ОПЕК и роль этой организации в мировом нефтяном бизнесе. Что изменилось за последние годы (1960-2014 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 14:46, реферат

Описание работы

В ходе развития нефтяного рынка его центрами оказались практически два региона: США и Ближний Восток. Первая половина XX в. явилась переходным периодом. До начала XX в. США принадлежало не менее 75% добываемой во всем мире нефти. Главной особенностью становления нефтяной отрасли в мире являлось превосходство США в добыче нефти на государственном уровне и доминирование до 1911 г. компании Standard Oil на корпоративном. Хотя значительная трансформация произошла в середине века, но периодом смены ключевого региона добычи можно считать начало 1970-х годов, когда США впервые прибегли к широкомасштабному импорту нефти.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Мировой рынок нефти……………………………………………....
5
1.1 Нефтяная промышленность……………………………………………….
5
1.2 Обеспеченность стран мира природными запасами нефти……………..
7
1.3 Добыча и потребление нефти в мире…………………………………….
12
Глава 2. ОПЕК…………………………………………………………………
15
2.1 Общие положения организации стран-экспортёров нефти……………..
15
2.2 ОПЕК и мировой рынок нефти……………………………………….......
17
2.3 Роль ОПЕК в мировой экономике………………………………………..
20
2.4 Общие проблемы развития всех стран ОПЕК…………………………...
24
Глава 3. Что изменилось за последние годы (1960-2014 гг.)……………….
26
3.1 История "злодеяний" ОПЕК………………………………………………
31
3.2 Особенности экономического развития стран ОПЕК и Саудовской Аравии………………………………………………………………………….

33
3.3. ОПЕК на современном этапе……………………………………………..
38
Заключение……………………………………………………………………..
44
Список используемой литературы………………………

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 456.50 Кб (Скачать файл)

 

Источник: Joint Organizations Data Initiative

 

Нефть: добыча (млн. т)

-

1996

1997

1998

Изменения в 1998 г. по отношению к 1997 г.

Доля данных в общей сумме, 1998 г.

Северная Америка

661,0

671,3

667,0

-0,6%

19,0%

Южная и Центральная Америка

314,3

332,3

343,3

3,3%

9,7%

Европа

327,6

327,8

325,1

-0,8%

9,3%

Бывший Советский Союз

353,5

361,0

361,3

0,1%

10,3%

Ближний Восток

994,6

1037,9

1096,8

5,7%

31,1%

Африка

357,9

372,5

360,1

-3,3%

10,2%

Тихоокеанский регион

362,6

367,0

365,4

-0,4%

10,4%

Итого в Мире, в т.ч.

3371,5

3469,8

3518,9

1,4%

100,0%

OPEC

1370,8

1433,6

1480,0

3,2%

42,1%

Non-OPEC

1647,1

1675,1

1677,6

0,1%

47,7%


 

Источник: Joint Organizations Data Initiative

 

В третьих, себестоимость добычи нефти на месторождениях ОПЕК существенно ниже, чем в других регионах планеты. Так, в странах Персидского Залива, стоимость добычи одного барреля составляет всего около одного доллара.

Важное значение имеет также то, что ОПЕК может довольно легко изменять уровень добычи нефти как в сторону уменьшения так и увеличения. По оценкам EIA (Energy Information Administration), без привлечения существенных инвестиций, нефтяной картель может увеличить добычу нефти до 35 млн барр./сут. При этом вложения в увеличение уровня добычи на 1 барр./сут. составляют всего около 2,8 долл.

3.1 История "злодеяний" ОПЕК

Отказ от Бреттон-Вудской валютной системы и последующее ослабление курса американского доллара в начале 70-х привели к тому, что ОПЕК постепенно стал увеличивать давление на западные страны, активно участвовавшие в разработке своих месторождений на Ближнем Востоке. В октябре 1971 года ОПЕК одобрил план, согласно которому в собственности членов картеля закреплялось 25 % доли в концессиях, принадлежавших ранее западным компаниям. При этом к 1983 году предусматривалось увеличение доли до 51 %. Постепенно почти все страны -участники ОПЕК национализировали нефтяной бизнес на своих территориях.

