Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 18:17, реферат
Формы проведения I части работы:
- после проведения эксперимента в группах или парах идет фронтальная беседа в форме полилога, руководимая учителем. Учитель предлагает желающим ответить на поставленные вопросы, установить закономерности, сделать выводы. Определения, уравнения реакций, выводы, сформулированные детьми и скорректированные учителем, должны быть записаны каждым учащимся в тетрадь. Учитель по ходу обсуждения отмечает учащихся, работающих наиболее активно, в конце урока ставит им оценки.
Черемичкина И.А.
Специализированный учебно-
Уральского федерального университета
Гидролиз солей
Если эта работа проводится впервые, когда учащиеся не знакомы с теоретическими представлениями о гидролизе солей, то есть смысл разбить данную работу на три части. Если же тема изучается в 10-м классе, то проводится только II и III часть работы.
I часть. Первоначальные представления о гидролизе солей.
Экспериментальная часть
Группам или парам учащихся выданы растворы следующих веществ: HCl, HNO3, H2SO4, NaOH, KOH, Ba(OH)2, NaCl, K2SO4, Na2CO3, CuSO4.
Учитель предлагает добавить к этим растворам а) раствор лакмуса, б) раствор фенолфталеина и объяснить результаты исследования.
Формы проведения I части работы:
- после проведения эксперимента в группах или парах идет фронтальная беседа в форме полилога, руководимая учителем. Учитель предлагает желающим ответить на поставленные вопросы, установить закономерности, сделать выводы. Определения, уравнения реакций, выводы, сформулированные детьми и скорректированные учителем, должны быть записаны каждым учащимся в тетрадь. Учитель по ходу обсуждения отмечает учащихся, работающих наиболее активно, в конце урока ставит им оценки.
- после проведения эксперимента и обсуждения в группах (по 4-5 человек) каждой группе предлагается ответить на один из вопросов учителя. Если группа затрудняется, слово предается другой группе. Учитель отмечает в конце урока группу-победителя и предлагает выставить хорошие и отличные оценки представителям данной группы самостоятельно. При этом учитель может предупредить, что он вправе спросить любого представителя группы, получившего оценку и, если эта оценка не подтвердится, то все выставленные в группе оценки снижаются на балл.
Обсуждение результатов эксперимента
Учащиеся знакомы с химическим свойством кислот и щелочей изменять окраску индикаторов. Поэтому быстро проводят предложенные реакции с кислотами и щелочами и объясняют изменение окраски лакмуса и фенолфталеина взаимодействием вещества индикатора с ионами H+ и OH-. Растворы хлорида натрия и сульфата калия не изменяют цвет окраску индикаторов, что тоже объяснимо, исходя из теоретических представлений учащихся 9-го класса. При диссоциации средних солей образуются катионы металлов и анионы кислотных остатков, они с веществом индикатора не взаимодействуют.
Проблема возникает, когда цвет раствора индикатора изменился в растворе карбоната натрия и в растворе сульфата меди(II). Причем цвет лакмуса в растворе Na2CO3 стал синим, а в растворе CuSO4 – красным. Учащиеся просят учителя дать для анализа растворы других солей. В результате оказывается, что все соли можно разделить на 3 группы:
1 группа – соли, растворы
которых ведут себя по
2 группа – соли, растворы
которых ведут себя по
3 группа соли, растворы которых не изменяют окраску индикаторов.
Например, для анализа можно предложить растворы следующих солей:
CuCl2, Pb(NO3)2, FeCl3, Na2S, K2SO3, CH3COONa, KBr, NaNO3.
Почему растворы солей первой группы изменяют фиолетовую окраску раствора лакмуса на красную? Учащиеся отвечают: значит, в этих растворах есть ионы H+. «Откуда они там появились, если вы смешивали соль и воду?» - спрашивает учитель. Очевидно из воды. Как от воды могли отделиться ионы H+? Видимо какая-то частица соли отрывает из молекулы воды частицу OH-. Отрицательную частицу из молекулы воды может оторвать положительная частица из соли. Что же общего у катионов Cu2+, Pb2+, Fe3+? Почему именно они присоединяют гидроксид-ионы? Почему этого не происходит в случае катионов Na+, K+? Да потому, что Сu(OH)2, Pb(OH)2, Fe(OH)3 – cлабые основания, а NaOH, KOH – сильные! Сильные основания полностью диссоциируют на ионы.
Растворы второй группы солей изменяют фиолетовую окраску лакмуса на синюю. Значит, в их растворах есть OH- - ионы. Остатки слабых электролитов – анионы кислотных остатков взаимодействуют с молекулами воды с образованием OH- - ионов. В растворах солей третьей группы нет свободных H+ и OH- - ионов. С водой не взаимодействуют остатки сильных электролитов кислот и оснований.
