Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:41, лабораторная работа
Подготовка к лабораторному практикуму включает разные виды деятельности. Теоретическая подготовка для учителя – это отбор теоретического материала для изучения с учетом анализа проделанного в п.2.1. Теория количественного анализа (титриметрия) представлена во многих учебниках и учебных пособиях [20-25], использование иллюстрированного практикума по химии существенно облегчает работу учителя по выделению основных этапов работы.
Таблица 2._ - Перечень реактивов для работы ОХО-2001-10
№ |
Реактив |
1 рабочее место, мл |
8 рабочих мест, мл |
1 |
Стандартный раствор тиосульфата натрия, 0,1 моль/л |
100 |
800 |
2 |
20% раствор иодида калия |
15 |
120 |
3 |
1 М раствор серной кислоты |
10 |
80 |
4 |
Титрованный раствор сульфата меди для задачи, Т=0,02 г/мл |
5-20 |
40-160 |
5 |
Водный раствор крахмала, 1% |
10 |
80 |
Расчеты для приготовления растворов.
2.1. Стандартный раствор тиосульфата натрия. Концентрация раствора 0,1 моль/л (молярная концентрация эквивалентов вещества).
1. Рассчитываем массу тиосульфата натрия для приготовления 1 литра раствора:
где: - молярная концентрация;
- объем раствора (в литрах!);
- молярная масса эквивалента тиосульфата натрия или пентакристаллогидрата тиосульфата натрия (158 и 248 г/моль соответственно). Приготовленный раствор обязательно стандартизируется и хранится в темной склянке. Методика стандартизации приведена в Приложении В.
2. Приготовление 1М раствора серной кислоты:
Рассчитываем массу 100% серной кислоты для приготовления 150 мл 1М раствора:
где: - молярная концентрация;
- объем раствора (в литрах!);
- молярная масса (98 г/моль).
Находим массу концентрированного раствора кислоты:
,
где: - массовая доля серной кислоты, (%).
Находим объем концентрированного раствора кислоты:
,
где: - плотность серной кислоты, (г/см3).
Где - плотность концентрированного раствора кислоты.
3. Приготовление раствора иодида калия. Масса вещества рассчитывается по формуле:
Масса необходимой воды – разница между массой раствора и массой вещества. Для приготовления 120 грамм 20% иодида калия необходимо 24 грамма соли растворить в 96 граммах (мл) воды.
4. Приготовление
титрованного раствора
,
где: - титр сульфата меди (г/мл).
В случае использования кристаллогидрата масса сухого вещества увеличивается.
Рассчитанное количество сульфата меди или его кристаллогидрата взвешивается с максимальной точностью и растворяется в мерной колбе соответствующего объема.
5. Приготовление
раствора крахмала. 0,8 г крахмала
растворяется в 80 мл холодной
воды, затем нагревается до
Расчет временных затрат на работу ОХО-2000-10 (ОХО-2010-11)
Подготовительный этап
1. Приготовление и стандартизация растворов -2ч 30 мин
Раствор тиосульфата натрия, концентрация 0,1 моль/л;
Титрованный раствор сульфата меди (для контрольной задачи), Т=0,02 г/мл;
Раствор серной кислоты, 1 М.
Раствор иодида калия, 20%.
Раствор крахмала, 1% .
Установка точной концентрации раствора тиосульфата натрия (стандартизация) по дихромату калия.
2. Проверка экспериментальной задачи учителем – 40 минут.
3. Подготовка рабочих мест (8 рабочих мест) – 20 минут.
4. Подготовка реактивов на рабочих местах – 30 минут.
Итого: 4ч
Выполнение работы учащимися
1. Выполнение эксперимента (титрование) - 1ч 20 минут.
2. Расчет результатов титрования – 30 минут.
