Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 23:49, дипломная работа
В данной дипломной работе осуществлён литературный обзор по присадкам к моторным маслам, приведен их синтез, обсуждены механизмы действия и функциональные свойства. Приведено технико-экономическое обоснование выбранного направления исследования, описаны методики синтеза комплексных полифункциональных присадок (то есть пакетов присадок) и расчёта их рецептур, приведены некоторые из методик анализа моторных масел и присадок к ним. Основное направление работы – экспериментально подтвердить возможность уменьшения расхода индивидуальных присадок при производстве моторных масел на основе пакетов присадок, а также объяснить причину возникновения этого эффекта
- эффективно защищать детали двигателя от коррозии;
- создавать уплотнение
в зоне поршневых колец с
целью сведения до минимума
проникновения продуктов
- обладать высокой устойчивостью к окислению при средних (80-120ºС) и высоких (250-300ºС) температурах;
- предотвращать образование
нагара на деталях цилиндро-
- обладать вязкостно-
- иметь высокую стабильность против механической деструкции;
- характеризоваться низкой испаряемостью;
- защищать от ржавения
детали двигателей при
- не вспениваться.
Для обеспечения и
улучшения перечисленных
- вязкостные (обеспечивают необходимые вязкостно-температурные свойства);
- депрессорные (понижают температуру застывания);
- антиокислительные (ингибируют окисление масла и образование смолообразных продуктов этого процесса);
- антикоррозионные (защищают цветные металлы подшипников от коррозионного износа);
- диспергирующие;
- моющие (детергентные);
- смазывающие (противоизносные, противозадирные и антифрикционные);
- антипенные;
- антиржавейные;
- многофункциональные (улучшают одновременно несколько свойств масел);
- многокомпонентные (содержащие фрагменты различных присадок).
До 1933 г. масла, применяемые для смазывания двигателей, не содержали присадок. В связи с разработкой в начале 1930-х годов фирмой Caterpiller (CША) дизелей с наддувом возникла проблема интенсивного нагарообразования на поршне и пригорания поршневых колец. С 1935 г. начато производство дизельных масел, способных предотвращать образование нагаров в результате добавления к ним нафтенатов алюминия (см. ниже).
В СССР, странах Западной Европы и в Японии производство и применение масел с присадками началось в 50-е годы. Основные этапы развития производства моторных масел [3] приведены в табл. 2.
Таблица 2
Год |
Этап |
1877 |
Использование минеральных (нефтяных) масел для смазки двигателей внутреннего сгорания. |
1877-1933 |
Совершенствование способов разделения и очистки масел. |
1933 |
Применение моющих присадок к маслам. |
1942 |
Использование основных диспергирующих присадок (с общей щелочностью до 50 мг КОН/г). |
1956 |
Разработка полимерных беззольных присадок для улучшения вязкостных свойств масел. |
1961 |
Использование высокощелочных моюще-диспергирующих присадок (с общей щелочностью 150-400 мг КОН/г). |
1962 |
Применение сукцинимидных присадок и первая спецификация (армия США) на универсальное масло для карбюраторных и дизельных двигателей MIL-L-2104-B. |
1975 |
Разработка унифицированных (для различных карбюраторных и дизельных двигателей) масел на основе эффективных композиций присадок и синтетических компонентов базовых масел. |
Видно, что к 1975 г. стало возможным решить основные проблемы смазки современных двигателей, создать на основе современных присадок универсальные всесезонные масла, обеспечивающие эксплуатацию с большим моторесурсом форсированных карбюраторных и дизельных двигателей, при экстремальных условиях, а также применении в дизельных двигателях высокосернистых топлив [4-8].
Как указывалось выше, присадки представляют собой химические соединения различных классов.
Ниже приведено описание наиболее распространённых классов присадок.
Антиокислительные присадки
При работе двигателей и механизмов смазочные масла находятся в контакте с воздухом при повышенных температурах. В таких условиях и при каталитическом воздействии металлов смазочные масла окисляются. Условия работы моторных масел в двигателях настолько жёстки, что предотвратить их окисление полностью не удаётся.
В ходе окисления смазочных масел образуются продукты кислотного характера, вызывающие коррозию металлических деталей, и углеродистые отложения, которые загрязняют масляные фильтры и нарушают нормальную работу механизмов. При окислении также повышается вязкость масла за счёт образования смолистых продуктов этого окисления.
Окисление масла в двигателе наиболее интенсивно происходит в тонком слое: на металлических поверхностях деталей, нагревающихся до высокой температуры (поршень, поршневые кольца, цилиндр, стебли и направляющие клапанов). В объёме масло окисляется менее интенсивно, так как в поддоне картера, холодильнике и маслопроводах температура ниже и поверхность контакта масла с окисляющей газовой средой меньше. Во внутренних полостях двигателя из-за барботажа масло находится в виде тумана, что создаёт благоприятные условия для контакта мелких капель масла с картерными газами и, следовательно, для его окисления [2].
Значительно влияют на скорость
и глубину окислительных
Затормозить процессы окисления масел позволяет введение в их состав антиокислительных присадок, а также соответствующая очистка базовых масел от нежелательных соединенией, присутствующих в сырье. Данные присадки действуют в двух направлениях – одни разрушают свободные радикалы (разрывают цепь), а другие взаимодействуют с пероксидами, образующимися в процессе окисления, разрушая их.
Самыми распространёнными антиокислителями, действие которых направлено на разрыв цепи, являются соединения типа пространственно затруднённых фенолов и ароматических аминов различного строения. Будучи веществами активными, они легко отдают свои атомы водорода радикалам, превращая их в молекулы. Сами антиокислители при этом превращаются в радикалы, которые неактивны благодаря стабилизации сопряжением неспаренного электрона с ароматической π-элетронной системой. В случае фенольных антиокислителей данное сопряжение приобретает вид радикальной гиперконьюгации, которая эффективно стабилизирует радикал, дезактивируя его. Такое явление делает возможным наличие в молекуле антиокислителя первичного алкила в пара-положении. В качестве такого алкила чаще всего используется метил, так как именно в этом случае гиперконьюгация будет наиболее эффективной. Кроме того, активность фенольного радикала дополнительно подавляется эффективными стерическими препятствиями при доступе к атому кислорода с неспаренным электроном. Эти препятствия создаются третичными алкильными группами (например, трет-бутилом), которые должны быть в обоих орто-положениях.
Именно поэтому в качестве антиокислителей используются замещённые фенолы, у которых заместителями являются алкильные группы: две в орто- и одна в пара-положении, причём орто-заместителями должны быть третичные алкилы, а пара-заместителем – метильная группа.
Наиболее широко используют
в маслах различного назначения 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол
(агидол-1, ионол) (соединение 1) и 4,4'-метилен-бис(2,6-ди-трет-
Соединение 2, обладая меньшей летучестью, более эффективно при повышенных температурах.
Антиокислители фенольного
и аминного типов применяют в
основном в маслах, работающих в
умеренных температурных
Состав и строение дитиофосфатов определяют их эффективность. Дитиофосфаты, полученные на основе спиртов, обладают более высокой гидролитической стабильностью, чем полученные на алкилфенолах, но последние имеют более высокую термическую стабильность. Термическая стабильность диалкилдитиофосфатов возрастает с увеличением длины алкильной цепи; она выше также у диалкилдитиофосфатов, полученных на нормальных спиртах, чем на спиртах изостроения.
Антиокислители
Однако данные присадки имеют и существенный недостаток: в случае попадания моторного масла в камеру сгорания дитиофосфаты термически разлагаются с образованием соединений фосфора, которые затем попадают в выхлопную систему двигателя. Там эти соединения отравляют катализаторы дожигания автомобилей, поскольку являются каталитическими ядами для них. Это приводит к увеличению количества вредных для окружающей среды компонентов (в первую очередь СО) в выхлопных газах из-за недожига продуктов неполного сгорания топлива.
Таким образом, использование
дитиофосфатов в качестве присадок
к моторным маслам нежелательно с
экологической точки зрения. Поэтому
в последнее время
Однако дитиофосфаты продолжают широко использоваться в современных моторных маслах, поскольку эффективной замены им пока не найдено.
Противоизносное действие дитиофосфатов (как и других противоизносных присадок) обеспечивается образованием адсорбированных на поверхности металла слоёв, снижающих коэффициент трения, а также химической реакцией этих соединений с поверхностью металла в «горячих» точках с образованием «твёрдых смазок» - сульфидов и фосфатов металлов.
Установлено [9,10], что оптимальная концентрация дитиофосфата цинка (в качестве противоизносного агента) в моторных маслах соответствует содержанию 0,12-0,15% цинка в масле.
К эффективным антиокислительным
и противокоррозионным
Моющие и диспергирующие присадки
Для уменьшения образования углеродистых отложений и осадков в двигателях и механизмах широкое применение нашли моющие (детергентные) и диспергирующие присадки.
Соединения, обладающие детергентным действием, содержат в своих молекулах полярные группы, благодаря чему адсорбируются на смолистых или углеродистых частицах загрязнений масла и металлических деталях двигателя с образованием заряженных молекулярных адсорбционных оболочек. Данные оболочки предотвращают коагуляцию частиц и прилипание их к металлическим поверхностям за счёт электростатического отталкивания и предупреждают тем самым образование лаков и отложений. Кроме того, детергенты могут вступать в химическое взаимодействие с промежуточными продуктами окисления кислотного характера, проявляя при этом нейтрализующее действие. В качестве детергентных присадок используют соли сульфокислот (сульфонатные присадки), алкилсалициловых (алкилсалицилатные присадки), фосфиновых (фосфонатные присадки), фосфоновых и других кислот, а также алкилфеноляты различного строения.
Термин «моющие присадки» появился в результате сравнения эффекта с моющим действием при очистке тканей и различных поверхностей (в том числе металлических) моющими составами [3]. Однако, как следует из изложенного выше, присадки данного типа обеспечивают чистоту металлических поверхностей в двигателях не смыванием отложившихся загрязнений, а предотвращением их осаждения. Поэтому данный термин не совсем точен. Однако, несмотря на это, он широко используется в литературе.
Первые патенты на моющие присадки к маслам относятся к 1925-27 гг., однако практически их начали применять лишь в середине 30-х годов, после того, как в 1935 г. в США было освоено промышленное производство динафтената алюминия [11]. Для этого периода характерно использование в качестве моющих присадок солей нафтеновых и стеариновой кислот.
Сульфонатные присадки
Сульфонатные присадки являются одним из основных типов детергентно-диспергирующих присадок, их вводят в большинство моторных масел, вырабатываемых промышленностью. Сульфонаты являются продуктами нейтрализации алкилбензол- или алкилнафталинсульфокислот основаниями или оксидами щелочноземельных металлов второй группы. Сами сульфокислоты получают сульфированием алкилбензола или алкилнафталина, причём сульфирующими агентами являются олеум, серная кислота, газообразный триоксид серы (в виде 7%-ного раствора в азоте), триоксид серы в растворителях (чаще всего в жидком SO2):
где R – алкильный радикал молекулярной массой ≥ 400, что обеспечивает растворимость сульфонатных присадок в смазочных маслах.
Основным показателем качества присадок данного типа, характеризующим их функциональные свойства, является содержание активного вещества – сульфоната металла (не менее 28-30 % масс.) [12].
Сульфонаты выпускают на основе нефтяного и синтетического сырья. Нефтяные сульфонаты вначале были побочными продуктами в производстве белых масел. Эти масла представляют собой высокоочищенные нефтяные масляные фракции, используемые в специальных областях применения, таких как косметика и медицина. В связи с этим белые масла не должны содержать токсичных соединений, в первую очередь алкилароматики. С целью очистки от неё нефтяные масляные фракции обрабатывают серной кислотой, в результате чего образуются белые масла (целевой продукт) и алкиларилсульфонаты (побочный продукт). Для утилизации этих сульфонатов их стали использовать вначале как моющие средства в бытовой химии, а затем и как моющие присадки к моторным маслам.
В дальнейшем, когда потребность в моющих присадках возросла, сульфонаты стали целевыми продуктами. В качестве нефтяного сырья применяют как дистиллятные, так и остаточные фракции масел селективной очистки или смеси этих фракций. Синтетические сульфонаты в течение многих лет получали из остатков перегонки додецилбензола, а в последние годы используют высококипящие алкилбензолы и алкилнафталины.