Линейное программирование. Транспортная задача

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 00:23, задача

Описание работы

Задача 4.1
В пунктах Аi (i=1, 2, 3)производится однородная продукция в количестве аi единиц. Себестоимость единицы продукции в i-м пункте равна Ci. Готовая продукция поставляется в пункты Вj (j=1, 2, 3, 4), потребности которых составляют bj ед. стоимость перевозки единицы продукции из пункта Ai в пункт Bj задана матрицей Cij.
Данные:
Производители Аj Потребители Вj
Запасы
ai Себестоимость
Ci 146 131 201 178
320 6 2 9 2 3
198 2 9 10 1 2
305 1 10 6 3 4
Требуется:
1) Написать математическую модель прямой и двойственной задач с указанием экономического смысла всех переменных;
2) Составить план перевозки продукции, при котором минимизируются суммарные затраты по ее изготовлению и доставке потребителям для условия что продукция произведенная в пункте Ai, где себестоимость её производства наименьшая, распределяется полностью;
3) Вычислить суммарные минимальные затраты Zmin;
4) Узнать в какие пункты развозится продукция от поставщиков;
5) Установить пункты, в которых останется нераспределенная продукция, и указать её объем.

Файлы: 1 файл

Zadacha_4_1.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

ЗАДАНИЕ 4.    Тема:   «ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ.

                                                         ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА».

    Задача 4.1

 

В пунктах Аi (i=1, 2, 3)производится однородная продукция в количестве аi единиц. Себестоимость единицы продукции в i-м пункте равна Ci. Готовая продукция поставляется в пункты Вj (j=1, 2, 3, 4), потребности которых составляют bj  ед. стоимость перевозки единицы продукции из пункта Ai в пункт Bj задана матрицей Cij.

 

Данные:

 

 Производители Аj

              Потребители  Вj

Запасы

ai

Себестоимость

Ci

146

131

201

178

320

6

2

9

2

3

198

2

9

10

1

2

305

1

10

6

3

4


 

Требуется:

  1. Написать математическую модель прямой и двойственной задач с указанием экономического смысла всех переменных;
  2. Составить план перевозки продукции, при котором минимизируются суммарные затраты по ее изготовлению и доставке потребителям для условия что продукция произведенная в пункте Ai, где себестоимость её производства наименьшая, распределяется полностью;
  3. Вычислить суммарные минимальные затраты Zmin;
  4. Узнать в какие пункты развозится продукция от поставщиков;
  5. Установить пункты, в которых останется нераспределенная продукция, и указать её объем.

Решение.

3

Σ аi= 320+198+305=823;

i=1

 

4

Σ bj = 146+131+201+178=656;

j=1

так как

3                4

Σ аi ≠Σ bj   , то задача  несбалансированна, излишек продукции у

i=1           j=1-

производителей  в объеме  823-656=167 ед., поэтому в таблицу добавляем фиктивного потребителя. Итоговая стоимость доставки равна сумме себестоимости и расходов на перевозку. У дополнительного потребителя стоимость доставки равна 0, за исключением клетки (1,5). Так как она соответствует пункту А3, в котором себестоимость продукции наименьшая. Стоимость доставки в этой клетке положим равной 100:с35=100.


                            ПОТРЕБИТЕЛИ

ПОСТАВЩЕКИ

В1

В2

В3

В4

В5

146

131

201

178

167

А1

320

8

15

8

9

0

А2

198

11

12

3

4

0

А3

305

11

7

4

5

100


 

1) Математическая   модель  прямой задачи:

 

Z=8*х11+15*х12+8*х13+9*х14+11*х21+12*х22+3*х23+4*х24+11*х31+

     +7*х32+4*х33+5*х34→min

 

Система ограничений для поставщиков:

х11+х12+х13+х14+х15=320

х21+х22+х23+х24+х25=198

х31+х32+х33+х34+х35=305

 

система ограничений для потребителей:

х11+х21+х31 =146

х12+х22+х32 =131

х13+х23+х33 =201

х14+х24+х34 =178

х15+х25+х35 =167

xij>0,  i=1,3;  j=1,5.

 

Математическая модель двойственной задачи :

Z'=320*u1+198*u2+305*u3+146*v1+131*v2+201*v3+178*v4+167*v5→max

 

                                            ui+vj <cij ,

                      ui , vj  - произвольного знака.

 

где ui – условные оценки поставщиков (i=1,3),

       vj – условные оценки потребителей (j=1,5).

     

 

          Экономический смысл переменных :

 

xij – количество груза перевозимых от i-uj поставщика j-му потребителю;

cij – стоимость перевозки единицы продукции от i-го поставщика j-му потребителю;

Z  – целевая функция прямой задачи (сумма затрат);

Z' – целевая функция двойственной задачи (суммарная потенциальная прибыль от перевозки продукции);

ui  –  потенциал i-го поставщика (условная оплата перевозчику за вывоз единицы груза из i-го пункта отправителя);

vj  –  потенциал j - го потребителя (условная оплата перевозчику за доставку единицы груза в j-ый пункт назначения);

 

 

2) Для построения начального опорного плана применяем метод наименьшего элемента. Количество базисных клеток в невырожденном плане

 r=m+n-1=3+5-1=7.

