Основные принципы и характеристики системы непрерывного педагогического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:41, реферат

Описание работы

Понятие непрерывного образования возникло в конце шестидесятых годов во Франции и было ответом на требования научно-технической революции и связано с задачами социально-экономического развития. В середине семидесятых годов концепция непрерывного образования в рамках международной комиссии по развитию образования стала рассматриваться как важнейшая система в политике образования не только в экономически развитых, но и развивающихся странах. В 1971 г. во Франции был принят закон о непрерывном образовании, в котором оно рассматривалось как состоящее их начальной (базовой) и дальнейшей (дополнительной) подготовки.

Файлы: 1 файл

Основные принципы и характеристики системы непрерывного педагогического образования1.docx

— 26.98 Кб (Скачать файл)

Основные принципы и характеристики системы непрерывного педагогического образования.

Понятие непрерывного образования возникло в конце шестидесятых годов во Франции и было ответом на требования научно-технической революции и  связано с задачами социально-экономического развития. В середине семидесятых  годов концепция непрерывного образования  в рамках международной комиссии по развитию образования стала рассматриваться  как важнейшая система в политике образования не только в экономически развитых, но и развивающихся странах. В 1971 г. во Франции был принят закон  о непрерывном образовании, в  котором оно рассматривалось  как состоящее их начальной (базовой) и дальнейшей (дополнительной) подготовки.

В том  же году под эгидой ЮНЕСКО была проведена  международная конференция, на которой  была проведена мысль о том, что  «непрерывное» (пожизненное) образование  есть основополагающий принцип организационной  перестройки различных звеньев  системы образования». Была выдвинута  концепция «обучающего общества», суть которого заключается в расширении понятия непрерывного образования, включения в него всех видов формальной и неформальной образовательной  деятельности.

Анализ  имеющейся литературы показал, что  в 70-80 годы идеи непрерывного (пожизненного) образования все чаще включаются в государственные проекты развития образования многих стран и рассматриваются  государственными органами как стратегические. Например, в Японии, созданы в 1984 году Национальный Совет по реформе  образования подготовил проект, предусматривающий  реорганизацию образования на основе трех признаков: развитие структур непрерывного образования; предание гибкости и вариативности  системам образования; уважение к личности учащихся.

В России последние тридцать лет проблема непрерывного образования выдвинулась  в число центральных педагогических проблем, что вызвано всевозрастающим  темпом морального старения знаний и  их приложений и делает невозможным  ограничение образования заранее  определенным возрастом, сроком или  уровнем.

 

В 1989 г. в  нашей стране была принята концепция  создания единой государственной системы  непрерывного образования, охватывающей все звенья образования и воспитания. В этом документе, в частности, говорилось, что системообразующим фактором непрерывного образования является осознанная потребность личности в  постоянном развитии, реализуемая посредством  упорядоченного множества различных  образовательных структур. Отсюда следовал вывод: пути реализации концепции связаны  со стратегической перестройкой всей системы образования.

Проблемы  непрерывного образования, его сущность, социально-экономические основы, организационные  особенности, функции, цели и принципы построения рассматривались в исследованиях  Е.П. Белозерцева, М.А Вейта, А.А. Вербицкого, Б.С. Гершунского, В.Ю. Кричевского, A.M. Новикова, Б.Г. Огаянца, В.Г. Подзолкова, В.А. Сластенина, Н.А. Шайденко и др.

Однако  содержание понятия непрерывного образования  до настоящего времени трактуется неоднозначно, что объясняется структурной  и функциональной сложностью самого явления. Так Б.С. Гершунский считает, что «единая система непрерывного образования представляет собой  комплекс государственных и общественных учреждений, обеспечивающих организованное и содержательное единство и преемственную  взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и скоординировано  решающих задачи воспитания, образовательной, политехнической и профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных потребностей и удовлетворяющих его стремление к самообразованию, всестороннему  и гармоническому развитию на протяжении всей жизни».

