Основные принципы и характеристики системы непрерывного педагогического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:41, реферат

Описание работы

Понятие непрерывного образования возникло в конце шестидесятых годов во Франции и было ответом на требования научно-технической революции и связано с задачами социально-экономического развития. В середине семидесятых годов концепция непрерывного образования в рамках международной комиссии по развитию образования стала рассматриваться как важнейшая система в политике образования не только в экономически развитых, но и развивающихся странах. В 1971 г. во Франции был принят закон о непрерывном образовании, в котором оно рассматривалось как состоящее их начальной (базовой) и дальнейшей (дополнительной) подготовки.

Файлы: 1 файл

Основные принципы и характеристики системы непрерывного педагогического образования1.docx

— 26.98 Кб (Скачать файл)

 

Г. Матушанский  выделяет следующий ряд основополагающих принципов проектирования системы  непрерывного педагогического образования. Принцип непрерывности подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителя обусловливает принцип  ступенчатости непрерывного образования, т.е. последовательного восхождения  от низших квалификационно-должностных  уровней к высшим. Но, поскольку  в процессе непрерывного образования  периоды самообразовательной деятельности чередуются с периодами институциализованного  образования, необходимо выделить еще  один принцип: сочетания непрерывности  и дискретности. Кроме того, компоненты единой системы должны быть организованы оптимальным образом, что предполагает введение в процесс проектирования новой индивидуально-творческой парадигмы, т.е. реализацию принципа индивидуализации.

В число  основных принципов проектирования системы непрерывного профессионального  образования учителей следует включить также принцип демократизма, т.е. предусмотреть возможность постоянного  или периодического доступа к  любым организационным формам обучения. Принцип горизонтальной интеграции предполагает возможность получения  образования как в параллельных государственных структурах, так  и за их пределами. Принцип институализации  отражает необходимость, по мере развития системы, создания новых институализованных ее форм. Принцип релевантности обеспечивает значимость непрерывного образования, а принцип избирательности - возможность выбора самим обучаемым учебных программ, форм и видов непрерывного обручения.

Вместе  с тем очевидно, что система  непрерывного образования должна выполнять  не только вполне определенные обобщенные, но и специфические функции. К  обобщенным можно отнести функции  профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, стажировок и самообразования учителей. К  этому перечню примыкают акселераторная (связанная с обеспечением такого уровня знаний людей, который соответствует  необходимой производственной и  общественной компетенции) и амортизационная (амортизирующая разрыв поколений по образовательному уровню, информированности  и ценностным ориентациям) функции. Среди специфических функций  системы можно выделить прежде всего  компенсаторно-корректировочную. Важное значение приобретает и развивающая  функция - организация профессионального  и общекультурного развития личности, ее творческого потенциала; удовлетворение интеллектуальных и творческих потребностей людей. Наконец, выделим адаптивную функцию, связанную с содействием  адаптации слушателей к изменяющимся требованиям социальной среды, и  организационную, цель которой - способствовать рациональной организации самообразовательной  деятельности преподавателей высшей школы.

Анализируя  функционирование и характеризуя развитие системы непрерывного педагогического  образования, следует отметить наличие  проблем, обусловленных как внешними условиями, так и внутренними  особенностями современного этапа  ее деятельности. Наиболее актуальными  из них, на наш взгляд, являются следующие  проблемы:

- не разработанность  научных и научно-методических  основ диагностики качества педагогического  образования; отсутствие эффективного  механизма повышения качества  подготовки педагогических кадров;

- недостаточный  учет запросов общеобразовательной  школы при формировании содержания  педагогического образования; нарушение  механизма преемственности форм  и методов обучения в образовательных  учреждениях среднего, высшего и послевузовского педагогического образования и общеобразовательной школы;

- недостаточное  внимание к подготовке педагогических  кадров для работы в условиях  вариативных образовательных программ  и учебников, профильного обучения  в 12-летней общеобразовательной  школе;

- отсутствие  научно обоснованных подходов  к созданию преемственных образовательных  стандартов и программ педагогического  образования;

- несовершенство  механизма разработки, апробации  и внедрения преемственных государственных  образовательных стандартов всех  уровней непрерывного педагогического  образования;

 

- отсутствие  научно обоснованного долгосрочного  прогноза потребности рынка образовательных  услуг запросов личности и  общества;

- неразвитость  информационной среды и культуры  в системе педагогического образования;  недостаток внимания к проблемам  информатизации системы непрерывного  педагогического образования, не  разработанность и слабое внедрение  информационных технологий в  процесс подготовки педагогических  кадров;

- недостаточный  уровень поддержки и стимулирования  фундаментальных и прикладных  исследований, развития научных  школ и научных направлений  в системе педагогического образования;

- не разработанность  нормативно-правовой и низкий  уровень социально-экономической  базы системы непрерывного педагогического  образования;

- неэффективность  управления системой непрерывного  педагогического образования.

 


Информация о работе Основные принципы и характеристики системы непрерывного педагогического образования