Ремонт рулевого управления газ 3110

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:24, контрольная работа

Описание работы

Рулевое управление служит для изменения направления движения машины за счет поворота её управляемых колес и для поддержания заданного направления движения
Рулевое управление состоит из рулевого механизма с карданным шарниром, рулевых тяг с шарнирами и рычагами , рулевой колонкой с рулевым колесом, энергопоглощающим элементом типа «Сильфон»

Файлы: 1 файл

волжанка.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)


1. Устройство и работа рулевого управления

ГАЗ З110

 

Рулевое управление служит для изменения направления движения машины за счет поворота её управляемых колес и для поддержания заданного направления движения

Рулевое управление состоит из рулевого механизма с карданным шарниром, рулевых тяг с шарнирами и рычагами , рулевой колонкой с рулевым колесом, энергопоглощающим элементом типа «Сильфон»

 

Механизм рулевого управления «глобоидального» типа с передаточным числом 19,1. Картер механизма алюминиевый. Червяк напрессован на вал. Опорами вала являются два роликовых конических подшипника. Задний подшипник запрессован в картер до упора в буртик задней крышки, а посадка переднего подшипника скользящая, и он упирается в буртик передней крышки. Под крышками установлены регулировочные прокладки для регулировки осевого зазора червяка. В паз вала сошки установлен на оси трехгребневой ролик. Нижней опорой вала сошки являются две бронзовые втулки, запрессованные в удлинитель картера. Верхней опорой служит роликовый конический подшипник, запрессованный в верхнюю крышку картера. Посадка вала в подшипник скользящая. Для регулировки механизма предназначен регулировочный винт, который фиксируется стопорной шайбой и защищен колпачковой гайкой.
Рулевая колонка травмобезопасная, с возможностью регулировки положения за счет овальных отверстий в кронштейне. Вал рулевой колонки установлен в картере на двух подшипниках и передает крутящий момент на механизм рулевого управления через карданный вал. Рулевая колонка оборудована противоугонным устройством. Рулевое колесо установлено на шлицах вала рулевой колонки и крепится гайкой.
Рулевая трапеция состоит из тяги сошки, двух боковых тяг, регулируемых по длине с помощью регулировочных трубок, и двух поворотных рычагов, закрепленных на поворотном кулаке. Шаровые шарниры разборные. От грязи, пыли и влаги они защищены резиновыми уплотнителями.
Маятниковый рычаг крепится на пальце. Палец в кронштейне поворачивается в двух металлокерамических втулках. Втулки установлены в кронштейне со свободной посадкой и защищены от грязи резиновыми втулками. За счет деформации резиновых втулок и свободной посадки металлокерамических втулок маятниковый рычаг может перемещаться в вертикальном направлении. В шаровой шарнир маятникового рычага установлен полиэтиленовый сухарь, фиксирующий положение пальца в определенном положении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

3. Технологический процесс при ТО рулевого управления

 

Уход за рулевым механизмом.

Состояние рулевого управления  следует считать нормальным, если автомобиль исправен на ходу, нет передачи дорожных толчков и ударов на рулевое колесо, скрипов, стуков в рулевом механизме и тягах. При этом свободное перемещение обода рулевого колеса не должны превышать 17 мм.

Проверку  люфта производят на стоящем автомобиле с колесами установленными прямо в положении движения. Рулевое колесо поворачивают в право и в лево с небольшим усилием до упора, таким образом что бы колеса оставались на месте.

Каждые 5000 км пробега необходимо производит внешний осмотр рулевого механизма на герметичность, не допускать подтекания масла.

Каждые 20 000 км – проверять затяжку болтов крепления картера рулевого механизма моментом 5-6, Нм

- Проверить зацепление червяка и ролика в рулевом механизме и при необходимости отрегулировать. Люфт не должен быть более 17мм

Один раз в 4-5 лет, а так же при снятие рулевого управления заменить в нем масло.

