Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:07, реферат
Изучена товарная продукция в виде отливок из ковкого чугуна , сферы ее применения в машиностроительном производстве. Определены потребительские свойства ковкого чугуна . При изучении и описании технологии производства ковкого чугуна дана характеристика сырья доменного производства, основных стадий производства, приведен анализ блок-схемы производства чугуна, выявлено влияние техно¬логии, сырья на качество продукции.
Для определения нормируемых показателей качества отливок из ковкого чугуна изучены соответствующие стандарты.
Изучены вопросы контроля качества отливок из ковкого чугуна, пра-вила приемки, транспортирования и хранения готовой продукции.
Реферат………………………………………………………………………….2
Введение………………………………………………………………………...4
Применение чугуна с хлопьевидным графитом в производстве…………..6
Классификационные признаки чугуна с хлопьевидным графитом………8
Потребительские свойства чугуна с хлопьевидным графитом…………...13
Технология производства чугуна с хлопьевидным графитом……………16
Характеристика основных стадий производства чугуна с хлопьевидным графитом, их технико-экономическая оценка……………………………...16
Характеристика сырья доменного производства………………………….17
Анализ блок-схемы чугуна с хлопьевидным графитом их технико-экономическая оценка………………………………………………………..19
Стандарты на отливки из чугуна с хлопьевидным графитом, нормируемые показатели качества в соответствии с требованиями стандартов………..20
Контроль качества чугуна с хлопьевидным графитом,
стандарты на правила приемки, транспортирования и хранения отливок………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………...32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
УО «Белорусский государственный экономический университет»
Кафедра технологий важнейших отраслей промышленности
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: " Технология и потребительские свойства чугуна
с хлопьевидным графитом для отливок"
Исполнил студент
1 курс. ФМК, гр. ДМЛ-2 (подпись) А.С.Лобачев
Руководитель, доцент (подпись) И.А.Мочальник
МИНСК 2010
Работа содержит: 31 страниц. 11 таблиц. 6 рисунков.
Ключевые слова: отливка, ковкий чугун, технология доменного производства, показатели качества, потребительские свойства, контроль качества, стандарты.
Изучена товарная продукция в виде отливок из ковкого чугуна , сферы ее применения в машиностроительном производстве.
Определены потребительские
Для определения нормируемых
Изучены вопросы контроля качества отливок из ковкого чугуна, правила приемки, транспортирования и хранения готовой продукции.
Реферат……………………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Применение чугуна с хлопьевидным графитом в производстве…………..6
Классификационные признаки чугуна с хлопьевидным графитом………8
Потребительские свойства чугуна с хлопьевидным графитом…………...13
Технология производства чугуна с хлопьевидным графитом……………16
Характеристика основных стадий производства чугуна с хлопьевидным графитом, их технико-экономическая оценка……………………………...16
Характеристика
сырья доменного производства……
Анализ блок-схемы чугуна с хлопьевидным графитом
их технико-экономическая оценка………………………………………………………..
Стандарты на отливки из чугуна с хлопьевидным графитом, нормируемые показатели качества в соответствии с требованиями стандартов………..20
Контроль качества чугуна с хлопьевидным графитом,
стандарты на правила приемки,
транспортирования и хранения отливок……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, более 67 % деталей современных машин
и оборудования изготавливают литыми,
из них 36% из чугуна.
Прогнозы развития техники показывают,
что в ближайшем будущем производство
и потребление чугунного литья, так как
по экономичности и комплексу свойств
отливки из чугуна имеют неоспоримое преимущество
по сравнению с отливками из других сплавов.
Повышение качества чугунных отливок имеет первостепенное значение для всех отраслей современного машиностроения, так как позволяет увеличить срок службы изделий, снизить их металлоемкость и в целом сократить потребность в отливках в машиностроении.
Проблема повышения
качества отливок из чугуна носит
комплексный характер и включает
следующие вопросы: выбор и подготовку
шихтовых материалов, оптимизацию процессов
плавки, разработку способов воздействия
на кристаллизацию и структурообразование
чугунных отливок.
При этом ориентация промышленности на
преимущественное применение электроплавки
чугуна позволяет не только поднять на
качественно новую ступень развитие отечественного
литейного производства, но и существенно
улучшить структуру чугунного литья за
счет резкого повышения доли легированных
и высококачественных чугунов с различной
формой графита.
