Аналитические методы исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:26, реферат

Описание работы

По мере усложнения научных исследований и практической (предпринимательской, социальной и политической) деятельности стало совершенно очевидно, что имеются существенные различия между научными исследованиями различных систем в природе и обществе, с одной стороны, и аналитическими исследованиями, ориентированными на изучение системных явлений и процессов в социальной сфере, сфере бизнеса и в политической деятельности, - с другой. Забегая вперед, можно указать, что в самом сжатом виде эти различия сводятся к двум положениям.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
1 Методология аналитических исследований………………………………………………4
Основные понятия и определения……………………………………………………….4
Методология системного исследования………………………………………………...8
Организация системного анализа на основе методологии аналитических исследований…………………………………………………………………………….11
2 Системные исследования управления и принятия решений…………………………...15
2.1 Стратегическое и оперативное управление……………………………………………15
2.2 Групповой стратегический системный анализ и планирование……………………..16
2.3 Анализ мотивационной управленческой деятельности и принятие решений………20
3 Сбор и обработка данных. Статистика и методы моделирования в системно-аналитических исследованиях…………………………………………………………22
3.1 Методы измерений социальных явлений как инструмент системно-аналитических исследований………………………………………………………………………………..22
3.2 Прогнозирование и прогнозные сценарии……………………………………………25
4 Информационное обеспечение системного анализа, систем управления и принятия решений. Использование мировых информационных систем…………………………..28
4.1 Общие понятия информационных систем…………………………………………….28
4.2 Информационно-аналитическая работа в глобальных мировых сетях……………..31
Заключение………………………………………………………………………………….34
Библиографический список……………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 97.48 Кб (Скачать файл)

Реферат

По  дисциплине «Основы научных исследований»

 

Аналитические методы исследования

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………………3

1 Методология аналитических исследований………………………………………………4

    1. Основные понятия и определения……………………………………………………….4
    2. Методология системного исследования………………………………………………...8
    3. Организация системного анализа на основе методологии аналитических исследований…………………………………………………………………………….11

2 Системные исследования управления  и принятия решений…………………………...15

2.1 Стратегическое и оперативное  управление……………………………………………15

2.2 Групповой стратегический системный  анализ и планирование……………………..16

2.3 Анализ мотивационной управленческой  деятельности и принятие решений………20

3 Сбор и обработка данных. Статистика  и методы моделирования в системно-аналитических  исследованиях…………………………………………………………22

3.1 Методы измерений социальных  явлений как инструмент системно-аналитических  исследований………………………………………………………………………………..22

3.2 Прогнозирование и прогнозные  сценарии……………………………………………25

4 Информационное обеспечение системного  анализа, систем управления и  принятия решений. Использование  мировых информационных систем…………………………..28

4.1 Общие понятия информационных  систем…………………………………………….28

4.2 Информационно-аналитическая работа  в глобальных мировых сетях……………..31

Заключение………………………………………………………………………………….34

Библиографический список………………………………………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Со второй половины XX в. появились  десятки, а может быть, и сотни  тысяч публикаций, посвященных изучению различных систем в живой и  неживой природе, а также в  обществе. Это сопровождалось многочисленными  попытками классифицировать как  сами системы, так и направленные на их изучение исследовательские работы. Широкое распространение в отечественной  и зарубежной литературе получили понятия  «система», «структура», «системный анализ», «системно-структурные исследования», «системный подход». В строгих научных, научно-популярных трудах и учебниках  этим понятиям давались различные определения, они уточнялись, ограничивалась или  расширялась область их применения. Однако до сих пор не существует общепринятых определений этих понятий  и ясных границ их применимости.

По мере усложнения научных исследований и практической (предпринимательской, социальной и политической) деятельности стало совершенно очевидно, что имеются  существенные различия между научными исследованиями различных систем в  природе и обществе, с одной  стороны, и аналитическими исследованиями, ориентированными на изучение системных  явлений и процессов в социальной сфере, сфере бизнеса и в политической деятельности, - с другой. Забегая  вперед, можно указать, что в самом  сжатом виде эти различия сводятся к двум положениям. Научные исследования в конечном счете ориентированы  на познание истины, то есть открытие достоверных, подтвержденных экспериментом и  наблюдением законов природы  и общества, новых фактов, методологии  и методов их изучения, тогда как  аналитические исследования в социальной, деловой и политической сфере  направлены на удовлетворение запросов заказчиков, то есть руководителей  различных общественных, предпринимательских  и политических организаций и  институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 МЕТОДОЛОГИЯ  АНАЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Отдельный человек, группа людей, большие  и малые сообщества, социальные институты  и организации живут в мире решений, целей и систем. Какие  именно цели они преследуют, зависит  от ценностей, которые они ставят выше всего, от жизненных установок, от того, чего они хотят добиться и что они боятся потерять. Достижение любой цели требует выработки  определенных решений и осуществления  целого ряда мероприятий. Адекватность принимаемых решений и эффективность  деятельности по их реализации зависят  от объема знаний, которыми располагает  лицо или лица, принимающие решение, от усилий, навыков и умений тех, кто эти решения воплощает  в действительность. Для того чтобы  цель была достигнута, необходимо еще  правильно осознать ситуацию, явления  и процессы, в которых осуществляется деятельность людей. Эти явления, ситуации и процессы носят системный характер. И это было понято еще мыслителями  глубокой древности. Особенно отчетливым стало понимание системного характера  окружающего нас мира в Новое  и Новейшее время.

Во второй половине XX в. наступила  новая эпоха, которую называют эпохой глобальных трансформаций. Человеческое сообщество в планетарном масштабе все в большей степени стало  обнаруживать свой системный или, как  часто говорят, сетевой характер. Системы транспортных магистралей, телекоммуникаций, потоков финансов, товаров и услуг продолжают становиться  все более сложными, разноплановыми, разнонаправленными. Использование  и управление ими требует выработки  все более сложных стратегических и оперативно-тактических решений. Эти решения тем более эффективны, чем выше профессиональное мастерство системных аналитиков, чем лучше  владеют они методами системно-структурных  исследований, чем выше уровень их методологического мышления.

Еще в XIX в. знаменитый немецкий физик Л. БОЛЬЦМАН писал: «Нет ничего практичнее хорошей теории». В первом приближении можно сказать, что методология в любой области знаний представляет собой теорию методов, способов, приемов, которые используют практические исследователи при решении тех или иных проблем. К методологии обращаются тогда, когда эти методы, приемы и способы дают сбои, не приводят к ожидаемым результатам. Поэтому методология соответствующей области знаний является весьма важным и необходимым инструментом повышения эффективности и адекватности исследовательской деятельности, особенно в сложных и быстроменяющихся ситуациях и процессах. Именно с ними, как правило, приходится иметь дело профессиональным аналитикам. Методология аналитических исследований, экономических, социальных и политических проблем чрезвычайно сложна. Естественно, что изложить ее в одной книге просто невозможно. Поэтому мы выделяем четыре основные проблемы, с которыми в первую очередь сталкивается каждый профессиональный аналитик:

- овладение основными понятиями, принципами, правилами методологии аналитических исследований;

- системные исследования управления и принятия решений;

- сбор и обработка данных, статистический анализ и моделирование изучаемых системных явлений;

- информационное обеспечение системного анализа и информационная безопасность.

 

1.1 Основные понятия и определения

Люди в быту, и в профессиональной деятельности научились выделять в  многообразии явлений, событий и  процессов нечто устойчивое, более  или менее постоянное, неизменное. Это «нечто» является инвариантом  многообразия, или целостностью. Целостность - исходное понятие системного анализа. Оно позволяет выделять в окружающем нас многообразии то, что представляет для нас максимальную важность, от чего зависят успех или неудача нашей деятельности. Понятие «целостность», или «целое», является бинарным. Это означает, что оно приобретает смысл и значение только в единстве с другим понятием - «часть». Крупное машиностроительное предприятие может рассматриваться как целое. Его цеха или более или менее автономные службы - части целого. Эффективность работы предприятия зависит от взаимодействия, слаженности и эффективности его частей.

Исследование различного вида целостностей и образующих их частей часто называют холистическим (от греч. «holos» - целое). В рамках холистического подхода, развивавшегося во многих философских и религиозных учениях древности, возник и современный системный подход. С точки зрения этого подхода для понимания целостностей, особенно в живой природе и в обществе, а также в сложных физических образованиях, таких как молекула, необходимо ввести дополнительные важные понятия: связь, отношения, действие, взаимодействие. Эти понятия вместе с понятиями «часть» и «целое» вплотную подводят нас к ключевым для этой работы понятиям «система» и «структура».

