Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:54, реферат
Процесс предназначен для производства из прямогонных бензиновых фракций высокоароматизированных бензиновых дистиллятов, используемых в качестве высокооктанового компонента автобензинов или для выделения из них индивидуальных ароматических углеводородов: бензола, толуола, ксилолов.
Важное достоинство процесса – образование дешевого водородосодержащего газа, необходимого для гидрогенизационных процессов.
Тема задания: «Установка каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций»
Процесс предназначен для
производства из прямогонных бензиновых
фракций
Важное достоинство процесса – образование дешевого водородосодержащего газа, необходимого для гидрогенизационных процессов.
Качество сырья риформинга определяется его фракционным и химическим составом.
Фракционный состав сырья выбирается в зависимости от целевого назначения процесса. Если процесс проводится с целью получения индивидуальных ароматических углеводородов, то для получения бензола, толуола и ксилолов используют соответственно фракции, содержащие углеводороды С6 (62-85°С), С7 (85-105°С) и C8 (105-140°С). Если риформинг проводится с целью получения высокооктанового бензина, то сырьем обычно служит фракция 85-180°С соответствующая углеводородам С7-С10.
С увеличением молекулярной массы сырья и, следовательно, его средней температуры кипения выход риформата постепенно возрастает, что особенно заметно при жестких условиях процесса (495°С). Только при риформинге фракций 120-140°С и 140-180°С выход риформата практически одинаков. Аналогичная зависимость от фракционного состава и молекулярной массы сырьевой фракции наблюдается по выходу ароматических углеводородов и по октановому числу риформата.
Фракционный состав сырья риформинга оказывает также существенное влияние на закоксовывание катализатора процесса.
При риформинге головных фракций бензина, выкипающих до 85°С, образуются бензол и преимущественно продукты гидрокрекинга.
Известно, что температура
кипения ароматических
Важное значение в процессах риформинга имеет химический состав сырья. Как правило, с увеличением содержания суммы нафтеновых и ароматических углеводородов в сырье выход риформата и водорода возрастают.
Сернистые соединения в сырье риформинга оказывают чрезвычайно сильные дезактивирующее действие на катализатор. Для биметаллических катализаторов их содержание не должно превышать 10-4% мас. Ограничено также и содержание азота 0,5•10-4% мас. и влаги 4•10-4% мас.
Основным современным способом подготовки сырья для риформинга на нефтеперерабатывающих предприятиях является процесс гидроочистки. Его цель – удаление из сырья серо-, азот-, килород-, галоген- и металлосодержащих соединений, а также олефиновых углеводородов и воды. Это повышает глубину и селективность процесса риформинга, срок службы катализатора и качество продукта.
Дальнейшее развитие процесса каталитического риформинга связано, главным образом, с получением всё более экологически чистых высокооктановых компонентов автобензинов и, следовательно, развитием технологий очистки сырья риформинга от сернистых и ароматических соединений. Это позволяет повысить, в свою очередь, эффективность использования современных алюмоплатинорениевых катализаторов.
В результате повышения стабильности
катализатора увеличивается
Глубокое удаление примесей серы из предварительно гидроочищенного сырья возможно только сорбционными методами. Известны три основных способа снижения содержания примесей серы в зоне риформинга: очисткой циркулирующего водородсодержащего газа от сероводорода; жидкофазной очисткой гидрогенизата; очисткой газосырьевой смеси риформинга в газовой фазе.
В результате реакций, протекающих на катализаторах риформинга, происходит глубокое изменение углеводородного состава бензиновых фракций. Ароматизация углеводородов является основным и важнейшим направлением процесса каталитического риформинга.
1. ДЕГИДРИРОВАНИЕ
2. ДЕГИДРОЦИКЛИЗАЦИЯ парафиновых
углеводородов протекает через
промежуточную стадию
3. ИЗОМЕРИЗАЦИЯ парафиновых
углеводородов на
4. ДЕГИДРОИЗОМЕРИЗАЦИЯ
Одной из важнейших реакций риформинга является изомеризация алкилциклопентанов в алкилциклогексаны.
В условиях риформинга протекает также изомеризация ксилолов и ароматических углеводородов С9-С10 , могут также протекать реакции изомеризации и деалкирирования ароматических углеводородов.
5. ГИДРОГЕНОЛИЗ. В некоторых случаях заметное развитие в процессе риформинга получает реакция гидрогенолиза парафиновых углеводородов, приводящая в отличии от гидрокрекинга к преимущественному образованию газообразных углеводородов, особенно метана:
Гидрогенолиз протекает на металлических участках катализатора.
Разрыв углерод-углеродных связей при гидрогенолизе метил-циклопентана и в меньшей степени его гомологов приводит к образованию парафиновых углеводородов:
6. ГИДРОКРЕКИНГ. Гидрокрекингу
подвергаются парафиновые и в
меньшей степени нафтеновые
Гидрокрекинг протекает
на кислотных центрах
В условиях риформинга протекают также реакции, практически почти не влияющие на выход основных продуктов реакции, но оказывающие существенное воздействие на активность и стабильность катализаторов.
К ним относятся реакция распада сернистых, азотистых и хлорсодержащих соединений, а также реакции, приводящие к образованию кокса на катализаторе.
В зависимости от строения сернистые соединения (меркаптаны, сульфиды, дисульфиды, тиофены) превращаются в парафиновые, нафтеновые или ароматические углеводороды с поглощением водорода и выделением сероводорода:
Установлено, что из сернистых соединений легче гидрируются меркаптаны и сульфиды, труднее – тиофены. Под действием водорода азотсодержащие органические соединения превращаются на катализаторе в соответствующие углеводороды с выделением аммиака:
Процесс образования кокса связан с протеканием реакций уплотнения на поверхности катализатора. По мере закоксовывания катализаторов снижается не только их активность, но ухудшается также селективность процесса.
Коксообразованию способствуют понижение парциального давления водорода и мольного отношения водорода к сырью, отравление катализатора контактными ядами, нарушение баланса гидрирующей и кислотной функций катализатора, переработка сырья с повышенным содержанием как легких (С5-С6) так и тяжелых (С6-С10) углеводородов.
Реакции риформинга, ведущие к образованию ароматических углеводородов из парафинов и нафтенов, идут с поглощением тепла, реакции гидрокрекинга и гидрогенолиза экзотермичны, реакции изомеризации парафиновых и нафтеновых углеводородов имеют тепловой эффект, близкий к нулю.
Для углеводородов С6-С10 тепловые эффекты почти не зависят от молекулярного веса, в температурном интервале 470-500°С тепловые эффекты мало изменяются.
Значение тепловых эффектов реакций риформинга для углеводородов С6-С10 при 500°С в КДж/моль (ккал/моль) представлено ниже:
Дегидрирование нафтенов |
- 209,5 |
(- 50) |
Циклизация парафинов в |
- 41,9 |
(- 10) |
Дегидроциклизация парафинов |
- 251,4 |
(- 60) |
Гидрокрекинг и гидрогенолиз парафинов |
+54,47 |
(+13) |
Гидрогенолиз нафтенов |
+96,37 |
(+23) |
Среди реакций
риформинга с наибольшей скоростью протекает
дегидрирование циклогексана и его гомологов
в соответствующие ароматические углеводороды,
с наименьшей - дегидроциклизация парафиновых
углеводородов.
Повышение температуры в наибольшей степени
ускоряет реакции дегидроциклизации парафиновых
углеводородов и реакции гидрокрекинга.
Скорости конверсии парафиновых и нафтеновых
углеводородов С6-С10 возрастают
в гомологических рядах с увеличением
молекулярного веса.
Риформинг является одним из ведущих процессов нефтепереработки по производству высокооктановых компонентов автобензинов. Доля процесса риформинга в объеме переработки нефти на НПЗ мира составляет в среднем 14%. Товарные бензины, выпускаемые в США, содержат в среднем 35% риформата, в странах Западной Европы - около 50%.
Принципиальная схема установки риформинга (см. рис.) включает 4 блока:
Стабилизированное в колонне 4 гидроочищенное сырье в смеси с водородсодержащим газом поступает в нагревательно-реакторный блок риформинга. С целью обеспечения равной конверсии по реакторам и уменьшения количества наиболее дезактивированного катализатора три реактора загружаются катализатором в соотношении 1:2:4.
Перед каждым реактором сырье нагревается в одной из секций трехсекционной печи) из-за суммарного эндотермического эффекта протекающих реакций. Температура в реакторах составляет 490÷510 °С (повышается от реактора к реактору). По мере закоксовывания катализатора приходится постепенно увеличивать температуру, чтобы поддерживать конверсию на прежнем уровне. Давление для основных реакций дегидрирования и дегидроциклизации чем ниже, тем лучше (селективнее процесс). Повышенное давление используется для подавления реакций полимеризации и конденсации (коксования). Как уже отмечалось, для биметаллических катализаторов давление ниже (1,8÷2,0 МПа), чем для используемых ранее платиновых катализаторов (3,0÷3,5 МПа).
Объемная скорость подачи сырья составляет 1,3÷2,0 ч-1, т.е. 1 м3 сырья на 1 м3 катализатора в час, считая на всю загрузку катализатора.
Кратность циркуляции ВСГ поддерживается на уровне 6÷10 моль/моль сырья (900-1500 м3 ВСГ на 1 м3 сырья). Такая большая кратность нужна для того, чтобы поддерживать в системе высокое парциальное давление водорода и тем самым подавлять побочные реакции уплотнения.
Установка рассчитана на работу на бензине из легкой нефти при среднем давлении в реакционной секции 2,6 МПа и получении риформинг-бензина с ИОЧ 97. Рабочий цикл установки составлял 12 мес между двумя регенерациями катализатора.
Эксплуатируемые в настоящее время процессы риформинга по технологическим особенностям регенерации катализатора разделяют на три типа:
Каталитический риформинг осуществляется на установках Л-35-11/1000; ЛК-6У, ЛЧ-35-11/1000 (для работы при пониженном давлении); Л-35-11/600; Л-35-5; Л-35-11/300; ЛГ-35-11/300. Наилучшими показателями характеризуются установки риформинга мощностью 1,0 млн. т./год – ЛЧ-35-11/1000. Преобладающий тип технологии – полурегенеративный. Однако все большее распространение получает технологическая схема с движущимся слоем катализатора и его непрерывной регенерацией фирм UOP и JFP. Высокая селективность используемых полиметаллических катализаторов и их непрерывная регенерация позволяет проводить процесс в жестком режиме при избыточном давлении в реакторе порядка 0,8-0,9 МПа, что способствует увеличению выхода риформата с октановым числом 100 по исследовательскому методу до 82%.
Режим работы реакторов приведен ниже:
Температура,
°С 495-540
Давление, МПа 0,9-1,2
Объемная скорость подачи сырья, ч-1 1,8-1,9
Кратность циркуляции водородсодержащего
газа,м/м3 сырья 800-900
Распределение катализатора по реакторам 1:2:4
Октановое число продукта (ИОЧ) 100
Содержание ароматических углеводородов
в продукте, об. % 55-58
Катализаторы, применяемые в процессе риформинга, должны обладать двумя основными функциями: дегидрирующей-гидрирующей и кислотной. Дегидрирующую–гидрирующую функцию в катализаторе обычно выполняют металлы VIII группы Периодической системы элементов Д. И. Менделеева (платина, палладий, никель). Кислотной функцией обладает носитель катализатора – окись алюминия. Кислотными свойствами катализатора определяется его крекирующая и изомеризующая активность. Для усиления кислотной функции катализатора в его состав вводят галоген. В последнее время с этой целью чаще применяют хлор. Катализаторы, сочетающие обе описанные функции (и дегидрирующую, и кислотную), называются бифункциональными. Основными критериями для оценки катализаторов служат: объемная скорость подачи сырья, выход стабильного риформата (катализата), октановое число продукта или выход ароматических углеводородов, содержание легких фракций в риформате, выход и состав газа, срок службы катализатора. Одним из эффективных способов повышения активности, селективности и стабильности катализаторов является введение в них специальных элементов – промоторов, обеспечивающих этот эффект.
Информация о работе Установка каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций