Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:41, лабораторная работа
Подготовка к лабораторному практикуму включает разные виды деятельности. Теоретическая подготовка для учителя – это отбор теоретического материала для изучения с учетом анализа проделанного в п.2.1. Теория количественного анализа (титриметрия) представлена во многих учебниках и учебных пособиях [20-25], использование иллюстрированного практикума по химии существенно облегчает работу учителя по выделению основных этапов работы.
2.2 Особенности подготовки и организации лабораторного практикума «Олимпиец»
Подготовка к лабораторному практикуму включает разные виды деятельности. Теоретическая подготовка для учителя – это отбор теоретического материала для изучения с учетом анализа проделанного в п.2.1. Теория количественного анализа (титриметрия) представлена во многих учебниках и учебных пособиях [20-25], использование иллюстрированного практикума по химии существенно облегчает работу учителя по выделению основных этапов работы [26-28]. Задача учителя четко выделить круг вопросов для изучения учащимися и глубину изучения отдельных в разные периоды (10 и 11 класс).
Теоретическая подготовка должна дать возможность участнику провести расчет после выполнения эксперимента, дать ответы на дополнительные вопросы. Ответы на теоретические вопросы в данной работе рассматриваться не будут. Далее приводится пример разбора нескольких экспериментальных задач.
2.2.1 Примеры решения экспериментальных задач
ОХО-2000-10 (2010-11) Определение жесткости воды методом кислотно-основного титрования
Данная задача относится
к кислотно-основному
Реакция, лежащая в основе определения гидрокарбонатной (временной) жесткости:
В точке эквивалентности
выделяется углекислый газ, поэтому
среда имеет слабокислый
Расчет результатов титрования проводится по формуле:
где: - объём соляной кислоты, затраченный на титрование аликвоты;
- концентрация стандартного раствора;
- аликвотный объём (объём пипетки).
По концентрации
гидрокарбонат-ионов можно
При подстановке данных обязательно учесть (для всех типов определений) следующие моменты:
ОХО-2001-10 Определение содержания и в растворе при совместном присутствии
Данная задача
относится к кислотно-
Реакция, лежащая в основе определения гидрокарбонатной (временной) жесткости:
1 точка эквивалентности: обесцвечивание фенолфталеина
|
|
|
|
2 точка эквивалентности: изменение окраски метилового оранжевого (с желтой на оранжевую (розовую)
В первой точке эквивалентности среда щелочная (у фенолфталеина рТ=9,0), во второй – слабокислая (у метилового оранжевого рТ=4,1).
В первой точке
эквивалентности
Расчет результатов титрования проводится по формулам:
где: - объем соляной кислоты, затраченный на титрование с индикатором фенолфталеином;
объем соляной кислоты, затраченный на титрование с индикатором метиловым оранжевым;
- концентрация стандартного раствора;
- аликвотный объем (объем
- молярная масса эквивалента гидроксида натрия, 40 г/моль
- молярная масса эквивалента карбоната натрия, 53 г/моль (1/2 молярной массы).
По найденным массам находится массовая доля веществ в выданной контрольной задаче.
ОХО-2000-11 Определение содержания меди (II) в растворе методом йодометрического титрования.
Данная задача относится
к окислительно-
Реакция, лежащая в основе определения меди йодометрическим титрованием:
Расчет результатов титрования проводится по формулам:
где: - объем тиосульфата натрия, затраченный на титрование аликвоты;
- концентрация стандартного раствора;
- аликвотный объем (объем
- молярная масса эквивалента сульфата меди (иона меди), 80 (32) г/моль.
ОХО-2005-11 Комплексонометрическое определение алюминия обратным титрованием
Задача относится
к комплексонометрическому
Комплекс индикатора с металлом и свободная форма индикатора имеют разную окраску.
Реакция, лежащая в основе определения алюминия обратным комплексонометрическим титрованием:
Расчет результатов титрования проводится по формулам:
где: - объем комплексона III натрия, введен в систему в избытке;
- концентрация стандартного раствора;
- аликвотный объем (объем
- молярная масса эквивалента иона алюминия, 13,5 г/моль.
При подготовке экспериментальных задач можно выделить следующие этапы:
Описание отдельных
экспериментальных работ
Перечень необходимого оборудования и реактивов на одно рабочее место и подгруппу (Таблицы 2.__-2.__) приведен в соответствии методикой определения по каждой задаче. Однако, необходимо учесть дополнительно посуду для приготовления растворов и расход реактивов для проверки работы. Поэтому общий расход реактивов можно увеличить на 1-2 рабочих места, предусмотреть посуду для приготовления суммарных объемов растворов и склянки для их хранения (см. позиции 9-16 таблицы 2.__-). При наличии весов с точностью до одной тысячной грамма (10-3г), можно использовать их для взятия навесок при приготовлении стандартных растворов. В начале работы можно приготовить растворы, не изменяющие свой титр достаточно долгое время. Например, неограниченно долгое время могут следующие растворы:
раствор соляной кислоты (0,1 моль/л);
раствор дихромата калия (0,1 моль/л);
раствор щавелевой кислоты (0,1 моль/л);
вспомогательный раствор серной кислоты (2 М).
