Технология организации самостоятельной работы студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:27, контрольная работа

Описание работы

Преподаватель может организовать получение обратной связи в течение всего учебного курса. Решающую роль в этом вопросе играет цель организации обратной связи. Так, если преподаватель ставит перед собой цель выяснить степень усвоения знаний на конкретном занятии или по конкретной теме, то такая обратная связь может иметь место на любом или даже на каждом занятии. Эффективнее использовать обратную связь в конце изучения отдельного модуля, раздела или в середине семестра. Если преподаватель ставит перед собой цель выяснить общее отношение студентов к теме и форме читаемого им курса, то опрос возможен уже через месяц после начала занятий – за это время у студентов вполне складывается общее отношение к курсу и стилю преподавания.

Файлы: 1 файл

Технология организации самостоятельной работы студентов.docx

— 35.95 Кб (Скачать файл)

"Технология организации самостоятельной  работы студентов"

 

Преподаватель может организовать получение обратной связи в течение всего учебного курса. Решающую роль в этом вопросе  играет цель организации обратной связи. Так, если преподаватель ставит перед  собой цель выяснить степень усвоения знаний на конкретном занятии или  по конкретной теме, то такая обратная связь может иметь место на любом или даже на каждом занятии. Эффективнее использовать обратную связь в конце изучения отдельного модуля, раздела или в середине семестра. Если преподаватель ставит перед собой цель выяснить общее  отношение студентов к теме и  форме читаемого им курса, то опрос  возможен уже через месяц после  начала занятий – за это время у студентов вполне складывается общее отношение к курсу и стилю преподавания. Кроме того, можно организовывать обратную связь в случае создания проблемной ситуации, такой, например, как взаимоотношения преподавателя со студентами и вопросы дисциплины, посещаемости или в случае, если преподаватель видит, что студентам плохо дается материал.

Способы организации обратной связи. Как было упомянуто, обычной формой организации обратной связи является контроль знаний в виде тестов, контрольных работ, проектов, выступлений студентов на семинарах, коллоквиумах и т.д. Мы не будем рассматривать эти обычные формы контроля знаний, а выделим те методы организации обратной связи, которые могут решать широкий спектр задач, касающихся не только содержания учебного курса, но и его организации, – обратная связь, которая может быть организована на любом или даже каждом занятии. Эти экспресс-опросы можно также использовать как средство учета посещаемости студентов, если преподаватель ставит перед собой такую цель. В этом случае нужно более внимательно отнестись к задаваемым вопросам, учитывая влияние отсутствия анонимности на искренность ответов студентов. Кроме того, метод позволит преподавателю персонализировать свои отношения со студентами, запомнить их имена и в большей степени реализовывать личностный подход в обучении.

Экспресс-опрос. Такая форма организации обратной связи может иметь место на каждом занятии, решать самые различные задачи и использоваться на любой учебной дисциплине. Создателем этой методики, в оригинале – «minute рареr принято считать профессора физики Ч. Шварца из американского университета Беркли. (Davis B.G., Wood L., Wilson R. ABC’s of Teaching with Excellence: A Berkeley Compendium of Suggestions for Teaching with Excellence. Berkeley: Office of Educational Development, University of California, 1983). Экспресс-опрос предполагает постановку чаще всего одного вопроса, касающегося проведенного занятия. Преподаватель просит в конце занятия ответить письменно на один вопрос из числа, например, следующих.

216

Что вы считаете наиболее важным из того, что узнали на сегодняшнем занятии?

Что более  всего заинтересовало вас на сегодняшнем  занятии? Что бы вы назвали самым  ценным, что вынесли для себя из сегодняшнего занятия?

Что вы считаете самым бесполезным из того, что  было на данном занятии?

Что осталось для вас более всего непонятным на сегодняшнем занятии?

Какой вопрос, вы считаете, остался нераскрытым  в течение этого занятия?

Резюме занятия. Другой вариант быстрого опроса – попросить студентов коротко перефразировать тему лекции или написать короткое резюме пройденной темы, изученного вопроса, или дать короткий комментарий к лекции. В этом случае на следующем занятии можно процитировать наиболее интересные комментарии или резюме студентов, вместо того чтобы самому напоминать, что было изучено на прошедшем занятии.

Задайте один вопрос. В конце занятия преподаватель предлагает письменно задать вопрос, который возник у студентов в ходе изучения темы занятия. Такой метод позволит определить, была ли раскрыта тема или что осталось непонятым для студентов. На следующем занятии следует уделить 10-15 мин на ответы по этим вопросам.

Рекомендации  по работе с полученными данными:

1. Самое важное в организации такой формы взаимодействия со студентами – это дать быструю обратную связь со своей стороны, идеально – на следующем же занятии.