 

 

                            ПОТРЕБИТЕЛИ

ПОСТАВЩЕКИ

В1

В2

В3

В4

В5

ui

146

131

201

178

167

А1

320

146

86

7-W

15

+W

8

 

9

167

0

u1=0

А2

198

 

11

 

12

198

3

 

4

 

0

u2=-9

А3

305

 

11

124+W

7

3-W

4

178

5

 

100

u3=-8

vj

v1=8

v2=15

v3=12

v4=13

v5=0

W=3


 

        Применим метод потенциалов. Для базисных клеток составим систему управлений

ui+vj=cij получаем  систему управлений:

u1+v1=c11=8       u1+v2=c12=15         u1+v5=c15=0        u2+v3=c23=3    

u3+v2=c322=7         u3+v3=c33=4            u3+v4=c34=5     

       Так как переменных на 1 больше, чем уравнений, то обнулим переменную

u1=0. Тогда система уравнений имеет следующее решение: v1=8, v2=15, v3=12,

v4=13, v5=0, u2= -9, u3= -8.

        Проверим условие оптимальности, т.е. выполнение неравенства

ui+vj <cij  для свободных клеток:

 

u1+v3<с13    0+12=12>8            - ∆13= -4

u1+v4<с14    0+13=13>9            - ∆13= -4

u2+v1<с21    -9+8= -1<11         +         

u2+v2<с22    -9+15=6<12          +

u2+v4<с24    -9+13=4=4

u2+v5<с25    -9+0=-9<0            +         

u3+v1<с31    -8+8=0<11            +         

u3+v5<с35    -8+0=-8<100          +         

           В клетке (1;3) неравенство  не выполняется на 4, а в клетке (1;4)-на 4.

Ставим в клетку (1;3) коэффициент W со знаком «+».

           Контур перераспределения груза  проходит через клетки (1;3); (3;3); (2;3); (1;2).

W=min {3,7}=3.

 

     Вычисляем  новую таблицу с учетом перераспределения  груза и проверяем ее на  оптимальность.

 

                            ПОТРЕБИТЕЛИ

ПОСТАВЩЕКИ

В1

В2

В3

В4

В5

ui

146

131

201

178

167

А1

320

146

8

4-W

15

3+ W

8

 

9

167

0

u1=0

А2

198

 

11

 

12

198-W

3

+W

4

 

0

u2=-5

А3

305

 

11

127+W

7

 

4

178-W

5

 

100

u3=-8

vj

v1=8

v2=15

v3=8

v4=43

v5=0

W=4


 

 

       Для  базисных  клеток составим систему уравнений ui+vj <cij . Получаем систему уравнений:

 

u1+v1=c11=8       u1+v2=c12=15         u1+v3=c13=8        u1+v5=c15=0    

u2+v3=c23=3         u3+v2=c32=7              u3+v4=c34=5     

 

       Так как переменных на 1 больше, чем уравнений, то обнулим переменную

u1=0.  Тогда система уравнений имеет следующее решение: v1=8, v2=15, v3=8,

v4=13, v5= 0, u2= -5, u3= - 8.

 

       Проверим  условие оптимальности, т.е. выполнение  неравенства ui+vj <cij  для свободных клеток:

 

u1+v4<с14    0+13=13>9            -    ∆24=-4                       

u2+v1<с21    -5+8= 3<11           +    

u2+v2<с22    -5+15=10<12        +              

u2+v4<с24    -5+13=8>4            -       ∆24=-4             

u2+v5<с25    -5+0= -5<0            +

u3+v1<с31    -8+8=0<11           +

u3+v3<с33    -8+8=0<4              +

u3+v5<с35    -8+0= -8<100       +

 

            В клетке (1;3) и (1;4 ) неравенство  не выполняется на 4, Ставим в клетку (1;3) коэффициент W со знаком «+».

 

           Контур перераспределения груза проходит через клетки (1;3); (3;3); (2;3); (1;2).

W=min {3;7}=3.

          

 

 

         Вычисляем новую таблицу с учетом перераспределения груза и проверяем ее на оптимальность.

 

                            ПОТРЕБИТЕЛИ

ПОСТАВЩЕКИ

В1

В2

В3

В4

В5

ui

146

131

201

178

167

А1

320

146

8

 

15

7

8

 

9

167

0

u1=0

А2

198

 

11

 

12

194

3

4

4

 

0

u2= -5

А3

305

 

11

131

7

 

4

174

5

 

100

u3= -4

vj

v1=8

v2=11

v3=8

v4=9

v5=0

 

Информация о работе Линейное программирование. Транспортная задача