 

Уход за рулевой колонкой.

Через каждые 5000км  проверять затяжку и надежность стопорения гаек крепления клина карданного шарнира, при необходимости подтянуть моментом 1,8 – 2,5 Нм

Через 20 000 км. Проверить затяжку и при необходимости подтянуть моментом 1,2-1,8Нм болты крепления рулевой колонки к панели приборов.

 

Уход за рулевыми тягами и шарнирами.

В процессе эксплуатации, в случае замены уплотнителей шарниров, добавления в них смазки и т.п. требуется проведение регулировки шарниров.

Через каждые 5000км проверить внешним осмотром отсутствие следов механических повреждений тяг и рычагов и состояния уплотнителей шарниров рулевых тях. Разрывы  уплотнителей, подтекание смазки не допускать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Возможные неисправности, причины и методы устранения.

 

 

Причина неисправности

Метод устранения

Радиальное перемещение вала рулевого управления, ощущаемое на рулевом колесе

Износ подшипников вала рулевого управления

Заменить подшипники

Ослабление затяжки болтов крепления рулевой колонки

Затянуть болты

Увеличенный свободный ход рулевого колеса

Неправильная регулировка бокового зазора механизма рулевого управления

Отрегулировать боковой зазор механизма рулевого управления

Нарушена регулировка шаровых шарниров рулевой трапеции

Отрегулировать шаровые шарниры

Износ втулок вала сошки

Заменить картер механизма рулевого управления или втулки

Ослабление затяжки гайки крепления сошки

Затянуть гайку

Ослабление затяжки гайки крепления рулевого колеса

Затянуть гайку

Заедание в механизме рулевого управления

Неправильная регулировка бокового зазора механизма рулевого управления

Отрегулировать боковой зазор механизма рулевого управления

Износ ролика или червяка

Заменить изношенные детали

Подтекание масла из картера механизма рулевого управления

Износ или повреждение рабочей кромки сальников

Заменить дефектные сальники

Повышенный уровень масла

Восстановить требуемый уровень масла

Повреждение прокладок или ослабление затяжек болтов крепления крышек картера

Заменить прокладки или затянуть болты крепления крышек

Посторонние звуки в механизме рулевого управления
(скрипы, щелчки и т.п.)

Отсутствие масла в картере

Устранить причину вытекания масла и залить новое масло в картер

Разрушение рабочих поверхностей червяка и ролика

Заменить дефектные детали

Износ шин передних колес в виде пятен

Ослабление затяжки креплений деталей рулевого управления

Проверить и затянуть ослабленные крепления деталей рулевого управления

Люфт в шаровых шарнирах рулевой трапеции

Отрегулировать или заменить шаровые шарниры

Низкое давление в шинах передних колес

Установить нормальное давление в шинах

Не отрегулирован механизм рулевого управления

Отрегулировать механизм рулевого управления

Ощутимые на рулевом колесе вибрация и толчки (при исправных и отбалансированных колесах и нормальном давлении в шинах)

Не отрегулирован механизм рулевого управления

Отрегулировать механизм рулевого управления

Ослабление гаек крепления вилок карданного шарнира

Затянуть гайки крепления

Люфт в шаровых шарнирах рулевой трапеции

Отрегулировать или заменить шаровые шарниры

Люфт пальца маятникового рычага в кронштейне

Заменить изношенные втулки

Ослабление затяжки креплений деталей рулевого управления

Проверить и затянуть ослабленные крепления деталей рулевого управления

Не отрегулирован механизм рулевого управления

Отрегулировать механизм рулевого управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

4. Технологически процесс ремонта рулевого управления Газ 3110

 

 

 

Замена масла в рулевом механизме

 

 

Ключом “на 12” ослабляем четыре болта крепления нижней крышки.

 

 

Подставив под рулевой механизм широкую емкость, отворачиваем нижний ближайший к центру болт.

