Соединение и оконцовка проводов и кабелей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – разработка листов рабочей тетради по теме «Соединение и оконцовка проводов и кабелей

Задачи работы:

- изучить литературу, нормативную документацию по данной теме;

- изучить методические рекомендации для составления рабочих тетрадей;

- изучить учебную программу, учебный материал по дисциплине;

- разработать листы рабочей тетради по дисциплине.

Файлы: 1 файл

мпо.docx

— 57.95 Кб (Скачать файл)

Введение. 
 
Одной из форм содействия овладению учащимися способами самостоятельного добывания, активного усвоения и применения знаний являются рабочие тетради. В последнее время эти учебные пособия получили широкое распространение как в средних и старших классах, так и в начальной школе. Кроме этого, всё чаще их используют при работе с детьми, испытывающими трудности в усвоении общеобразовательных программ. 
 
В соответствии с принципами современной Российской государственной политики в области образования, предусматривающими “общедоступность и адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников”(“Закон об образовании РФ” 1998г.), необходимо преобразование всего учебно-методического комплекса, в том числе и входящих в него рабочих тетрадей. 
 
Основополагающим при этом становятся психолого-педагогические закономерности, характеризующие ученика соответствующего возраста. 
 
Цель курсовой работы – разработка листов рабочей тетради по теме «Соединение и оконцовка проводов и кабелей

 
Задачи работы: 
 
- изучить литературу, нормативную документацию по данной теме; 
 
- изучить методические рекомендации для составления рабочих тетрадей; 
 
- изучить учебную программу, учебный материал по дисциплине; 
 
- разработать листы рабочей тетради по дисциплине.

 

Глава 1: Теоретическое обоснование выбранного средства обучения.

1.1.Основные подходы к  разработке рабочей тетради как  одного из средств обучения.    

Рабочие тетради давно  известны учителям и учащимся. Эти  пособия периодически разрабатывались  по отдельным учебным предметам, эпизодически использовались на занятиях, а затем на долгие годы исчезали. Их достоинства неоспоримы: системный  подбор постепенно усложняющихся заданий; экономия времени ученика за счет выполнения работы непосредственно  на страницах пособия, т.е. на печатной основе, и, как следствие, возможность  решения большего числа задач. Эти  пособия прежних лет чаще всего  представляли собой краткие сборники задач; в них отсутствовала вариативность  задания; они редко ориентировали  учащихся на усвоение теоретических  понятий. Сегодня мы стали свидетелями  создания нового поколения рабочих  тетрадей. Здесь нет механического  соединения учебника и обычной школьной тетрадки. В них умножаются достоинства  того и другого. Такие тетради  не только информативны, они организуют самостоятельную работу ученика. Предлагая  выполнить те или иные задания  на разлинованном пространстве, они  требуют от ученика особой ответственности  за то, чтобы написанное слово было адекватно по значимости печатному. Комплексность и комплектность- вот главное их достоинство.

Основываясь на классификацию  самостоятельных работ по основной дидактической цели, предлагаем выделить следующие виды работ, выполняемых  в рабочих тетрадях:  
   1. приобретение новых знаний, формирование умений самостоятельно приобретать новые знания;  
   2. закрепление и уточнение знаний;  
   3. формирование приобретать знания на практике;  
   4. формирование умений и навыков практического характера;  
   5. формирование умений и навыков творческого характера.  
      Причем, основная цель заданий на закрепление и уточнение изученного материала - включить школьника в более глубокое осмысление изученного материала; способствовать у учащихся развитию самодисциплины, силы воли, а задания на тренировку и повторение развивают память.  

Таким образом, цель рабочей  тетради - способствовать повышению  эффективности обучения школьников и уровня их творческого развития. Внедрение такого пособия в практику учебного процесса должно решать такие  задачи:

-развивать мышления;

- более прочно усваивать  теоретический материал,

-приобретать практические  умения и навыки решений не  только типовых, но и развивающих,  творческих задач;

-овладение алгоритмами  решения основополагающих задач  курса;

-контроль за ходом обучения конкретной учебной дисциплине и формирование умений и навыков самоконтроля.

