Положение об аудиовизуальных средствах обучения учебного назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:04, реферат

Описание работы

Для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения аудиовизуальных средств обучения находятся комбинированные зрительно- слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы обладает особой силой, особой эмоциональностью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью аудиовизуальных средств, находится под воздействием мощного потока качественно необычной информации, которая создает необходимую эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Положение об аудиовизуальных средствах обучения учебного назначения. 5

Общее положение. 5

1.2. Требования к аудиовизуальной продукции учебного назначения. 6

Глава 2. Визуальные средства обучения. 8

Глава 3. Аудиальные средства обучения. 10

Глава 4. Аудиовизуальные средства обучения. 11

Глава 5. Дидактические средства. 12

Глава 6. Эффекты использования ТСО. 15

Заключение 22
Литература

Файлы: 1 файл

AUDIOVIZUAL_NYE_SREDSTVA_OBUChENIYa.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

 

Применение ТСО создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы. Частое переключение достаточно сложно, а длительное использование одного ТСО сильно утомляет учащихся. Необходимо учитывать, что утомление, каков бы ни был его источник, приводит к падению всех показателей внимания. В связи с этим использование ТСО должно подчиняться специальным гигиеническим нормам, созданным на основе психофизиологических исследований:

 

- ТСО желательно применять через  5-10 мин после начала работы.

 

- При использовании ТСО однообразная  структура урока, несмотря на  интересную передачу, ведет к  быстро развивающемуся утомлению,  так как трудно в продолжении  всего урока заниматься одним  и тем же видом деятельности: только смотреть или только слушать. Необходимо учитывать также относительно (по сравнению с уроками без применения аудиовизуальных средств) больший объем информации и ее эмоциональную окрашенность, что увеличивает напряжение, ускоряет темп работы (учащиеся практически не отвлекаются), в результате чего возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому необходимо не злоупотреблять использованием ТСО, чередовать различные методы и приемы работы.

 

-В течение недели количество  уроков с применением ТСО для  учащихся старших классов не должно превышать 4-6. Обязательным минимумом в течение учебного года для всех учащихся можно считать 136 ч, а максимумом (для профильных школ, оснащенных современной техникой) - 442 ч.

 

-При использовании звуковых  средств обучения длительность применения звукозаписи допустима в пределах 25-30 мин, если при этом используется музыка, то на 5 мин больше. Программированные звукозаписи нельзя использовать на трех уроках подряд; их применение наиболее утомительно для школьников в начале учебного года и в конце IV четверти, поэтому время работы с программированной звукозаписью в начале учебного года должно быть сокращено до 5-10 мин, а во второй половине IV четверти работать с нею вообще не следует. При использовании для подачи звукозаписи наушников необходимо оборудовать их индивидуальными регуляторами громкости, позволяющими устанавливать комфортный уровень громкости звуковых сигналов.

 

-Видео-, кино -, телематериалы, экранные  ТСО могут быть использованы  полностью или фрагментарно, в  зависимости от целей, которые преследует учитель. Существуют следующие нормы использования аудиовизуальных средств, учитывающие динамику работоспособности учащихся старших классов:

 

-Продолжительность фильма на  одном уроке не должна превышать  20-30 мин, длительность фрагментов - 4-6 мин, общее количество фрагментов  на одном уроке - не более  5.

 

-Если в работе используются  диапозитивы, то в течение одного  урока их можно показать до 15 цветных или до 20 черно-белых, но (независимо от возраста детей) лучше всего воспринимаются 5-10 кадров.

 

Количество кадров в учебном  диафильме не должно превышать 25. Нельзя использовать два диафильма на одном  занятии, но показ фрагментов из двух разных диафильмов вполне целесообразен.

 

При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть, чтобы уроки  с использованием экрана не шли один за другим или вслед за занятиями  с применениями ТСО не ставились  уроки по тем дисциплинам, которые  связаны со значительным зрительным напряжением.