По мнению В.Г. Подзолкова целостная система  непрерывного образования выступает  во-первых, как предоставление каждому  члену общества постоянных возможностей изучать общеобразовательные, естественнонаучные и специальные дисциплины, исходя из общественных и личных потребностей; во-вторых как совокупность динамично  развивающихся звеньев народного  образования, органически связанных  между собой и обеспечивающих преемственность в обучении; в-третьих, как комплекс рычагов и стимулов, способствующих постоянному увеличению реального квалификационного потенциала народного хозяйства на основе экономической и социальной заинтересованности как отдельных граждан, так и общественного производства.

В.Н. Турченко рассматривает непрерывное образование  как пожизненный процесс целенаправленного  систематического формирования человека, подчиненного задачам формирования определенных качеств личности, ее знаний, умений, навыков, ценностей  и норм поведения. В этом случае в  качестве системообразующего фактора  используется временная характеристика, то есть форма, а не содержание, что  сдвигает основной акцент от содержательного  признака к формальному критерию в оценке непрерывного образования, представляющему универсальный  и фундаментальный принцип новой  прогрессивной системы образования. Такая трактовка принципа непрерывного образования рассматривается с  позиций организационного признака его построения и характеризуется  экстенсивным путем формирования знаний, который можно выразить формулой: век живи, век учись. Другими словами  не качественная сторона образования, а количественная структура заложена в традиционную устоявшуюся практику.

По мнению Б.Г. Огаянца «концепция непрерывного образования тесно связана с  принципом системного подхода, в  рамках которого непрерывное образование  не может быть сведено к различным  комбинациям или перекомбинациям  образовательных подсистем или  их элементов с акцентом на улучшение  их работы. Системный подход требует  не только создание теории такой системы, но также определяет оптимальный  характер и свойства элементов, обеспечивающих максимальную эффективность функционирования системы, и, наконец, устанавливает  связи между ее элементами».

М.П. Куприянов  и О.П. Околелов к системным компонентам  педагогической модели непрерывного образования  относят:

- образовательные  учреждения, включая и не государственные,  обеспечивающие приобретение, углубление  и расширение общего и профессионального  образования;

- самообразование,  рассматриваемое в плане специфической  образовательной системы;

- содержание  образования, сформированное на  основе принципа социальной актуальности  предлагаемой учащимся системы  знаний;

- педагогический  инструментарий, под которым понимается  совокупность средств, способов  и форм приобретения, углубления  и расширения общего образования,  профессиональной компетентности  и воспитания гражданской ответственности.

A.M. Новиков  считает, что системообразующим  фактором непрерывного образования  выступает, очевидно, его целостность,  т.е. не механическое приращение  элементов, а глубокая интеграция  всех образовательных подсистем  и процессов.

В Законе Российской Федерации об образовании  система образования трактуется как совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных  программ и государственных образовательных  стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных  учреждений и органов управления образованием.

Тем самым  подчеркивается не организационно-структурная  основа, как раньше в жестоко централизованной системе образования, а прежде всего  ее содержательная основа. Такое понимание  непрерывного образования нам представляется наиболее верным, так как отражает принципиальное отличие от традиционной схемы образования содержательно-структурным  подходом к построению системы непрерывного образования, который означает приоритетность построения содержания непрерывного образования  перед его организационными формами, что находит отражение в результатах  нашего исследования.

В связи  с этим, очевидно, что приоритетным должно быть рассмотрение непрерывного образования с содержательной стороны  как системы образовательных  процессов - образовательных программ, а затем уже обеспечение этих процессов необходимыми организационными образовательными структурами.

 

Качественное  научно-педагогическое обеспечение  развития целостной образовательной  системы предполагает, наряду с другими  условиями, наличие квалифицированных  педагогических кадров, обеспечивающих эффективное функционирование каждого  образовательного учреждения этой системы. Поэтому в рамках государственной  системы непрерывного образования  рассмотрим систему непрерывного профессионального  педагогического образования, под  которой будем понимать совокупность учебных заведений разного уровня, обеспечивающих формирование профессионально-личностных качеств учителя в течении  всего периода профессиональной подготовки к деятельности.

Педагогическое  образование является приоритетной и системообразующей областью в  сфере образования, которая:

- обеспечивает  формирование профессионально-компетентной  личности педагога, способного самостоятельно  и творчески решать профессиональные  задачи, осознавать личностную и  общественную значимость педагогической  деятельности, нести ответственность  за ее результаты;

- способствует  социальной стабильности и развитию  общества;

- определяет  качество подготовки кадров для  всех сфер функционирования общества  и государства.

