Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 23:49, дипломная работа
В данной дипломной работе осуществлён литературный обзор по присадкам к моторным маслам, приведен их синтез, обсуждены механизмы действия и функциональные свойства. Приведено технико-экономическое обоснование выбранного направления исследования, описаны методики синтеза комплексных полифункциональных присадок (то есть пакетов присадок) и расчёта их рецептур, приведены некоторые из методик анализа моторных масел и присадок к ним. Основное направление работы – экспериментально подтвердить возможность уменьшения расхода индивидуальных присадок при производстве моторных масел на основе пакетов присадок, а также объяснить причину возникновения этого эффекта
Итак, для проведения карбонатации нам необходимо взять 11 г Са(ОН)2, из которых в реакцию с СО2 должно вступить 5,406 г.
2.) Расчёт количества СО2.
Массу СО2, необходимую для проведения карбонатации, рассчитываем по уравнению реакции:
Из данного уравнения следует, что 1 моль Са(ОН)2 реагирует с 1 молем СО2. Молярная масса СО2 равна 44 г/моль, молярная масса Са(ОН)2 – 74 г/моль. Значит, 74 г Са(ОН)2 реагирует с 44 г СО2. В нашем случае в реакцию с СО2 вступает 5406 мг Са(ОН)2 (см. выше). Поэтому составляем такую пропорцию:
74 г Са(ОН)2 – 44 г СО2;
5406 мг Са(ОН)2 – z г СО2.
Отсюда z = (5406 мг Са(ОН)2*44 г СО2)/ 74 г Са(ОН)2 = 3214 мг СО2 = 3,214 г СО2.
Для проведения карбонатации с учётом потерь необходимо брать СО2 с избытком в 5%. Поэтому в реактор следует подать 3214 мг*1,05 = 3375 мг СО2 ≈ 3,38 г СО2.
Итак, для проведения карбонатации нам необходимо подать в реактор 3,38 г СО2.
Методика проведения процесса карбонатации.
В четырёхгорлый реактор с механической мешалкой, термометром и обратным холодильником (см. рис. 1) загружаем присадки Lz-6589G, НСК, C-5A, Lz-1395, а затем известь-пушонку. После этого приливаем в реактор метанол (промотор реакции), воду и бензин (растворитель).
Включаем перемешивание и нагрев, доводим температуру реакционной
смеси до 40 ºС. Открываем вентиль В-1 подачи
СО2, не подсоединяя барботёр Б-2
к реактору, и таким образом продуваем
реакционную систему в течение нескольких
минут. Это необходимо для того, чтобы
перед началом процесса СО2 полностью
вытеснил весь воздух из реактора. Установлено,
что неполное вытеснение воздуха впоследствии
приводит к значительному уменьшению
скорости поглощения СО2, а значит
и скорости карбонатации.
Затем подсоединяем барботёр Б-2 к реактору, начиная тем самым наш процесс.
Баллон с СО2 подсоединён к реактору через барботёр Б-1. Реактор соединён с атмосферой через барботёр Б-2. Пробулькивание пузырьков в барботёре Б-1 свидетельствует о поступлении СО2 в реакционную систему, а отсутствие пробулькивания в барботёре Б-2 - о том, что весь СО2, поступающий в реактор, поглощается реакционной массой и не уходит в атмосферу. То есть пробулькивание в барботёре Б-1 и отсутствие пузырьков в барботёре Б-2 свидетельствует о нормальном протекании процесса карбонатации.
Процесс карбонатации проводится до тех пор, пока реакционной системой не поглотится нужное количество углекислого газа. Контроль расхода СО2 производится по манометру с использованием тарировочного графика. При этом следим за тем, чтобы процесс протекал нормально. По мере поглощения СО2 реакционная смесь темнеет, что свидетельствует о протекании карбонатации.
После поглощения системой нужного количества углекислого газа (обычно на это уходит от 15 до 30 минут) вентиль В-1 подачи СО2 закрываем, останавливая тем самым карбонатацию.