Многочисленные исследования последних
лет показали, что процесс модифицирования
лщдкого исходного расплава различными
добавками является наиболее эффективным
средством повышения физико-механических
и эксплуатационных свойств чугуна в отливках
как, вследствие изменения формы и характера
распределения графита, так и в результате
воздействия на процесс кристаллизации
и структурообразование металлической
основы.
Модифицирование и легирование становятся необходимыми и важными элементами технологии получения высококачественных чугунов при плавке в индукционных и дуговых печах, позволяющих производить предварительную обработку расплава и создавать наиболее благоприятные условия для эффективного протекания процессов.
По комплексу физико-механических и служебных свойств к числу уникальных конструкционных материалов современного машиностроения относится называют чугун с хлопьевидным графитом. Дальнейшее значительное расширение его производства в нашей стране, в том числе взамен стали при изготовлении отливок и поковок, является одной из наиболее актуальных задач литейного производства.
Производство высокопрочного чугуна связано с комплексом проблем при его получении. Использование в качестве сфероидизатора металлического магния, приводит к необходимости использования сложного оборудования для его ввода в расплав. Использование РЗМ предъявляет к чугуну высокие требования по содержанию в нем примесных элементов, таких как сера и кислород. При повышенных содержаниях серы в расплаве тратится большое количество дорогостоящих РЗМ и приводит к образованию в отливках скоплений неметаллических включений, что приводит к увеличению брака отливок.
Исходя из этого, в производстве чугуна возникает необходимость снижения содержания серы в исходном расплаве, а также его последующее рафинирование от неметаллических включений, аналогично применяемому в производстве стали.
Название «ковкий чугун» условно и указывает лишь на то, что этот материал по сравнению с серым чугуном является пластичным. В действительности же ковкий чугун никогда ковке не подвергают, из него, так же как и из серого чугуна, изготовляют лишь фасонные отливки для машиностроения. Для этого выплавляют чугун такого химического состава, чтобы при затвердевании м форме он получился белым (с перлитно-цементной структурой). Из белого чугуна обычным способом изготовляют отливки, которые затем отжигают с целью разложения цементита и получения графита отжига в конечной структуре.
Применение чугуна с хлопьевидным графитом в производстве и
потреблении
Хорошие литейные свойства чугуна, простота и невысокая стоимость изготовления изделий из него, износостойкость, надежная работа в условиях повышенных температур и знакопеременных нагрузок позволяют широко использовать чугун в качестве конструкционного материала.
Однако выпускаемые в настоящее время чугуны характеризуются пониженной свариваемостью, обусловленной повышенной склонностью к образованию трещин из-за низкой его прочности и пластичности и образования хрупких структур при сварке в металле шва и околошовной зоны при повышенных скоростях охлаждения. Трещины в металле сварного соединения могут возникнуть от неравномерного нагрева и охлаждения, которые характерны для термического цикла сварки, литейной усадки металла шва, жесткости свариваемых изделий.
Из ковкого чугуна делают детали сельскохозяйственных машин, текстильных машин, автомобилей, судов и т. п. Применение для таких изделий серого литейного чугуна или стали нецелесообразно, так как серый чугун не даёт достаточной прочности, особенно в мелких отливках, сталь же вообще представляет материал, неудобный для мелких отливок вследствие высокоплавкости и плохого заполнения формы.
Ковкий чугун в подобного рода изделиях может быть заменен только отливками из недавно изобретенного чугуна с шаровидным графитом или из цветных сплавов (главным образом алюминиевых), по сравнению с которыми он представляет преимущество как более дешевый материал.
