, обладающие повышенной вязкостью и прочностью, способностью задерживать распространение трещин и в известной мере предотвращать их возникновение. Эти стали характеризуются высокой ударной вязкостью и низкой критической температурой хрупкости, они должны хорошо свариваться, не вызывать дополнительных технологических и конструктивных трудностей при постройке судна, обеспечить необходимую усталостную прочность корпуса.
Так как назначение и применимость конструкционных сталей в основном определяются их механической прочностью, можно условно разделить все используемые в судостроение и в судовом машиностроение конструкционные стали на следующие категории (таблица 2).
Таблица 2 – Классификация конструкционных сталей по прочности
Категория стали |
Минимальный предел текучести Re, H/мм2 |
Относительное удлинение A5, % |
Нормальной прочности |
235 |
Выше 25 |
Повышенной прочности |
315, 355, 390 |
25 – 20 |
Высокопрочная |
420 |
20 – 8 |
Следует обратить внимание на то, что термины прочная сталь, сталь повышенной прочности, высокопрочная сталь и т.п. носят условный характер, т.к. на различных этапах развития металлургии и в разных областях использования металлов абсолютные величины показателей прочности, соответствующие этим терминам, были различны. Деление, приведенное в таблице 1, наиболее типично в настоящее время.
Ст3сп относительно дешева, обладает хорошей свариваемостью и не склонна к отпускной хрупкости.
Химический состав и механические свойства стали марки Ст3сп приведены в таблице 3 и 4 соответственно.
Таблица 3 – Химический состав стали марки Ст3сп
Марка стали |
Массовая доля элементов, % | ||||||||
углерод |
марганец |
кремний |
хром |
медь |
никель |
азот |
сера |
фосфор | |
не более | |||||||||
Ст3сп |
0,14-0,22 |
0,40-0,65 |
0,15-0,30 |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
0,008 |
0,045 |
0,035 |
Таблица 4 – Механические свойства стали марки Ст3сп
Марка стали |
Предел текучести, Re, H/мм2 |
Временное сопротивление, Rm, H/мм2 |
Относительное удлинение, А5, % |
Ударная вязкость KCU, Дж/см² | |
+20 С° |
-20 С° | ||||
не менее | |||||
Ст3сп |
245 |
370-480 |
26 |
98 |
29 |
Рассматриваемые (низкоуглеродистые и низколегированные) стали обладают хорошей свариваемостью. Технология их сварки должна обеспечивать определенный комплекс требований, основными из которых являются равнопрочность сварного соединения с основным металлом и отсутствие дефектов в сварном шве. Для этого механические свойства металла шва и околошовной зоны должны быть не ниже нижнего предела механических свойств основного металла. В некоторых случаях конкретные условия работы конструкций допускают снижение отдельных показателей механических свойств сварного соединения. Однако в большинстве случаев, особенно при сварке ответственных конструкций, швы не должны иметь трещин, непроваров, пор, подрезов. Геометрические размеры и форма швов должны соответствовать требуемым. Сварное соединение должно быть стойким против перехода в хрупкое состояние. В отдельных случаях к сварному соединению предъявляют дополнительные требования. Однако во всех случаях технология должна обеспечивать максимальную производительность и экономичность процесса сварки при требуемой надежности и долговечности конструкции.
Механические свойства металла шва и сварного соединения зависят от его структуры, которая определяется химическим составом, режимом сварки и предыдущей и последующей термической обработкой. Химический состав металла шва зависит от доли участия основного и электродного металлов в образовании шва и взаимодействий между металлом и шлаком и газовой фазой. При сварке рассматриваемых сталей состав металла шва незначительно отличается от состава основного металла. В металле шва меньше углерода для предупреждения образования структур закалочного характера при повышенных скоростях охлаждения. Возможное снижение прочности металла шва, вызванное уменьшением содержания углерода, компенсируется легированием металла через проволоку, покрытие или флюс марганцем и кремнием.
Швы, сваренные на низкоуглеродистых сталях всеми способами сварки, обладают удовлетворительной стойкостью против образования кристаллизационных трещин. Это обусловлено низким содержанием в них углерода. Однако при сварке на низкоуглеродистых сталях, содержащих углерод по верхнему пределу (свыше 0,20%), угловых швов и первого корневого шва в многослойных швах, особенно с повышенным зазором, возможно образование в металле шва кристаллизационных трещин, что связано в основном с неблагоприятной формой провара (узкой, глубокой). Легирующие добавки в низколегированных сталях могут повышать вероятность образования кристаллизационных трещин. Все низкоуглеродистые и низколегированные стали хорошо свариваются всеми способами сварки плавлением. Обычно не имеется затруднений, связанных с возможностью образования холодных трещин, вызванных образованием в шве или околошовной зоне закалочных структур. Однако в сталях, содержащих углерод по верхнему пределу и повышенное содержание марганца и хрома, вероятность образования холодных трещин в указанных зонах повышается, особенно с ростом скорости охлаждения (повышение толщины металла, сварка при отрицательных температурах, сварка швами малого сечения и др.). В этих условиях предупреждение трещин достигается предварительным подогревом до 120—200 0С. Предварительная и последующая термическая обработка сталей, использующихся в ответственных конструкциях, служит для этой цели, а также позволяет получить необходимые механические свойства сварных соединений (высокую прочность или пластичность, или их необходимое сочетание).
При ручной дуговой сварке покрытыми металлическими электродами, сварочная дуга горит между электродом и изделием, оплавляя кромки свариваемого изделия и расплавляя металл электродного стержня и покрытие электрода. Кристаллизация металла сварочной ванны образует сварной шов.
Информация о работе Разработка технологии лазерной сварки судовых микропанелей