Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:30, курсовая работа
Как и любая картотека, компьютерная информационная модель должна отвечать интересам определенного пользователя. Поэтому постановка задачи создания информационной модели тесно увязана с целями моделирования. В самом общем приближении можно выделить следующие цели:
хранение информации;
возможность упорядочения данных по некоторым признакам;
возможность создания различных критериев выбора данных;
представление информации в удобном для пользователя виде.
В современных условиях выбор модели компьютерной базы данных является первым шагом для реализации функциональных задач в любой предметной области.
Введение 2
1 Теоретическая часть 4
1.1 Понятие базы данных 4
1.2 Особенности разработки компьютерной информационной модели в среде баз данных 5
1.3 Классификация баз данных 8
1.4 Реляционная модель 9
1.5 Иерархическая модель 10
1.6 Сетевая модель 13
2 Практическая часть 16
2.1 Постановка задачи 16
2.1.1 Цель решения задачи 16
2.2 Компьютерная модель решения задачи 18
2.2.1 Информационная модель решения задачи 18
2.2.2 Аналитическая модель решения задачи 19
2.3 Результаты компьютерного эксперимента и их анализа 29
2.3.1 Результаты компьютерного эксперимента 29
2.3.2 Анализ полученных результатов 30
Заключение 32
Список используемой литературы 33
Узел - информационная модель элемента, находящегося на данном уровне иерархии.
Свойства иерархической модели базы данных:
Рассмотрим иерархическую модель на примере базы данных «Студенты», построенной нами ранее. С точки зрения иерархической модели, она должна принять следующий вид: в состав входят группы; у каждой группы свой куратор, в состав каждой группы входят конкретные ученики. Модель может быть представлена в виде схемы (рисунок 1.5).
Рис. 1.5 – Иерархическая структура базы данных «Студенты»
Важно отметить, что в дереве, между верхними и нижними объектами, задано отношение «один ко многим» (т.е. одному факультету соответствует много групп, группе – много студентов). Недостатком деревьев, в отличие от других структур данных, является усложненная организация поиска. Для того чтобы найти нужные данные, необходимо перемещаться с ветки на ветку до тех пор, пока не будет найден нужный листок.
Каждый узел в иерархической схеме удобно описывать в виде таблиц, т. е. применять реляционную модель. Таким образом, базы данных можно описывать совокупностью нескольких моделей.
Иерархической базой данных является Каталог папок Windows, с которым можно работать, запустив Проводник. Верхний уровень занимает папка Рабочий стол. На втором уровне находятся папки Мой компьютер, Мои документы, Сетевое окружение и Корзина, которые являются потомками папки Рабочий стол, а между собой является близнецами. В свою очередь, папка Мой компьютерявляется предком по отношению к папкам третьего уровня -папкам дисков (Диск 3,5(А:), (С:), (D:), (Е:), (F:)) и системным папкам.
Классическим примером иерархической базы данных является база данных Доменная система имен подключенных к Интернету компьютеров. На верхнем уровне находится табличная база данных, содержащая перечень доменов верхнего уровня (всего 264 домена). Наиболее крупным доменом является домен net (около 48 миллионов серверов). На втором уровне находятся табличные базы данных, содержащие перечень доменов второго уровня для каждого домена первого уровня. На третьем уровне могут находиться табличные базы данных, содержащие перечень доменов третьего уровня для каждого домена второго уровня, и таблицы, содержащие IP-адреса компьютеров, находящихся в домене второго уровня
База данных Доменная система имен должна содержать записи обо всех компьютерах, подключенных к Интернету, то есть более 150 миллионов записей. Размещение такой огромной базы данных на одном компьютере сделало бы поиск информации очень медленным и неэффективным. Решение этой проблемы было найдено путем размещения отдельных составных частей базы данных на различных DNS-серверах. Таким образом, иерархическая база данных Доменная система имен является распределенной базой данных.
Известные иерархические СУБД: Information Management System (IMS) фирмы IBM; Time-Shared Date Management System (TDMS) компании Development Corporation; реестр Windows.
