Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:26, реферат
По мере усложнения научных исследований и практической (предпринимательской, социальной и политической) деятельности стало совершенно очевидно, что имеются существенные различия между научными исследованиями различных систем в природе и обществе, с одной стороны, и аналитическими исследованиями, ориентированными на изучение системных явлений и процессов в социальной сфере, сфере бизнеса и в политической деятельности, - с другой. Забегая вперед, можно указать, что в самом сжатом виде эти различия сводятся к двум положениям.
Введение………………………………………………………………………………………3
1 Методология аналитических исследований………………………………………………4
Основные понятия и определения……………………………………………………….4
Методология системного исследования………………………………………………...8
Организация системного анализа на основе методологии аналитических исследований…………………………………………………………………………….11
2 Системные исследования управления и принятия решений…………………………...15
2.1 Стратегическое и оперативное управление……………………………………………15
2.2 Групповой стратегический системный анализ и планирование……………………..16
2.3 Анализ мотивационной управленческой деятельности и принятие решений………20
3 Сбор и обработка данных. Статистика и методы моделирования в системно-аналитических исследованиях…………………………………………………………22
3.1 Методы измерений социальных явлений как инструмент системно-аналитических исследований………………………………………………………………………………..22
3.2 Прогнозирование и прогнозные сценарии……………………………………………25
4 Информационное обеспечение системного анализа, систем управления и принятия решений. Использование мировых информационных систем…………………………..28
4.1 Общие понятия информационных систем…………………………………………….28
4.2 Информационно-аналитическая работа в глобальных мировых сетях……………..31
Заключение………………………………………………………………………………….34
Библиографический список……………………………………………
Реферат
По дисциплине «Основы научных исследований»
Аналитические методы исследования
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Методология аналитических
2 Системные исследования
2.1 Стратегическое и оперативное управление……………………………………………15
2.2
Групповой стратегический
2.3
Анализ мотивационной
3 Сбор и обработка данных. Статистика
и методы моделирования в
3.1 Методы измерений социальных
явлений как инструмент
3.2 Прогнозирование и прогнозные сценарии……………………………………………25
4 Информационное обеспечение
4.1 Общие понятия информационных систем…………………………………………….28
4.2
Информационно-аналитическая
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Со второй половины XX в. появились
десятки, а может быть, и сотни
тысяч публикаций, посвященных изучению
различных систем в живой и
неживой природе, а также в
обществе. Это сопровождалось многочисленными
попытками классифицировать как
сами системы, так и направленные
на их изучение исследовательские работы.
Широкое распространение в
По мере усложнения научных исследований
и практической (предпринимательской,
социальной и политической) деятельности
стало совершенно очевидно, что имеются
существенные различия между научными
исследованиями различных систем в
природе и обществе, с одной
стороны, и аналитическими исследованиями,
ориентированными на изучение системных
явлений и процессов в
1 МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Отдельный человек, группа людей, большие
и малые сообщества, социальные институты
и организации живут в мире
решений, целей и систем. Какие
именно цели они преследуют, зависит
от ценностей, которые они ставят
выше всего, от жизненных установок,
от того, чего они хотят добиться
и что они боятся потерять. Достижение
любой цели требует выработки
определенных решений и осуществления
целого ряда мероприятий. Адекватность
принимаемых решений и
Во второй половине XX в. наступила
новая эпоха, которую называют эпохой
глобальных трансформаций. Человеческое
сообщество в планетарном масштабе
все в большей степени стало
обнаруживать свой системный или, как
часто говорят, сетевой характер.
Системы транспортных магистралей,
телекоммуникаций, потоков финансов,
товаров и услуг продолжают становиться
все более сложными, разноплановыми,
разнонаправленными. Использование
и управление ими требует выработки
все более сложных
Еще в XIX в. знаменитый немецкий физик Л. БОЛЬЦМАН писал: «Нет ничего практичнее хорошей теории». В первом приближении можно сказать, что методология в любой области знаний представляет собой теорию методов, способов, приемов, которые используют практические исследователи при решении тех или иных проблем. К методологии обращаются тогда, когда эти методы, приемы и способы дают сбои, не приводят к ожидаемым результатам. Поэтому методология соответствующей области знаний является весьма важным и необходимым инструментом повышения эффективности и адекватности исследовательской деятельности, особенно в сложных и быстроменяющихся ситуациях и процессах. Именно с ними, как правило, приходится иметь дело профессиональным аналитикам. Методология аналитических исследований, экономических, социальных и политических проблем чрезвычайно сложна. Естественно, что изложить ее в одной книге просто невозможно. Поэтому мы выделяем четыре основные проблемы, с которыми в первую очередь сталкивается каждый профессиональный аналитик:
- овладение основными понятиями, принципами, правилами методологии аналитических исследований;
- системные исследования управления и принятия решений;
- сбор и обработка данных, статистический анализ и моделирование изучаемых системных явлений;
- информационное обеспечение системного анализа и информационная безопасность.
