Г. Матушанский
выделяет следующий ряд основополагающих
принципов проектирования системы
непрерывного педагогического образования.
Принцип непрерывности подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
учителя обусловливает принцип
ступенчатости непрерывного образования,
т.е. последовательного восхождения
от низших квалификационно-должностных
уровней к высшим. Но, поскольку
в процессе непрерывного образования
периоды самообразовательной деятельности
чередуются с периодами институциализованного
образования, необходимо выделить еще
один принцип: сочетания непрерывности
и дискретности. Кроме того, компоненты
единой системы должны быть организованы
оптимальным образом, что предполагает
введение в процесс проектирования
новой индивидуально-творческой парадигмы,
т.е. реализацию принципа индивидуализации.
В число
основных принципов проектирования
системы непрерывного профессионального
образования учителей следует включить
также принцип демократизма, т.е.
предусмотреть возможность постоянного
или периодического доступа к
любым организационным формам обучения.
Принцип горизонтальной интеграции
предполагает возможность получения
образования как в параллельных
государственных структурах, так
и за их пределами. Принцип институализации
отражает необходимость, по мере развития
системы, создания новых институализованных
ее форм. Принцип релевантности обеспечивает
значимость непрерывного образования,
а принцип избирательности - возможность
выбора самим обучаемым учебных программ,
форм и видов непрерывного обручения.
Вместе
с тем очевидно, что система
непрерывного образования должна выполнять
не только вполне определенные обобщенные,
но и специфические функции. К
обобщенным можно отнести функции
профессиональной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации, стажировок
и самообразования учителей. К
этому перечню примыкают акселераторная
(связанная с обеспечением такого
уровня знаний людей, который соответствует
необходимой производственной и
общественной компетенции) и амортизационная
(амортизирующая разрыв поколений по
образовательному уровню, информированности
и ценностным ориентациям) функции.
Среди специфических функций
системы можно выделить прежде всего
компенсаторно-корректировочную. Важное
значение приобретает и развивающая
функция - организация профессионального
и общекультурного развития личности,
ее творческого потенциала; удовлетворение
интеллектуальных и творческих потребностей
людей. Наконец, выделим адаптивную
функцию, связанную с содействием
адаптации слушателей к изменяющимся
требованиям социальной среды, и
организационную, цель которой - способствовать
рациональной организации самообразовательной
деятельности преподавателей высшей школы.
Анализируя
функционирование и характеризуя развитие
системы непрерывного педагогического
образования, следует отметить наличие
проблем, обусловленных как внешними
условиями, так и внутренними
особенностями современного этапа
ее деятельности. Наиболее актуальными
из них, на наш взгляд, являются следующие
проблемы:
- не разработанность
научных и научно-методических
основ диагностики качества педагогического
образования; отсутствие эффективного
механизма повышения качества
подготовки педагогических кадров;
- недостаточный
учет запросов общеобразовательной
школы при формировании содержания
педагогического образования; нарушение
механизма преемственности форм
и методов обучения в образовательных
учреждениях среднего, высшего и послевузовского
педагогического образования и общеобразовательной
школы;
- недостаточное
внимание к подготовке педагогических
кадров для работы в условиях
вариативных образовательных программ
и учебников, профильного обучения
в 12-летней общеобразовательной
школе;
- отсутствие
научно обоснованных подходов
к созданию преемственных образовательных
стандартов и программ педагогического
образования;
- несовершенство
механизма разработки, апробации
и внедрения преемственных государственных
образовательных стандартов всех
уровней непрерывного педагогического
образования;
- отсутствие
научно обоснованного долгосрочного
прогноза потребности рынка образовательных
услуг запросов личности и
общества;
- неразвитость
информационной среды и культуры
в системе педагогического образования;
недостаток внимания к проблемам
информатизации системы непрерывного
педагогического образования, не
разработанность и слабое внедрение
информационных технологий в
процесс подготовки педагогических
кадров;
- недостаточный
уровень поддержки и стимулирования
фундаментальных и прикладных
исследований, развития научных
школ и научных направлений
в системе педагогического образования;
- не разработанность
нормативно-правовой и низкий
уровень социально-экономической
базы системы непрерывного педагогического
образования;
- неэффективность
управления системой непрерывного
педагогического образования.