Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:41, реферат
Понятие непрерывного образования возникло в конце шестидесятых годов во Франции и было ответом на требования научно-технической революции и связано с задачами социально-экономического развития. В середине семидесятых годов концепция непрерывного образования в рамках международной комиссии по развитию образования стала рассматриваться как важнейшая система в политике образования не только в экономически развитых, но и развивающихся странах. В 1971 г. во Франции был принят закон о непрерывном образовании, в котором оно рассматривалось как состоящее их начальной (базовой) и дальнейшей (дополнительной) подготовки.
Основные принципы и характеристики системы непрерывного педагогического образования.
Понятие
непрерывного образования возникло
в конце шестидесятых годов во
Франции и было ответом на требования
научно-технической революции
В том
же году под эгидой ЮНЕСКО была проведена
международная конференция, на которой
была проведена мысль о том, что
«непрерывное» (пожизненное) образование
есть основополагающий принцип организационной
перестройки различных звеньев
системы образования». Была выдвинута
концепция «обучающего
Анализ
имеющейся литературы показал, что
в 70-80 годы идеи непрерывного (пожизненного)
образования все чаще включаются
в государственные проекты
В России
последние тридцать лет проблема
непрерывного образования выдвинулась
в число центральных
В 1989 г. в нашей стране была принята концепция создания единой государственной системы непрерывного образования, охватывающей все звенья образования и воспитания. В этом документе, в частности, говорилось, что системообразующим фактором непрерывного образования является осознанная потребность личности в постоянном развитии, реализуемая посредством упорядоченного множества различных образовательных структур. Отсюда следовал вывод: пути реализации концепции связаны со стратегической перестройкой всей системы образования.
Проблемы
непрерывного образования, его сущность,
социально-экономические
Однако
содержание понятия непрерывного образования
до настоящего времени трактуется неоднозначно,
что объясняется структурной
и функциональной сложностью самого
явления. Так Б.С. Гершунский считает,
что «единая система
По мнению
В.Г. Подзолкова целостная система
непрерывного образования выступает
во-первых, как предоставление каждому
члену общества постоянных возможностей
изучать общеобразовательные, естественнонаучные
и специальные дисциплины, исходя
из общественных и личных потребностей;
во-вторых как совокупность динамично
развивающихся звеньев
В.Н. Турченко
рассматривает непрерывное
По мнению
Б.Г. Огаянца «концепция непрерывного
образования тесно связана с
принципом системного подхода, в
рамках которого непрерывное образование
не может быть сведено к различным
комбинациям или
М.П. Куприянов и О.П. Околелов к системным компонентам педагогической модели непрерывного образования относят:
- образовательные
учреждения, включая и не государственные,
обеспечивающие приобретение, углубление
и расширение общего и
- самообразование,
рассматриваемое в плане
- содержание
образования, сформированное
- педагогический
инструментарий, под которым понимается
совокупность средств,
A.M. Новиков
считает, что
В Законе
Российской Федерации об образовании
система образования трактуется
как совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных
программ и государственных
Тем самым
подчеркивается не организационно-структурная
основа, как раньше в жестоко централизованной
системе образования, а прежде всего
ее содержательная основа. Такое понимание
непрерывного образования нам представляется
наиболее верным, так как отражает
принципиальное отличие от традиционной
схемы образования
В связи с этим, очевидно, что приоритетным должно быть рассмотрение непрерывного образования с содержательной стороны как системы образовательных процессов - образовательных программ, а затем уже обеспечение этих процессов необходимыми организационными образовательными структурами.
Качественное
научно-педагогическое обеспечение
развития целостной образовательной
системы предполагает, наряду с другими
условиями, наличие квалифицированных
педагогических кадров, обеспечивающих
эффективное функционирование каждого
образовательного учреждения этой системы.
Поэтому в рамках государственной
системы непрерывного образования
рассмотрим систему непрерывного профессионального
педагогического образования, под
которой будем понимать совокупность
учебных заведений разного
Педагогическое образование является приоритетной и системообразующей областью в сфере образования, которая:
- обеспечивает
формирование профессионально-
- способствует
социальной стабильности и
- определяет
качество подготовки кадров
В настоящее время система непрерывного педагогического образования объединяет более 670 образовательных учреждений: 346 педагогических колледжей и училищ (163 педагогических училища и 183 педагогических колледжа), финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации; 55 профессионально-педагогических и индустриально-педагогических колледжей и техникумов; 160 государственных высших учебных заведений (81 педагогический институт и университет, включая 2 профессионально-педагогических вуза, 5 вузов, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, 3 лингвистических университета, 61 государственный («классический») университет и 30 отраслевых вузов); 94 образовательных учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 3 института повышения квалификации специалистов начального профессионального образования Министерства образования России, 90 институтов повышения квалификации, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации.
По данным Госкомстата РФ на 1998-1999 годы система непрерывного педагогического образования обеспечивает педагогическими кадрами более 60 тысяч дошкольных образовательных учреждений (с численностью обучающихся - 4,7 млн.) и 66,7 тысяч общеобразовательных учреждений различных видов и типов (21,1 млн. обучающихся), включая учреждения специального образования; 4 тысячи учреждений начального профессионального образования (1,67 млн. обучающихся); 2,65 тыс. учреждений среднего профессионального образования (2,1 млн. обучающихся); 8,7 тыс. учреждений дополнительного образования (4,4 млн. обучающихся); 587 высших учебных заведений (3,3 млн. обучающихся).
В целом,
система непрерывного педагогического
образования готовит
Востребованность
выпускников системы
Среди различных
направлений организации
Что же касается
проблем непрерывного образования
вузовских преподавателей, то к ним
проявили интерес лишь немногие исследователи,
рассматривающие вопросы
По определению
В. Беспалько, системный подход представляет
собой попытку наиболее полно
описать строение системных объектов,
законы их функционирования и развития.
Как известно, в состав системы
входят подсистемы и элементы, хотя
сразу следует отметить, что такое
деление - весьма условно. Рассматриваемая
нами система базируется на подсистемах
профессиональной подготовки научно-педагогических
кадров, дополнительного
По мнению
Н. Нечаева, систему непрерывного образования
нужно рассматривать и как
процесс и как результат