Связи и отношения нельзя пощупать и увидеть. Точно так же нельзя увидеть и пощупать действие, взаимодействие, организацию, дезорганизацию, развитие и эволюцию. Эти понятия обобщают и выражают опыт человека, имеющего дело с многочисленными целостностями. Одни из них важны, существенны для  достижения определенных целей и  решения задач, другие же образуют фон  или окружающую среду изучаемой  целостности. При определенных условиях события, явления и процессы, существенные для жизнедеятельности человека, социальных групп и общества и  для достижения поставленных ими  целей, рассматриваются как системы. Понятие «система», как и многие другие базовые фундаментальные понятия, неоднозначно. Оно не может быть точно и формально определено, чтобы быть применимым ко всем возможным целостностям, с которыми приходится иметь дело любому человеку, современным менеджерам и аналитикам.

Можно выделить ряд важных, необходимых для выработки более точного и адекватного задачам системного анализа представления о социальных, экономических и политических системах, с которыми имеет дело системный аналитик и на изучение которых направлены аналитические исследования. Для описания таких систем недостаточно просто указать, что целое состоит из частей, что свойства и особенности целого не идентичны простой сумме свойств и особенностей частей. Целое состоит из частей взаимосвязанных. При этом, чем сложнее система, тем неравноценнее части. Как уже было сказано выше, удаление небольшого куска из глыбы мрамора не меняет ее качества как материала, пригодного для создания скульптуры. Тогда как удаление мозга у развитого млекопитающего превращает его из живого организма в труп. Но так обстоит не со всеми частями живого организма. Удаление некоторого органа, например аппендикса, у человека практически не мешает его интеллектуальной и практической деятельности. Таким образом, рассматривая целостность как систему, мы должны выделять существенные для ее качественной определенности части, подсистемы или компоненты. Эти термины будут в дальнейшем употребляться как синонимы.

Компоненты системы связаны  друг с другом определенным образом  и включены, особенно в живых и  социальных системах, в функциональные отношения. Два элемента или компонента системы связаны, если изменения  в положении или качестве одного компонента (или элемента) вызывают определенные изменения в положении, поведении, деятельности, качественной определенности другого, связанного с  ним компонента. Связи всегда проявляются  через отношения. При этом, отношения, в которых реализуются связи, в первом приближении делятся  на два больших класса: субординация (т.е. подчинение) и координация (т.е. согласованность действия, взаимозависимость).

Элементами каждой данной системы  являются образования, которые в  ее рамках считаются далее неделимыми, неразложимыми и не имеющими частей. Элемент, следовательно, является в границах изучаемой системы микроцелостностью, входящей в одну из подсистем сложной системы.

Недостаток приводившихся выше определений состоит в том, что  в них система понимается как  совокупность, объединенная связями, отношениями, элементами. В действительности же все социальные, биологические и  подавляющее большинство известных  нам систем неорганического мира имеют более сложное многоуровневое строение, включают в себя подсистемы (компоненты), содержащие другие подсистемы. И лишь на нижнем ярусе изучаемой  целостности находится неделимый  в ее рамках элемент. Умение правильно  представить сложное многоуровневое поликомпонентное строение изучаемой  целостности - одно из важнейших условий  успеха аналитических исследований. Примитивный редукционизм, сводящий систему к сумме ее элементов, почти всегда чреват ошибочными выводами.

Из сказанного выше следуют, крайне важные для организации аналитических исследований выводы:

- системная целостность не может  быть сведена к простой сумме  своих элементов и даже подсистем;

- отдельные элементы и подсистемы  изучаемой системной целостности  могут быть заменены эквивалентными  или устранены без нарушения  качественной определенности изучаемой  системной целостности;

- в системной целостности могут  существовать системообразующие  компоненты, разрушение, повреждение  или удаление которых приводит  к тому, что данная целостность  теряет свою качественную определенность;

- элемент, или микроцелостность, данной системы является неразложимым.

Начиная системный анализ сложных  явлений и процессов, системный  аналитик должен четко разграничивать исследуемую системную целостность  и окружающую среду. Окружающая среда  также состоит из множества разнообразных  явлений и процессов, в том  числе из других системных целостностей. Изучаемая система отличается от окружающей среды тем, что входящие в нее элементы и подсистемы различных  уровней связаны и взаимодействуют  между собой сильнее, объединены более тесными связями и отношениями. Это означает, что понятия «отношения», «связь» и «взаимодействие» выдвигаются  на передний план. Более того, некоторые  исследователи вообще склонны считать, что изучение разного типа отношений  и реализованных в них связей и взаимодействий является главной  задачей аналитических исследований.

Информация о работе Аналитические методы исследования