1.2. Требования к разработке  листов рабочей тетради. 
   

 Рабочая тетрадь должна  отвечать определенным требованиям:  

-отражать все темы  курса учебной дисциплины;  
 
-быть понятной, доступной и интересной каждому ученику, а значит, содержать дифференцированные задания, рассчитанные на тех, кто с большим трудом воспринимает и усваивает материал; 
 
- стать "настольной книгой" по данной дисциплине, сочетающей в себе краткий справочник по теории, сборник задач и упражнений, тетрадь для классной или домашней работы, регулярно проверяемой учителем. 
 
    Итак, современная рабочая тетрадь - это дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы учащихся в классе и дома непосредственно на ее страницах. Это позволит сэкономить время, что обеспечит возможность решения большего числа различных задач за меньшее количество времени и, как следствие, положительно скажется на качестве подготовки. Чтобы ученик мог осознанно и самостоятельно выполнять задания, он должен знать основные теоретические положения прорабатываемой темы. Поэтому в рабочие тетради имеет смысл включить кратко сформулированные основные теоретические сведения по данной теме или разделу, на основе которых ученик мог бы наблюдать, искать, доказывать, проверять, экспериментировать, открывать и обобщать. Удобно, если эти сведения будут у школьника "под рукой", т.е. на первой странице. Это позволит ему чаще обращаться к теоретическим вопросам темы, что облегчит ее заполнение. 
 
    Решение любой задачи происходит обычно на основе теоретических знаний. Дело значительно упрощается, если ученик знает алгоритм решения, т.е. осознает, с чего начать и в какой последовательности продолжать. Чтобы подготовить учеников к решению типовых задач, на страницах рабочей тетради полезно показать характер и последовательность их выполнения, т.е. познакомить их с алгоритмами. 
 
    В свою очередь, учителю необходимо показать возможные пути поиска решения, учить самостоятельно составлять алгоритмы решения задач. В рабочую тетрадь следует также включить задания творческого характера, при решении которых требуется проявить свои, хоть и первоначальные способности и знания к составлению таких алгоритмов. Сочетание краткого содержания теоретических основ темы и алгоритмов решения типовых задач представляет собой так называемый информационный комплекс. Это первый раздел каждой темы, рассматриваемой в рабочей тетради. Вторым основным разделом каждой рассматриваемой темы является система различных задач, упражнений либо вопросов для классной и домашней самостоятельной работы учащихся. В этот раздел следует включить несколько различных видов типовых задач. Это обеспечивает определенный тренаж, вырабатывает сноровку в ориентации и решении, повышает качество усвоения материала. Нетиповые задания могут быть предложены вниманию учащихся лишь после освоения типовых. Это способствует целенаправленному и интенсивному развитию мышления школьников, формированию их творческих способностей. 
 
    Рекомендуется так же предложить учащимся дополнительные сведения: примечания, исторические данные, справки, отсутствующие в учебнике, выводы и резюме. Это нужно, чтобы расширить кругозор школьников, конкретизировать учебный материал, оформив его в виде кратких выводов. А чтобы сформировать у них умения и навыки контроля и самоконтроля в ходе самостоятельной деятельности, предложить контрольные вопросы. 
 
Рабочая тетрадь значительно упрощает применение визуальных средств, так как она позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, включает дифференцированные задания на самостоятельную работу, упрощает материально-техническое обеспечение занятий.    
 
А так же полезен список литературы, позволяющий познакомиться с версиями других авторов и более полно и глубоко освоить изучаемую тему. Это завершающий раздел по каждой рассматриваемой в рабочей тетради теме, т.е. обобщение и заключение. 
 
