Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Биотехнологии"
Микроорганизмы, как и все другие живые существа, нуждаются в пище. Последняя поступает в их клетки из внешней среды. Пищей обычно называются вещества, которые, попав в живой организм, служат либо источником энергии для процессов жизнедеятельности, либо материалом для построения составных частей клетки.
Свою потребность в
питательных веществах
При голозойном способе питания живой организм захватывает или заглатывает плотные частицы пищи, которая затем переваривается в пищеварительном тракте. Этот способ питания характерен для животных (от высших до простейших).
При голофитном способе питания живые существа, не имеющие специальных органов для заглатывания и пищеварения, используют питательные вещества, всасывая их в виде относительно небольших молекул из водного раствора. Этот способ питания свойствен растениям и микроорганизмам.
Внеклеточное пищеварение
свойственно только микроорганизмам.
Крупные молекулы расщепляются экзоферментами,
которые выделяются клетками микроорганизмов
в среду. Контакт экзофермента с
субстратом приводит в образованию
простых водорастворимых
Поступление воды и растворенных
в ней питательных веществ
из окружающей среды внутрь микробной
клетки, а также выход продуктов
обмена происходит через клеточную стенку,
капсулу и слизистые слои. Капсула и слизистые
слои представляют собой достаточно рыхлые
образования, и они, возможно, не оказывают
значительного влияния на транспорт веществ,
тогда как клеточная стенка может служить
существенным барьером для поступления
питательных соединений в клетку.
Активная роль в процессе поступления
в клетку питательных веществ принадлежит
также цитоплазматической мембране. Последняя
должна быть проницаемой для питательных
веществ и кислорода, поступающих в клетку,
а также для отбросов, выходящих наружу,
что обеспечивает нормальную жизнедеятельность
клетки микроорганизма. Поступление воды
и растворенных в ней веществ через цитоплазматическую
мембрану — динамический процесс: живая
микробная клетка никогда не находится
в равновесии с веществами окружающей
среды, проходящими через ее мембрану.
В наибольшем количестве в клетках содержатся углерод, азот, водород и кислород. Их называют важнейшими элементами – органогенами и они используются для построения сложных органических веществ: белков, углеводов, липидов. В значительном количестве в клетке обнаруживаются фосфор и сера, в небольшом количестве – микроэлементы (Fe, Mg, Mn, Cu, K, Ca, Na, Zn и др.). Все эти элементы в клетке находятся в различных соединениях. Большая их часть представлена органическими соединениями, входящими в состав «сухого вещества», на долю которого приходится 15-20%. Но самым значительным компонентом клетки в количественном отношении является вода, которая составляет 75-85%.
Вода в микробной клетке находится в свободном состоянии как самостоятельное соединение, но большая ее часть связана с различными химическими компонентами клетки (белками, углеводами, липидами) и входит в состав клеточных структур. Содержание свободной воды в клетке может изменяться в зависимости от условий внешней среды, физиологического состояния клетки, ее возраста.
Белки составляют 50-80%
сухого вещества и определяют важнейшие
биологические свойства микроорганизмов.
Это простые белки – протеины
и сложные белки – протеиды.
Белки распределены в цитоплазме,
нуклеоиде. Они входят в состав структурной
клеточной стенки. От количественного
и качественного состава
Углеводы составляют 12-18% сухого вещества и используются микробной клеткой в качестве источника энергии и углерода. Из них состоят многие структурные компоненты клетки (клеточная оболочка, капсула и пр.).
Углеводный состав
у различных видов
Липиды, составляющие 0,2-40% сухого вещества, являются необходимыми компонентами цитоплазматической мембраны и клеточной стенки. Они участвуют в энергетическом обмене. В некоторых микробных клетках липиды выполняют роль запасных веществ.
Минеральные вещества – фосфор, натрий, калий, магний, сера, железо, хлор и другие – в среднем составляют 2-14% сухого вещества.
Микроэлементы участвуют в синтезе некоторых ферментов и активируют их. Соотношение отдельных химических элементов в микробной клетке может колебаться в зависимости от вида микроорганизмов, состава питательной среды, характера обмена и условий существования во внешней среде.
Для биосинтеза основных макромолекул клетки, из которых формируются клеточная стенка, мембраны, нуклеоид, цитоплазма и другие компоненты, микроорганизмы должны получать в качестве источников питания углерод, азот, фосфор, серу, кислород, железо, кальций, магний, калий, натрий, хлориды и другие элементы в виде более или менее сложных соединений. Микроорганизмы нуждаются также в микроэлементах — марганце, цинке, меди, боре, молибдене, йоде и стронции. Помимо питательных элементов, используемых для построения структурных частей клетки, микроорганизмы нуждаются также в постоянном источнике энергии, которая расходуется на биосинтез различных соединений, транспорт веществ и другие жизненные процессы в клетке. Потребности различных микроорганизмов в источниках углерода весьма разнообразны. Фотосинтезирующие организмы, использующие энергию солнечного света, и бактерии, получающие энергию при окислении неорганических веществ, потребляют наиболее окисленную форму углерода — СО2 как единственный или главный источник клеточного углерода. Все другие организмы получают углерод главным образом из органических веществ, а необходимую им энергию – путем окисления органических соединений. Следовательно, органические вещества служат одновременно и источником углерода, и источником энергии.
Микроорганизмы нуждаются в источниках азотного питания, которые служат материалом для образования аминных — NH2 и иминных — NH-rpynn в молекулах аминокислот, пуринов и пиримидинов, нуклеиновых кислот и других веществ, входящих в состав клетки. Самый доступный источник азота для многих микроорганизмов— ионы аммония (NH4+) и аммиак (NH3), они достаточно быстро проникают в клетку микроорганизма и трансформируются в имино- и аминогруппы.
Существуют микроорганизмы,
способные усваивать
Усвояемость органических источников азота весьма различна. Белки, представляющие собой высокомолекулярные соединения, не проникают в клетку микробов. Поэтому белками могут питаться только микроорганизмы, выделяющие в среду экзоферменты, расщепляющие молекулы белков до пептидов и аминокислот. Этими свойствами обладают многие микроорганизмы.
Сера, как и азот,— необходимый компонент клеточного материала для всех организмов, в которых она встречается главным образом в восстановленной форме, в виде сульфидной группы. Зеленые растения ассимилируют соединения серы в окисленном состоянии в виде сульфатов и восстанавливают их для включения в биосинтез. Большинство микроорганизмов может использовать сульфаты в качестве питательного вещества, но имеются бактерии, требующие для биосинтеза источники восстановленной серы. Для таких организмов источником серы могут служить неорганические сульфиды, тиосульфаты и содержащие серу органические соединения. Наряду с углеродом, азотом и серой микроорганизмы используют значительные количества калия и фосфора и небольшие — натрия, магния, кальция, железа.
Калий необходим для нормальной жизнедеятельности микроорганизмов. Он играет существенную роль в углеводном обмене и синтезе клеточного вещества. Магний входит в состав бактериохлорофилла у зеленых и пурпурных бактерий, серобактерий и хлорофилла у цианобактерий, а также служит активатором ряда ферментов. Магний находится в клетке главным образом в ионном состоянии или в составе нестойких органических соединений. Источниками калия и магния являются их соли. Кальций необходим для роста некоторых бактерий (например, Azotobacter, Clostridium pasteurianum и др.). Источником кальция служат его водорастворимые соли. Железо относится к числу незаменимых питательных элементов, хотя и требующихся микроорганизмам в небольших количествах. Железо входит в состав особой органической группировки (геминной) кофермента некоторых важных ферментов (ге-минный фермент, цитохромы), участвующих в дыхании микроорганизмов. Источником железа могут служить сернокислые и другие его соли.
Микроорганизмам
необходимы и микроэлементы, которые
хотя и потребляются в малых количествах,
но имеют особое значение. Без микроэлементов
невозможно осуществление важнейших жизненных
функций, так как они входят в состав ферментов
— сложных белковых образований, являющихся
регуляторами и участниками обмена веществ
у живых организмов. Например, медь входит
в состав порфиринов, играющих роль переносчиков
кислорода в процессах дыхания, а молибден
в составе фермента нитрогеназы принимает
участие в процессе фиксации азота из
атмосферы.
Кроме основных питательных веществ, почти
все группы микроорганизмов нуждаются
в небольшом количестве соединений, получивших
название факторов роста. К ним относятся
витамины и витаминоподобные вещества,
пурины и пиримидины, аминокислоты и ряд
других соединений.
Типы питания микроорганизмов.
В соответствии с принятой классификацией микроорганизмов по типу питания их разделяют на группы в зависимости от источника углерода источнику энергии и источника электронов (природы окисляемой субстрат).
В зависимости от источника углерода микроорганизмы делятся: автотрофы (из неорганических соединений) и гетеротрофы ( из органических соединений).
В зависимости от источника энергии различают фототрофы (микроорганизмы использующие энергию солнечного света) и хемотрофы (энергетическим материалом явл. Химические вещества).
В зависимости от источника электронов микроорганизмы делятся на: литотрофы (окисляют неорганические вещества и за счет этого получают энергию) и органотрофы (получают энергию путем окисления органичесих веществ).
Выделяют четыре различных механизма, с помощью которых вещества из окружающей среды проходят через цитоплазматическую мембрану: простую диффузию, облегченную диффузию, активный транспорт и перенос групп.
Таким образом, пищевые потребности микроорганизмов зависят не только от внутреннего комплекса ферментов, необходимого для утилизации определенных соединений, но и от действия специфического транспортного механизма.
5.Понятие о конструктивном и
энергетическом обмене. Взаимосвязь
конструктивного и