Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 22:49, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является изучение экономико-математических методов и моделей в анализе и планировании деятельности предприятия в Афанасьевском районе.
Задачи данной работы:
изучить теоретические основы использования экономико-математического метода и моделей;
рассмотреть анализ затрат на производство;
рассмотреть влияние факторов на выручку от продажи продукции;
изучить анализ окупаемости затрат;
выявить анализ динамики выхода продукции;
рассмотреть структуру производства и реализацию продукции.
Введение………………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы использования экономико-математических методов и моделей…………………………………………………………………………………4
2. Использование функциональных факторных моделей в анализе эффективности производства продукции……………………………………………………………..10
2.1 Анализ затрат на производство продукции……………………………………..10
2.2 Анализ влияния факторов на выручку от продажи продукции……………….11
2.3 Анализ окупаемости затрат………………………………………………………12
3. Анализ динамики и прогнозирования выхода продукции………………………14
4.Экономико - математическая модель оптимизации структуры производства и реализации продукции…………………………………………………………..........18
4.1 Постановка задачи и формирование модели……………………………………18
4.2.Анализ оптимального решения………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………
Для решения стандартных проблем характерны четкость цели, возможность заранее выработать процедуры и правила ведения расчетов.
Существуют следующие предпосылки использования методов экономико-математического моделирования, важнейшими из которых являются высокий уровень знания экономической теории, экономических процессов и явлений, методологии их качественного анализа, а также высокий уровень математической подготовки, владение экономико-математическими методами.
Прежде чем приступить к разработке моделей, необходимо тщательно проанализировать ситуацию, выявить цели и взаимосвязи, проблемы, требующие решения, и исходные данные для их решения, вести систему обозначений и только тогда описать ситуацию в виде математических соотношений.
2. Использование функциональных
факторных моделей в анализе
эффективности производства
2.1 Анализ затрат на производство продукции.
Задача: определить структуру затрат на производство молока и влияние отдельных статей затрат на общую сумму затрат. Рассмотрим аддитивную факторную модель y=x1+x2+x3+x4
Таблица 1 - Затраты на производство молока, тыс. руб.
Показатели |
Анализируемое значение |
Базисное значение |
Всего затрат, в т.ч. |
7194 |
7013 |
оплата труда |
1435 |
1499 |
стоимость сырья |
2741 |
2415 |
амортизация |
1600 |
1530 |
прочие затраты |
1418 |
1569 |
Анализ аддитивной факторной модели начинаем со структуры затрат т.е. анализируем удельный вес факторов в результативном признаке. (Приложение А)
Таблица 1: в структуре затрат на производство молока оплата труда занимает 19,9% в анализируемом периоде и 21,4% в базисном. Удельный вес оплаты труда за анализируемый период уменьшился, а стоимость сырья, амортизация и прочие затраты увеличились. В анализируемом году наибольший удельный вес в структуре затрат занимают затраты на сырье.
Таблица 2: за анализируемый период оплата труда уменьшилась на 64 руб. или 0,913%. Затраты на сырье и амортизация увеличились на 326 руб. и 70 руб. Прочие затраты уменьшились на 151 руб. или 2,153%.
За счет увеличения удельного веса стоимости сырья с 34,4% до 38,1% общие затраты на производство молока увеличились на 291,734 руб. или 4,160%. Так же увеличились затраты за счет амортизации на 31,105 руб. или 0,444%.
За счет снижения удельного веса оплаты труда с 21,4% до 19,9% затраты на производство молока снизились на 95,830 руб. или 1,366%. Так же снизились затраты за счет прочих затрат на 168,711 руб. или 2,406%.
В целом за счет изменения всех статей затрат, затраты на производство молока увеличились на 181 руб. или 2,581%.
2.2 Анализ влияния факторов
на выручку от продажи
Задача: определить основные факторы изменения выручки от реализации молока. Используется мультипликативная факторная модель.
y=x1* x2*x3*x4
Для расчета таких моделей используется метод многофакторного индексного анализа, который предусматривает использование в качестве результата и последнего фактора первичного обобщающего показателя т. е. объемного показателя для формирования модели используется метод присоединения.
y = A1 – выручка от реализации молока
y = A1 * =
A2 – количество реализованной продукции.
Х1 = – цена реализации.
А3 – Количество произведенной продукции.
Х2 = – уровень товарности.
А4 – затраты труда.
Х3 = - производительность труда.
Х4 = А4
Таблица 2 - Первичные обобщающие показатели.
