Специальные системы нефтеналивных судов (грузовая и зачистная, система подогрева вязких нефтепродуктов, система зачистки и мойки танков)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 22:08, реферат

Описание работы

Для обеспечения сохранности нефтегрузов, их приема и выкачки с последующей очисткой танком нефтеналивные суда оборудуют специальными системами: грузовой, зачистной, подогрева вязких нефтепродуктов, зачистки и мойки танков.
Грузовая система служит для выкачки из танков основной массы груза, а зачистная остатков.

Содержание работы

Введение
1 Грузовая и зачистная системы
3 Система подогрева вязких нефтепродуктов
4 Система зачистки и мойки танков
Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки.docx

— 62.94 Кб (Скачать файл)

План

Введение

1 Грузовая и зачистная системы

3 Система подогрева вязких нефтепродуктов

4 Система зачистки и мойки танков

 Вывод

Список литературы

 

Введение

Для обеспечения сохранности нефтегрузов, их приема и выкачки с последующей  очисткой танком нефтеналивные суда оборудуют специальными системами: грузовой, зачистной, подогрева вязких нефтепродуктов, зачистки и мойки  танков.

Грузовая система служит для  выкачки из танков основной массы  груза, а зачистная остатков.

Система подогрева предназначена  для снижения вязкости нефтепродукта  до значения, обусловливающего нормальные условия его перекачки.

Подготовку судна к ремонту  и приему другого сорта груза  обеспечивает система зачистки и  мойки танков.

 

 

1 Грузовая и зачистная системы

Рассмотрим примеры грузовой и зачистной систем современных речных танкеров. Наиболее типичными являются системы танкеров грузоподъемностью 600 т (с вставными баками) и крупнотоннажных танкеров грузоподъемностью 5000 т. На всех танкерах с вставными баками зачистная система отсутствует.

 

Грузовая система танкера грузоподъемностью 600 т (проект Р42)

Танкеры данного типа предназначены  для одновременной перевозки  светлых и вязких нефтепродуктов. Они имеют пять баков (рис. 1). Носовые  баки I, II и /// используются для перевозки светлых нефтепродуктов, кормовые баки IV и V — для перевозки вязких нефтепродуктов и имеют подогрев.

 

Рисунок 1. Схема грузовой системы танкера грузоподъемностью 600 т

 

Трубопроводная грузовая система  состоит из магистрали правого борта, объединяющей два кормовых бака, и  магистрали левого борта, объединяющей пять баков.

На танкере установлены три  грузовых насоса: винтовой 11 марки НВВ-55 для перекачки вязких нефтепродуктов и два центробежных насоса 10 с самовсасывающим устройством марки ЦСП-57 для перекачки светлых нефтепродуктов. Насос НВВ-55 имеет подачу 45 м3/ч и напор 80 м, а насос ЦСП-57 — подачу 65 м3/ч и напор 110 м

Грузовые баки имеют конические днища с патрубками в центральной  части для присоединения отростков  труб, идущих от магистралей. При таком  конструктивном оформлении узла грузовой бак — приемная труба грузовые насосы выкачивают груз полностью и  надобность в зачистной системе  отпадает.

От магистрали левого борта к  бакам IV и V (для вязких нефтепродуктов) также подведены трубы, что позволяет в случае необходимости погрузить в них светлые нефтепродукты.

При выгрузке светлых нефтепродуктов должны быть открыты клинкеты 1, 7, 9 и один из клинкетов 5, а при выгрузке вязких нефтепродуктов — клинкеты 3, 12, 13 и один из клинкетов 6.

Так как насосы ЦСП-57 самовсасывающие, то танкер можно загружать, если это  требуется, с помощью собственных  средств, например из баржи у причала, во избежание простоя.

Для погрузки светлых нефтепродуктов собственными средствами к одному из клинкетов 4 присоединяется гибкий шланг, другой конец которого опускают в танк разгружаемого судна. Погрузка осуществляется насосами ЦСП-57 при открытых клинкетах 9, 8. 1. При загрузке кормовых баков IV и V должны быть открыты также клинкеты 2.

Грузовые насосы находятся в  насосном отделении, которое размещено  в выгородке машинного отделения.

 

Грузовая и зачистная системы танкера

грузоподъемностью 5000 т (проект 558)

Судно имеет двойной корпус. Для  размещения груза предназначены  двенадцать танков: восемь средних  и четыре бортовых При перевозке светлых легких нефтепродуктов загружаются все танки, а при перевозке темных нефтепродуктов с повышенным удельным весом — только средние.