В результате подобных рассуждений учащиеся самостоятельно приходят к выводам:
1. Если соль образована сильной кислотой и слабым основанием, реакция ее раствора будет кислая. Причина этому – взаимодействие катиона – остатка слабого основания с молекулами воды:
Учителю остается добавить, что это взаимодействие называется гидролизом. В данном случае имеет место гидролиз по катиону.
2. Если соль образована слабой кислотой и сильным основанием, реакция ее раствора будет щелочная. Причина этому – взаимодействие аниона-остатка слабой кислоты с молекулами воды:
Этот процесс называется гидролизом по аниону.
3. Если соль образована сильной кислотой и сильным основанием, реакция ее раствора будет нейтральной: катионы металла и анионы кислотного остатка не взаимодействуют с молекулами воды, а значит, в растворах таких солей нет H+ и OH- -ионов.
Здесь уместно сделать паузу. Обязательно найдется учащийся, который увидит новую проблему. Учить детей самостоятельно видеть проблему формулировать их, на наш взгляд, одна из важнейших задач учителя.
А как ведут себя в растворе соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой? Дадим детям возможность прогнозировать результат опыта и аргументировать свой прогноз. «Конечно, реакция раствора такой соли будет нейтральной, ведь ионы H+ , образованные при взаимодействии катиона-остатка слабого электролита с молекулами воды, будут связываться ионами OH-, образованными при гидролизе по аниону» - решают учащиеся. Не будем их разочаровывать. Добавляем раствор лакмуса в раствор ацетата аммония. Цвет не изменяется – реакция раствора нейтральна. Поэкспериментируем с еще одной солью – сульфидом аммония. И вдруг раствор лакмуса из фиолетового стал красным. Проблема! Обсуждение идет дольше и оживленнее. Решение: сила и слабость электролита понятия относительные. Сила электролита сероводородной кислоты оказалась больше, чем гидроксида аммония, поэтому реакция раствора сульфида аммония - кислая.
У детей, конечно, возникает вопрос: как узнать, какой электролит сильнее?
Учитель рассказывает о константах диссоциации кислот и оснований, учит пользоваться справочными данными.
II часть
Взаимодействие веществ с продуктами гидролиза
Экспериментальная часть
Учитель предлагает учащимся
1) поместить гранулу алюминия в раствор карбоната натрия и нагреть реакционную смесь;
2) поместить гранулу алюминия в раствор хлорида железа(III) и нагреть реакционную смесь;
3) поместить в концентрированный раствор хлорида железа(II) кусочек карбоната кальция;
4) поместить в раствор сульфата алюминия немного (на кончике шпателя) оксида меди(II), нагреть смесь
Проанализируйте продукты реакции. Объясните происходящие явления.
5) после проведенных опытов 1-4 учащимся можно предложить более сложные задания. Учитель говорит: «Вы узнали, что металлы, основные оксиды и нерастворимые соли могут взаимодействовать с растворами средних солей, хотя это на первый взгляд противоречит полученным вами ранее теоретическим представлениям. Подумайте, какую еще необычную для средних солей реакцию можно провести. Проведите ее и объясните наблюдаемые явления».
Учитель предлагает проанализировать
все проведенные опыты и
Формы проведения II части работы:
- если занятие длится 2 часа, то группам (4-5 человек) дается задание провести все пять опытов, обсудить их результаты, написать уравнения происходящих процессов, сделать выводы. Затем проводится жеребьевка, в результате которой группа узнает номер опыта, который ей предстоит объяснить. Причем докладчика из группы назначает учитель, поэтому группа заинтересована, чтобы все ее представители работали и сумели объяснить и написать уравнения происходящих процессов. После выступления докладчика, группа вносит исправления, дополнения. Затем остальные группы исправляют ошибки, вносят дополнения к ответам первой группы. Таким образом, оценка группы складывается из оценки выступления докладчика и оценки выступлений группы. Баллы группе приносят также замечания, дополнения к выступлениям других групп. В конце занятия учитель сообщает места, которые заняли группы, и предлагает группам самостоятельно поставить отличные оценки: 1 место - трем представителям группы, 2 место - двум, 3 место - одному.
- если занятие длится 1 час, то группам (4-5 человек) дается задание провести по одному из предложенных опытов, обсудить результаты этого опыта, написать уравнения происходящих процессов, сделать выводы. Затем проводится жеребьевка, в результате которой определяется очередность выступления групп. А дальше - как в предыдущей форме проведения занятия.
Каждый учащийся дома оформляет лабораторный отчет.
Обсуждение результатов эксперимента:
1) Na2CO3 в растворе подвергается гидролизу:
CO32- + H2O ® HCO3- + OH-
Na2CO3 +H2O ® NaHCO3 + Na OH (1)
Оксид алюминия, образующий защитную пленку на поверхности алюминия, благодаря своим амфотерным свойствам, взаимодействует со щелочью, полученной по уравнению (1):
Al2O3 + 2NaOH + 3H2O → 2Na[Al(OH)4]
Алюминий, лишенный оксидной пленки, взаимодействует с водой:
2 Al + 6 H2O → 2Al(OH)3 + 3H2↑ (3)
Гидроксид алюминия, образовавшийся в реакции (3), взаимодействует с гидроксидом натрия, полученным по реакции (2), так как Al(OH)3 – амфотерный гидроксид.