После этого отгоняем от реакционной смеси метанол, воду и частично бензин. Делаем это либо на роторном испарителе, либо на приборе с одногорлым реактором и прямым холодильником. Полученный отгон состоит из двух слоёв: верхний – бензин, нижний – раствор воды в метаноле. Отгонку продолжаем до тех пор, пока нижний слой не перестанет увеличиваться при добавлении в систему небольшого количества чистого бензина и последующем отгоне этого количества. То есть отгоняем до тех пор, пока не отгоним всю воду.
После завершения отгонки
реакционную смесь
После этого отгоняем из смеси бензин, получая готовую присадку КП-1 в виде тёмно-коричневой вязкой жидкости.
Примечания
1. Для удобства загружать
присадки в реактор следует
в порядке уменьшения их
2. В данной методике в качестве растворителя вместо бензина может использоваться гептан. Применять в качестве растворителя ксилол, как рекомендовалось ранее [62], нецелесообразно, потому что он образует трудноразделяемую смесь ксилол-метанол-вода.
Таблица 17
Хронология процесса карбонатации при получении присадки КП-1
Масса СО2 в баллоне, г |
Масса поглощённого СО2, г |
Температура реакционной массы, ºС |
Время |
19,64 |
0 |
– |
– |
19,2472 |
0,3928 |
40 |
1015 |
18,8544 |
0,3928 |
43 |
1018 |
18,4616 |
0,3928 |
45 |
1020 |
18,0688 |
0,3928 |
47 |
1023 |
17,676 |
0,3928 |
48 |
1025 |
17,2832 |
0,3928 |
49 |
1028 |
16,8904 |
0,3928 |
49 |
1031 |
16,4976 |
0,3928 |
50 |
1034 |
16,26 |
0,2376 |
50 |
1036 |
∑ |
3,38 |
– |
– |
В результате проведения карбонатации был получен образец присадки КП-1, характеристика которого приведена в таблице 18.
Таблица 18
Характеристика комплексной присадки КП-1
№ п/п |
Показатель |
Значение |
1 |
Кинематическая вязкость при 100 ºС, сСт |
62 |
2 |
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, ºС |
181 |
3 |
Массовая доля кальция, % |
6,04 |
4 |
Массовая доля фосфора, % |
0,87 |
5 |
Массовая доля цинка, % |
0,916 |
6 |
Общая щелочность, мг КОН на 1 г масла |
153,3 |
7 |
Зольность сульфатная, % |
20,5 |
Опыт 3
Приготовление масла М-10 Г2 К на основе комплексной присадки КП-1
Для приготовления масла М-10 Г2 К по ГОСТ 8581-78 было взято базовое масло SAE-30, комплексная присадка КП-1 и антипенная присадка ПМС-200А. Характеристика базового масла приведена в таблице 8. Характеристика присадки КП-1 приведена в таблице 18.
Перед приготовлением масла был проведен расчёт количеств указанных выше компонентов, которые необходимо смешать, чтобы приготовить 500 г масла М-10 Г2 К, соответствующего требованиям ГОСТа 8581-78.
Расчёт количеств исходных компонентов для получения масла
М-10 Г2 К на основе комплексной присадки КП-1
Расчёт количества комплексной присадки КП-1 проводится по содержанию в получаемом масле того активного элемента, которого в этой присадке меньше всего. Согласно таблице 18, из трёх активных элементов, входящих в состав этой присадки, (Ca, P, Zn) меньше всего в ней содержится фосфора (0,87% масс.). Поэтому расчёт количества присадки КП-1 проводим по содержанию в получаемом масле именно этого активного элемента.
Согласно требованиям ГОСТа 8581-78 (см. таблицу 9), в моторном масле М-10 Г2 К должно содержаться не менее 0,05 % масс. фосфора. Данный активный элемент попадает в масло только из комплексной присадки КП-1. Согласно таблице 18, в этой присадке содержится 0,87 % масс. фосфора. Значит, КП-1 следует добавить в базовое масло в количестве ((0,05 %/0,87 %)*100 %) = 5,75 % масс.
Антипенную присадку ПМС-200А добавляем в базовое масло в количестве 0,003 % масс.
Соответственно базового масла SAE-30 будет 100% – 5,75 % масс. – 0,003 % масс. = 94,247 % масс.
Результаты данного расчёта приведены в таблице 19.