1.1 Основные понятия и определения
Люди в быту, и в профессиональной деятельности научились выделять в многообразии явлений, событий и процессов нечто устойчивое, более или менее постоянное, неизменное. Это «нечто» является инвариантом многообразия, или целостностью. Целостность - исходное понятие системного анализа. Оно позволяет выделять в окружающем нас многообразии то, что представляет для нас максимальную важность, от чего зависят успех или неудача нашей деятельности. Понятие «целостность», или «целое», является бинарным. Это означает, что оно приобретает смысл и значение только в единстве с другим понятием - «часть». Крупное машиностроительное предприятие может рассматриваться как целое. Его цеха или более или менее автономные службы - части целого. Эффективность работы предприятия зависит от взаимодействия, слаженности и эффективности его частей.
Исследование различного вида целостностей и образующих их частей часто называют холистическим (от греч. «holos» - целое). В рамках холистического подхода, развивавшегося во многих философских и религиозных учениях древности, возник и современный системный подход. С точки зрения этого подхода для понимания целостностей, особенно в живой природе и в обществе, а также в сложных физических образованиях, таких как молекула, необходимо ввести дополнительные важные понятия: связь, отношения, действие, взаимодействие. Эти понятия вместе с понятиями «часть» и «целое» вплотную подводят нас к ключевым для этой работы понятиям «система» и «структура».
Связи и отношения нельзя пощупать
и увидеть. Точно так же нельзя
увидеть и пощупать действие, взаимодействие,
организацию, дезорганизацию, развитие
и эволюцию. Эти понятия обобщают
и выражают опыт человека, имеющего
дело с многочисленными
Можно выделить ряд важных, необходимых для выработки более точного и адекватного задачам системного анализа представления о социальных, экономических и политических системах, с которыми имеет дело системный аналитик и на изучение которых направлены аналитические исследования. Для описания таких систем недостаточно просто указать, что целое состоит из частей, что свойства и особенности целого не идентичны простой сумме свойств и особенностей частей. Целое состоит из частей взаимосвязанных. При этом, чем сложнее система, тем неравноценнее части. Как уже было сказано выше, удаление небольшого куска из глыбы мрамора не меняет ее качества как материала, пригодного для создания скульптуры. Тогда как удаление мозга у развитого млекопитающего превращает его из живого организма в труп. Но так обстоит не со всеми частями живого организма. Удаление некоторого органа, например аппендикса, у человека практически не мешает его интеллектуальной и практической деятельности. Таким образом, рассматривая целостность как систему, мы должны выделять существенные для ее качественной определенности части, подсистемы или компоненты. Эти термины будут в дальнейшем употребляться как синонимы.
Компоненты системы связаны друг с другом определенным образом и включены, особенно в живых и социальных системах, в функциональные отношения. Два элемента или компонента системы связаны, если изменения в положении или качестве одного компонента (или элемента) вызывают определенные изменения в положении, поведении, деятельности, качественной определенности другого, связанного с ним компонента. Связи всегда проявляются через отношения. При этом, отношения, в которых реализуются связи, в первом приближении делятся на два больших класса: субординация (т.е. подчинение) и координация (т.е. согласованность действия, взаимозависимость).
Элементами каждой данной системы являются образования, которые в ее рамках считаются далее неделимыми, неразложимыми и не имеющими частей. Элемент, следовательно, является в границах изучаемой системы микроцелостностью, входящей в одну из подсистем сложной системы.
Недостаток приводившихся выше
определений состоит в том, что
в них система понимается как
совокупность, объединенная связями, отношениями,
элементами. В действительности же
все социальные, биологические и
подавляющее большинство
Из сказанного выше следуют, крайне важные для организации аналитических исследований выводы:
- системная целостность не
- отдельные элементы и
- в системной целостности могут
существовать
- элемент, или микроцелостность,
данной системы является
Начиная системный анализ сложных
явлений и процессов, системный
аналитик должен четко разграничивать
исследуемую системную