Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:26, реферат
По мере усложнения научных исследований и практической (предпринимательской, социальной и политической) деятельности стало совершенно очевидно, что имеются существенные различия между научными исследованиями различных систем в природе и обществе, с одной стороны, и аналитическими исследованиями, ориентированными на изучение системных явлений и процессов в социальной сфере, сфере бизнеса и в политической деятельности, - с другой. Забегая вперед, можно указать, что в самом сжатом виде эти различия сводятся к двум положениям.
Введение………………………………………………………………………………………3
1 Методология аналитических исследований………………………………………………4
Основные понятия и определения……………………………………………………….4
Методология системного исследования………………………………………………...8
Организация системного анализа на основе методологии аналитических исследований…………………………………………………………………………….11
2 Системные исследования управления и принятия решений…………………………...15
2.1 Стратегическое и оперативное управление……………………………………………15
2.2 Групповой стратегический системный анализ и планирование……………………..16
2.3 Анализ мотивационной управленческой деятельности и принятие решений………20
3 Сбор и обработка данных. Статистика и методы моделирования в системно-аналитических исследованиях…………………………………………………………22
3.1 Методы измерений социальных явлений как инструмент системно-аналитических исследований………………………………………………………………………………..22
3.2 Прогнозирование и прогнозные сценарии……………………………………………25
4 Информационное обеспечение системного анализа, систем управления и принятия решений. Использование мировых информационных систем…………………………..28
4.1 Общие понятия информационных систем…………………………………………….28
4.2 Информационно-аналитическая работа в глобальных мировых сетях……………..31
Заключение………………………………………………………………………………….34
Библиографический список……………………………………………
Приведенный
здесь перечень причин, факторов, аспектов
и инструментов преодоления проблемных
ситуаций неполон. Но он дает исходное
представление о том, с чем
может встретиться любой
В
масштабах больших организаций,
в деятельности которых принимают
участие десятки менеджеров разных
уровней и тысячи исполнителей необходимо
совместное участие группы руководителей
и аналитиков, хорошо понимающих друг
друга и преследующих единые цели.
Выработка групповых решений
в интересах получения
Важнейшей организационной формой принятия и выработки групповых решений являются стратегические совещания. Участники таких совещаний образуют группу, членами которой являются менеджеры и аналитики различных уровней и квалификации. Различные группы объединяет ряд принципиальных позиций.
В
первом случае участники совещания
принадлежат к одной
Во
втором случае участники стратегического
совещания, как правило, принадлежат
к конкурирующим коммерческим организациям,
враждующим политическим и государственным
образованиям, социальным институтам,
имеющим различные цели, планы и намерения,
но вынуждены в данных обстоятельствах
искать частичного или полного согласия
в решении определенных вопросов. Здесь
имеются в виду совещания или переговоры
между воюющими сторонами, враждующими
административно-
Ординарные стратегические совещания обычно имеют плановый характер и проводятся тогда, когда дела данной организации, ведомства, корпорации идут нормально, достаточно успешно. В этом случае требуется лишь незначительная коррекция тех или иных действий, уточнение, усовершенствование, «легкая» модернизация ранее принятых стратегических планов или незначительные видоизменения тех или иных тактических операций. Организатором и руководителем таких совещаний, как правило, является руководитель организации или другой топ-менеджер, которому руководитель временно делегирует свои полномочия. Как правило, между участниками таких совещаний не существует значительных разногласий, поскольку они преследуют одну и ту же стратегическую цель и решают вытекающие из нее задачи, включенные в дерево целей данной организации.
Экстраординарные групповые совещания, естественно, носят внеплановый характер. Они собираются, когда обстоятельства реализации стратегического плана данной организации или ведомства резко меняются под влиянием каких-либо, как правило, внешних факторов. К таким факторам могут относиться, например, неожиданные действия соседних государств, резко нарушающие баланс вооруженных сил, выброс на рынок качественно новой продукции, созданной конкурирующей фирмой, что неизбежно грозит убытками для данного предприятия или коммерческой организации. Именно в силу экстраординарности и поспешности при подготовке такие групповые совещания могут оказаться менее обеспеченными аналитическими данными. Процедура проведения экстраординарных совещаний принципиально не отличается от процедуры проведения ординарного совещания. Члены каждого ведомства, корпорации, частного предприятия и т.д. должны понимать, что такие ситуации возможны всегда, и заранее создавать «резерв» для потенциальных решений в экстраординарных ситуациях.