В настоящее  время система непрерывного педагогического  образования объединяет более 670 образовательных  учреждений: 346 педагогических колледжей  и училищ (163 педагогических училища  и 183 педагогических колледжа), финансируемых  из бюджетов субъектов Российской Федерации; 55 профессионально-педагогических и  индустриально-педагогических колледжей  и техникумов; 160 государственных высших учебных заведений (81 педагогический институт и университет, включая 2 профессионально-педагогических вуза, 5 вузов, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, 3 лингвистических университета, 61 государственный («классический») университет и 30 отраслевых вузов); 94 образовательных учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 3 института повышения квалификации специалистов начального профессионального образования Министерства образования России, 90 институтов повышения квалификации, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации.

По данным Госкомстата РФ на 1998-1999 годы система  непрерывного педагогического образования  обеспечивает педагогическими кадрами  более 60 тысяч дошкольных образовательных  учреждений (с численностью обучающихся - 4,7 млн.) и 66,7 тысяч общеобразовательных  учреждений различных видов и  типов (21,1 млн. обучающихся), включая  учреждения специального образования; 4 тысячи учреждений начального профессионального  образования (1,67 млн. обучающихся); 2,65 тыс. учреждений среднего профессионального  образования (2,1 млн. обучающихся); 8,7 тыс. учреждений дополнительного образования (4,4 млн. обучающихся); 587 высших учебных  заведений (3,3 млн. обучающихся).

В целом, система непрерывного педагогического  образования готовит педагогические кадры для более чем 140 тыс. образовательных  учреждений всех видов и типов, в  которых обучаются 37,27 млн. человек.

Востребованность  выпускников системы непрерывного педагогического образования не ограничивается лишь образовательными учреждениями. Педагоги профессионального  обучения запрашиваются учебно-курсовой сетью предприятий и организаций  различных министерств и ведомств, в рамках которой ежегодно подготавливается около 1,7 млн. человек. Выпускники системы  непрерывного педагогического образования  приглашаются на работу центрами по подготовке, переподготовке и повышению квалификации незанятого населения.

Среди различных  направлений организации системы  непрерывного педагогического образования  наиболее исследованной в нашей  стране оказалась подсистема непрерывного повышения квалификации преподавателей и руководителей общеобразовательной  и средней специальной школы.

 

Что же касается проблем непрерывного образования  вузовских преподавателей, то к ним  проявили интерес лишь немногие исследователи, рассматривающие вопросы непрерывного педагогического образования с  точки зрения системного подхода.

По определению  В. Беспалько, системный подход представляет собой попытку наиболее полно  описать строение системных объектов, законы их функционирования и развития. Как известно, в состав системы  входят подсистемы и элементы, хотя сразу следует отметить, что такое  деление - весьма условно. Рассматриваемая  нами система базируется на подсистемах  профессиональной подготовки научно-педагогических кадров, дополнительного профессионального  образования, обеспечивающего дополнительную подготовку и профессиональную переподготовку специалистов с целью получения  квалификации «преподаватель высшей школы», а также повышения квалификации преподавателей вузов. В целом же описываемая система непрерывного образования охватывает контингент от абитуриента до доктора наук - профессора.

По мнению Н. Нечаева, систему непрерывного образования  нужно рассматривать и как  процесс и как результат удовлетворения потребностей человека в образовательных  услугах, обеспечивающих реализацию его  жизненных целей и поступательное развитие самого общества. Выраженный в этих целях новый социальный заказ и обусловливает в подготовке, переподготовке и повышении квалификации учителей переориентацию с массово-репродуктивного  на индивидуально-творческий подход. В  современных условиях образование рассматривается прежде всего как процесс, направленный на расширение возможностей выбора жизненного пути и саморазвития личности. Различие же парадигм определяет в свою очередь смену основных направлений педагогических исследований. Теперь проектированию подлежат прежде всего образовательные маршруты, модели обучаемых, стратегии и средства педагогического содействия процессу становления личности.

Информация о работе Основные принципы и характеристики системы непрерывного педагогического образования