На танкере (рис. 2) применена клинкетная грузовая система. Перепускные клинкеты, установленные в нижней части  продольных и поперечных переборок, изображены на рисунке в виде заштрихованных прямоугольников. Римскими цифрами  обозначены основные и бортовые танки.

 

Рисунок 2. Принципиальная схема грузовой и зачистной систем

танкера грузоподъемностью 5000 т

 

В насосном отделении установлены  два центробежных грузовых насоса 1 марки 10НД-6Х1 с подачей каждый по 500 м3/ч при напоре 55 м и один зачистной поршневой 2 марки ЭНП-7/3, обеспечивающий подачу 68 м3/ч и напор 100 м.

Налив груза производится по приемному  трубопроводу (мани-фольду) 14 в танки /// и IV. Выкачка груза осуществляется грузовыми насосами, которые забирают его из кормовых танков VII и VIII по коротким всасывающим трубам и подают по напорным трубам в раздаточный трубопровод 13, расположенный на палубе. При такой грузовой системе можно перевозить только один сорт груза за рейс.

Выкачка груза может производиться  как при параллельном, так и  при последовательном включении  грузовых насосов. При параллельной работе грузовых насосов должны быть открыты клинкеты 6, 11 и 9, 12, а при последовательной — клинкеты 6, 3 и 12 или 9, 5 к 11. Между всасывающими (приемными) трубами грузовых насосов имеется перемычка с разобщительным клинкетом 4.

Для выкачки остатков груза используется зачистной поршневой насос 2. При его работе должны быть открыты клинкеты 7, 8 и 10.

В кормовой части танков VII и VIII в пределах высоты междудонного пространства сделаны специальные колодцы для заглубления приемников зачистной системы. Зачистка танков от остатков груза при дифференте на корму осуществляется практически насухо.

Приемные концы всасывающих  труб грузового и зачистного трубопроводов  оканчиваются раструбами (приемниками), вследствие чего уменьшаются скорость входа жидкости в приемник и глубина  образующейся при этом воронки. При  большой воронке возможно попадание  воздуха во всасывающую трубу, что  нарушает нормальную работу насоса. Расстояние от кромки приемника до днища корпуса  составляет 30—50 мм у грузовых приемников и 15—20 мм у зачистных.

Чтобы исключить попадание внутрь насосов посторонних предметов, перед каждым из них на всасывающей  трубе монтируется фильтр-ловушка.

Для подогрева вязкого груза  в средних танках установлены  змеевиковые паровые подогреватели.

Рисунок 3. Насосное отделение танкера грузоподъемностью 5000 т.

1 — грузовой насос; 2 — электродвигатель грузового насоса;

3 — электродвигатель зачистного насоса; 4 — зачистной насос.

 

Насосное отделение расположено  за поперечной переборкой кормовых танков по правому борту (рис.3). Электродвигатели грузовых и зачистных насосов  в целях пожарной безопасности вынесены в машинное отделение за газонепроницаемую  переборку. Каждый электродвигатель соединен со своим насосом промежуточным  валом. В месте прохода вала через  переборку установлено газонепроницаемое  уплотнение (сальник) с водяным охлаждением.

Гидравлические расчеты грузовой и зачистной систем выполняют исходя из условий налива и слива нефтепродуктов. Эти расчеты для трубопроводной и клинкетной систем имеют свои особенности. При трубопроводной системе гидравлические потери определяются трением по длине труб и местными сопротивлениями, а при клинкетной — трением при движении жидкости по днищу и местными сопротивлениями, причем для одного и того же танкера и нефтепродукта гидравлические потери в трубопроводной системе, как правило, больше, чем в клинкетной.

 

 

2 Система подогрева вязких нефтепродуктов

Танки наливных судов, предназначенных  для перевозки вязких нефтепродуктов, или универсальных, т. е. транспортирующих любые виды наливного груза независимо от его вязкости, обычно оборудуют  подогревательным устройством. В настоящее  время применяют в основном поверхностные  трубчатые паровые подогреватели. Система подогрева выполняется  из стальных цельнотянутых груб. Соединения их в танках производят с помощью сварки.

Схема расположения труб подогрева  в танках может быть различной, но наибольшее распространение получила схема змеевикового нефтеподогрева. Такой схемой оборудованы танкеры грузоподъемностью 5000 т, у которых в каждом центральном танке расположены змеевики Dу 50 (рис. 4). Пар подводится ко всем змеевикам параллельно по трубопроводу Dу 100, отвод конденсата в теплый ящик котельной установки или за борт осуществляется по индивидуальным трубам Dy 25 от каждого змеевика.

