Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:18, курсовая работа
Алюминий (лат. Aluminium, от alumen - квасцы) - химический элемент III гр. периодической системы, атомный номер 13, атомная масса 26,98154. Серебристо-белый металл, легкий, пластичный, с высокой электропроводностью, tпл = 660 °С. Химически активен (на воздухе покрывается защитной оксидной пленкой). По распространенности в природе занимает 3-е место среди элементов и 1-е среди металлов (8,8% от массы земной коры). По электропроводности алюминий - на 4-м месте, уступая лишь серебру (оно на первом месте), меди и золоту, что при дешевизне алюминия имеет огромное практическое значение. Алюминия вдвое больше, чем железа, и в 350 раз больше, чем меди, цинка, хрома, олова и свинца вместе взятых.
Алюминий (лат. Aluminium, от alumen - квасцы) -
химический элемент III гр. периодической
системы, атомный номер 13, атомная масса 26,98154. Серебристо-белый металл,
легкий, пластичный, с высокой электропроводностью,
tпл = 660 °С. Химически активен (на воздухе покрывается защитной оксидной
пленкой). По распространенности в природе
занимает 3-е место среди элементов и 1-е
среди металлов (8,8% от массы земной коры). По
электропроводности алюминий - на 4-м месте,
уступая лишь серебру (оно на первом месте),
меди и золоту, что при дешевизне алюминия
имеет огромное практическое значение.
Алюминия вдвое больше, чем железа, и в
350 раз больше, чем меди, цинка, хрома, олова
и свинца вместе взятых. Его плотность равна всего 2,7*103кг/м3. Алюминий имеет решётку гранецентрированного куба, устойчив при температурах
от - 269 °С до точки плавления (660 °С). Теплопроводность
составляет при 24°С 2,37 Вт×см-1×К-1.
Электросопротивление алюминия высокой
чистоты (99,99%) при 20°С составляет 2,6548×10-8 Ом×м, или 65% электросопротивления
международного эталона из отожжённой
меди. Отражательная способность полированной поверхности соста
Документально зафиксированное
открытие алюминия произошло в 1825г.
Впервые этот металл получил датский физик
Ганс Христиан Эрстед, когда выделил его
при действии амальгамы калия на безводный
хлорид алюминия (полученный при пропускании
хлора через раскаленную смесь оксида
алюминия с углем). Отогнав ртуть, Эрстед получил алюминий, правда,
загрязненный примесями. В 1827г. немецкий
химик Фридрих Вёлер получил алюминий
в виде порошка восстановлением гексафторалюмината
калием. Современный способ получения
алюминия был открыт в 1886г. молодым американским исследова
Чистый алюминий - довольно
мягкий металл - почти втрое мягче
меди, поэтому даже сравнительно толстые
алюминиевые пластинки и
Индиевые
добавки 0,05 - 0,2% упрочняют сплавы алюминия
при старении, особенно при низком содержании
меди. Индиевые добавки используются в
алюминиево-кадмиевых подшипниковых сплавах.
Примерно 0,3% кадмия вводят для повышения
прочности и улучшения коррозионных свойств
сплавов. Кальций придаёт пластичность. При содержании
кальция 5% сплав обладает эффектом сверхпластичности. Кремний является наиболее используемой
добавкой в литейных сплавах. В количестве
0,5 - 4% уменьшает склонность к трещинообразованию.
Сочетание кремния с магнием делают возможным
термоуплотнение сплава. Добавка магния
значительно повышает прочность без снижения
пластичности, повышает свариваемость
и увеличивает коррозионную стойкость
сплава. Медь упрочняет сплавы, максимальное
упрочнение достигается при содержании
меди 4 - 6%. Сплавы с медью используются
в производстве поршней двигателей внутреннего
сгорания, высококачественных литых деталей
летательных аппаратов. Олово улучшает
обработку резанием. Основная задача титана
в сплавах - измельчение зерна в отливках и слитках, что очень повышает
прочность и равномерность свойств во
всём объёме. Алюминий - один из самых распространенных
и дешевых металлов. Без него трудно представить
себе современную жизнь. Недаром алюминий называют металлом 20 века. Он хорошо поддается
обработке: ковке, штамповке, прокату,
волочению, прессованию. Чистый алюминий
- довольно мягкий металл; из него делают
электрические провода, детали конструкций,
фольгу для пищевых продуктов, кухонную
утварь и "серебряную" краску. Этот
красивый и легкий металл широко используют
в строительстве и авиационной технике.
Алюминий очень хорошо отражает свет.
