Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 10:11, реферат

Описание работы

Формирование опыта происходило в процессе работы с учащимися 7- 9 классов при проведении учебных занятий. Уровень технического и литературно-методического оснащения в школах оставляет желать лучшего. Поэтому одним из возможных вариантов решения данной проблемы направленной на развитие изучения и применения законов физики в жизни я вижу в использовании информационных технологий, которые предоставила нам компьютеризация. Индивидуальные, познавательные и творческие потребности школьников реализуются через поиск и отбор информации, которые является сегодня важным средством мотивации и условием развития личности ребенка.

Файлы: 1 файл

Степаненко В.П. опыт работы.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Степаненко Валентина Петровна

учитель физики и математики

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

 г. Валуйки Белгородской области

                                                                                 Для жизни в информационном               обществе необходимо овладеть

 знаниями и умениями  в области

 информационных технологий.

Н.Д.Угринович.

1.Условие возникновения, становления опыта.

Данный опыт возник в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г.Валуйки  Белгородской области. Контингент учащихся школы разнороден и представлен разными социальными слоями. Традиционное же обучение не позволяет обеспечить учащимся в полной мере динамичное развитие их интеллекта. Следствие этого – разный уровень интеллектуального развития школьников. Возникновение опыта связано с возрастанием необходимости учителя в поиске эффективных технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования и  решали задачу создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся».

Зарождение представленного  опыта произошло в общеобразовательной школе, где учатся обычные дети. Школа  находится в промышленном, удаленном от центра города, микрорайоне, который имеет производственные объекты, а общеобразовательное учреждение необходимое оборудование,  в том числе компьютеры Интернет для  проведения занятий.

Формирование опыта происходило в процессе работы с учащимися 7- 9 классов при проведении учебных занятий.  Уровень технического и литературно-методического оснащения в школах оставляет желать лучшего. Поэтому одним из возможных вариантов решения данной проблемы направленной на развитие изучения и применения законов физики в жизни я вижу в использовании информационных технологий, которые предоставила нам компьютеризация. Индивидуальные,  познавательные и творческие потребности школьников  реализуются через  поиск и отбор информации, которые является сегодня важным средством мотивации и условием развития личности ребенка.

Началом работы по теме стало проведение диагностики  (анкетирования) семиклассников по определению исходного уровня мотивации учебной–познавательной деятельности. Практический опыт преподавания физики в школе показал, что большинство учеников, особенно на II ступени обучения, имеет слабую мотивацию к обучению, которая с каждым классом падает. Результаты диагностики (2005 год) выявили, что только у 17 % семиклассников положительная внутренняя мотивация к учебному процессу, 15% - у восьмиклассников, 12% - у девятиклассников,  и как следствие отсутствие устойчивой положительной динамики и в качестве знаний (51-52%). В связи с этим особую актуальность приобрели педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дают каждому ученику понять, проявить и реализовать себя, а значит,  повышают мотивацию в обучения.

2. Актуальность  опыта.

В обучении физики использование информационных технологий имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета: у одних учащихся усвоение физики сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета.

       Актуальность  данного опыта состоит в том, что он ориентирован на модернизацию  образования и  ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особое значение формированию способности ученика к самостоятельному поиску информации. От нашего понимания значимости этих умений и готовности к формированию соответствующих навыков у учащихся зависит не только успех детей в познавательной и практической деятельности, но, в определенной мере, и вероятность их социальной адаптации, а иногда — и физического выживания в условиях современного информационного общества. Новые задачи в обучении предполагают: изменения в требованиях к уровню владения информацией, самостоятельному поиску и обработке информации; изменение содержания и организации материала; использование адекватных современных технологий. Использование информационных технологий адаптирует и модернизирует традиционные виды учебной деятельности, значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.

Противоречия, на устранение которых был направлен творческий поиск.

Осмысление проблемы:

  • изучение большого объёма сложной научной информации в сжатые сроки из-за сокращения количества часов, отводимых на её изучение;
  • возрастающий объем информации и возможность учащихся в их усвоении;
  • изучаемый материал слабо связан с повседневным опытом и познавательным интересом учащихся.  

Эти и другие проблемы выявили основные противоречия между:

  • требованиями к новому качеству образования выпускника, его умениям получать и применять знания на практике и несовершенством традиционных технологий обучения;
  • растущей нагрузкой на учащихся, связанной  с увеличением объема научной информации по каждому предмету и современными рамками классно-урочной системы;
  • потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности,  общей культуры и конкурентноспособности, и невозможностью формирования основ этих качеств в рамках традиционной системы образования;
  • стремлением ученика к творческому саморазвитию, самопроектированию и недостаточным использованием возможностей образовательного процесса для формирования этих навыков учащихся.

         Указанные выше положения подчеркивают  актуальность обозначенной проблемы  и дают возможность реализовать на практике активизацию познавательной деятельности, формируют такую ключевую компетенцию учащихся как самостоятельный поиск информации, использование информационных и Интернет технологий в обучении физике.

3. Ведущая педагогическая  идея опыта.