В октября 1973 года началась четвертая Арабо-Израильская война. В ответ ОПЕК сначала сократил, а затем и вовсе наложил эмбарго на экспорт нефти союзникам Израиля. В первую очередь это касалось США, затем санкции были распространены на Голландию, Португалию, Родезию и ЮАР. Первый нефтяной кризис продолжался пять месяцев вплоть до 18 марта 1974 года, пока действовало эмбарго картеля против США. За это время цены взлетели с 4,5 до 12 долларов за баррель.

Второй кризис, разразившийся в 1979 году был еще опасней. В Иране произошла революция, а с 1 апреля ОПЕК увеличил цены на 14,5 %. Это привело к тому, что рыночная цена выросла до 14,6 долл. за баррель. С июля картель повысил цены еще на 15 %. Затем последовал захват Ираном западных заложников и разрыв отношений с США. В то же время действия Саудовской Аравии привели к росту цен с 19 до 26 долл. за баррель. В 1980 году ситуацию обострила Ирано-Иракская война. Смесь Saudi Light выросла до 34 долларов за баррель, достигнув своего исторического максимума.

После этого на нефтяном рынке в течении 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть. Однако когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти – до 18 млн барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. Ее результатом стало то, что в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза – с 27 до 12 долл. за баррель.

Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще до начала операции “Буря в пустыне”, завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны, продолжающейся по сей день.

 

3.2 Особенности экономического развития стран ОПЕК и Саудовской Аравии.

Так как большинство, если не все из стран-участников ОПЕК являются развивающимися странами со сходным государственным устройством, со сходной культурой, идеологией, политикой, то естественно, что все они на тернистом пути развития встречают одни и те же препятствия. В основном, все эти препятствия связаны с устоявшимся менталитетом народа этих стран. Ведь чрезвычайно нелегко перейти к новому типу общественного устройства, не успев отвыкнув от тех устоев и традиций, которые укреплялись в сознании народа веками. Одной из главных проблем развивающихся стран ОПЕК является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно.

Второй и, на мой взгляд, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывали помощь предпринимателям под гарантии государства.

Третьей проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества. Это я подробнее рассмотрел в последующих разделах.

Вот основные проблемы и задачи, которые возникали если не у всех, то у большинства государств-членов ОПЕК. Были сделаны попытки, более или менее удачные, решить их. Рассмотрим же теперь пути и средства решения этих проблем в одной отдельно взятой стране. Как я уже сказал выше, для рассмотрения я взял Саудовскую Аравию, это монархическое исламское государство на юго-западе Азии.

За 25 лет коренных социально-экономических реформ, к концу ХХ века страна и общество пережили радикальную трансформацию, совершив скачок в своем развитии и приблизившись по многим показателям к уровню промышленно развитых (современных) стран мира. В связи с этим заслуживает внимания не только рассмотрение нынешнего состояния королевства. Но и анализ определенной модели развития нефтяной монархии с присущими такому типу развития достижениями и противоречиями.

Нефть определяет все современное состояние страны, которую часто называют «нефтяным королевством», и для этого имеются основания. Извлекаемые запасы нефти на начало 2000 года оцениваются в 261,2 млрд. барр. (37,3 млрд. т.), что составляет 25.9% мировых запасов. Для сравнения: доля нефтяных запасов Ирака составляет 9.9%, Кувейта – 9.6, Абу-Даби – 9.1, Ирана – 8.8, Венесуэлы – 6.4, России – 4.9%. По подсчетам экспертов, при существующем уровне добычи в 8 млн. барр. в день имеющихся запасов может хватить примерно на 84 года, в то время как Кувейту при современном уровне добычи менее 1 млн. барр. – на 100 лет. Стоит заметить, что в недрах королевства имеются и запасы природного газа объемом 5300 млрд. куб. м., что составляет 3.8% мировых запасов. Тем не менее это не означает для саудовцев возможности безмятежно ловить бьющие из-под земли нефтедоллары. Дело в том, что длительное господство американских нефтяных компаний привело к быстрому исчерпанию наиболее рентабельных саудовских месторождений Гавар, Абкайк, Барри и несколько других с легкой и сверхлегкой нефтью. Безудержная эксплуатация естественно фонтанирующих скважин повлекла за собой перспективу их досрочного истощения. После национализации крупнейшей нефтяной компании АРАМКО американские специалисты признали, что при сохранении темпов добычи 70-х годов на уровне более 9 млн. баррелей в день истощение нефтяных запасов королевства наступит через 36 лет, а при возможном уровне 12 млн. баррелей – через 15-20 лет. Это повлекло за собой пересмотр нефтяной политики королевства и стабилизацию уровня добычи нефти.