Отросоль машиностроения |
Детали |
Условия работы |
Рекомендуемые марки чугуна |
Сельскохозяйственное |
Шестерни, звенья цепей, собачки, пальцы, ключи, гребни, головки ножей и т.д. |
Статистические и динамические нагрузки |
КЧ 30-6 |
Текстильное |
Банкаброши, желоньеры и т.п. |
Статистические и динамические нагрузки |
КЧ 30-6 |
Автомобильное и тракторное |
Картеры - заднего моста, дифференциала, руля, ступицы колес, кронштейны двигателя, рессор, тормоза, тормозные колодки, ,на, пробки, балансиры, катки, |
Сложные переменные
динамические нагрузки |
КЧ 35-10 |
Вагоностроение |
Детали тормозов, подшипника, кронштейны, тяговые сцепления, скобы и т.д. |
Внутреннее давление, ударные нагрузки |
КЧ 35-10 |
Судостроение |
Иллюминаторы, кронштейны и т.д. |
Изгиб, ударные нагрузки |
КЧ 35-10 |
Станкостроение |
Втулки |
Износ |
КЧ 45-6 |
Санитарное строительство, водо -, газо - и паропроводная арматура |
Фитинги, вентили, радиаторные ниппели, пневматические корпуса и т.д. |
Внутреннее давление до 20 ат |
КЧ 30-5 |
Таблица.1 Применение чугуна с хлопьевидным графитом в производстве и потреблении
Исходя из личной практики авторемонта и тюнинга, в частности, хотел бы заметить, что из чугуна, производились в автомобиле строении газораспределительные механизмы (ГРМ) выпускные коллекторы, задние мосты. Также изготавливаются турбины для автодвигателей. И прочие высокотемпературные и важнейшие части автомобиля.
Например, если взять турбину. Корпус её представляет собой сплошную отливку из чугуна, в которой на подшипниках вращается вал. Изнашиваются обычно постель под подшипники и гнездо под уплотнительное кольцо. Исправить можно расточкой под новый размер. Улитка турбины - чугунная деталь сложной формы. Именно она формирует газовый поток, вращающий турбину. Улитка компрессора представляет собой алюминиевую отливку с механически обработанным местом под компрессор. Вращающийся компрессор засасывает воздух через центральное отверстие, сжимает его и по кольцевому каналу подает в двигатель.
На первый взгляд, конструкция проста. Но высокая точность изготовления всех без исключения деталей, сложные поверхности, точное литье могут создать много проблем даже в условиях хорошо оборудованной мастерской. Тем более что далеко не каждый конкретный т/н можно отремонтировать, порой проще собрать из имеющихся деталей другой.
В данной системе использовался до некоторого времени именно ковкий чугун, но с развитием техники и технологий его производство немного исчерпала себя, то есть производство из ковкого чугуна было заменено на чугун более дешёвый и качественный высокопрочным с шаровидным графитом.
Однако производство деталей для немецких автомобилей марки Opel , BMW, Audi, VW до 1991 года выпуска , производилось именно из ковкого чугуна
Исходя, опять же из личного опыта - это показывает, что даже в настоящее время данные автомобили детали этих транспортных средств находяться в отличном состоянии.
Классификационные признаки чугуна с хлопьевидным графитом
Рис. 1. Структура чугунов
а. белый чугун б. перлитный серый чугун в.ферритно-перлитный чугун г.феритный серый чугун
Обозначается ковкий чугун КЧ-…
Ковкий чугун обладает лучшей демпфирующей способностью, чем сталь, и меньшей чувствительностью к надрезам, удовлетворительно работает при низких температурах. Механические свойства ковкого чугуна определяются структурой металлической основы, количеством и степенью компактности включений графита. Металлическая основа ковкого чугуна в зависимости от типа термообработки может быть ферритной, ферритно-перлитной и перлитной. Наиболее высокими свойствами обладает ковкий чугун, имеющий матрицу со структурой зернистого перлита; им можно заменять литую или кованую сталь. В тех случаях, когда требуется повышенная пластичность, применяют ферритный ковкий чугун. Для интенсификации процесса графитизации при термообработке ковкий чугун модифицируют Te, В, Mg и др. элементами.
В зависимости от способа производства ковкого чугуна его подразделяют на две группы: ферритный и перлитный.
Рис. 3 Схемы микроструктур ковкого чугуна: а - перлитного; б - ферритного; 1 - перлит; 2 - графит отжига; 3 – феррит
Прочность перлитного ковкого чугуна выше прочности ферритного чугуна, но первый менее пластичен.Марки ферритного ковкого чугуна: КЧ 37-12, КЧ 35-10, КЧ 33-8 и КЧ 30-6 (КЧ означает ковкий чугун, первое число - минимальный предел прочности при растяжении, второе число - минимальное относительное удлинение в %).Кроме этого используются классификаторы ТН ВЭД – Товарная Номенклатура Внешнеэкономической Деятельности.
Информация о работе Технология и потребительские свойства чугуна с хлопьевидным графитом для отливок