2. Во время обработки результатов сгруппируйте полученные ответы на несколько категорий, например:

  • позитивные оценки и комментарии;
  • критические оценки и замечания, которые в свою очередь разбейте на три группы:

1) те, что  вы планируете учесть на последующих  занятиях,

2) те, которые  не могут быть учтены в этом  семестре, но которые вы учтете  в будущем, 

3) не могущие быть вами учтенными вследствие самых разных причин (например, в силу того, что это не входит в вашу компетенцию) или которые вы считаете разумным и необходимым оставить без изменений, например, касающиеся содержания курса, тестов и т.д.;

217

  • все остальные замечания, комментарии или вопросы, которые вы не можете интерпретировать или считаете неуместными.

3. Сделайте для себя резюме полученных предложений и замечаний, которые вы прокомментируете на следующем занятии. Можно выбрать несколько наиболее важных пунктов и обсудить их со студентами в начале следующего занятия, уделив этому несколько минут.

4. Будьте лаконичны, не пускайтесь в длительные дискуссии и рассуждения, дабы студенты не потеряли интерес, а вы — успели рассмотреть запланированную тему занятия.

5. Коротко объясните, какие замечания и почему не могут быть вами приняты или учтены, разъясните возникшие недоразумения и недопонимание студентов по поводу целей, содержания курса или других аспектов вашей деятельности.

6. При обсуждении старайтесь придерживаться нейтрального тона, избегая обвиняющего или защитного.

7. Кроме того, преподавателю следует отметить, что в свою очередь могут или должны сделать студенты по улучшению качества обучения. Например, если студенты пишут, что им не был ясен тот или иной материал, то попросите их чаще задавать вопросы в устной или письменной форме или подходить в конце занятия для личной консультации.

8. Поблагодарите студентов за сотрудничество, за ценные замечания и рекомендации, которые вам позволят улучшить качество преподаваемого курса. Студенты, как правило, очень ценят внимание преподавателя к их мнению, способность конструктивно взаимодействовать.

9. Молодые преподаватели могут обратиться к своим более опытным коллегам и обсудить возникшие трудности, пути их разрешения.

Межсеместровый опрос. Достоинство межсеместрового опроса (или опроса по окончании модуля, раздела) в том, что он может охватить более широкий спектр проблем и вопросов, связанных с вашим курсом, чем только фиксировать наличные знания студентов по пройденному материалу. Такой опросник преподаватель может создать сам, в зависимости от того, какие аспекты преподавания его более интересуют или являются более актуальными для этого учебного курса. Опросник может включать различные типы вопросов, в том числе открытые. Предлагаем варианты такого опроса.

Неформальный  опрос содержит три – пять открытых вопросов, например следующие.

218

Перечислите ключевые концепции и идеи этого  модуля (можно впоследствии обсудить и сравнить ответы студентов и вашу собственную позицию относительно степени важности упомянутых идей).

Что из изученного материала вы находите для себя самым  важным?

Перечислите три вопроса, которые остались непонятными  для вас. Конкретизируйте ваш  ответ.

Какие вопросы  вам хотелось бы еще рассмотреть  более подробно до конца изучения этого курса?

Какие из изученных тем, на ваш взгляд, следует расширить? Какие из изученных тем, на ваш взгляд, следует сократить? Есть ли у вас какие-то замечания, предложения по лучшей организации курса?

Перечислите три лучших и три худших момента, связанных с этим курсом. Обоснуйте  их.

Рекомендации:

  • организуйте такой опрос в начале занятия (в конце занятия студенты могут торопиться и отвечать наспех);
  • такой опросник стоит сделать анонимным для того, чтобы получить более искренние ответы;
  • укажите на то значение, которое имеет этот опрос для вас и для всей аудитории, — для более эффективной организации учебного курса;
  • дальнейшая работа по обработке ответов может быть построена с учетов рекомендаций, данных в предыдущем разделе.

Групповая форма организации обратной связи. Предложите студентам разделиться на рабочие группы (четыре-шесть человек) и обсудить внутри группы проблемные вопросы, связанные как с содержанием, так я с организацией учебного курса. Организуйте встречу с представителями этих групп и обсудите поднятые студентами вопросы. Подобная форма работы позволит студентам самостоятельно решить, какие из Вопросов существенны для дальнейшего обсуждения с преподавателем. Некоторые вопросы могут быть решены на этапе внутригруппового обсуждения. Так, вопросы, касающиеся содержания материала, ставшего для кого-то из студентов непонятым, могут быть рассмотрены внутри и с помощью группы.

Формализованный опрос. Такой опрос предполагает тщательную подготовку и составление специальной анкеты, которую вам необходимо будет размножить и раздать студентам. При этом анонимность анкеты будет условием искренности ответов, а значит, эффективности этого опроса. Вопросы могут охватывать самые различные аспекты, касающиеся учебного курса, и, таким образом, дать преподавателю более детальное представление об отношении студентов к изучаемому курсу и его оценке.