Но саудовцы не всегда считаются с потолком, установленным ОПЕК для королевства. Так, в начале 90-ъ годов саудовская квота составляла 8 млн. барр., а добывалось в среднем 8.05 млн. баррелей. В 1997 году квота возросла до 8.76 млн. барр., в июне 1998 года саудовцы согласились с понижением уровня до 8.023 млн. барр., но фактически добывали 8.23 млн.; в марте 1999 года квота была в 7.438 млн., а реальный уровень добычи – 7.65 млн.

Государство сохраняет под своим контролем почти всё нефтяное хозяйство. Нефтяные поступления обеспечивают основную часть доходов государства: из их общего объема в 1999 году 147 млрд. сауд. реалов (39.3 млрд. долл.) нефтяной сектор дал 100 млрд., а ненефтяной – 47 млрд.

Плюсы и минусы нефтяного фактора очевидны. Доля нефти и её производных в объеме экспорта составляет более 85%, и поэтому колебания на мировом нефтяном рынке тут же сказываются на всей саудовской экономике. Объем нефтяных доходов упал с 105.8 млрд. долл. В 1980 году до 24.2 млрд. в 1985 году, вырос до 40.7 млрд. в 90 году и стабилизировался на уровне 48.5 млрд. к концу 90-х годов.

При декларативных лозунгах «приватизации госсектора» нет никаких планов такого рода в отношении главной нефтяной компании САУДИ АРАМКО, остающейся «становым хребтом» саудовской экономики. Выработана долгосрочная нефтяная политика, реализация которой нуждается в немалых средствах. Поддержание существующего уровня добычи, а также обустройство новых месторождений, открытых в начале 90-х годов в центре полуострова, требуют больших инвестиций. В этом деле саудовцы тесно сотрудничают с американскими компаниями, не потерявшими своего значения для нефтяного хозяйства и после национализации АРАМКО.

В то же время нефтедобыча, сохранив решающее значение в финансовом плане, уступает ведущие позиции быстро растущим нефтеперерабатывающим и нефтяным предприятиям. Созданная в 1976 году в период коренных реформ крупнейшая промышленная корпорация САБИК постепенно превратилась в важный региональный промышленный центр. На ее предприятиях занято 14.2 тыс. человек, из которых коренные жители составляют 70%. Ее деятельность в промышленных зонах Джубайль и Янбо оказалась не столь масштабной, как это планировалось в годы нефтяного бума, однако объем промышленной продукции на предприятиях САБИК и доходы от ее деятельности превратили ее в ведущего хозяйственного субъекта. Показательно, что из 17 крупнейших проектов, реализованных САБИК к началу 90-х годов (производство нефтехимических продуктов и металлургической продукции), лишь два нефтехимических завода стали чисто саудовскими (один – государственный, второй принадлежит частным владельцам).

Общий объем производства 33-х компаний САБИК в 1998 году составил 24 млн. т. Продукция идет более чем в 90 стран мира.

Возможности внутреннего рынка ограничены, но саудовцы твердо рассчитывают на прочное место на мировом рынке нефтехимии, естественно, с учетом с учетом вероятных конъюнктурных колебаний. Примером последних стал запрет властей Калифорнии в начале 2000 года на экспорт саудовских нефтепродуктов объемом около 3 млн. тонн в год. Замену этому главному американскому покупателю продукции САБИК найти будет крайне трудно. Но на Ближнем Востоке саудовцы остаются крупнейшими производителями удобрений.

Информация о работе ОПЕК и роль этой организации в мировом нефтяном бизнесе. Что изменилось за последние годы (1960-2014 гг.)