Итак, структура и содержание рабочей тетради определяется следующим образом: 

  1. Информационный комплекс по каждой теме курса: краткие теоретические сведения, алгоритм решения типовой задачи; 
  2. Задачи, упражнения, вопросы для самостоятельной работы учащихся: типовые, развивающие и творческие; 
  3. Обобщение и заключение по каждой теме: примечания, резюме, выводы, контрольные вопросы и вопросы самоконтроля, список литературы. 

 
    Рабочая тетрадь призвана  быть дополнением к основному  учебному материалу.  
    Структура и содержание рабочей тетради по дисциплине определяется спецификой этого определенного предмета. 
 
  
  Преимущества использования рабочей тетради. 

  1. Использование тетради исключает необходимость тратить время на запись домашних и классных заданий. 
  2. Тетрадь на печатной основе дает возможность провести определенную подготовку школьника на уроке.
  3. Она позволяет более осознанно, целенаправленно осознать теоретический материал. 
  4. Тетрадь может содержать большое количество иллюстраций, что способствует более полному восприятию получаемой информации, а в следствии этого более прочному усвоению знаний.
  5. Работая с каждым заданием самостоятельно, у учащихся появляется возможность максимально приложить свои способности для его выполнению, что также способствует более качественному усвоению изучаемого материала. 

 
Глава 2. Практическая разработка выбранного средства обучения.

2.1. Общая характеристика темы.

Тема:  «Соединение и оконцовка проводов и кабелей».

План изучения темы:

Занятие №1.  Подготовка жил для соединения и ответвления.

Занятие №2. Соединение и ответвление алюминиевых жил электросваркой методом

контактного разогрева.

Занятие №3. Соединение, ответвление и оконцевание алюминиевых и медных жил методом опрессования.

Занятие №4. Соединение и ответвление алюминиевых и медных жил методом пайки.

2.2. Краткое изложение  учебного материала.

   Качество ремонта электропроводок в значительной степени зависит от

правильного выбора способа  соединения, ответвления и оконцевания

токопроводящих жил проводов и кабелей, выполнения ремонтных  работ. Наибольшее

распространение при ремонте  электропроводок и кабельных  линий получили

следующие способы: электросварка  переменным током методом контактного

разогрева, термитная сварка, опрессовка методом местного вдавливания, пайка,

винтовые сжимы и винтовые присоединения к контактным выводам

электрооборудования.

   

 

Подготовка жил  для соединения и ответвления.

Предварительно с токопроводящих жил проводов и кабелей снимают  изоляцию с

помощью специальных клещей и монтерского ножа и очищают  жилу от загрязнения

ветошью, смоченной в бензине, ацетоне или уайт-спирите. Оголенные участки

алюминиевых и медных жил  зачищают наждачной бумагой или  металлической щеткой

до металлического блеска. Алюминиевые жилы при подготовке их под опрессовку

зачищают под слоем  нейтральной смазки (технический  вазелин, кварцвазелиновая

паста). При подготовке алюминиевых  жил к сварке или пайке смазку при очистке

не применяют. Длина разделки провода или кабеля зависит от выбранного способа

соединения, сечения токопроводящей жилы

 

      Соединение и ответвление алюминиевых жил электросваркой методом

контактного разогрева.

     При ремонте электропроводок соединение и ответвление однопроволочных жил

сечением от 2,5 до 10 мм 2 выполняют с помощью аппарата ВКЗ -1 или

с применением клещей с  угольными электродами и обоймы. ВКЗ -1,которым выполняют

сварку скрутки жил  общим сечением до 1 мм2 ,состоит из сварочного

пистолета с пусковой аппаратурой, сварочного трансформатора, трансформатора

цепи управления и угольного  электрода (рис.1).Принцип сварки заключается  в том,

что при движении угольного  электрода пленка оксида Al2O3 ломается, а

расплавленный алюминий токопроводящих жил перемешивается, чем и обеспечивается

при остывании капли жидкого  алюминия надежный электрический контакт, имеющий

достаточную механическую прочность.

