Технология организации самостоятельной работы студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:27, контрольная работа

Описание работы

Преподаватель может организовать получение обратной связи в течение всего учебного курса. Решающую роль в этом вопросе играет цель организации обратной связи. Так, если преподаватель ставит перед собой цель выяснить степень усвоения знаний на конкретном занятии или по конкретной теме, то такая обратная связь может иметь место на любом или даже на каждом занятии. Эффективнее использовать обратную связь в конце изучения отдельного модуля, раздела или в середине семестра. Если преподаватель ставит перед собой цель выяснить общее отношение студентов к теме и форме читаемого им курса, то опрос возможен уже через месяц после начала занятий – за это время у студентов вполне складывается общее отношение к курсу и стилю преподавания.

Файлы: 1 файл

Технология организации самостоятельной работы студентов.docx

— 35.95 Кб (Скачать файл)

221

1. Чуткость  и внимание к уровню студентов,  к их успехам: 

    • преподаватель разъясняет материал на уровне, который доступен для понимания студентов;
    • учебник адекватен по сложности уровню студентов;
    • преподаватель чуток к тому, насколько материал понят студентами;
    • преподаватель выясняет, насколько проблема, возникшая с пониманием материала у одного студента, возникла и у других студентов;
    • преподаватель осознает и реагирует, когда студентам становится скучно или они запутались в материале.

2. Готовность, организация курса: 

    • преподаватель хорошо готов к занятию;
    • учебный курс организован логично;
    • новая информация предъявляется логично и связана с уже изученными идеями;
    • студенты воспринимают преподавателя как организованного человека;
    • лекции достаточно легко конспектировать.

3. Знание  предмета:

    • преподаватель демонстрирует знание своего предмета;
    • преподаватель знаком с литературой и современными исследованиями в этой области;
    • преподаватель очень хорошо знает дисциплину, по которой он специализируется.

4. Увлеченность (своим предметом и преподаванием  этого предмета):

    • преподаватель производит впечатление заинтересованного в преподавании этого курса;
    • преподавателя способен передать интерес и увлеченность к своему предмету;
    • преподаватель активный и энергичный.

5. Ясность: 

    • преподаватель объясняет понятно и старается ответить на все вопросы;
    • преподаватель системно представляет изучаемые концепции и теории, что помогает пониманию;
    • преподаватель использует хорошо подобранные примеры для объяснений;

222

    • преподаватель обобщает главные идеи;
    • преподаватель понятно объясняет абстрактные идеи и теории.

6. Доступность  и предупредительность: 

    • преподаватель предлагает студентам помощь, если они испытывают трудности;
    • преподаватель доступен для консультаций вне занятия;
    • у преподавателя есть взаимопонимание со студентами;
    • преподаватель добросовестно относится к назначенным со студентами встречам.

7. Непредвзятая  оценка студентов и качество  экзамена (зачета):

    • вопросы на экзаменах но темам, которые рассматривались на эанятиях;
    • экзамен требует от студентов больше, чем только воспроизведения фактологической информации;
    • экзамен позволяет студентам адекватно продемонстрировать то, что было изучено в курсе;
    • преподаватель предъявляет критерии, по которым студенты будут оцениваться;
    • студенты удовлетворены способом их оценивания;
    • студентов часто опрашивают;
    • преподаватель заранее предупреждает о проведении тестов или опросов;
    • преподаватель использует более одного способа оценивания.

Хотя  данный список может стать точкой отсчета в процессе саморефлексии преподавателя он не является достаточным для того, чтобы говорить о его эффективности. Интересными в связи с этим являются измерения эффективности преподавателя, выделенные П. Эштон (Аshton P/ Teacher efficacy: A  motivational paradigm for effective teacher education. Journal of Teacher Education (1984). Режим доступа: http://chiron.valdosta.edu/whuitt/ col/teacher/tcheff.html). Эштон утверждает, что ни один другой параметр деятельности или личности учителя не связан так тесно с успеваемостью учеников, как ощущение педагогом своей эффективности. При этом ощущение самоэффективности педагога, по ее мнению, складывается из следующих параметров:

1) чувство  личного достижения. Преподаватель  должен рассматривать свою работу как значимую и важную;

2) позитивные  ожидания по отношению к достижениям  студентов и их поведению в целом. Преподаватель должен ожидать от своих учеников успехов;

 

223

 

3) принятие  личной ответственности за уровень  знаний студентов;

4) наличие  разработанных стратегий достижения  целей. Преподаватель должен планировать  обучение, ставить цели и знать  стратегии их достижения;

5) наличие  позитивных эмоций. Педагог должен  иметь позитивное отношение к  преподаванию, себе самому и студентам; 

6) чувство  контроля. Преподаватель должен  верить, что он может влиять  на обучение студентов; 

7) чувство  общности целей преподавателя  и студентов. Учитель развивает  общие с учениками действия  для достижения целей; 

8) демократическое  принятие решений. Учитель вовлекает  учеников в процесс принятия  решения относительно целей и  стратегий обучения;

Эти параметры  в большинстве своем отражают субъективные ощущения и психологические  установки преподавателя в отношении  своей деятельности и студентов. Различные исследования показывают, что ощущение человеком самоэффективности является важнейшим предиктором успешности его профессиональной деятельности. Выделенные Эштон измерения эффективности представляют несомненную ценность для анализа преподавателем собственных установок относительно своей профессиональной деятельности, своего отношения к студентам.

Выделенные  измерения могут восприниматься преподавателями как аксиомы. Вместе с тем есть параметры, которые  требуют большей рефлексии от преподавателя, — например второй пункт  — позитивные ожидания достижений студентов и их поведения в  целом. В психологии давно установлена  и подтверждена закономерность, которую  называют эффектом «амореализующегося пророчества». В нашем случае если преподаватель будет относиться к своему ученику как ленивому, бездарному или пассивному, тот постепенно начнет соответствовать этим ожиданиям. Это отношение будет сквозить во всех наших действиях, замечаниях, взгляде и оценках. Студенты осознанно или неосознанно будут считывать это отношение и вести себя таким образом, что будут подтверждать отношение преподавателя. Для преодоления подобных предубеждений, даже если они имеют под собой основания, Е. Сидоренко предлагает использовать следующую методику. Вспомните человека, чья мотивация к работе кажется вам недостаточной или неправильной. Оставьте за порогом сознания все, что, как вам кажется, вы знаете о мотивации этого человека по прежней истории взаимодействия с ним. А теперь составьте для себя новый, «желаемый» портрет этого человека.

224

Каким бы вы хотели его видеть? Какие у  него должны быть цели? Какие мотивы? Представьте себе ярко и отчетливо, чем будет движим этот человек  в желаемой для вас картине  будущего. Пусть ваше воображение будет смелым и свободным. Творите новый образ этого человека в своем воображении. Запишите, каким вы видите новый образ этого человека. К чему он стремится? Что его мотивирует? А теперь — действуйте по отношению к нему так, как если бы он был таким, каким вы хотите его видеть.( Сидоречко Е. Мотивационный тренинг: практ. руководство. СПб., 2006.)

Вслед за Е. Сидоренко стоит процитировать  Гете: «Если вы берете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их видеть».

Еще один важный момент — заинтересованность преподавателя в своем предмете, позитивное отношение к преподаванию. Студенты чрезвычайно чутко воспринимают наличие или отсутствие интереса преподавателя к читаемой дисциплине. Если, в силу ряда причин,  преподаватель не имеет интереса к предмету, находит материал скучным, то ему стоит попытаться скрыть собственное отношение к предмету, найти возможные пути интересного предъявления материала, воодушевиться хотя бы на момент подачи этого материала, как написала в своем эссе одна студентка 4-го курса математико- механического факультета: «…для начала, для успешной, т. е. интересной лекции нужен хотя бы один заинтересованный, пусть это будет даже сам лектор».

Дневник. Эффективным способом, способствующим анализу собственно деятельности, может стать ведение дневника. Особенно полезен этот метод саморефлексии для начинающих преподавателей.

Рекомендации  к ведению дневника:

1. Планируя предстоящее занятие, напишите, какие цели вы ставите перед собой и каким образом вы собираетесь их реализовать.

2. Определите для себя, какими умениями, навыками и знаниями должны обогатиться студенты, покинув ваше занятие. Это поможет вам более четко определиться с используемыми стратегиями.

З. Сразу же после занятия проанализируйте, удалось ли достичь поставленных целей. Если что-то не удалось на занятии, то почему не удалось и как следует поступить в следующий раз. Также стоит записать какие-то отдельные наблюдения, касающиеся студентов, работы группы.

225

4. Неплохо  вспомнить в этом журнале свой  студенческий опыт, опыт своих  преподавателей, их слабости и  сильные стороны. 

Аудиозапись или видеозапись  занятия. Современные технические средства позволяют произвести аудиозапись или даже видеозапись лекции или другого занятия, которые могут помочь преподавателю в анализе собственного стиля преподавания, особенностей вербального и невербального общения, взаимодействия со студентами и многих других параметров, касающихся преподавательской деятельности.

Итак, саморефлексия может позволить преподавателю сознательно развивать собственный репертуар педагогических стратегий и техник, повысить осознание различных путей обучения. Периодический анализ собственной деятельности, саморефлексия - полезная привычка, которая способствует мониторингу профессионального роста и повышению чувства самоэффективности.

 

Вопросы и задания для самостоятельной  работы


1. Проанализируйте учебные задания, которые вы предлагаете студентам, в соответствии с характеристиками работы, выделенными Р. Хекманом и Г. Олдхэмом. Отвечает ли организуемая вами учебная деятельность студентов этим критериям?

2. Согласны  ли вы с утверждением, что отсутствие  выбора, полное ограничение самостоятельности,  чрезмерный контроль уменьшают  ощущение ответственности студентов  за свои действия и, таким  образом, полностью уничтожают  внутреннюю мотивацию человека? Обсудите со своими студентами, как они оценивают степень своей автономии в учебном процессе. Влияет ли она и каким образом на степень ответственности студентов за свою образовательную деятельность и ее результаты?

3. Какова  роль обратной связи в повышении  мотивационного потенциала образовательной  среды? Достаточно ли эффективно  организована вами обратная связь  со студентами? Обсудите этот  вопрос со своими студентами.

4. Проанализируйте  собственную деятельность в свете  измерений эффективности преподавателя  по П. Эштон и характеристикам успешного преподавателя по К. Фелдману. Согласны ли вы с выделенными ими характеристиками? Согласны ли ваши студенты со списком качеств успешного преподавателя по Фелдману?

 

Литература 


1. Гордеева  Т.О. Психология мотивации достижения. М., 2006

2. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг: практ. руководство. СПб.,

2006.

З. Маркова А. К., Матис Т.А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.



Информация о работе Технология организации самостоятельной работы студентов