Ограниченные сроки хранения имеют растворы щелочей, перманганата калия, тиосульфата натрия, иодида калия. Правила приготовления и хранения растворов описываются в соответствующих справочных руководствах [30, 31].
Проверка экспериментальной задачи обязательно проводится для каждой серии приготовленных стандартных растворов. При этом фиксируется время на выполнение работы (для учащихся оно увеличивается в 2,5-3 раза, с учетом подготовленности).
При анализе работы обращается внимание на соотношение объемов прореагировавших растворов: объемы титранта не должны быть в два раза меньше или больше объема аликвоты. На титрование аликвоты не должно расходоваться более одной бюретки стандартного раствора. Оценивается точность определения (не менее 5% относительной погрешности), при необходимости возможно изменение способа фиксирования точки эквивалентности (смена индикатора) или способ его введения (сухой индикатор, раствор индикатора).
Ниже подробно описаны пункты 1 и 2, оценены временные затраты на проверку работы (п.3). Корректирующие действия проводятся после проверки работы учителем.
ОХО-2000-10 (2010-11) Определение жесткости воды методом кислотно-основного титрования
Таблица 2._ - Перечень оборудования для работы ОХО-2000-10 (ОХО-2010-11)
№ |
Оборудование |
1 рабочее место, шт. |
8 рабочих мест, шт. |
1 |
Комплект для титрования, в том числе |
1 |
8 |
штатив, лапка |
1 |
8 | |
мерная бюретка, вместимостью 20,0-25,0 мл |
1 |
8 | |
воронка (маленькая) |
1 |
8 | |
колба для слива, вместимостью 50 мл |
1 |
8 | |
белый экран |
1 |
8 | |
2 |
мерная колба, вместимостью 100,0 мл |
1 |
8 |
3 |
мерная пипетка Мора, вместимостью 10,0 или 15,0 мл |
1 |
8 |
4 |
коническая колба для титрования, вместимостью 200-250 мл |
3 |
24 |
5 |
резиновая груша (маленькая) |
1 |
8 |
6 |
капельницы для раствора индикатора |
1 |
8 |
7 |
химический стакан 100 мл |
1 |
8 |
8 |
химический стакан 150 мл |
1 |
8 |
9 |
бутыль для дистиллированной воды (промывалка 0,5 л) |
1 |
8 |
10 |
мерная колба на 500 мл |
1 |
|
11 |
мерная колба на 1000 мл |
1 |
|
12 |
химический стакан на 500 мл |
1 |
|
13 |
химический стакан на 250-300 мл |
1 |
|
14 |
стеклянная палочка |
2-3 |
|
15 |
шпатель |
2-3 |
|
16 |
весы технические |
1 |
|
17 |
весы аналитические |
1 |
|
18 |
склянки для хранения растворов |
3 |
Дополнительно
предусмотреть обеспечение
Таблица 2._ - Перечень реактивов для работы ОХО-2000-10 (ОХО-2010-11)
№ |
Реактив |
1 рабочее место, мл |
8 рабочих мест, мл |
1 |
Стандартный раствор соляной кислоты, 0,1 моль/л |
100 |
800 |
2 |
Метиловый оранжевый, 0,1% водный раствор |
3-5 |
24-40 |
3 |
Титрованный раствор карбоната натрия для задачи, Т=0,05 г/мл |
5-15 |
40-120 |
Расчеты для приготовления растворов.
2.1. Стандартный
раствор соляной кислоты.
Как правило, в
качестве исходного выступает
1. Рассчитываем
массу 100% хлороводорода для
где - молярная концентрация;
- объем раствора (в литрах!);
- молярная масса эквивалента (35,5 г/моль).
2. Находим массу концентрированного раствора кислоты:
,
где: - массовая доля соляной кислоты, (%).
3. Находим объем
концентрированного раствора
,
где: - плотность соляной кислоты, (г/см3).
4. Рассчитанный объем концентрированного раствора кислоты белеется в максимальной точностью мерным цилиндром или мерной пробиркой. Правила работы с мерной колбой см. Приложение Г. Перед работой проводится стандартизация раствора по карбонату натрия.
2.2. Приготовление титрованного раствора карбоната натрия (раствора с точно известной концентрацией, приготовленного по точно взятой навеске вещества). Масса безводного карбоната натрия рассчитывается по формуле: