Методология прогнозирования платежного баланса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать платежный баланс как инструмент экономического анализа, выявить особенности методологических подходов к составлению и прогнозированию платежного баланса Республики Беларусь, составить модель с последующим прогнозом показателя объема внешней торговли товарами и услугами Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Сущность платежного баланса и факторы его определяющие……………...5
2. Методология прогнозирования платежного баланса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..12
3. Практика применения экономико-математического моделирования платежного баланса Республики Беларусь…………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 67.20 Кб (Скачать файл)

Международное движение ссудного капитала классифицируется по признаку срочности.

Долгосрочные  и среднесрочные операции включают государственные и частные займы  и кредиты, предоставленные на срок более одного года. Получателями государственных  займов и кредитов выступают преимущественно отстающие от лидеров страны, в то время как передовые развитые государства являются главными кредиторами. По-иному выглядит картина с частными долгосрочными займами и кредитами. Здесь также развивающиеся страны прибегают к заимствованию у частных кредитно-финансовых институтов развитых стран. Но и в развитых странах корпорации активно используют привлечение ресурсов с мирового рынка в форме выпуска долгосрочных ценных бумаг или банковского кредита.  
Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до года, текущие счета национальных банков в иностранных банках (авуары), перемещение денежного капитала между банками. В последние два десятилетия межбанковские краткосрочные операции на мировом денежном рынке приобрели большой размах. Если в 60-70-е годы преобладало стихийное перемещение «горячих» денег, что усиливало инфляцию и кризис Бреттон-вудской валютной системы, то в 80-е годы основной поток краткосрочных денежных капиталов (ежегодно 100—150 млрд. долларов) направляется в США, привлекаемый сравнительно высокими процентными ставками и курсом доллара (в начале 90-х годов снизился до 70 млрд. долларов).

Заключительные  статьи платежного баланса отражают операции с ликвидными валютными  активами, в которых участвуют  государственные валютные органы, в  результате чего происходит изменение  величины и состава централизованных официальных золото - валютных резервов. [3, стр.332-334]

Платежный баланс имеет прямую и обратную связь  с воспроизводством. С одной стороны, он складывается под влиянием процессов, происходящих в воспроизводстве, а  с другой - воздействует на него, так  как влияет на курсовые соотношения  валют, золото - валютные резервы, валютное положение, внешнюю задолженность, направление экономической, в том  числе валютной, политики, состояние  мировой валютной системы. Платежный  баланс дает представление об участии  страны в мировом хозяйстве,   масштабах,   структуре   и   характере   ее   внешнеэкономических  связей. В платежном балансе отражаются:

a. Структурные диспозиции экономики, определяющие разные возможности экспорта и потребности импорта товаров, капиталов и услуг;

б. Изменения в соотношении рыночного и государственного регулирования экономики;

в. Конъюнктурные факторы (степень международной конкуренции, инфляции, изменения валютного курса и др.).

На состояние  платежного баланса влияет ряд факторов.

1. Неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция.

 2. Циклические колебания экономики. В платежных балансах находят выражение колебания, подъемы и спады хозяйственной активности в стране, так как от состояния внутренней экономики зависят ее внешнеэкономические операции. Колебания платежного баланса, обусловленные механизмом промышленных циклов, способствуют перенесению внутриэкономических циклических процессов из одной страны в другие. Рост производства вызывает увеличение импорта топлива, сырья, оборудования, а при замедлении темпов экономического роста ввоз товаров сокращается. Экспорт товаров, капиталов, услуг в большей степени реагирует на изменения условий мирового рынка. При вялом хозяйственном развитии вывоз капитала обычно увеличивается. При ускоренном развитии экономики, когда растут прибыли, усиливается кредитная экспансия в стране, повышается процентная ставка, темп вывоза капитала падает. В силу асинхронности современного экономического цикла его колебания влияют на платежный баланс зачастую косвенно. Мировые экономические кризисы приводят к крупномасштабным дефицитам платежных балансов то одних, то других стран.

3. Рост заграничных государственных расходов. Тяжелым бременем для платежного баланса являются внешние правительственные расходы, которые преследуют разнообразные экономические и политические цели.

