Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:27, контрольная работа
Преподаватель может организовать получение обратной связи в течение всего учебного курса. Решающую роль в этом вопросе играет цель организации обратной связи. Так, если преподаватель ставит перед собой цель выяснить степень усвоения знаний на конкретном занятии или по конкретной теме, то такая обратная связь может иметь место на любом или даже на каждом занятии. Эффективнее использовать обратную связь в конце изучения отдельного модуля, раздела или в середине семестра. Если преподаватель ставит перед собой цель выяснить общее отношение студентов к теме и форме читаемого им курса, то опрос возможен уже через месяц после начала занятий – за это время у студентов вполне складывается общее отношение к курсу и стилю преподавания.
221
1. Чуткость
и внимание к уровню студентов,
2. Готовность, организация курса:
3. Знание предмета:
4. Увлеченность
(своим предметом и
5. Ясность:
222
6. Доступность и предупредительность:
7. Непредвзятая оценка студентов и качество экзамена (зачета):
Хотя
данный список может стать точкой
отсчета в процессе саморефлексии
преподавателя он не является достаточным
для того, чтобы говорить о его эффективности.
Интересными в связи с этим являются измерения
эффективности преподавателя, выделенные
П. Эштон (Аshton P/ Teacher efficacy: A motivational paradigm
for effective teacher education. Journal of Teacher Education (1984).
Режим доступа: http://chiron.valdosta.edu/
1) чувство личного достижения. Преподаватель должен рассматривать свою работу как значимую и важную;
2) позитивные
ожидания по отношению к
223
3) принятие
личной ответственности за
4) наличие
разработанных стратегий
5) наличие позитивных эмоций. Педагог должен иметь позитивное отношение к преподаванию, себе самому и студентам;
6) чувство контроля. Преподаватель должен верить, что он может влиять на обучение студентов;
7) чувство
общности целей преподавателя
и студентов. Учитель
8) демократическое
принятие решений. Учитель
Эти параметры
в большинстве своем отражают
субъективные ощущения и психологические
установки преподавателя в
Выделенные измерения могут восприниматься преподавателями как аксиомы. Вместе с тем есть параметры, которые требуют большей рефлексии от преподавателя, — например второй пункт — позитивные ожидания достижений студентов и их поведения в целом. В психологии давно установлена и подтверждена закономерность, которую называют эффектом «амореализующегося пророчества». В нашем случае если преподаватель будет относиться к своему ученику как ленивому, бездарному или пассивному, тот постепенно начнет соответствовать этим ожиданиям. Это отношение будет сквозить во всех наших действиях, замечаниях, взгляде и оценках. Студенты осознанно или неосознанно будут считывать это отношение и вести себя таким образом, что будут подтверждать отношение преподавателя. Для преодоления подобных предубеждений, даже если они имеют под собой основания, Е. Сидоренко предлагает использовать следующую методику. Вспомните человека, чья мотивация к работе кажется вам недостаточной или неправильной. Оставьте за порогом сознания все, что, как вам кажется, вы знаете о мотивации этого человека по прежней истории взаимодействия с ним. А теперь составьте для себя новый, «желаемый» портрет этого человека.
224
Каким бы вы хотели его видеть? Какие у него должны быть цели? Какие мотивы? Представьте себе ярко и отчетливо, чем будет движим этот человек в желаемой для вас картине будущего. Пусть ваше воображение будет смелым и свободным. Творите новый образ этого человека в своем воображении. Запишите, каким вы видите новый образ этого человека. К чему он стремится? Что его мотивирует? А теперь — действуйте по отношению к нему так, как если бы он был таким, каким вы хотите его видеть.( Сидоречко Е. Мотивационный тренинг: практ. руководство. СПб., 2006.)
Вслед за Е. Сидоренко стоит процитировать Гете: «Если вы берете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их видеть».
Еще один важный момент — заинтересованность преподавателя в своем предмете, позитивное отношение к преподаванию. Студенты чрезвычайно чутко воспринимают наличие или отсутствие интереса преподавателя к читаемой дисциплине. Если, в силу ряда причин, преподаватель не имеет интереса к предмету, находит материал скучным, то ему стоит попытаться скрыть собственное отношение к предмету, найти возможные пути интересного предъявления материала, воодушевиться хотя бы на момент подачи этого материала, как написала в своем эссе одна студентка 4-го курса математико- механического факультета: «…для начала, для успешной, т. е. интересной лекции нужен хотя бы один заинтересованный, пусть это будет даже сам лектор».
Дневник. Эффективным способом, способствующим анализу собственно деятельности, может стать ведение дневника. Особенно полезен этот метод саморефлексии для начинающих преподавателей.
Рекомендации к ведению дневника:
1. Планируя предстоящее занятие, напишите, какие цели вы ставите перед собой и каким образом вы собираетесь их реализовать.
2. Определите для себя, какими умениями, навыками и знаниями должны обогатиться студенты, покинув ваше занятие. Это поможет вам более четко определиться с используемыми стратегиями.
З. Сразу же после занятия проанализируйте, удалось ли достичь поставленных целей. Если что-то не удалось на занятии, то почему не удалось и как следует поступить в следующий раз. Также стоит записать какие-то отдельные наблюдения, касающиеся студентов, работы группы.
225
4. Неплохо вспомнить в этом журнале свой студенческий опыт, опыт своих преподавателей, их слабости и сильные стороны.
Аудиозапись или видеозапись занятия. Современные технические средства позволяют произвести аудиозапись или даже видеозапись лекции или другого занятия, которые могут помочь преподавателю в анализе собственного стиля преподавания, особенностей вербального и невербального общения, взаимодействия со студентами и многих других параметров, касающихся преподавательской деятельности.
Итак, саморефлексия может позволить преподавателю сознательно развивать собственный репертуар педагогических стратегий и техник, повысить осознание различных путей обучения. Периодический анализ собственной деятельности, саморефлексия - полезная привычка, которая способствует мониторингу профессионального роста и повышению чувства самоэффективности.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте учебные задания, которые вы предлагаете студентам, в соответствии с характеристиками работы, выделенными Р. Хекманом и Г. Олдхэмом. Отвечает ли организуемая вами учебная деятельность студентов этим критериям?
2. Согласны
ли вы с утверждением, что отсутствие
выбора, полное ограничение
3. Какова
роль обратной связи в
4. Проанализируйте
собственную деятельность в
Литература
1. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М., 2006
2. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг: практ. руководство. СПб.,
2006.
З. Маркова А. К., Матис Т.А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
Информация о работе Технология организации самостоятельной работы студентов