     Сварку осуществляют без применения флюса. Торец скрученных вместе жил на

длине 30—40 мм кусачками заостряют  с образованием угла 30 ° и зажимают в

губках держателя таким образом, чтобы заостренный торец упирался в лунку

угольного электрода, предварительно отведенного назад. Процесс сварки

происходит автоматически  после нажатия спускового рычага. Сварка прекращается

после оплавления жил на заданной длине, определяемой величиной  хода

подвижного электрода.

    Соединение и ответвление алюминиевых жил в клещах с двумя угольными

электродами и с применением  обоймы выполняют следующим образом. Приготовляют

прямоугольные стальные полоски  толщиной 0,3 —0,5 мм и размером 15х150 мм.

Снимают изоляцию с соединяемых  жил на длине 30 —40 мм. Жилы зачищают до

блеска, затем укладывают вместе при соединении две, а при  ответвлении — три

жилы, обжимают их стальной полоской, образующей обойму, так, чтобы  торцы

токопроводящих жил выступали  из обоймы на 2 мм, и зажимают обойму с проводами

плоскогубцами. Верхнюю часть  обоймы вместе с введенными в нее свариваемыми

проводами сжимают угольными электродами клещей.

     После расплавления концов жил (начало плавления определяют по осадке металла

в обойме) и остывания  металла снимают обойму, очищают  место сварки щеткой из

кардоленты и покрывают  соединение влагостойким изоляционным лаком. При

соединении жил открыто прокладываемых проводов и их ответвлений разгибают

жилы у места сварки и изолируют липкой лентой, а соединения, выполненные в

соединительных и ответвительных коробках, изолируют полиэтиленовыми

колпачками.

    Следует отметить, что электросварка методом контактного разогрева не требует

припоя и обеспечивает однородный и стабильный электрический  контакт,

обладающий необходимой механической прочностью.

    При всех способах сварки обязательно применение флюса. Исключение составляет

только соединение жил  сечением 2,5 —10 мм2 электросваркой контактным

разогревом с применением  обоймы или аппаратом ВКЗ -1,когда  применение флюса не

требуется, так как пленка оксида алюминия удаляется механическим путем.

Соединение алюминиевых  жил (сечением 2,5 —10 мм2) между собой и

алюминиевых с медными (сечением 1,5 —4 мм2) проводов и кабелей

выполняют электросваркой с  помощью угольного электрода, установленного в

электрододержателе и подключенного ко вторичной обмотке трансформатора

напряжением 9 —12 В. Мощность трансформатора 0,5 кВА.   

       Цепь замыкают через держатель, в котором зажаты скрученные жилы.         Предварительно с концов жил проводов и кабелей снимают изоляцию: у алюминиевых на длине 30 —40 мм, а при соединении алюминиевой с медной у первой —на длине 50 —65 мм,у второй —на длине 25 —35 мм.

   Жилы обрабатывают до металлического блеска щеткой из кардоленты или наждачной

бумагой. Алюминиевые жилы скручивают, подготавливая их к соединению сваркой.

    При соединении алюминиевой жилы с медной алюминиевую жилу навивают вокруг

медной или вокруг сложенных  вместе жил навивают отрезок алюминиевой  проволоки

сечением, равным сечению  соединяемой алюминиевой жилы.

   Место соединения покрывают тонким слоем флюса ВАМИ на длине 5 —6 мм.

Подготовленные концы  жил располагают вертикально, зажимают в

электрододержателе и сваривают путем прикасания угольного электрода к их

торцам. В процессе сварки угольный электрод прижимается к  торцам жил до

расплавления алюминия и  образования сварного шарика. При  сварке алюминиевых

жил с медными электрод прижимают к выступающему концу медной жилы до тех пор,

Информация о работе Соединение и оконцовка проводов и кабелей