Познавательная активность - это качество деятельности школьника, глубина и осознанность которого зависит от познавательного  интереса.    Большой объём предметных знаний в изменившемся мире практически потерял свою ценность, поскольку информация стала легкодоступной, а объём её в мире быстро растёт. Оснастить человека  знаниями,  достаточными для успешной самореализации, на сколько-нибудь длительное время становится всё труднее. Сроки обучения увеличиваются, а его эффективность падает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как информацию добывать, её интегрировать, или создавать. И то, и другое, и третье формируется и развивается  в результате учебной  деятельности.Применение ИКТ способствует развитию интереса, так как даёт возможность организовать учебную деятельность ученика, способного адаптироваться в сегодняшней жизни. Стремление использовать компьютерные технологии на уроках физики продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами:

• сформирован социальный заказ на включение такой деятельности в систему образования;

• необходим поиск средств эффективности обучения;

• компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учения и активно вовлечь учащихся в учебный процесс.

Таким образом, ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании психолого-педагогических условий, направленных на  формирование познавательной активности школьников через использование информационных ресурсов для изучения окружающего мира, и  как следствие – повышение качества обучения,  развитие личности каждого.

3. Длительность  работы над опытом.

  1. 2007-2008 гг. – выявление общего уровня развития личности учащихся. В рамках этого этапа мною была проведена диагностика общеучебных умений и навыков по методикам, разработанным ведущими психологами и педагогами.
  2. 2008-2009 гг. – определение целей, задач, выбор методов и средств достижения целей.
  3. 2009-2010 гг. – становление опыта, оценка и анализ результатов.

4. Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен реализацией в учебно-воспитательном процессе, предполагающем формирование познавательной активности в единой системе “учитель-ученик” и “ученик-ученик” в процессе преподавания физики.

5. Теоретическая база опыта.

Теоретической базой опыта являются теоретические положения Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова о системно-деятельностном подходе к обучению, В.В. Гузеева об интегральных технологиях обучения, А.Н. Крутского о психодидактике и новых технологиях в преподавании физики, Е.С. Полат  и Г.К. Селевко о новых образовательных технологиях, основанных на компетентностном подходе к обучению учащихся.

6.Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в адаптации авторских приемов обучения с использованием  технологии проектной деятельности, с применением ИКТ и образовательных ресурсов Интернета к  классно-урочной форме организации учебного процесса; апробации приемов  по формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации; разработке дидактических заданий для формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности для разных этапов урока (повторения и закрепления изученного, для уроков разного типа,).

6. Теоретическая база опыта

Теоретическая база опыта сформирована на идеях Сократа, М.И. Выготской, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Махмутова Л.С., Леонтьева А.Н., Амонашвили Ш., Т.И.Шамовой, Колеченко А.К., Талызина Н.Ф. Известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Теория активизации процесса обучения разработана Шамовой Т.И.. в том, что «в процессе собственной деятельности формируются такие стержневые качества личности, как познавательная активность и познавательная самостоятельность» [10, 109]. Можно разделить мнение Шамовой Т.И.   в том, что  «активизация учения состоит в возбуждении преподавателем познавательных и нравственных мотивов учения обучающегося, которые приводят к формированию целевых установок, мобилизации внутренних сил и созданию благоприятных внешних условий для усвоения учащимися содержания образования и его частей» [10, 109]. Особый интерес вызывают «дидактические условия реализации познавательной активности:

    • формирование у учащегося положительных мотивов  учения;
    • формирование устойчивых познавательных интересов;
    • сочетание эмоционального и рационального в обучении;
    • сформированность у обучающихся содержательно-операционной сферы деятельности, т.е. владение обучающимися умениями получения и переработки информации о ходе и результатах своего учения, а для этого нужны активные действия самого учащегося по самопознанию и самоизменению учения».  [10,110]

Активность действий учащихся необходимо стимулировать. То, что одного учащегося побуждает к активным действиям, другого оставляет равнодушным либо приводит к незначительному эффекту. Каждому необходимо подбирать свою мотивацию, свои стимулы, которые заставят его работать. Все существующие теории развивающего обучения направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Следовательно, без личностно-ориенторованного подхода не обойтись. Как процесс мотивации, так и процесс получения знаний, накопление субъективного опыта индивидуален. Организация поискового учебного процесса, является «ведущим компонентом развивающего обучения и складывается из этапов:

  • восприятие учебного материала;
  • его осмысление, доведение до понимания внутренних связей и противоречий;
  • запоминание и сохранение в памяти;
  • применение усвоенного материала в практической деятельности;
  • поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке; для воплощения, разработки выбираются лучшие из них;
  • поиск признания найденного решения окружающими». [10,317]
  • При этом действия как учителя заключаются в следующем:
  • формирование активного отношения со стороны обучаемых;
  • подача учебного материала в определенной последовательности;
  • демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов 1 умственной и практической деятельности;
  • организация  обобщения результатов и применения научных знаний на практике.
  • - оказание помощи учащимся в выборе плана решения;
  • оказание помощи учащимся в нахождении способов самоконтроля, и

разборке индивидуальных ошибок и определении способов их коррекции.

  • По словам В.Ф. Шаталова (11, с. 17) выполнить эти условия возможно,  
    во-первых, при полном сотрудничестве, взаимопонимании,  
    во-вторых, при наличии заинтересованности учащихся предметом. Последнее возможно достичь при условии понимания и осознания необходимости, то есть мотивации учения. Искусство педагога устранить во время уроков все объективно непреодолимые препятствия на пути ребячьей мысли, направить поиск, пусть даже по трудным не доступным дорогам развития логических связей, не дать угаснуть  
    познавательному интересу, порыву.

Информация о работе Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся