Методические особенности организации учебно-воспитательного процесса с использованием дидактических игр на уроках химии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 04:56, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: дидактическая игра как средство повышения эффективности учебного процесса.
Предмет исследования: применение дидактических игр в учебном процессе.
Гипотеза исследования: если использовать игры при преподавании химии в средней школе, то это позволит повысить активность познавательной деятельности школьников и их уровень усвоения химии.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам игровой деятельности в истории зарубежной и отечественной педагогики.
Рассмотреть систему дидактических игр, направленных на формирование познавательного интереса учащихся.
Разработать внеклассное мероприятие урок-викторину по химии для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Дидактические игры как условие формирования познавательного интереса учащихся 5
§ 1.1. Психолого-педагогический анализ игровой деятельности в истории зарубежной и отечественной педагогики 5
§ 1.2. Система дидактических игр, направленных на формирование познавательного интереса учащихся 9
Глава II. Методические особенности организации учебно-воспитательного процесса с использованием дидактических игр на уроках химии 17
§ 2.1. Игровые технологии на уроке химии в 8-х классах 17
§ 2.2. Внеклассное мероприятие урок-викторина по химии для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы 24
Заключение 31
Литература 33

Файлы: 1 файл

Дидактические игры.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Я газ, простое вещество, двузначен номер мой. А слог мой первый - божество, Река - вот слог второй. (Радон.)

Корабли меня обходят, Знает лоцман наизусть. Если л на д заменят, То металлом окажусь. (Мель - медь.)

Игра «Найди ошибку». Цель. Закрепить понятия «простое вещество», «сложное вещество», развить внимание учащихся, выработать умение быстро находить верные и отвергать неверные решения.

Атрибуты. Карточки с 5–6 строками названий простых и сложных веществ.

Задание. Учащиеся разбиваются на три команды (по числу рядов столов в классе). Каждая команда получает от учителя по одной карточке. По сигналу учителя игроки, сидящие за первыми столами, находят и вычеркивают несоответствующие названия простых и сложных веществ в первой строке карточки и передают ее ученикам за вторыми столами, те исправляют ошибки во второй строке карточки и передают ее дальше и т. д. Побеждает команда, которая первой правильно найдет и исправит все ошибки. После игры обсуждаются результаты.

Пример карточки

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА

1. Кислород, серебро, оксид серы

1. Йод, медь, оксид серебра

2. Азот, сероводород, хлороводород

2. Аллюминий, кислород, оксид железа

3. Сульфид железа, водород, хлор

3. Сера, хлорид натрия, вода

4. Оксид кремния, углерод, цинк

4. Оксид серы, фтор, железо

5. Хром, кальций, оксид алюминия

5. Сероуглерод, сульфид железа, кремний


Игра «Узнай меня». Цель. Закрепить первоначальные понятия о типах химических реакций, развить внимание и зрительную память.

Атрибуты. Карточки с уравнениями химических реакций. Уравнения реакций должны быть разного типа.

Задание. На доске учитель пишет названия химических реакций различных типов (реакций соединения, разложения, замещения, обмена) и распределяет их среди четырех игроков. На столе в беспорядке находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов. Каждый ученик должен выбрать среди всех карточек только те, на которых написаны уравнения химических реакций нужного ему типа, и прикрепить эти карточки к доске под названием типа реакции. Ученик, допустивший ошибку, дает определение реакции данного типа и приводит пример.

Игра «Отгадываю задуманный элемент». Цель. Развить интерес и обратить еще раз внимание на периодическую систему Д.И.Менделеева.

Атрибуты. Периодическая система Д.И.Менделеева и калькуляторы.

Описание игры. Ведущий просит одного из учеников задумать любой химический элемент периодической системы. После этого ведущий предлагает провести с номером этого элемента следующие вычисления (без сообщения промежуточных результатов):

1) номер элемента удвоить;

2) к произведению прибавить 5;

3) сумму умножить на 5.

Последний результат сообщается ведущему, который тотчас объявляет элемент, задуманный играющим.

Объяснение игры. Разгадка заключается в следующем. Пусть задуман элемент № 25 (марганец). Проведем с числом 25 соответствующие математические действия:

25 • 2 = 50; 50 + 5 = 55; 55 • 5 = 275.

Число 275 сообщается ведущему, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и отнимает от полученного числа число 2 (получается 25). Это и есть номер задуманного элемента. После этого ведущему остается только назвать этот элемент – марганец.

Игра «Цепочка». Цель. Активизировать мышление учащихся, научить просчитывать нужные варианты решения и лучше ориентироваться в периодической системе.

Атрибуты. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Задание. Ученики в классе делятся на команды (лучше по вариантам). Ребята за первыми столами по команде ведущего пишут на листе название химического элемента и передают листок ученикам за вторыми столами. Те должны написать рядом название другого элемента, начинающегося на букву, которой кончается первое название, и так далее. Побеждает команда, составившая наиболее длинную цепочку-чайнворд.

Пример. Цинк – кобальт – тантал – лантан – неодим – мышьяк – кислород – диспрозий.

Игра в сыщиков. В комнате стоит металлический несгораемый сейф. На его ручке висит записка: «Решите задачу, и сейф откроется». Задача. Получите три гидроксида, чтобы первый из них обладал кислотными, второй — основными, а третий — амфотерными свойствами. Все необходимое находится в этом сейфе. На верхней полке в один ряд стоят реактивы. Известно, что: 1. Соль находится в пакете, а цинк — в баночке. 2. Масса жидкости равна 500 г. 3. Масса вещества в кристаллическом состоянии 200 г, оно рядом с колбой. 4. Справа от цинка — неметалл, еще правее — медный купорос. 5. Масса вещества в склянке 300 г, а в банке в 2 раза меньше, чем в пакете. 6. Справа от раствора находится металл. 7. Среди реактивов имеются сера, гидроксид калия и вода. 8. Слева от раствора стоит вещество в бутылке, а второе справа — порошок. 9. Масса одного из веществ 400 г. 10. Оксид находится не в виде гранул. Определите, в чем хранятся и в какой последовательности стоят на полке вещества? Ответ. Исходя из условия задания, можно определить, что веществ было пять и в середине ряда на полке находился цинк. Начертите таблицу и заполните ее. Поместите в ложечку для сжигания веществ немного серы, подожгите на спиртовке и горящую серу внесите в колбу с небольшим количеством воды на дне. В результате гидратации оксида серы (4) в колбе образовалась сернистая кислота (кислотный гидроксид). Основание (гидроксид меди) можно получить реакцией обмена между раствором сульфата меди, приготовленным из медного купороса, и раствором щелочи. Амфотерный гидроксид (гидроксид цинка) получают в две стадии. Приготовив раствор сульфата меди, часть его расходуем на получение гидроксида меди, а ко второй части прибавляем гранулы цинка. Таким образом, получили раствор сульфата цинка и металлическую медь в осадке. Теперь раствор соли осторожно сливаем в чистую пробирку и добавляем несколько капель раствора щелочи. Выпавший осадок гидроксида цинка отделяем фильтрованием.

 

 

§ 2.2. Урок-викторина по химии для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы

 

 

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся 8-х классов в области неорганической химии;
  • познакомить школьников с интересными фактами применения неорганических соединений в промышленности и в быту.

Задачи урока:

  • создание условий для познания школьниками окружающего мира, постижения закономерностей природы, повышение их общественной культуры и химической грамотности;
  • активизация познавательной деятельности школьников через применение методов активного обучения;
  • развитие гибкости мышления, внутренней мотивации к учению, наблюдательности, находчивости, умения работать в коллективе;
  • воспитание у школьников отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры.

Краткое описание хода урока.

В викторине по курсу неорганической химии «Брейн-Ринг» принимают участие 2 команды по 6 человек в каждой, одна за красным столом, другая – за зеленым. Члены команды могут придумать ей название.

Первый вопрос стоит одно очко. После того, как ведущий его задает, раздается сигнал и у команд появляется время для обсуждения. Право ответа получает та команда, которая первой нажимает на кнопку, но если же команда нажимала на кнопку до сигнала, то она теряет право ответа на текущий вопрос. Если команда отвечает неверно, то у другой команды есть 60 секунд на обсуждение. Если же и вторая команда отвечает неправильно, то либо ведущий оглашает правильный ответ, либо переносит этот вопрос на следующий бой, а следующий вопрос стоит уже на одно очко больше. Если и во второй раз подряд не даётся правильный ответ, разыгрывается 3 очка, и если правильный ответ не найден, обе команды прекращают игру. Команда, отвечавшая правильно, получает количество очков за данный вопрос (за исключением особых случаев), а следующий вопрос стоит 1 очко. Для победы в матче команде необходимо набрать 5 очков .В случае правильного ответа обучающихся на поставленный вопрос, учитель (или его ассистент) закрывает ячейку на игровом поле карточкой той же цветовой гаммы, которая была присвоена команде в начале игры.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:

  • обобщение и систематизация знаний обучающихся в области неорганической химии по следующим разделам:
  1. Первоначальные химические понятия.
  1. Основные законы химии.
  2. Кислород. Оксиды. Валентность.
  3. Водород. Кислоты. Соли.
  4. Вода. Растворы. Основания.
  5. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений.
  6. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
  7. Строение атома. Современная формулировка Периодического закона.
  8. Химическая связь.
  • приобретение опыта познавательной и практической деятельности: опыта участия в обучающих играх и опыта совместной коллективной работы;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • воспитание отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Примерные вопросы на игру:

Что погубило Рим? Рим спасли гуси - это известно всем. Бдительные птицы своевременно заметили приближение неприятельских войск и тотчас резким гоготанием сигнализировали об опасности. На этот раз обошлось благополучно - враг получил отпор. Но тем не менее Римской империи суждено было впоследствии погибнуть. Что же послужило причиной падения некогда могущественного государства? Как считают ученые-токсикологи, в этом повинно отравление... Что погубило Рим?

Ответ. По мнению ученых-токсикологов, в падении Римской империи виноват свинец. Римская аристократия быстро вымирала потому, что пользовалась дорогой свинцовой посудой и косметическими красками, содержащими соединения свинца, из-за этого средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. Люди низших сословий меньше подвергались свинцовому отравлению, поскольку они не имели дорогой посуды и не употребляли косметических средств. Но и они пользовались знаменитым водопроводом, «сработанным еще рабами Рима», а трубы его были сделаны из свинца. Обнаруживаемые при раскопках останки древних римлян содержат значительные количества свинца.

Кто самый главный из строителей? Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой стройке. Вдруг царь спросил:

- Ну  а кто же из строителей самый  главный?

Поднялся каменщик:

- Разумеется, храм - это наших рук дело, и  двух мнений быть не может. Мы, каменщики, выложили его кирпич  к кирпичу.

- Спору  нет, основа храма каменная, - вмешался плотник, - но хорош был бы храм, если бы я и мои товарищи не потрудились, приятно было бы смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? Взгляните на паркет из лучших пород самшита!

- Смотри  в корень, - сказал землекоп. - Хотел бы знать, - он кивнул в сторону каменщика и плотника, - как эти хвастуны возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Его стены вместе с отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра, как карточный домик.

Но царь Соломон недаром прослыл мудрым. Он позвал к себе человека, скромно стоящего в углу, - это был...

Варианты ответа: врач, погонщик верблюдов, кузнец, мореход.

Ответ. Подозвав к себе каменщика, царь Соломон спросил:

- Кто  сделал твой инструмент?

- Конечно, кузнец.

- А  твой? - обратился к плотнику.

- Кто  ж, как не кузнец!

- Ну  а твои лопату и кирку, - спросил  у землекопа.

- Ты  сам знаешь, что кузнец!

Тогда Соломон подошел к скромно стоящему человеку, вывел его на середину зала.

- Вот  кто главный строитель храма, - и поднес ему чашу, полную вина!

Остроумное решение Нильса Бора. В 1943 г. выдающийся датский химик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор вынужден был тайно покинуть Копенгаген, оккупированный гитлеровцами. Но у него хранились две золотые медали лауреатов Нобелевской премии немецких физиков-антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ (такая же награда самого Бора был вывезена раньше). Не рискуя брать медали с собой, ученый сделал остроумный шаг...

Варианты ответа: покрыл их алюминиевой краской; растворил в царской водке; покрыл слоем шоколада.

Ответ. Н.Бор растворил медали в царской водке и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же. Расчет оказался верным, оккупантов интересовали бутылки со шнапсом, а не с сомнительным содержимым. Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор прежде всего нашел драгоценную бутылку; по его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили обе медали.

Экскурс в каменный век. Изучая металлургию древних времен, ученые пробуют воссоздать те условия, в которых первобытный человек выплавлял металлы. В 1938 г. англичанин Г.Г. Коглен провел любопытный эксперимент: он попытался выплавить медь из малахита, используя вместо медеплавильной печи обыкновенный костер. Он изготовил «пирог», состоящий из слоев малахита и угля, и поджег его. Но костер обманул его ожидания, ничего, кроме оксида меди, он не получил. Тогда он изменил условия: слоеный «пирог» поместил в горшок и закрыл его крышкой. В результате образовалось...

Варианты ответа: железо, медь, золото.

Ответ. В горшке была медь.

Кто был этот человек? Поздней ночью к мастерской, в которой сталь получали способом тигельной плавки, подошел нищий. Измученный холодом и голодом, он попросил приюта. Хозяин Б. Гентсман строго-настрого запретил пускать в цех посторонних, но люди сжалились над нищим и усадили его на кучу кокса перед горном. Поглощенные работой, они не заметили, когда нищий покинул мастерскую. Кто был этот нищий?

Варианты ответа: заводчик Самуэль Уокер, композитор и химик Александр Бородин, композитор Морис Равель.

Ответ. В 1740 г. английский изобретатель Бенджамин Гентсман построил в предместье Шеффилда небольшой завод, который выпускал изделия из стали тигельной плавки. Свою технологию Гентсман держал в большом секрете от конкурентов, но одному из них, шеффилдскому заводчику Самуэлю Уокеру, удалось раскрыть секрет тигельной плавки. Это была одна из первых удачно осуществленных операций по промышленному шпионажу.

Информация о работе Методические особенности организации учебно-воспитательного процесса с использованием дидактических игр на уроках химии