Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:36, лекция
Цели урока:
Исследовать выполнение закона сохранения энергии в различных механических процессах.
Развивать навыки исследовательской работы, научить делать выводы, анализировать полученный результат.
Воспитывать внимание, чувство коллективизма, интерес к предмету физики.
Урок по теме "Энергия. Закон сохранения механической энергии"
Цели урока:
Оборудование урока:
Для повторения
материала к уроку
ХОД УРОКА
– Сегодня мы с вами, ребята, исследуем условия выполнения закона сохранения механической энергии. Впервые вопрос о существовании энергии возник ещё в середине XVIII века, Ученые долго не могли понять, почему «живая сила», так называли ученые в то время механическую энергию, способна сохраняться. Уверенность в справедливости этого закона основана на том, что он является итогом многовекового развития физической науки, итогом, к которому шла физика трудным, длинным путем. Не отдельные опыты ученых, и не логические построения, а вся история развития физики обосновывает справедливость этого закона.
– Сегодня на уроке мы исследуем вопрос: всегда ли выполняется закон сохранения энергии? Есть ли такие случаи в механике, когда этот закон не выполняется?
Для этого вы, как молодые ученые-
–
Давайте, ребята, вспомним, что вы уже
знаете о законе сохранения энергии
в механике. Повторение-разминку проведем
в виде игры «Вопрос – ответ».
Первый ряд задает вопрос, второй отвечает,
второй ряд задает вопрос, третий отвечает
и т.д.
Повторение
На
магнитной доске вывешен
Примерные вопросы:
Ребята, многие задачи, которые вы
решали, протекали в идеальных
условиях. Как вы думаете, что
я подразумеваю под этим
Ответ: В условиях задач говорится не учитывать потери энергии на трение или просто потерями энергии пренебречь.
Вопрос: Как вы думаете, возможны ли такие упрощения в реальных условиях?
Ответ: В реальных условиях необходимо учитывать сопротивление воздуха, силы трения, взаимодействие тел при неупругом ударе. Во всех случаях происходит превращение части механической энергии в теплоту.
Вопрос: Можно ли сказать, что в реальных
условиях закон сохранения механической
энергии не выполняется?
Опыт. Опытная установка изображена на рис. 1. Нитяной маятник в начале висит неподвижно. Отмечаем это положение как нулевой уровень потенциальной энергии. Отклоняем маятник на некоторый угол и замечаем, что маятник проходит нулевой уровень и отклоняется в противоположное направление. Что произошло? Почему колебания прекращаются?
Вывод: Чем на больший угол отклоняем маятник из нулевого положения, тем большую скорость будет иметь маятник, проходя его. Значит, накопленная потенциальная энергия при отклонении маятника превращается в кинетическую, при прохождении нулевого положения, а затем снова превращается в потенциальную при отклонении в противоположном направлении. Колебания прекращаются потому, что механическая энергия теряется в результате действия непотенциальных сил (силы сопротивления воздуха). Значит, если устранить действие непотенциальных сил, тогда система маятник - Земля будут взаимодействовать только друг с другом (замкнутая система) и в этом случае колебания будут продолжаться бесконечно долго, т.е. попеременно будут превращаться друг в друга потенциальная и кинетическая энергии.
Движение мячика могло бы продолжаться сколь угодно долго, если бы не было потерь энергии на сопротивление, т.е. если бы тела взаимодействовали бы только друг с другом и не взаимодействовали бы только силами тяготения или упругости. В данном случае речь идёт о замкнутой системе тел.
Если ввести, что - есть полная механическая энергия, то закон сохранения полной механической энергия можно записать в виде:
- математическая запись закона
сохранения полной
Формулировка закона:
Полная механическая энергия замкнутой, или изолированной, системы при всех изменениях в системе сохраняется.
Закон сохранения полной механической энергии является частным случаем всеобщего закона сохранения энергии.
– Что
было положительного, что понравилось
на данном уроке, можно ли использовать
данную форму урока в дальнейшем?
– Что
сделать не удалось? Что бы вы сделали
по-другому?
– Получили
ли вы положительные эмоции и активно
ли вы участвовали на уроке?