 

 

Шестигранным ключом “на 12” отворачиваем маслозаливную пробку.

 

7

Через воронку наливаем свежее трансмиссионное масло до уровня на 15 мм ниже наливного отверстия и заворачиваем пробку.

 

Снятие и разборка рулевого колеса

 

 

Выключаем зажигание, снимаем минусовую клемму с аккумуляторной батареи.

Пальцами поддев край накладки рулевого колеса, снимаем ее.

 

Головкой “на 24” отворачиваем гайку крепления рулевого колеса, при этом удерживайте руль.

Оставив на валу гайку завернутой на 1–2 витка, ударами ладоней со стороны панели приборов сбиваем рулевое колесо со шлицев.

Бывает, что рулевое колесо сидит на шлицах очень плотно. Тогда наверните гайку заподлицо на вал рулевой колонки. Подперев коленями обод снизу и ударяя через латунную оправку по торцу вала, спрессовываем рулевое колесо.                              8

Снятии рулевой колонки

1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.

2. Снять рулевое колесо

3. Отвернуть два болта крепления и снять усилитель 1 панели приборов с установленной на ней розеткой под переноску. Отвернуть один винт крепления верхнего кожуха, четыре винта 2 крепления нижнего кожуха рулевой колонки и снять оба кожуха.

4. Отсоединить колодку с проводами замка зажигания.

 

5. Отвернуть три винта 1 крепления и снять основание 2 с подрулевыми переключателями в сборе. Основание с подрулевыми переключателями можно отложить в сторону, не отсоединяя от переключателей провода. Если не хватает длины жгутов, чтобы снять основание с подрулевыми переключателями в сборе с рулевой колонки, то можно отвернуть по два винта крепления обоих подрулевых переключателей и отсоединить их от основания.

9

6. Отвернуть два болта 1 крепления рулевой колонки к кронштейну. Опустить рулевую колонку и снять втулки, установленные между рулевой колонкой 2 и кронштейном 3. 7. Отвернуть гайку 1 крепления, вынуть клин 2 и отсоединить вал 4 рулевой колонки от карданного шарнира 3. Вынуть рулевую колонку из автомобиля.

7. Отвернуть гайку 1 крепления, вынуть клин 2 и отсоединить вал 4 рулевой колонки от карданного шарнира 3. Вынуть рулевую колонку из автомобиля.

Разборка рулевой колонки.

1. Установить замок зажигания с помощью ключа в положение «0», отключив тем самым противоугонное устройство.

2. Зажать в тисках рулевую колонку за проушины трубы рулевой колонки. Снять с обоих концов вала рулевой колонки стопорные кольца 1, шайбы 2 и втулки 3.

3. Выпрессовать вал рулевой колонки из трубы, ударяя по нижнему концу вала молотком 1 через деревянную оправку 2.                                                                                       10                                                                                   

4. Верхний подшипник рулевой колонки снять с вала, а нижний вынуть из трубы.

5. При необходимости отвернуть два болта крепления и снять замок зажигания с противоугонным устройством в сборе.

 

Осмотр и дефектовка детали рулевой колонки

1. Проверить трубу рулевой колонки. На трубе и кронштейне не должно быть трещин и вмятин. Проверить целостность сварного соединения кронштейна с трубой.

2. Подшипники должны свободно вращаться от руки без шума и заеданий. Проверить целость сепараторов.

3. Шлицы на валу рулевой колонки не должны иметь механических повреждений.

 

4. Осмотреть и убедиться в отсутствии трещин на ступице рулевого колеса. Проверить надежность крепления обода к спицам. Обод рулевого колеса не должен иметь деформации. 5. Дефектные детали подлежат обязательной замене.

 

Механизм рулевого управления

 

1. Установить автомобиль на стояночный тормоз.

 

2. Установить упоры под задние колеса.

 

3. Ослабить болты крепления переднего левого колеса.