Показатели |
Анализируемое значение |
Базисное значение |
Выручка, тыс. р |
5603 |
5136 |
Количество реализуемой продукции |
19215 |
19279 |
Количество произведенной продукции |
20450 |
21309 |
Затраты труда, тыс. чел. час |
149,4 |
180,3 |
Анализ изменения показателей в анализируемом году по сравнению с базисным годом, на основе абсолютного и относительного отклонения. (Приложение Б)
Таблица 1: за анализируемый период выручка от продажи молока увеличилась на 467 руб. или 9,09%, количество реализованной продукции снизилось на 64 руб. или на 0,33%, и количество произведенной продукции так же уменьшилось на 859 руб. или 4,03%. Затраты труда уменьшились на 30,90 руб. или на 17,14%.
Таблица 2: за анализируемый период цена реализации увеличилась на 0,03тыс. руб. на центнер или 9,46%, уровень товарности увеличился 0,03 тыс. руб. на центнер или на 3,85%, производительность так же увеличилась на 18,69 тыс. руб. на центнер или на 15,82%.
За счет роста цены реализации выручка от продажи молока увеличилась на 484,05 тыс.руб. или 9,42%, за счет роста уровня товарности увеличилось количество реализованной продукции на 189,99 тыс.руб. или 3,70%, количество произведенной продукции так же увеличилось на 673,17 тыс.руб. или 13,11%. Затраты труда уменьшились на 880,21 тыс.руб. или 17,14%.
2.3 Анализ окупаемости затрат.
Задача: определить основные факторы изменения выручки от реализации молока на 1 руб. затрат . Используем кратную факторную модель вида:
y= выручка на 1 руб. затрат (окупаемость)
– выручка,
- статьи затрат.
Таблица 3 - Объемы реализации и затрат на производство молока, тыс. руб.
Показатели |
Анализируемое значение |
Базисное значение |
Выручка |
5603 |
5136 |
Оплата труда |
1435 |
1499 |
Затраты сырья |
2741 |
2415 |
Амортизация |
1600 |
1530 |
Прочие затраты |
1418 |
1569 |
Анализ отклонения факторов и изменения результата (окупаемости затрат) за счет факторов. (Приложение В)
Выручка за анализируемый период увеличилась на 467 тыс.руб. или 9,09%, оплата труда уменьшилась на 64 тыс.руб. или 4,27%, затраты на сырье увеличились на 326 тыс.руб. или 13,50%, амортизация тоже увеличилась на 70 тыс.руб. или 4,58%, прочие затраты уменьшились на 151 тыс. руб. или 9,62%.
В целом окупаемость затрат увеличилась на 0,05 тыс.руб. или 6,35%. За счет роста выручки окупаемость затрат увеличилась на 0, 07тыс.руб. или 8,98%, за счет снижения оплаты труда окупаемость затрат увеличилась на 0,01 тыс.руб. или 0,93%, за счет роста затрат на сырье окупаемость затрат уменьшилась на 0,03 тыс.руб. или 4,74%, за счет роста амортизации окупаемость затрат уменьшилась на 0,01тыс.руб. или 1,02%, и за счет уменьшения прочих затрат окупаемость увеличилась на 0,02тыс.руб. или 2,19%.
Сопоставляя относительное изменение результата за счет факторов, можно выявить какие из факторов оказывает наибольшее влияние – это выручка и затраты сырья.
3. Анализ динамики и прогнозирования выхода продукции.
Для оценки взаимосвязей между признаками используются методы регрессионного анализа.
Зависимость между результатом и факторами производства записываются виде модели:
y = F(xi)+E
где E – ошибка взаимосвязей результата y и факторов xi.
Частым случаем является временные функции:
y = F(t)+E, где в качестве фактора выступает t – период времени.
Задача: рассчитать однофакторную экономико-статистическую модель, проанализировать динамику выхода продукции и определить прогноз на 2015 год.
Таблица – Динамика выхода продукции.
Годы |
Номер года, t |
Выход продукции, y |
2002 |
1 |
18,3 |
2003 |
2 |
13,3 |
2004 |
3 |
16,2 |
2005 |
4 |
9,8 |
2006 |
5 |
11,6 |
2007 |
6 |
9,2 |
2008 |
7 |
15,0 |
2009 |
8 |
15,0 |
2010 |
9 |
15,2 |
2011 |
10 |
16,1 |
2012 |
11 |
19,0 |
2013 |
12 |
9,4 |
В характеристике распределений необходимо проанализировать среднее значение и коэффициент вариации результативного признака. (Приложение Г)
Коэффициент вариации позволяет судить о количественной однородности исходных данных, если коэффициент меньше 0,33 или 33% то данные количественно однородны.
По анализированной совокупности данных среднее значение выхода продукции составляет 14,008 т., при этом коэффициент вариации 0,240<0,33 и анализируемые данные количественно однородны.
Таблица 1: используем статистические критерии, необходимо обосновать выбор модели, т.е. уравнения регрессии для анализа зависимости y от t, т.е. для анализа динамики выхода продукции.
Средний коэффициент аппроксимации равен 0,127
Корреляционное отношение равно 0,735
Среднеквадратическое отклонение остатков составляет 2,391
Нормальность распределения отклонений составляет 0,962
Т-критерий равен 3,425
F-критерий равен 384,335
Коэффициент автокорреляции равен -0,398
По большинству критериев выбирается функция для анализа динамики и прогнозирования выхода продукции. На основе аналитического уравнения и коэффициентов регрессии записывается уравнение функции:
y=a0+a1x+a2x2+a3x3
y=26,232 - 8,553x+1,466x2-0,071x3
На основе фактических и расчетных данных по функции (таблица 2) можно построить график динамики выхода продукции.
Прогноз yосуществляется путем подстановки в модель планируемого значения фактора.
По выбранной модели прогноз выхода продукции на 2015 год (при х=14) составит -1,222.
Если прогноз существенно отличается от исходных данных, то для прогнозирования необходимо использовать модель, которая несущественно отличается от оптимальной.
Используем параболу второго порядка и прогноз составит 17,438
Полученный прогноз является точечным, так как это единственное значение прогнозируемого показателя.
Достижения в будущем полученного прогноза маловероятно, по этому рассчитывается интервальный прогноз.
Ut=Sy*
Sy – Среднее квадратичное отклонение.
Sy=
n- число наблюдений = 12;
m–число параметров в уравнении m=2;
Ттабл=1,813
k – шаг прогноза = 2
=6,5
Расчетная таблица
ti |
ti- |
y-yрасч |
(y-yрасч)2 | |
1 |
-5,5 |
30,25 |
2,744 |
7,52954 |
2 |
-4,5 |
20,25 |
-1,442 |
2,07936 |
3 |
-3,5 |
12,25 |
2,112 |
4,46054 |
4 |
-2,5 |
6,25 |
-3,793 |
14,3868 |
5 |
-1,5 |
2,25 |
-1,659 |
2,75228 |
6 |
-0,5 |
0,25 |
-3,884 |
15,0855 |
7 |
0,5 |
0,25 |
1,931 |
3,72876 |
8 |
1,5 |
2,25 |
1,787 |
3,19337 |
9 |
2,5 |
6,25 |
1,682 |
2,82912 |
10 |
3,5 |
12,25 |
2,118 |
4,48592 |
11 |
4,5 |
20,25 |
4,394 |
19,3072 |
12 |
5,5 |
30,25 |
-5,99 |
35,8801 |
Сумма |
- |
143 |
- |
115,719 |
Sy= = 3,40
Ut= 3,40*1,813* = 7,46
17,438-7,46 17,438+7,46
9,978 24,898
Таким образом с вероятностью 0,95 прогноз выхода продукции составит от 4,321 до 23,021.
4.Экономико - математическая модель оптимизации структуры производства и реализации продукции.
4.1 Постановка задачи и формирование модели.
Задача: определить оптимальную структуру производства молока и каналов реализации при наличии имеющихся производственных ресурсов и с целью получения максимальной выручки от реализации продукции.
Таблица1 – Затраты и наличие производственных ресурсов.
Вид ресурса |
Молоко жирностью 2,5% |
Молоко жирностью 3,2% |
Наличие ресурса |
1.Производственные мощности, т. |
1 |
1 |
1580 |
2.Сырье, т. |
0,82 |
0,91 |
1780 |
3.Трудовые ресурсы, чел/ч. |
8,9 |
9,5 |
28400 |
Минимальная загрузка производственных мощностей составляет 90%.
1580*90% = 1422
Для молока жирностью 2,5% предусматривается один канал реализации, а для молока 3,2% - пять каналов. Минимальный объем реализации молока 2,5% жирности составляет 2% от общего объема производимой продукции.
Цена реализации при этом составляет 28,5 тыс. руб. за тонну.
Таблица 2 - Цена и структура каналов реализации молока жирностью 3,2%.
Показатели |
1 канал реализации |
2 канал реализации |
3 канал реализации |
4 канал реализации |
5 канал реализации |
Структура, % |
2-4 |
4-7 |
10-16 |
12-18 |
57-66 |
Цена 1 т., тыс.руб. |
29,6 |
30,1 |
32,4 |
33,2 |
30,3 |
Формирование экономико-математической модели.