3. Выполнение
ответов на дополнительные
Итого: 2 ч 40 минут
ОХО-2005-11 Комплексонометрическое определение алюминия обратным титрованием
Таблица 2._ - Перечень оборудования для работы ОХО-2000-11
№ |
Оборудование |
1 рабочее место, шт. |
8 рабочих мест, шт. |
1 |
комплект для титрования, в том числе |
1 |
8 |
штатив, лапка |
1 |
8 | |
мерная бюретка, вместимостью 20,0-25,0 мл |
1 |
8 | |
воронка (маленькая) |
1 |
8 | |
колба для слива, вместимостью 50 мл |
1 |
8 | |
белый экран |
1 |
8 | |
2 |
мерная колба, вместимостью 100,0 мл |
1 |
8 |
3 |
мерный цилиндр 25 мл |
1 |
8 |
4 |
мерная пипетка Мора, вместимостью 10,0 |
1 |
8 |
5 |
коническая колба для титрования, вместимостью 200-250 мл |
3 |
24 |
6 |
резиновая груша (маленькая) |
1 |
8 |
7 |
мерная пробирка |
1 |
8 |
8 |
химический стакан 100 мл |
1 |
8 |
9 |
химический стакан 150 мл |
1 |
8 |
10 |
бутыль для дистиллированной воды (промывалка 0,5 л) |
1 |
8 |
11 |
мерная колба на 500 мл |
1 |
|
12 |
мерная колба на 1000 мл |
1 |
|
13 |
химический стакан на 500 мл |
1 |
|
14 |
химический стакан на 250-300 мл |
1 |
|
15 |
стеклянная палочка |
2-3 |
|
16 |
шпатель |
2-3 |
|
17 |
весы технические |
1 |
|
18 |
весы аналитические |
1 |
|
19 |
склянки для хранения растворов |
5 |
Таблица 2._ - Перечень реактивов для работы ОХО-2001-10
№ |
Реактив |
1 рабочее место, мл |
8 рабочих мест, мл |
1 |
стандартный раствор , 0,1 моль/л |
100 |
800 |
2 |
анализируемый раствор алюминия(III)- , 0,5 моль/л |
100 |
800 |
3 |
стандартный раствор комплексона III (ЭДТА) - 0,1 моль/л |
5 |
40 |
4 |
ацетатный буферный раствор, рН = 3-5 |
5 |
40 |
5 |
индикатор ксиленовый оранжевый 0,1 % раствор |
10 |
80 |
Расчеты для приготовления растворов.
2.1. Стандартный
раствор ацетата цинка.
1. Рассчитываем
массу ацетата цинка для
Расчет временных затрат на работу ОХО-2000-10 (ОХО-2010-11)
Подготовительный этап
1. Приготовление и стандартизация растворов - 2ч 30 мин
Раствор ацетата цинка, концентрация 0,1 моль/л;
Раствор хлорида алюминия (III), концентрация 0,5 моль/л;
Раствор комплексона III (ЭДТА), концентрация 0,1 моль/л;
Раствор ацетатного буфера, рН=3-5;
Раствор индикатора ксиленового оранжевого, 0,1% водный раствор.
2. Проверка экспериментальной задачи учителем – 50 минут.
3. Подготовка рабочих мест (8 рабочих мест) – 30 минут.
4. Подготовка реактивов на рабочих местах – 20 минут.
Итого: 4ч 10 мин.
Выполнение работы учащимися
1. Выполнение эксперимента (титрование) - 1ч 40 минут.
2. Расчет результатов титрования – 50 минут.
3. Выполнение
ответов на дополнительные
Итого: 3ч 20 мин.
Расчетное время для данной работы увеличено, так как усложняется расчет результатов титрования. Также учтена возможность повторения определения при появлении ошибки (промаха) при фиксировании первой точки эквивалентности.
I этап – «Подготовительный»
Растворы:
- ZnAc2 (СН3СОО2 Zn) – ацетат цинка;
- раствор алюминия (III) - АlCl3;
- раствор комплексона III - ЭДТА;
- ацетатный буферный раствор (СH3COONa + CH3COOH ) - рН=5-6;
- раствор индикатора ксиленолового оранжевого – 1/100 мл
Посуда: (на 1рабочее место)
1 |
мерная колба, вместимостью 100,0 мл |
1шт. |
2 |
мерная пипетка Мора, вместимостью 10,0 или 15,0 мл |
1шт. |
3 |
коническая колба для титрования, вместимостью 200-250 мл |
3+1шт. для свидетеля |
4 |
мерные цилиндры, вместимостью 25 и 50 мл |
по 1 шт. |
5 |
резиновая груша (маленькая) |
1 шт. |
6 |
фильтровальная бумага |
|
7 |
химический стакан 100 и 150мл |
по 1 шт. |
2-1. Подготовка реактивов на рабочих местах (8 рабочих мест) -20 мин.
Реактивы: (на одного ученика)
1 |
стандартный раствор ZnAc2 0,1 моль/л |
100 мл |
2 |
анализируемый раствор алюминия(III) 0,5 моль/л |
100 мл |
3 |
стандартный раствор комплексона III (ЭДТА- этилендиаминтетрауксусная кислота)0,1 моль/л |
5 мл |
4 |
ацетатного буферного раствора рН = 3- 5 |
5 мл |
5 |
индикатор ксиленовый оранжевый 0,1 % р-р |
10 мл |
II этап – «Экспериментальный»
Проверка работы – 20 мин.
(Определение соотношения объемов, которые идут на титрование)
Итого затраченного времени: 2ч 30 мин.
Время затраченное учащимся.
I этап – «Экспериментальный»
II- Расчеты – 20 мин.
III- Ответы на контрольные вопросы – 50 мин.