Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 08:48, курсовая работа
Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.
Задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Кигинского района в сфере социальной работы с молодежью предложить наиболее эффективные методы и технологии в данном направлении.
Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью..4
1.1. Социальные проблемы и потребности молодежи……………………….8
Глава 2. Социальные технологии социальной работы с молодежью……..10
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем…………………10
2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи……………….14
2.3 Опыт Кигинского района в сфере социальной работы с молодежью….17
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………….23
2. Социальные технологии социальной работы с молодежью
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа среди
молодежи рассматривается как
При организации деятельности
социальных служб для несовершеннолетних
и молодежи осуществляется целый
комплекс мер. Решается задача по созданию
и развитию комплекса специализированных
служб и учреждений по указанию подросткам
и молодежи разнообразных медико-
Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.
С начала года на базе семи приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.
Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.
Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.
Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.
Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.
В системе психологического консультирования различают:
- возрастно-психологические
(контроль за состоянием
- семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);
- психолого-педагогическое
консультирование
- консультационная работа
социального работника, в
Специалист, работающий в
области социального
1. Принцип анализа подтекста
(требование различать
2. Принцип отказа от конкретных рекомендаций (ибо человек сам должен принять решение о своей собственной судьбе).
3. Принцип стереоскопического
диагноза (именно в семейном
4. Принцип системности
(выделение системной единицы
анализа, будь то
5. Принцип уважения личности
клиента (отказ от установки
на переделывание,
6. Принцип профессиональной
направленности и
Основными направлениями деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления "риск-группы" и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д.
Однако масса проблем интимной жизни детей, право на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать " телефоны доверия".
В настоящее время во многих
регионах России открыты центры социальной
помощи семье и детям. Работа с
подростками в них идет по обращаемости
(через "телефон доверия" и консультирование,
когда подростки анонимно обращаются
за помощью к специалисту
Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации "Брак и семья", которые оказывают консультативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.
Активно формируются и
интенсивно развиваются в России
службы планирования семьи и полового
воспитания. Согласно определению ВОЗ,
под планированием семьи
Как свидетельствует опыт, в развитых странах Запада реализуются две основные модели молодежной политики.
Во-первых, неконсервативная,
характерна для США и некоторых
других стран. Она предусматривает
государственную помощь лишь отдельным,
наименее защищенным и "неблагополучным"
категориям молодежи при жесткой
регламентации порядка
Во-вторых, социал-демократическая,
характерная для ряда стран Центральной
и Северной Европы. Она исходит
из признания ответственности
2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи
В Федеральном законе "Об
основах социального
Социальная служба - это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.
Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.
1.Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:
- центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);
- центр социальной помощи семье и детям;
- социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
- социальная гостиница;
- социальный приют для детей и подростков.
2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:
- центр психолого-
- центр экстренной
- реабилитационные центры
для лиц с ограниченными
(в том числе для детей и подростков);
- комплексные молодежные центры военно-патриотической, культурно-досуговой и спортивной направленности.
3. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайоннные учреждения, куда входят:
- центры помощи детям,
оставшимся без попечения
- дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;
- общежития для лиц
с ограниченными возможностями.
При организации социальных служб для молодежи очень важно Четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.
В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.
Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения программ социальной реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы; оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков.
Так, например, основной задачей
московского объединения "Педагогический
поиск" являются социальная и правовая
защита, адаптация и реабилитация
выпускников и воспитанников
детских домой и школ-
Социальная терапия - это
отрасль научного знания, ориентированная
на решение социально-
К общим технологиям социальной
терапии можно отнести
Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;
Арттерапия - «терапия искусством»
через вовлечение молодого человека
в культурно-досуговые
Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий;
Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;
Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;
Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;
2.3 Опыт Кигинского района в сфере социальной работы с молодежью.
Был создан Комитет по делам молодежи в 2007г.
Основными направлениями работы центра является:
- организация военно-
- содействие во временном и постоянном трудоустройстве молодежи, профессиональной ориентации;
Информация о работе Технологии социальной работы с молодежью