219

Предлагаемые  ниже вопросы примерны, преподаватель  свободен в составлении собственной  анкеты.

Вариант анкеты для межсеместрового опроса.

Оцените, пожалуйста, занятия по курсу «...», выбрав из предлагаемых вариантов оценки тот, с которым вы согласны. При этом:

1 - категорически не согласен (на), 2 - не согласен (на), 3 - скорее несогласен (на), 4 – согласен (на), 5 - полностью согласен (на).

Таблица 4.1

Анкета  для межсеместрового опроса

Материал модуля (раздела) сложный 

Материал модуля (раздела) интересный

Материал модуля (раздела) слишком большой по объему

Материал и курс хорошо организованы

Материал излагается ясно и понятно 

Материал предъявляется  в интересной форме 

Материал предъявляется  в достаточно хорошем темпе 

Материал модуля (раздела) имеет практическую ценность для  меня

Время на занятиях используется достаточно эффективно

Цель и задачи модуля (раздела) ставились четко и ясно

К заданиям даются достаточно ясные и четкие инструкции

На занятиях в достаточной  мере используются различные технические  средства

На занятиях создается  атмосфера, мотивирующая к эффективной  работе

Преподавателю удается пробудить  интерес к содержанию курса 

Контрольные работы, тесты  и пр. проверяются и возвращаются преподавателем вовремя 

Преподаватель внимателен к  аудитории и отвечает на вопросы  студентов 

Преподаватель старается  вовлечь студентов в дискуссию  и другие активные формы работы

Очевидно, что преподаватель  сам увлечен своим предметом  Преподаватель тщательно готовится  к занятиям

Обратная связь, которую  я получаю от преподавателя, вполне конструктивна 

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

 

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

 

1 2 3 4 5

 

1 2 3 4 5

 

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

Оцените, насколько хорошо вы усвоили  изученные темы, %

1. Название темы…

2. Название темы…

Если у вас есть предложения  по улучшению организации курса,

укажите их

 

100 90 80 70

100 90 80 70


IV. Саморефлексия преподавателя

Хотя  теория Р. Хекмана и Г. Олдхэма не содержит в себе данного компонента, мы сочли важным его включить в данную технологию развития мотивационного потенциала образовательной среды.

220

 Действительно, работу над формированием учебной мотивации студентов, вероятно следует начинать с саморефлексии преподавателем качеств своей личности и тех действий, которые он предпринимает для создания мотивирующей среды, в которой разворачивается обучение студентов. В данном случае преподаватель должен задавать себе вопрос: «Что в моей личности, в моей преподавательской деятельности помогает мне мотивировать студентов, а что препятствует этому?» (Вопрос построен по аналогии с вопросом, предлагаемым Е. Сидоренко в книге «Мотивационный тренинг» (СПб.,2006))

В процессе своей деятельности преподаватель  имеет самую различную обратную связь от студентов, которая может  указывать на его компетентность как специалиста в конкретной области знания и как педагога – транслятора этих знаний. Студенты сдают экзамены и зачеты, пишут контрольные работы и заполняют тесты, работают на семинарах и т.д., демонстрируя те знания и умения, которые они приобрели или приобретают у этого преподавателя. Однако не всегда преподаватель соотносит учебные результаты студентов с особенностями своей личности и качеством собственной деятельности, зачастую связывая их со способностями и усилиями самих студентов, особенно в случае низких успехов студентов.

Тщательная  рефлексия собственных качеств  и качества своей деятельности может подтолкнуть преподавателя к поиску новых, еще не использованных им ресурсов по повышению эффективности образовательного процесса. В этой связи интересно, каким бы хотели видеть преподавателя сами студенты. Так, К. Фелдман провел метаисследование более 30 работ, в которых студенты, а также и сами преподаватели выделили те характеристики, которые они считают важными для профессии преподавателя. (Feldman K.A. Effective College Teaching from the Students’ and Facultys’ View: matched or mismatched priorities? // Research in Higher Education. 1988.28 (4). P. 291-344 ). Фелдман выделил семь характеристик, которые получили наибольший вес как у студентов, так и у преподавателей, обнаружив таким образом большое совпадение в представлениях этих двух групп относительно качеств «идеального», или «лучшего» преподавателя.

Данные  по отечественной выборке будут  вряд ли существенно отличаться отданных Фелдмана. Так, опрос на эту тему, предложенный в виде эссе студентам 4-го курса математико-механического и физического факультетов СПбГУ, подтверждает эти требования к преподавателю и его деятельности. Таким образом, перечисленные Фелдманом характеристики вполне могут стать предметом рефлексии преподавателя, критериями самооценки его преподавательской деятельности.

Информация о работе Технология организации самостоятельной работы студентов