 

 

Специальные гигиенические исследования показали, что степень утомления  учащихся определяется совокупностью  и сочетанием объема, насыщенности, сложности, вида используемого ТСО, интенсивности и эмоциональности  занятий. Для каждого предмета существуют свои оптимальные соотношения факторов утомительности.[10]

 

Одним из важнейших преимуществ  использования ТСО в учебном  процессе являются их возможности в  плане обеспечения наглядности  и эмоциональности изучаемого материала, что в свою очередь можно рассматривать как дополнительные средства организации и управления вниманием учащихся. Однако желаемый эффект достигается только в том случае, когда ТСО используются в соответствии с закономерностями протекания познавательной деятельности учащихся определенного возраста и психологического статуса, характеристиками учебного материала и учебных задач.

 

Существует определенный уровень  эмоционального напряжения, при котором  деятельность эффективна. Доказано, что  слабые и умеренные эмоции являются организующими, а сильные - дезорганизующими. Психоэмоциональное напряжение, кроме того, очень быстро истощает организм и приводит к быстрому падению работоспособности. Особый вопрос - индивидуальный “порог” эмоциогенности материала, который может быть очень разным у учеников одного класса, зависеть от особенностей как собственно эмоциональной, так и мотивационной сферы личности.

 

Сила эмоционального воздействия  ТСО вызывает интерес и положительный  эмоциональный настрой на восприятие. Однако, избыток эмоциональности затруднит усвоение и осмысление изучаемого материала. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский или учительский комментарий значимы при восприятии любых ТСО.

 

ТСО обладают широким диапазоном выразительности, художественных и технических возможностей, позволяют легко усилить впечатление от излагаемого материала, управлять вниманием, выделяя главное изображение средствами динамики и композиции кадра, монтажной сменой планов. Кроме того, из кадра убирают или ослабляют все отвлекающее от главного разными способами: соотношением главного объекта и окружающих фоновых объектов, различной интенсивностью окраски, выделением светом и т.п. Благодаря этим приемам достигается адекватное сочетание фигуры и фона, что способствует оптимальному распределению внимания учащихся.

 

При создании кинофильма, диафильма, телепередачи или компьютерной программы  специалисты стремятся не только доходчиво, но и занимательно построить  эпизод, придать неожиданность монтажу, композиции кадра, добиваются максимальной выразительности крупных планов, одновременного воздействия голоса диктора, слов действующих персонажей и музыки. Все это, взятое вместе, воздействует на зрителя, вызывает непроизвольное внимание и способствует непроизвольному запоминанию материала.

 

В отношении к проблеме управления вниманием школьников вопрос применения фактора эмоциональности и наглядности  превращается в проблему учета уровня эмоциональности учебных материалов и отдельных компонентов занятий. При этом необходимо учитывать, что непроизвольное и произвольное внимание могут находиться в разных соотношениях в зависимости от данного фактора:

 

- оптимальное соотношение обеспечивается  таким уровнем эмоциональности  материала, привлекающей непроизвольное  внимание, который соответствует содержательному интересу, поддерживающему произвольное внимание;

 

- конкуренция между непроизвольным  вниманием, обеспечиваемым наглядными  характеристиками материала, и  произвольным, соответствующим учебным  целям; 

 

- привлечение произвольного внимания к наглядным характеристикам материала вследствие большего их соответствия мотивационным особенностям старшеклассников, чем внутреннее содержание, соответствующее учебной задаче.[16]

 

Аудиовизуальные пособия применяют  как зрительную опору для последующей самостоятельной работы учащихся, как вспомогательное средство при опросе, как материал для проверки знаний, для проведения письменных и устных сочинений. Их использование требует от учителя разработки особой стратегии, предполагающей его активное участие в процессе организации внимания и восприятия. На занятиях с использованием ТСО учитель:

 

- выделяет основные демонстрируемые  объекты и явления, раскрывает  их сущность;

 

- сосредотачивает внимание учащихся  на содержании информации, получаемой  посредством аудиовизуальных средств;

 

- обращает внимание учащихся  на какую-то сторону или деталь  изучаемого объекта; 

 

- активизирует, стимулирует мыслительную  деятельность учащихся;

 

создает проблемную ситуацию, включая  обучаемого в активный познавательный поиск;

 

- устанавливает связи между  содержанием аудиовизуальных пособий  и темой урока; 

 

- подводит учащихся к выявлению  сложных внутренних связей и  закономерностей; 

 

- вызывает воспроизведение запечатленных  ранее образов. 

 

Кроме указанных действий учителя, в качестве управляющих воздействий в самих аудиовизуальных пособиях используются специальные указатели (знаки, символы) и приемы, позволяющие выделить, подчеркнуть, сравнить в определенные моменты нужные стороны изучаемого объекта. Учитель должен обратить на них внимание учащихся, обеспечить понимание функций и значения и адекватное использование таких указателей, специально проинструктировать учащихся об этом направлении работы с информацией, получаемой через ТСО.[11]

 

Применение экранных средств  на уроке подразумевает особую структуру занятия:

1. Подготовка к просмотру. 

 

Наиболее эффективная форма - беседа, в которой учитель специально разработанными вопросами помогает учащимся вспомнить все, что они  уже знают по данной теме.

 

Вступительное слово по длительности не должно превышать нескольких минут.

 

Целесообразно поставить 2-3 узловых  вопроса, на которые учащиеся должны будут самостоятельно ответить, просмотрев пособие.

 

Если используется достаточно продолжительный  фильм, привлечь внимание к его содержанию можно, рассмотрев с учениками его план. Пункты плана ориентируют учеников в процессе просмотра фильма, помогают им отличить основное от второстепенного, выделить существенное.

 

2. После демонстрации учитель  проводит беседу, в ходе которой: 

 

- выясняет, как усвоен материал, что было непонятно; 

 

- связывает новый экранный материал  с ранее изученным; 

 

- уточняет и дополняет полученные  представления, приводит их в  систему, делает выводы, обобщения; 

 

- направляет мысль школьников  на подтверждение теоретических положений урока, на усвоение формулировок, правил, законов.

 

На этом этапе целесообразно  использовать другие средства наглядности.

 

О глубине понимания и прочности  запоминания познавательного материала  судят по качеству рассказов учащихся, которые должны соответствовать следующим требованиям:

 

- воспроизвести верно и в  логической последовательности  основные моменты материала; 

 

- правильно (в соответствии с  заданными в материале) выявить  причинные связи между предметами  и явлениями; 

 

- не ограничиваться изложением текста и дополнениями учителя, в своем комментарии расширить и углубить их.

 

По соответствию ответов учащихся этим параметрам учитель может оценить  эффективность применения ТСО в  данном случае.

 

При организации беседы важно учитывать, что после демонстрации видеоматериалов ученики еще некоторое время находятся под впечатлением от увиденного и не могут сразу переключиться на другой вид деятельности.

 

Иногда бывает целесообразно использовать повторный просмотр материала на этом же уроке или на следующем. При вторичном показе учащиеся с помощью учителя замечают подробности, пропущенные при первом просмотре; его можно использовать в целях обобщения и самоконтроля учеников.[16]

 

 

Заключение

 

 

Аудиовизуальные средства - кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, радио- и телепередачи и др. Аудиовизуальные средства, кино, радио и телевидение позволяют знакомить учащихся с современными достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), внутренние движения в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и общественной жизни.

 

В результате обобщения опыта и  результатов проведенных исследований было установлено, что рациональное применение ТС позволяет:

 

1) восполнять отсутствие естественной  иноязычной среды на всех этапах  обучения;

 

2) полнее реализовать важный  дидактический принцип наглядности;

 

3) осуществлять обучение с учетом  индивидуальных типологических  особенностей каждого ученика;

 

4)   создавать лучшие условия для программирования и контроля;

 

5) обеспечивать ускоренное формирование  и развитие навыков слухового  самоконтроля;

 

6) максимально использовать аналитические  и имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние  ресурсы;

 

7) более или менее точно определять  качественные показатели иноязычной  речи учащихся в магнитной  записи;

 

8) выполнять многие активные  виды упражнений со всеми учениками  одновременно, включая говорение.

 

Рациональное использование технических  средств дает учителю возможность нагрузить речевой и слуховой каналы учащихся до любых разумных пределов и активизировать их речевую деятельность в требуемом направлении.

 

Необходимость широкого внедрения  технических средств в обучение обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации одного, из важнейших дидактических принципов — принципа наглядности.

 

 

 

Литература

 

1.       Андреас К., Андреас  С. Измените свое мышление и  воспользуйтесь результатами. Новейшие  субмодальные вмешательства НЛП / Пер. с англ. Новосибирск: Экор, 1995.

Информация о работе Положение об аудиовизуальных средствах обучения учебного назначения