Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 04:56, курсовая работа
Объект исследования: дидактическая игра как средство повышения эффективности учебного процесса.
Предмет исследования: применение дидактических игр в учебном процессе.
Гипотеза исследования: если использовать игры при преподавании химии в средней школе, то это позволит повысить активность познавательной деятельности школьников и их уровень усвоения химии.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам игровой деятельности в истории зарубежной и отечественной педагогики.
Рассмотреть систему дидактических игр, направленных на формирование познавательного интереса учащихся.
Разработать внеклассное мероприятие урок-викторину по химии для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы.
Введение 3
Глава I. Дидактические игры как условие формирования познавательного интереса учащихся 5
§ 1.1. Психолого-педагогический анализ игровой деятельности в истории зарубежной и отечественной педагогики 5
§ 1.2. Система дидактических игр, направленных на формирование познавательного интереса учащихся 9
Глава II. Методические особенности организации учебно-воспитательного процесса с использованием дидактических игр на уроках химии 17
§ 2.1. Игровые технологии на уроке химии в 8-х классах 17
§ 2.2. Внеклассное мероприятие урок-викторина по химии для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы 24
Заключение 31
Литература 33
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.
Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. В дидактической игре обучение тесно связано с задачами воспитания, когда совместно с усвоением знаний создаются условия для воспитания у ребят дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
Итак, активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит, прежде всего, через включение дидактических игр.
Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие ее функции:
В процессе дидактической игры предполагается решение следующих задач:
Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:
Много игр с готовым содержанием и правилами создается в настоящее время педагогами. Игры с правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: игры-путешествия; игры-поручения; игры-предположения; игры-загадки; игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игра-путешествие – игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать.
Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.
Игры-загадки. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.
В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Сюжетно-ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием. Это «Пресс - конференция», «Круглый стол», и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения, материальные объекты, разыгрываются фантастические ситуации.
Игры-упражнения – игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но все же индивидуализирована. Ее используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний».
Игры-соревнования: конкурсы; викторины; имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе. Цель их: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Игры-соревнования – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом.
Виды игр для детей очень разнообразны, но несмотря на различия, все виды дидактических игр имеют и много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игры; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, согласования действия с партнерами, и конечно, установления доброжелательных отношений.
Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы. Во всех дидактических играх единая задача – найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуя в рамках установленных норм и правил.
Глава 2. Методические особенности организации учебно-воспитательного процесса с использованием дидактических игр на уроках химии
§ 2.1. Игровые технологии на уроке химии в 8-х классах
В целом дидактические игры направлены на развитие творческих способностей. Эти игры ни в коей мере не отрицают применения других методов, а только дополняют их, позволяя успешнее решать соответствующие учебно-воспитательные задачи.
Игры различны по времени и атрибутике. Их можно использовать как при объяснении новой темы, так и при закреплении, повторении, обобщении материала, а также в процессе контроля знаний учащихся и во внеклассной работе. Безусловно, каждый учитель может внести в игру свои изменения, поправки в зависимости от конкретных условий, а сами игры могут быть использованы и на протяжении всего курса изучения химии. В этой работе мы предлагаем некоторые игры-минутки.
Термины-синонимы. Многие вещества имеют как номенклатурные, так и тривиальные названия. Выполнение заданий, в которых надо найти соответствие разных названий веществ, способствует более быстрому их запоминанию. Проведение в дальнейшем химического диктанта позволяет достигать высоких результатов в приобретении терминологических знаний.
Составьте пары соответствующих названий веществ.
1. Гидрокарбонат
натрия
2. Оксид углерода (IV) Б. Поваренная соль
3. Хлорид
натрия
4. Оксид
углерода (II)
Такие задания можно оформить в виде так называемых карточек быстрого ответа - прикрепить к ним с лицевой стороны прозрачную плотную пленку, по которой учащийся быстро проведет фломастером стрелки. След от фломастера легко стирается, а пленку после многократного использования можно легко заменить. Чтобы карточки жили дольше, рациональнее их ламинировать.
Найдите соответствие. Эта игра поможет быстро запомнить химические символы и их произношение, а также названия кислот и их солей.
- Установите соответствие. Химические символы – Их произношение
1. С А. Арсеникум
2. N Б. Бор
3. Au В. Це
4. As Г. Аурум
5. Sn Д Эн
6. В Е. Станнум
- Установите соответствие.
Названия кислот – Названия солей
Кто больше вспомнит слов. Игра способствует активизации реминисценций, повторению и запоминанию химических терминов. Она ориентирована на быстроту реакции (время ограничено до 5-7 мин). Выбирают короткое слово, например «бром». Каждую букву этого слова пишут в отдельный столбик таблицы, учащиеся вспоминают и записывают химические термины, начинающиеся на данные буквы. Выигрывает тот, кто напишет больше химических терминов.
Верю – не верю. С помощью этой игры можно провести закрепление или повторение материала с целым классом или с учеником, который скован при ответах у доски. Учитель называет вещество, затем предлагает правильные и неправильные утверждения о его составе, свойствах, применении, а ученик отвечает только «да» или «нет».
Например, учитель выбрал вещество кислород. Он спрашивает учащихся: верите ли вы, что...
...его химический символ О?
...его молекулярный состав 03?
...он входит в состав воздуха?
...он газ?
...он входит в состав воды? ...он может быть жидким? ...человек дышит только чистым кислородом?
Парадокс. Игра учит детей на слух воспринимать названия веществ и быстро ориентироваться в возможности их взаимодействия. Учитель или играющие команды задают вопросы по определенной теме. Вопросы должны быть продуманы заранее, они могут быть каверзными, тавтологическими или просто шуточными. Например:
- Что произойдет, если смещать гидроксид кальция с гашеной известью? (Ничего. Это одно и то же вещество).
- Что
произойдет при растворении
Что произойдет, если фиолетовый лакмус опустить в раствор нитрата калия? (Ничего. Лакмус не изменит цвет, так как среда нейтральная, соль образована сильным основанием и сильной кислотой).
Кроме того, можно включать в урок ребусы, кроссворды, лабиринты, рассказы-загадки, шарады, анаграммы, метаграммы, логогрифы.