Рисунок 4. Схема системы парового подогрева

 

Для продувания системы к ней  сделан подвод сжатого воздуха. Продувание ведется по отдельным танкам, поэтому  все змеевики имеют разобщительные клапаны. Для обслуживания системы подогрева установлены два паровых огнетрубных горизонтальных котла КВА-1,0/5 рабочим давлением 5 кгс/см2 и паропроизводительностью 1000 кг/ч.

На танкерах грузоподъемностью 600 т в кормовых баках, в которых перевозят вязкие нефтепродукты, также установлены змеевиковые подогреватели. Пар в систему подогрева поступает от югнетрубного вертикального котла КОВ-4 с поверхностью нагрева 4,2 м2 и рабочим давлением 2 кгс/см2. Предусмотрен также прием пара в систему с берега.

Недостатком трубчатых паровых нефтеподогревателей является обводнение груза конденсатом при нарушении соединений труб и появлении свищей в них и попадание груза при этом в систему.

Для вязких нефтепродуктов может быть использован также электрический  подогрев, осуществляемый путем непосредственного их контакта с токоведущими элементами. Этот способ свободен от недостатков трубчатого нефтеподогревателя, но имеет целый ряд своих. Так, для предотвращения оголения токоведущих шин необходимо сознательно оставлять определенный «мертвый» остаток в танках, что уменьшает полезную емкость судна и создает дополнительные трудности при зачистке. Возможны утечка тока на корпус, повышенная коррозия вследствие появления блуждающих токов и др.

В принципе могут быть и другие способы подогрева, например, выпускными газами дизелей, пропускаемыми через  междудонное пространство, или путем  подачи в танки через специальные  сопла нефтепродукта, предварительно подогретого до 100—120°С. Однако эти способы, как и электрический, пока не получили распространения на речных танкерах.

Система подогрева монтируется таким образом, чтобы обеспечивалось поддержание температуры вязких грузов не ниже 60°С при наружной температуре воздуха не ниже -5°С и температуре воды +5°С. Расчеты различных систем нефтеподогрева изложены в работе.

 

 

3 Система зачистки и мойки танков

Перевозка нефти и нефтепродуктов на судах связана с периодической зачисткой и мойкой грузовых танков. Их производят при подготовке судна к ремонту и перемене сорта перевозимого груза.

При подготовке судна к ремонту главное внимание обращается на обеспечение пожарной безопасности, так как в большинстве случаев он связан с применением открытого огня (электросварки и др.). Наибольшую опасность представляют остатки грузов I и II классов. Необходимо полностью удалять из танков остатки нефтепродуктов и обрабатывать их поверхность так, чтобы исключить возможность возникновения опасных концентраций газообразных углеводородов в воздухе. Допустимая концентрация паров нефтепродуктов в воздухе не должна превышать 0,1 нижнего предела взрываемости.

При перемене сорта перевозимого груза обработку внутренних поверхностей танков выполняют в соответствии с требованиями              ГОСТ 1510—60.

Остатки в танках отличаются от исходной нефти или нефтепродукта значительно большими вязкостью и удельным весом, повышенным содержанием механических примесей и воды.

На морских танкерах зачистка и  мойка танков производятся обычно собственными средствами, т. е. автономно.

Речные танкеры, как правило, не имеют специального оборудования для автономной зачистки и мойки грузовых танков. На них есть только палубные горловины диаметром 350—400 мм для ввода специальных моечных машинок в танки. Все работы по зачистке и мойке речных нефтеналивных судов выполняются плавучими зачистными (промывочными) станциями. Познакомимся в общих чертах с их оборудованием.

Выборка остатков, не откачиваемых грузовой и зачистной системами, может осуществляться переносным водяным эжектором, опускаемым в танки. Рабочая вода к нему подается по пожарному рукаву под давлением 6—7 кгс/см2. Слив воды из эжектора осуществляется в отстойные емкости.

Моют танки горячей водой  с добавлением керосина (или без  него) или моющими средствами, растворенными  в горячей воде.

Раньше мойка танков осуществлялась с помощью ручных пожарных стволов. В настоящее время для этого используют моечные машинки (гидромониторы). Перемещение струи моющей жидкости у них достигается вращением головок с соплами вокруг двух взаимно перпендикулярных осей. Моечные машинки, как правило, приводятся во вращение с помощью турбинки за счет подачи части или всего моющего раствора. На рис. 5 показана схема установки моечной машинки в танке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5. Схема установки моечной машинки в танке (шриховыми линиями изображено начальное положение моечной машинки)

Информация о работе Специальные системы нефтеналивных судов (грузовая и зачистная, система подогрева вязких нефтепродуктов, система зачистки и мойки танков)