4. Приподнять и установить на опоры переднюю часть автомобиля.

5. Отвернуть болты и снять колесо.

11

6. Со стороны ниши колеса снять с брызговика левого колеса грязезащитный чехол, поддев отверткой пистоны его крепления.

7. Изнутри салона
отвернуть гайку 1 крепления, вынуть клин 2 и отсоединить вал червяка механизма рулевого управления от карданного шарнира 3.

8. Предварительно пометив взаимное положение вала 1 сошки и сошки 2 рулевого управления, отвернуть
гайку крепления и спрессовать сошку с вала.

 

9. Отвернуть четыре болта крепления и снять механизм рулевого управления. При этом рекомендуется промаркировать болты, так как они разной длин

 

Его разборка

 

1. Очистить картер рулевого механизма от грязи.

 

12

2. Слить масло из картера рулевого механизма через заливное отверстие, отвернув пробку. Желательно это делать сразу после поездки.

3. Зажать картер рулевого механизма в тисках за прилив для крепления картера к кузову и установить ролик в среднее положение, повернув его вал 1. Отвернуть колпачковую гайку 2.

4. Снять стопорную шайбу 1 с прокладкой. Вывернуть регулировочный винт 2. Отвернуть четыре болта 3 крепления и снять боковую крышку 4 с валом сошки в сборе и прокладку. Перед снятием вала сошки тщательно очистить его нижний конец во избежание попадания грязи в картер.

 

5. Снять с вала 1 сошки боковую крышку 3 вместе с подшипником 2. Выпрессовать при необходимости из боковой крышки подшипник.
6. Отвернуть по четыре болта 1 крепления верхней 2 и нижней 3 крышек картера и снять крышки вместе с пакетами регулировочных прокладок. 7. Вынуть червяк вместе с роликовыми подшипниками из картера.
8. Вынуть при необходимости сальники из картера и верхней крышки.

 

13

Осмотр и дефектовка деталей механизма рулевого управления

 

1. Проверить картер рулевого механизма. В случае обнаружения трещин и сколов картер необходимо заменить.

2. Если обнаружен износ втулок вала сошки (вал имеет боковой люфт), необходимо заменить втулки или картер с втулками в сборе.

3. Проверить червяк и ролик. При обнаружении выкрашивания, трещин и вмятин дефектные детали заменить.

 

4. Подшипники вала сошки и червяка с валом не должны иметь питтинга, раковин и видимого износа на поверхностях качения.

 

5. Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла, необходимо заменить сальники, установленные в картере и верхней крышке.

 

Снятие рулевой трапеции

 

1. Установить автомобиль на стояночный тормоз.

 

2. Установить упоры под задние колеса.

3. Приподнять и установить на опоры переднюю часть автомобиля.

14

4. Вынуть шплинт 1, отвернуть гайку 2 и выпрессовать палец шарового шарнира рулевой тяги 3 из поворотного
рычага 4.

5. Вынуть шплинт 1, отвернуть гайку 2 и выпрессовать палец шарового шарнира рулевой тяги 7 из тяги 6 сошки. Вынуть шплинт 5, отвернуть гайку 4 и спрессовать конец тяги 6 сошки с пальца шарового шарнира маятникового рычага 3. Аналогичным образом выпрессовать из сошки с другого конца тяги сошки палец шарового шарнира.

6. Отвернуть два болта крепления и снять поворотный рычаг с поворотного кулака.

 

Осмотр и дефектовка деталей рулевой трапеции

 

1. Внимательно осмотреть детали рулевой трапеции. Изношенные и деформированные детали не ремонтируются и подлежат обязательной замене.

2. Проверить стяжные хомуты регулировочных трубок. Если расстояние «а» между ушками затянутых хомутов меньше 1 мм, такие хомуты необходимо заменить.

 

 

 

 

 

 

15

Информация о работе Ремонт рулевого управления газ 3110