Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 18:17, реферат
Формы проведения I части работы:
- после проведения эксперимента в группах или парах идет фронтальная беседа в форме полилога, руководимая учителем. Учитель предлагает желающим ответить на поставленные вопросы, установить закономерности, сделать выводы. Определения, уравнения реакций, выводы, сформулированные детьми и скорректированные учителем, должны быть записаны каждым учащимся в тетрадь. Учитель по ходу обсуждения отмечает учащихся, работающих наиболее активно, в конце урока ставит им оценки.
Fe(OH)2+ + H2O → Fe(OH)3 + H+
4) Учащиеся замечают изменение окраски раствора: из бесцветного раствор становится голубым, что явно свидетельствует о появлении в растворе ионов меди Cu2+. Но ведь ученикам известно, что средние соли не реагируют с основными оксидами.
Сульфат алюминия гидролизуется по катиону:
Al3+ + H2O ® AlOH2+ + H+
Al2(SO4)3 + 2H2O ® 2AlOHSO4 + H2SO4
AlOH2+ + H2O ® Al(OH)2+ + H+
2AlOHSO4 + 2H2O ® (Al(OH)2)2SO4 + H2SO4
Образующаяся серная кислота при нагревании взаимодействует с оксидом меди(II). Ионы Cu2+ переходят в раствор и придают ему голубую окраску.
CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O
CuO + 2H+ → Cu2+ + H2O
Учащиеся предлагают проанализировать раствор на содержание ионов Cu2+. Для этого прибавляют к фильтрату раствор щелочи, наблюдают выпадение голубого осадка:
CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓+ Na2SO4
Cu2+ + 2OH- → Cu(OH)2↓
5) Учащиеся исходят из следующих представлений: при гидролизе может образоваться кислота. Кислоты в отличие от средних солей взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности до водорода (соли же – с металлами, более активными, чем металл, входящий в состав соли); с основными оксидами; с нерастворимыми солями (если при этом образуется газ), с нерастворимыми основаниями и амфотерными гидроксидами. Первые три случая рассмотрены, следовательно, можно предположить, что растворы солей, гидролизующиеся по катиону, будут растворять основания и амфотерные гидроксиды, а также продукт гидролиза – кислота – будет взаимодействовать с основаниями и амфотерными гидроксидами.
Al2(SO4)3 + 2H2O ® 2AlOHSO4 + H2SO4
H2SO4 + Cu(OH)2 → CuSO4 + 2H2O
FeCl3 + H2O ® FeOHCl2 + HCl
3HCl + Al(OH)3 → AlCl3 + 3H2O
Учащиеся проводят эти реакции, доказывая, что их гипотеза верна. Cu(OH)2 растворяется в растворе сульфата алюминия. Al(OH)3 растворяется в растворе хлорида железа(III).
Можно даже показать и такой «фокус». Нерастворимый Fe(OH)3 «взаимодействует» с раствором FeCl3!
FeCl3 + H2O ® FeOHCl2 + HCl
Fe(OH)3 + 3HCl → FeCl3 + 3H2O
Осадок растворяется! Советуем учителю заранее подобрать нужные концентрации растворов, чтобы ожидаемые эффекты реакций, которые будут проводить учащиеся и сам учитель, наблюдались.
Вывод по работе: "Если к раствору соли, подвергающейся гидролизу, добавить вещество, способное взаимодействовать с кислотами или щелочами, то это вещество взаимодействует с продуктами гидролиза - кислотами или щелочами". Этот вывод дети у меня на уроках всегда делают самостоятельно.
III часть
Совместный гидролиз солей
Экспериментальная часть
Учитель предлагает учащимся
1) К раствору карбоната натрия добавить раствор нитрата бария. Описать наблюдаемые явления, объяснить их, написать уравнение происходящей реакции в молекулярной, полной и сокращенной ионной формах. Проанализировать полученные вещества.
2) К раствору сульфата
алюминия добавить раствор
3) К раствору карбоната
натрия добавить раствор хлорид
4) К раствору сульфата меди (II) добавить раствор карбоната натрия. Описать наблюдаемые явления, объяснить их, написать уравнение происходящей реакции в молекулярной, полной и сокращенной ионной формах. Проанализировать полученные вещества.
5) К раствору хлорида железа (III) добавить раствор карбоната натрия. Описать наблюдаемые явления, объяснить их, написать уравнение происходящей реакции в молекулярной, полной и сокращенной ионной формах. Проанализировать полученные вещества.
Формы проведения III части работы:
Можно организовать данную работу также как II часть, или же после выполнения ее экспериментальной части в парах провести фронтальную беседу.
Обсуждение результатов эксперимента:
1, 2)Первые два опыта не вызывают у детей удивления, это обычные обменные реакции. Учащиеся фиксируют выпадение осадков, записывают уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионных формах.
3) Смешав растворы хлорида алюминия и карбоната натрия, учащиеся наблюдают выделение газа и выпадение осадка. Если предположить, что идет реакция обмена, то газа быть не должно. Внесение горящей лучины, и ее угасание служит доказательством, что этот газ – углекислый. Чтобы определить состав осадка, учащиеся, полагая, что это карбонат алюминия, добавляют к промытому от исходного карбоната натрия осадку соляную кислоту. Но газ при этом не образуется, осадок же растворился. Если к осадку добавить раствор щелочи, то осадок тоже растворяется. Следовательно, осадок – гидроксид алюминия. В ходе дискуссии учащиеся приходят к объяснению этого процесса. Хлорид алюминия гидролизуется по катиону:
Al3+ + H2O ® AlOH2+ + H+ (1)
AlOH2+ + H2O ® Al(OH)2+ + H+
Карбонат натрия гидролизуется по аниону:
CO32- + H2O ® HCO3- + OH- (2)
Ионы H+ и OH- связываются в молекулы воды, их концентрация понижается, равновесие гидролиза (1) и (2) смещается в сторону его продуктов. Идут и последние ступени гидролиза:
Al(OH)2+ + H2O → Al(OH)3↓ + H+
HCO3- + H2O →OH- + H2CO3 (H2O + CO2↑)
Суммарное уравнение реакции совместного гидролиза имеет вид:
2AlCl3 + 3Na2CO3 + 3H2O → 2Al(OH)3↓ + 3CO2↑ +6NaCl
4) Учащиеся приливают раствор карбоната натрия к раствору сульфата меди(II). После проведения опыта №3 их уже не удивляет выделение газа, неподдерживающего горение. А вот осадок, предполагают они, CuCO3 или Сu(OH)2. Промытый от избытка Na2CO3 осадок при взаимодействии с соляной кислотой растворяется без выделения газа. Учащиеся делают вывод, что осадок – гидроксид меди(II). Только смущает их цвет осадка – бирюзовый. Учитель просит получить гидроксид меди(II) взаимодействием сульфата меди(II) и гидроксида натрия. Выпавший осадок имеет голубой цвет. Учащиеся предполагают, что осадок полученный при взаимодействии растворов CuSO4 и Na2CO3, это основная соль (СuOH)2CO3. Однако, учитель может показать образец гидроксокарбоната меди(II), он имеет зеленый цвет. Ученые делают вывод: осадок, полученный при взаимодействии CuSO4 и Na2CO3, это смесь голубого Сu(OH)2 и зеленого (СuOH)2CO3.
5) Учащиеся наблюдают выпадение бурого осадка и газа, не поддерживающего горение. Довольно быстро делают вывод, что совместный гидролиз хлорида железа, гидролизующегося по катиону, и карбоната натрия, гидролизующегося по аниону, приводят к гидроксиду железа (III) и оксиду углерода (IV), которые являются продуктами последних ступеней гидролиза исходных солей:
2FeCl3 + 3Na2CO3 + 3H2O → 2Fe(OH)3¯ + 3CO2 + 6NaCl
2Fe3+ + 3CO32- +3H2O → 2Fe(OH)3¯ + 3CO2