Методические особенности организации учебно-воспитательного процесса с использованием дидактических игр на уроках химии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 04:56, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: дидактическая игра как средство повышения эффективности учебного процесса.
Предмет исследования: применение дидактических игр в учебном процессе.
Гипотеза исследования: если использовать игры при преподавании химии в средней школе, то это позволит повысить активность познавательной деятельности школьников и их уровень усвоения химии.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам игровой деятельности в истории зарубежной и отечественной педагогики.
Рассмотреть систему дидактических игр, направленных на формирование познавательного интереса учащихся.
Разработать внеклассное мероприятие урок-викторину по химии для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Дидактические игры как условие формирования познавательного интереса учащихся 5
§ 1.1. Психолого-педагогический анализ игровой деятельности в истории зарубежной и отечественной педагогики 5
§ 1.2. Система дидактических игр, направленных на формирование познавательного интереса учащихся 9
Глава II. Методические особенности организации учебно-воспитательного процесса с использованием дидактических игр на уроках химии 17
§ 2.1. Игровые технологии на уроке химии в 8-х классах 17
§ 2.2. Внеклассное мероприятие урок-викторина по химии для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы 24
Заключение 31
Литература 33

Файлы: 1 файл

Дидактические игры.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. В дидактической игре обучение тесно связано с задачами воспитания, когда совместно с усвоением знаний создаются условия для воспитания у ребят дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

Итак, активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит, прежде всего, через включение дидактических игр.

Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие ее функции:

  • Обучающая функция – развитие учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.
  • Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребенком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
  • Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
  • Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребенка при интенсивном учении, труде.
  • Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.
  • Функция самовыражения – стремление ребенка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
  • Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

В процессе дидактической игры предполагается решение следующих задач:

  • обогащение чувственно-эмоционального опыта путем освоения детьми системных знаний;
  • развитие мышления ребенка в плане осознания себя и своего места в мире природы и людей;
  • развитие общей культуры ребенка, включающей языковую культуру, культуру общения в разных условиях.

Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:

    1. ориентация – учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил;
    2. подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой;
    3. проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты;
    4. обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия учениками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменение ее правил.

Много игр с готовым содержанием и правилами создается в настоящее время педагогами. Игры с правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: игры-путешествия; игры-поручения; игры-предположения; игры-загадки; игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игра-путешествие – игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать.

 Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Игры-загадки. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Сюжетно-ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием. Это «Пресс - конференция», «Круглый стол», и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения, материальные объекты, разыгрываются фантастические ситуации.

Игры-упражнения – игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но все же индивидуализирована. Ее используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний».

Игры-соревнования: конкурсы; викторины; имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе. Цель их: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Игры-соревнования – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом.

Виды игр для детей очень разнообразны, но несмотря на различия, все виды дидактических игр имеют и много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игры; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, согласования действия с партнерами, и конечно, установления доброжелательных отношений.

Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы. Во всех дидактических играх единая задача – найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуя в рамках установленных норм и правил.

 

 

Глава 2. Методические особенности организации учебно-воспитательного процесса с использованием дидактических игр на уроках химии

 

§ 2.1. Игровые технологии на уроке химии в 8-х классах

 

 

В целом дидактические игры направлены на развитие творческих способностей. Эти игры ни в коей мере не отрицают применения других методов, а только дополняют их, позволяя успешнее решать соответствующие учебно-воспитательные задачи.

Игры различны по времени и атрибутике. Их можно использовать как при объяснении новой темы, так и при закреплении, повторении, обобщении материала, а также в процессе контроля знаний учащихся и во внеклассной работе. Безусловно, каждый учитель может внести в игру свои изменения, поправки в зависимости от конкретных условий, а сами игры могут быть использованы и на протяжении всего курса изучения химии. В этой работе мы предлагаем некоторые игры-минутки.

Термины-синонимы. Многие вещества имеют как номенклатурные, так и тривиальные названия. Выполнение заданий, в которых надо найти соответствие разных названий веществ, способствует более быстрому их запоминанию. Проведение в дальнейшем химического диктанта позволяет достигать высоких результатов в приобретении терминологических знаний.

Составьте пары соответствующих названий веществ.

1. Гидрокарбонат  натрия                                     А. Угарный газ

2. Оксид  углерода (IV)                                        Б. Поваренная соль

3. Хлорид  натрия                                                В. Пищевая сода

4. Оксид углерода (II)                                         Г. Углекислый газ

Такие задания можно оформить в виде так называемых карточек быстрого ответа - прикрепить к ним с лицевой стороны прозрачную плотную пленку, по которой учащийся быстро проведет фломастером стрелки. След от фломастера легко стирается, а пленку после многократного использования можно легко заменить. Чтобы карточки жили дольше, рациональнее их ламинировать.

Найдите соответствие. Эта игра поможет быстро запомнить химические символы и их произношение, а также названия кислот и их солей.

- Установите  соответствие. Химические символы – Их произношение

1. С                               А. Арсеникум

2. N                               Б. Бор

3. Au                            В. Це

4. As                            Г. Аурум

5. Sn                           Д Эн

6. В                            Е. Станнум

- Установите  соответствие.

Названия кислот – Названия солей

  1. Соляная                             А. Сульфаты
  2. Серная                              Б. Карбонаты
  3. Угольная                          В. Хлориды
  4. Азотная                            Г. Сульфиды
  5. Сероводородная             Д. Нитраты

Кто больше вспомнит слов. Игра способствует активизации реминисценций, повторению и запоминанию химических терминов. Она ориентирована на быстроту реакции (время ограничено до 5-7 мин). Выбирают короткое слово, например «бром». Каждую букву этого слова пишут в отдельный столбик таблицы, учащиеся вспоминают и записывают химические термины, начинающиеся на данные буквы. Выигрывает тот, кто напишет больше химических терминов.

Верю – не верю. С помощью этой игры можно провести закрепление или повторение материала с целым классом или с учеником, который скован при ответах у доски. Учитель называет вещество, затем предлагает правильные и неправильные утверждения о его составе, свойствах, применении, а ученик отвечает только «да» или «нет».

Например, учитель выбрал вещество кислород. Он спрашивает учащихся: верите ли вы, что...

...его  химический символ О?

...его  молекулярный состав 03?

...он  входит в состав воздуха?

...он  газ?

...он  входит в состав воды? ...он может  быть жидким? ...человек дышит только  чистым кислородом?

Парадокс. Игра учит детей на слух воспринимать названия веществ и быстро ориентироваться в возможности их взаимодействия. Учитель или играющие команды задают вопросы по определенной теме. Вопросы должны быть продуманы заранее, они могут быть каверзными, тавтологическими или просто шуточными. Например:

- Что  произойдет, если смещать гидроксид  кальция с гашеной известью? (Ничего. Это одно и то же вещество).

- Что  произойдет при растворении хлорида  натрия в воде? (Получится соленая  вода).

Что произойдет, если фиолетовый лакмус опустить в раствор нитрата калия? (Ничего. Лакмус не изменит цвет, так как среда нейтральная, соль образована сильным основанием и сильной кислотой).

Кроме того, можно включать в урок ребусы, кроссворды, лабиринты, рассказы-загадки, шарады, анаграммы, метаграммы, логогрифы.

Информация о работе Методические особенности организации учебно-воспитательного процесса с использованием дидактических игр на уроках химии