Таблица 19
Состав масла М-10 Г2 К (опытный образец № 2)
№ п/п |
Компонент |
Содержание в масле | ||
% масс. |
г | |||
1 |
Присадки |
КП-1 |
5,75 |
28,75 |
2 |
ПМС-200А |
0,003 |
0,015 | |
3 |
Всего присадок |
5,753 |
28,765 | |
4 |
Базовое масло SAE-30 |
94,247 |
471,235 | |
5 |
∑ |
100 |
500 |
Приготовление опытного образца № 2 моторного масла М-10 Г2 К осуществлялось путём перемешивания в реакторе указанных в таблице 19 компонентов при температуре 80 ºС в течение 30 мин.
Характеристика данного опытного образца приведена в таблице 20.
Таблица 20
Характеристика опытного образца № 2 масла М-10 Г2 К
№ п/п |
Показатель |
Значе-ния |
Метод испытания |
1 |
Вязкость кинематическая при 100 ºС, мм2/с |
11,93 |
По ГОСТ 33-82 |
2 |
Индекс вязкости |
90 |
По ГОСТ 25371-82 |
3 |
Массовая доля механических примесей, % |
0,01 |
По ГОСТ 6370-83 с дополнением по п. 4.2 настоящего стандарта |
4 |
Массовая доля воды, % |
Следы |
По ГОСТ 2477-65 |
5 |
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, ºС |
По ГОСТ 4333-87 | |
6 |
Температура застывания, ºС |
-15 |
По ГОСТ 20287-74 |
7 |
Щелочное число, мг КОН на 1 г масла |
8,8 |
По ГОСТ 11362-76 |
8 |
Зольность сульфатная, % |
1,28 |
По ГОСТ 12417-73 |
9 |
Плотность при 20 ºС, г/см3 |
По ГОСТ 3900-47 | |
10 |
Массовая доля активных элементов, %: кальция (±0,002%)
цинка фосфора |
0,347
0,052 0,05 |
По ГОСТ 9436-63 или ГОСТ 13538-68 То же По ГОСТ 9827-75, с дополнением по п. 4.4 настоящего стандарта |
Опыт 4
Получение комплексной присадки КП-2
Как видно из таблицы 20, опытный образец № 2 масла М-10 Г2 К, полученный на основе комплексной присадки КП-1, отвечает требованиям ГОСТ 8581-78 для первого сорта по всем показателям, кроме сульфатной золы, которая превышает предельное значение (не более 1,15 % масс.). При этом показатель щелочное число (мг КОН/г) имеет большой запас (более 45%), что неоправданно с точки зрения экономики.
Поэтому была проведена коррекция рецептуры комплексной присадки (пакета), обеспечивающая уменьшение показателей сульфатная зольность и щёлочное число масла М-10 Г2 К. При этом расчётная общая щёлочность пакета оставалась такой же, как и для КП-1 (155 мг КОН/г), соотношение сульфонатной и фенатной составляющей оставалось 1:1, количество сукцинимидной присадки осталось неизменным (1,5 % масс.). Было уменьшено содержание в исходной смеси нейтрального сульфоната НСК (на 2,55 % масс.) и фената Lz-6589 G (на те же 2,55 % масс.) и соответственно увеличено содержание дитиофосфата Lz-1395 до 15 % масс. При этом изменилась и щёлочность исходной смеси (см. таблицу 21).
Таблица 21
Результаты расчёта щёлочности исходной смеси присадок
№ п/п |
Компонент |
Общая щёлочность компонента, мг КОН/г |
Содержание компонента в смеси, % масс. |
Щёлочность от компонента, мг КОН/г |
Общая щёлочность смеси, мг КОН/г |
1 |
Lz-1395 |
94,13 |
15,0 |
14,12 |
74,12 |
2 |
НСК |
24,5 |
23,66 |
5,8 | |
3 |
Lz-6589G |
127,7 |
34,73 |
44,36 | |
4 |
C-5A |
37,0 |
26,61 |
9,84 | |
5 |
∑ |
100 |
74,12 |
Итак, в соответствии
с откоррегированной
95 %-ный Lz-1395 – 15,0 % масс.,
40 %-ный НСК – 23,66 % масс.,