4. Милитаризация экономики и военные расходы. Косвенное воздействие военных расходов на платежный баланс определяется их влиянием на условия производства, темпы экономического роста, а также масштабами изъятия из гражданских отраслей ресурсов, которые могли бы использоваться для капиталовложений, в частности в экспортные отрасли. Если экспортные отрасли загружены военными заказами, а средства, которые можно применить для расширения вывоза товаров, направляются на военные цели, это приводит к сокращению экспортных возможностей страны. Гонка вооружений вызывает увеличение импорта военно-стратегических товаров, в том числе многих видов сырья (нефти, каучука, цветных металлов), сверх нормальных потребностей мирного времени.

5.Усиление  международной финансовой взаимозависимости. В современных условиях движение финансовых потоков стало важной формой международных экономических связей. Это обусловлено увеличением масштабов вывоза капиталов, развитием мирового рынка ссудных капиталов, включая еврорынки, финансовые рынки, в условиях либерализации условий сделок. Важным фактором движения капиталов стали усиление не равновесия платежного баланса и потребность в привлечении заемных средств    для    покрытия    его   пассивного    сальдо.    В   итоге   финансовая взаимозависимость стран стала сильнее коммерческой взаимозависимости. Это   усиливает   валютные   и   кредитные   риски,   в   первую   очередь риск неплатежеспособности заемщика.

Двойственное  влияние вывоза капитала на платежный  баланс страны-экспортера заключается  в том, что он увеличивает его  пассив, но служит базой для притока  в страну процентов и дивидендов через определенный период. Однако приток процентов и дивидендов уменьшается  при реинвестиции части прибылей в стране приложения капитала.

6. Изменения  в международной торговле. НТР, рост интенсификации хозяйства, переход на новую энергетическую базу вызывают структурные сдвиги в международных экономических связях. Более интенсивной стала торговля готовыми изделиями, в том числе наукоемкими товарами, а также нефтью, энергоресурсами.

В географии  товарных потоков наметился сдвиг  в сторону расширения обмена между  промышленно развитыми странами (70% мировой торговли; стран ЕС - 38%) при сокращении удельного веса развивающихся в их внешней торговле. Взаимная торговля промышленно развитых стран поглощает 80% их экспорта (стран ЕС - 58%), а торговля между развивающимися  странами  составляет лишь 1/4  их  экспорта. Это обостряет конкуренцию на мировом рынке.

7. Влияние валютно-финансовых факторов на платежный баланс. Девальвация обычно поощряет экспорт, а ревальвация стимулирует импорт при прочих равных условиях. Нестабильность мировой валютной системы ухудшает условия международной торговли и расчетов. В ожидании снижения курса национальной валюты происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту: импортеры стремятся ускорить платежи, а экспортеры, напротив: задерживают получение вырученной иностранной валюты. Достаточен небольшой разрыв в сроках международных расчетов, чтобы вызвать значительный отлив капиталов из страны.

8. Отрицательное влияние инфляции на платежный баланс. Это происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу.  
Чрезвычайные обстоятельства - неурожай, стихийные бедствия, катастрофы и т.д. отрицательно влияют на платежный баланс. [10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Методология прогнозирования платежного баланса в Республике Беларусь

 

Прогнозирование платежного баланса занимает одно из важнейших мест в системе социально-экономического прогнозирования в Республике Беларусь. Это обусловливается высокой  открытостью экономики, что определяет тесную связь внутреннего рынка  страны с процессами, происходящими  в мировой экономике, прежде всего  посредством канала внешней торговли и участия в международных  потоках капитала. Высокая зависимость  эффективности экономики от внешнеэкономических  факторов требует качественной оценки перспективной динамики внешнеэкономических  операций, описываемых в первую очередь  с помощью данных платежного баланса.

Кроме того, важность прогнозирования внешнеэкономических  отношений государства заключается  в тесной связи показателей платежного баланса с другими макроэкономическими  показателями. Так, на формирование платежного баланса оказывает влияние комплекс мер денежно-кредитной и бюджетно-налоговой  политики, а также институциональные  и структурные характеристики экономики. В свою очередь, требуется учет параметров платежного баланса при выборе того или иного сценария макроэкономической политики.