Поэтому его используют для изготовления
зеркал - методом напыления металла в вакууме.
В авиа - и машиностроении, при изготовлении
строительных конструкций, используют
значительно более твердые сплавы алюминия,
т.к они обладают высокими прочностными
характеристиками. Один из самых известных
- сплав алюминия с медью и магнием (дуралюмин,
или просто "дюраль"; название происходит
от немецкого города Дюрена). Дуралюмины
обладают хорошим сочетанием прочности
и пластичности, но имеют при этом не высокую
коррозионную стойкость Типичным представителем
дуралюмина является сплав Д16 содержащий
4,3% Сu.1.5%Mg.0.6% Mn. Этот сплав после закалки
приобретает особую твёрдость и становится
примерно в 7 раз прочнее чистого алюминия.
В то же время он почти втрое легче железа.
Его получают, сплавляя алюминий с небольшими
добавками меди, магния, марганца, кремния
и железа. Широко распространены силумины
- литейные сплавы алюминия с кремнием. Производятся также высокопрочные,
криогенные (устойчивые к морозам) и жаропрочные
сплавы. На изделия из алюминиевых
сплавов легко наносятся защитные и декоративные
покрытия. Сравнительно дешевая алюминиевая
бронза (до 11% Al) обладает высокими механическими
свойствами, она устойчива в морской воде
и даже в разбавленной соляной кислоте.
Современная авиационная техник
Материалы, применяемые в самолетостроении,
должны также обладать высокими коррозионными
свойствами: при этом контакт материала
с окружающей средой (атмосферой) следует
рассматривать с учетом температурно-временного
фактора. Сверхзвуковая авиация, наряду
с перечисленными, выдвигает дополнительные,
более жесткие требования к материалам:
работоспособность при повышенных акустических
нагрузках, ползучесть и ее влияние на
изменение геометрических размеров конструкции
в процессе эксплуатации (с учетом длительности
ресурса), уровень температурных и усталостных
напряжений, которые возникают в конструкции
при полете на сверхзвуковых скоростях.
В России при изготовлении авиационной
техники успешно используются упрочняемые
термической обработкой высокоп
Алюминий и сплавы на его основе находят все более широкое применение в судостроении. Из алюминиевых сплавов изготовляют корпусы судов, палубные надстройки, коммуникацию и различного рода судовое оборудование. Основное преимущество при внедрении алюминия и его сплавов по сравнению со сталью - снижение массы судов, которая может достигать 50...60%. В результате представляется возможность повысить грузоподъемность судна или улучшить его тактико-технические характеристики (маневренность, скорость и т.д.). Наиболее широкое применение среди алюминиевых сплавов для изготовления конструкций речного и морского флота находят магналиевые сплавы АМгЗ, АМг5, АМг61, а также сплавы АМц и Д16. Корпус судна повышенной грузоподъемности изготовляют из стали, тогда как надстройки и другое вспомогательное оборудование из алюминиевых сплавов. Имеет место изготовление рыболовецких баркасов из сплава АМг5 (обшивка). Широкое применение в судостроении США находят свариваемые сплавы.
Тяжелые условия эксплуатации подвижного состава железной дороги (длительный срок службы и способность выдерживать ударные нагрузки) выдвигают особые требования к конструкционным материалам. Основные характеристики алюминия и его сплавов, раскрывающие целесообразность применения их в железнодорожном транспорте, высокая удельная прочность, небольшая сила инерции, коррозионная стойкость. Внедрение алюминиевых сплавов при изготовлении сварных емкостей повышает их долговечность при перевозке ряда продуктов химической и нефтехимической промышленности. Алюминий и его сплавы используются при изготовлении кузова и рамы вагона. Для вагона рекомендованы свариваемые сплавы средней прочности марок АМг3, AMr5, Амг6. Перспективными сплавами для рефрижераторных вагонов являются алюминиевые сплавы. В зависимости от продуктов химической промышленности выбирается марка свариваемого материала для котлов цистерны. В США из свариваемых сплавов изготавливают подвижной состав с получением оптимальных прочностных характеристик и высокой коррозионной стойкости сварных элементов.