Al(OH)3 + NaOH → Na[Al(OH)4] (4)
Al(OH)3 + OH- → [Al(OH)4]-
Поскольку гидроксид-ионы связываются гидроксидом алюминия, равновесие гидролиза смещается влево, идет вторая ступень гидролиза:
HCO3- + H2O → OH- +H2CO3 (H2O + CO2↑)
NaHCO3 + H2O → NaOH + H2CO3 (H2O + CO2↑) (5)
В ходе эксперимента наблюдали выделение газов, которые представляли собой смесь водорода и углекислого газа.
Кроме того, учащиеся наблюдали выпадение осадка. Если раствор карбоната был не концентрирован и не в избытке, то этот осадок не растворился до конца. Поэтому была возможность проанализировать этот осадок.
Учащиеся предполагают, что осадок Al2(CO3)3. Но при добавлении кислоты к осадку, промытому от раствора Na2CO3 , газ не выделился. Предполагаем, что осадок – Al(OH)3. Гидроксид алюминия – амфотерный, должен взаимодействовать и с кислотами, и с щелочами. Проверяют. И, действительно, Al(OH)3 растворился и в соляной кислоте и в растворе гидроксида калия:
Al(OH)3 +3 HCl → AlCl3 + 3H2O
Al(OH)3 +3H+ → Al3+ + 3H2O
Al(OH)3 + KOH → K[Al(OH)4]
Al(OH)3 + OH- → [Al(OH)4]-
На наш взгляд, не стоит писать суммарное уравнение реакции алюминия с карбонатом натрия. Достаточно обсудить процессы, которые идут в изучаемой системе, описанные уравнениями реакций 1-5.
2) Во-первых, алюминий более активный металл, чем железо, поэтому, вероятно, алюминий вытесняет железо из его соли. В осадке можно обнаружить частички железа, например, с помощью магнита. Но, наряду с процессом, описываемым уравнением:
Al + FeCl3 → AlCl3 + Fe
было замечено выделение газа и в осадке наряду с частицами железа обнаружены бурые частицы другого вещества. Анализ газа (характерный хлопок при поджигании) показал, что этот газ – водород. Логично, предположить, что хлорид железа(III) подвергается гидролизу по катиону:
Fe3+ + H2O ® FeOH2+ + H+
FeCl3 + H2O ® FeOHCl2 +HCl (1)
Получившаяся в результате
кислота взаимодействует с
2Al + 6HCl → 2AlCl3 + 3H2↑ (2)
2Al + 6H+→ 2Al3+ + 3H2↑
Fe + 2HCl → FeCl2 + H2↑ (3)
Fe + 2H+ → Fe2+ + H2↑
Алюминий и железо связывают ионы H+, равновесие гидролиза смещается в сторону его продуктов, гидролиз идет по 2-ой и 3-ей ступени:
FeOH2+ + H2O → Fe(OH)2+ +H+
FeOHCl2 + H2O → Fe(OH)2Cl + HCl
Fe(OH)2+ + H2O → Fe(OH)3↓ + H+
Fe(OH)2Cl + H2O → Fe(OH)3↓ + HCl
Следовательно, бурые частицы осадка – это гидроксид железа(III), нерастворимый в воде и щелочах, но растворимый в кислотах, это можно проверить экспериментально:
2Fe(OH)3 + 3H2SO4 → Fe2(SO4)3 + 6H2O
Fe(OH)3 + 3H+ → Fe3+ + 3H2O
В растворе щелочи же осадок не растворяется.
3) Учащиеся знают, что нерастворимые соли не должны взаимодействовать с другими солями. Но наблюдают бурное выделение газа и выпадение бурого осадка. Для выяснения, какой это газ, вносят горящую лучину, она гаснет. Следовательно, выделяющийся газ – CO2. Анализ осадка проводят аналогично опыту №2. Итак, при взаимодействии FeCl3 c CaCO3 образовался углекислый газ и гидроксид железа(III). Учащиеся объясняют: образовавшаяся кислота при гидролизе FeCl3 реагирует с CaCO3:
Fe Cl3 + H2O ® FeOHCl2 + HCl
Fe3+ +H2O ® FeOH2+ + H+
2HCl + CaCO3 → CaCl2 + H2O + CO2↑
2H+ + CaCO3 → Ca2+ + H2O + CO2↑
Так как ионы H+ реагируют с CaCO3, то гидролиз FeCl3 идет по второй и третьей ступени:
FeOH2+ + H2O ® Fe(OH)2+ + H+