Выработка
стратегических решений на высшем уровне
руководства той или иной организации
сопровождается их обязательной детализацией,
уточнениями и, в случае необходимости,
дополнениями в подразделениях, осуществляющих
различные специализированные функции
на разных уровнях этой организации.
Разумеется, это относится к достаточно
крупным, многоуровневым организациям.
Это необходимо как для менеджеров,
которым часто приходится, как
говорится, на ходу, самостоятельно осуществлять
часть аналитической работы, так
и для аналитиков, готовящих материал
и сопровождающих в качестве консультантов
и советников крупные стратегические
и тактические совещания. Таким
образом, возникает еще одна, внутренняя
для каждой организации проблема
- создание специальных ситуационных
центров, то есть организационно-
При
наличии современных
- совершенствование
процессов и регламентов
- совершенствование
анализа состояния и
- текущее
информирование руководства,
- информационная
поддержка экспертных процедур
оценки ситуаций (в первую очередь
нестандартных, требующих
- унификация
знаний и информации на основе
скоростной обработки
- выявление проблемных ситуаций, требующих упреждающих решений;
- поддержка
территориально распределенных
совещаний (для крупных
Можно выделить основные функции, выполняемые ситуационными (когнитивными) центрами, предназначенные для решения вышеуказанных задач:
1. Сбор, хранение и переработка информации и знаний.
2.
Автоматизированный
3.
Представление соответствующей
информации и знаний в
4.
Автоматизированный контроль
Эти функции позволяют полностью обеспечить реализацию менеджериальной деятельности, выполняемой в форме групповых стратегических и оперативно-тактических решений, которые обычно разбиваются на следующие этапы: оценка существующей ситуации, требующей новых решений - обсуждение и анализ данной ситуации - подготовка решений - достижение консенсуса - принятие новых решений - контроль за выполнением решения - оценка того, насколько существующая неудовлетворительная ситуация удачно и адекватно переведена в новую, удовлетворительную ситуацию, отвечающую стратегическим целям организации.
2.3 Анализ мотивационной управленческой деятельности и принятие решений.
Чем
сложнее организация, чем больше
в ней сотрудников и различных
управленческих и исполнительных подразделений,
постоянных и временных групп, создаваемых
для решения отдельных задач,
тем труднее управление такой
организацией, представляющей собой
сложную полиструктурную
Важнейшим фактором, успеха командной деятельности является правильная мотивация деятельности команды в целом и каждого из ее членов. Это должен учитывать каждый лидер. Мотивация бывает успешной, когда налицо имеют место три условия:
1. Лидер
четко представляет себе, каким
образом и в каком объеме
он должен мотивировать
2. Он располагает
необходимыми для этого
3. Сами работники
вполне удовлетворены
Особую важность представляет мотивация лидера и лидерства вообще, особенно, когда речь идет о деятельности отдельных команд в форс-мажорных и чрезвычайных обстоятельствах. В таких обстоятельствах решение должно приниматься и выполняться в очень малые промежутки времени, иногда, образно говоря, моментально.
Здесь
уместно ввести два вспомогательных
понятия: интегральной и дифференциальной
мотивации. В первом, наиболее предпочтительном,
случае и мотивация самого лидера,
и мотивация каждого работника,
и команды в целом
3 СБОР И
ОБРАБОТКА ДАННЫХ. СТАТИСТИКА И
МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ В
3.1 Методы
измерений социальных явлений
как инструмент системно-
Роль эмпирических данных в изучении общественных явлений огромна. Глубокое изучение интересующих аналитика закономерностей невозможно без опоры на анализ конкретных фактов, в которых эти закономерности, собственно говоря, и проявляются. Именно реальные эмпирические факты, как правило, служат средством проверки теорий, наводят на мысль о необходимости их корректировки, являются почвой для формирования новых теоретических гипотез. Специалист в области системного анализа должен владеть техникой простейшей математической обработки эмпирических данных.
Что же это такое - эмпирические данные, т.е. данные, характеризующие конкретные факты в социологии, экономике, психологии? Следуя работе Ю.Н. Толстовой Зб, выделим следующие основные группы данных:
- совокупности
чисел, характеризующих те или
иные объекты (в качестве