Особую  роль прогнозирование платежного баланса  приобретает в связи с развитием  современных процессов мирового рынка. Наличие внешнеэкономических  рисков повышает значимость прогноза параметров платежного баланса при  выборе мер экономической политики. Выбор сценария социально-экономического развития без учета рисков платежного баланса может привести к недооценке внешних угроз, которые в состоянии  повлиять на внутреннюю финансовую и  внешнеэкономическую ситуацию.

В связи  с этим возникает необходимость  изучения системы прогнозирования  платежного баланса в Республике Беларусь, а также качественного  анализа разрабатываемых прогнозов.

В целом  государственное прогнозирование  в стране осуществляется на основе Закона Республики Беларусь от 05.05.1998 №157-З  “О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Республики Беларусь”. Закон  предусматривает разработку прогнозов  социально-экономического развития “в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних  политических, экономических и других факторов”. Четкое указание на наличие сценариев прогноза в законодательстве особенно важно для качественного прогнозирования платежного баланса вследствие ограниченного влияния страны на внешнеэкономическую конъюнктуру. Учитывая, что Республика Беларусь является страной с малой открытой экономикой, ориентированной на экспорт, динамика внешнеэкономических операций во многом будет предопределять развитие экономики в целом. В этих условиях принципиально важной является оценка основных внешних факторов, оказывающих влияние на внешнеэкономические показатели. К ним целесообразно относить динамику спроса в странах — основных торговых партнерах, условия заимствований на мировых финансовых рынках, внешние цены на основные товарные позиции экспорта и импорта. Например, для Республики Беларусь рост цен на калийные удобрения приведет к более значительному притоку валюты в страну. В то же время увеличение цен на газ будет приводить к увеличению импорта и ухудшению текущего счета платежного баланса, а также окажет прямой эффект на состояние государственного бюджета, что потребуется компенсировать с помощью дополнительных стабилизационных мер. В этих условиях при подготовке прогноза принципиальной является оценка наиболее вероятного сценария развития внешней среды для принятия его в качестве базового и прямое указание внешних факторов для повышения его транспарентности.

Разработка  различных сценариев развития экономики  и платежного баланса в зависимости  от воздействия внешних условий  предполагает разработку органами государственного управления соответствующих пакетов  мер, предусматривающих реакцию  денежно-кредитной и бюджетно-налоговой  политики на предполагаемые воздействия. Это позволит более полно представлять направления развития экономики  в условиях вероятных изменений  внешнеэкономических условий, а  также осуществлять более оперативное  и системное реагирование на данные изменения, что повышает гибкость проводимой экономической политики и эффективность  адаптации экономики к внешним  воздействиям.

Начиная с концепции прогноза на 2007 г. в  рамках краткосрочного прогноза упоминаются  влияние развития стран — торговых партнеров и возможные цены на импортируемый газ. В Концепции  социально-экономического прогноза на 2008 год уже отмечено развернутое  описание условий внешней среды  на качественном уровне. В проекте  Концепции прогноза социально-экономического развития на 2009 год, предполагающем зависимость  динамики ВВП от развития в странах  — торговых партнерах, были сформулированы различные сценарии развития экономики. Вместе с тем неблагоприятный  сценарий имел описание негативных явлений, способных оказать влияние на экономику Беларуси лишь на качественном уровне, без указания возможных в  этих условиях количественных параметров основных макроэкономических индикаторов. В целом изменение подходов к  формированию макроэкономических прогнозов  характеризует рост понимания необходимости  более качественного учета влияния  факторов внешней среды со стороны  органов прогнозирования. Тем не менее использование лишь качественных показателей не представляется достаточным  для предвидения вариантов развития экономики, что, соответственно, ограничивает возможности реагирования на изменение  внешних условий. В подобных условиях разработанные меры зачастую носят  недостаточно системный характер и  направлены скорее на устранение симптомов, а не фундаментальных проблем экономики. В этой связи авторы полагают, что одним из факторов, значительно повышающих эффективность управления, может являться улучшение качества прогнозирования.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь разработка прогноза платежного баланса возложена на Министерство экономики и является одной из основных его задач. Кроме того, участие  в разработке прогноза платежного баланса  принимает Министерство финансов  и Министерство иностранных дел. Функции последнего связаны с  прогнозированием показателей внешней  торговли.

Информация о работе Методология прогнозирования платежного баланса в Республике Беларусь