Одним из основных требований
к материалам, применяемым в автомобильном тр
Перспективность применения
алюминиевых сплавов в
Освоение новых месторождений,
увеличение глубины скважин выдвигают
определенные требования к материалам,
применяемым для изготовления деталей
и узлов нефте- и газопромыслового
оборудования и аппаратуры для переработки
продуктов нефти. Высокая удельная прочность
алюминиевых сплавов позволяет уменьшить
массу бурильного оборудования, облегчить
их транспортабельность и обеспечить
прохождение глубоких скважин. Коррозионно-стойкие
алюминиевые сплавы дают возможность
повысить эксплуатационную надежность
бурильных, насосно-компрессорных и нефтегазопроводных
труб. Повышенная сопротивляемость коррозионному
растрескиванию позволяет применить алюминиевые
сплавы при изготовлении емкостей для
хранения нефти и ее продуктов. Основным
конструкционным материалом при изготовлении
бурильных труб из алюминиевых сплавов
является сплав марки Д16. Высокую стойкость
к сырой нефти и некоторым бензинам показали
алюминиевые сплавы АМг2, AMr3, АМг5 и АМг6.
Из перечисленных магналиевых сплавов
наиболее технологичным сплавом для изготовления
аппаратов является сплав АМг2, особенно
при изготовлении конденсаторов и холодильников на нефтеперегонных заводах.
В США оборудование для нефтяной промышленности
изготовляется из алюминиевых сплавов.
В конструкции бурового оборудования
применяют трубы из сплава 6063. Морские
платформы собираются из труб 6061, 6063, а
также из высокопрочных сплавов марок
2014 и 7075. Из алюминия АДОО, АДО и АД1 изготовляют
емкости, колонны, конденсаторы и т.п. для производства уксусной
кислоты, сульфирования жирных спиртов,
хлората калия, натриевой и аммиачной
селитры, синильной кислоты и т.д. Химической
промышленности рекомендованы алюминиевые
сплавы АМц, АМг2, АМгЗ, АМг5 для изготовления
сосудов, работающих поддавлением при температурах от - 196 до +150
0С. Из алюминия АДОО, АДО и АД1 изготовляют
емкости, колонны, конденсаторы и т.п. для
производства уксусной кислоты, сульфирования
жирных спиртов, хлората калия, натриевой
и аммиачной селитры, синильной кислоты
и т.д. В отдельных случаях для обеспечения
наибольшей прочности применяют термически
упрочняемые сплавы 2ххх и 7ххх с пониженной
коррозионной стойкостью. Емкости для
хранения химических продуктов выполняют
из сплавов высокой коррозионной стойкости
- 1100 или 3003; сосуды высокого давления -
из сплавов 5052 или 6063; тара, цистерны и
другие виды оборудования для хранения
уксусной кислоты, высокомолекулярных
жирных кислот, спиртов и других продуктов
- из сплавов 3003, 6061, 6063, 5052; емкости для
озоносодержащих растворов удобрений
из сплавов 3004; 5052 и 5454; емкости для хранения
растворов нитрата аммония из сплавов
1100, 3003, 3004, 5050, 5454, 6061 и 6062. В настоящее время
четвертая часть всего алюминия идет на
нужды строительства, столько же потребляет транспортное машино
Смесь порошка
алюминия с оксидами металлов (термит)
применяют для получения некоторых металлов
и сплавов, для сварки рельсов, в зажигательных
боеприпасах.
Алюминий нашел
также практическое применение в качестве
ракетного топлива. Для полного сжигания
1 кг алюминия требуется почти вчетверо
меньше кислорода, чем для 1 кг керосина.
Кроме того, алюминий может окисляться
не только свободным кислородом, но и связанным, входящим в
состав воды или углекислого газа. При
"сгорании" алюминия в воде на 1 кг
продуктов выделяется 8800 кДж; это в 1,8 раза
меньше, чем при сгорании металла в чистом кислороде, но в 1,3 раза больше, чем при
сгорании на воздухе. Значит, в качестве
окислителя такого топлива можно использовать
вместо опасных и дорогостоящих соединений
простую воду. Идею использования алюминия
в качестве горючего еще в 1924г. предложил
отечественный ученый и изобретатель
Ф.А. Цандер. По его замыслу можно использовать
алюминиевые элементы космического корабля
в качестве дополнительного горючего.
Этот смелый проект пока практически не
осуществлен, зато большинство известных
в настоящее время твердых ракетных топлив
содержат металлический алюминий в виде
тонкоизмельченного порошка. Добавление
15% алюминия к топливу может на тысячу
градусов повысить температуру продуктов
сгорания (с 2200 до 3200 К); заметно возрастает
и скорость истечения продуктов сгорания
из сопла двигателя - главный энергетический
показатель, определяющий эффективность
ракетного топлива. В этом плане конкуренцию
алюминию могут составить только литий, бериллий и магни
Информация о работе Применение алюминия и его сплавов в промышленности и быту