Сетевой подход к организации данных является расширением иерархического подхода. В иерархических структурах запись-потомок должна иметь в точности одного предка; в сетевой структуре данных у потомка может иметься любое число предков. Сетевая модель представляет собой произвольный граф: каждый объект может быть связан с любым другим объектом. В сетевой модели принята свободная связь между элементами разных уровней.
Основные элементы сетевой модели:
Особенности построения сетевой модели данных:
Сетевой базой данных фактически является Всемирная паутина глобальной компьютерной сети Интернет. Гиперссылки связывают между собой сотни миллионов документов в единую распределенную сетевую базу данных.
Типичным представителем
систем, основанных на сетевой модели
данных, является СУБД IDMS (Integrated Database Management
System), разработанная компанией Cullinet
Software, Inc. и изначально ориентированная
на использования на мейнфреймах
компании IBM. Архитектура системы
основана на предложениях Data Base Task Group
(DBTG) организации CODASYL (COnference on DAta SYstems Languages),
которая отвечала за определение
языка программирования COBOL. Отчет DBTG
был опубликован в 1971 г., и вскоре
после этого появилось
Издательство ООО «ЮНИТИ-ДАНА»
реализует учебную
В вузах на экономических
специальностях ежегодно обучается
различное количество студентов, но
плановый новый набор и количество
уже обучающихся студентов
Целью курсового проектирования является расчет планируемых затрат на приобретение литературы для студентов, обучающихся по экономическим специальностям, и сравнительный анализ затрат по вузам.
2.1.2 Условие задачи
Входной оперативной информацией для задачи служат данные о численности студентов экономических специальностей вузов. На основании сведений, поданных вузами, создается экранная форма, представленная на рисунке 2.1.
Численность студентов экономических специальностей
№ п/п |
наименование организации |
количество студентов, чел. |
Рис. 2.1 – Данные о численности студентов экономических специальностей по каждому вузу
Для решения задачи используются нормативно-справочные документы: справочник стоимостей литературы, содержащий следующие реквизиты: наименование вуза и средние стоимости по видам учебной литературы (рисунок 2.2), и справочник торговых скидок, содержащий процент торговой скидки по вузам (рисунок 2.3).
Средняя стоимость литературы на одного студента, руб
Наименование вуза |
Учебники |
Учебные пособия |
Практикумы | |||
ВЗФЭИ |
469 |
156 |
117 | |||
МЭСИ |
387 |
111 |
94 | |||
МГУ |
354 |
125 |
103 | |||
МГТУ |
212 |
165 |
118 | |||
РЭА |
398 |
178 |
128 | |||
МИМО |
335 |
134 |
106 |
Рис. 2.2 – Структура документа «Справочник стоимостей литературы»
Процент торговой скидки по вузам
Наименование вуза |
Скидка, % |
ВЗФЭИ |
11,0 |
МЭСИ |
9,5 |
МГУ |
9,4 |
МГТУ |
8,4 |
РЭА |
9,1 |
МИМО |
8,6 |
Рис. 2.3 – Структура документа «Справочник торговых скидок»
В результате следует рассчитать общую среднюю стоимость учебной литературы по каждому вузу на одного студента и стоимости приобретаемой учебной литературы с учетом количества студентов, обучающихся по экономическим специальностям, и издательской скидки по каждому вузу и по всем вузам в целом. Информация выдается в документах, представленных на рисунках 2.4 – 2.5.
Средняя стоимость литературы на одного студента, руб.
Наименование вуза |
Учебники |
Учебные пособия |
Практикумы |
Общая средняя стоимость литературы | |||
ВЗФЭИ |
469 |
156 |
117 |
||||
МЭСИ |
387 |
111 |
94 |
||||
МГУ |
354 |
125 |
103 |
||||
МГТУ |
212 |
165 |
118 |
||||
РЭА |
398 |
178 |
128 |
||||
МИМО |
335 |
134 |
106 |
Рис. 2.4 – Расчет стоимости литературы на одного студента
Стоимость приобретаемой
экономической учебной
№ п/п |
наименование организации |
количество студентов, чел. |
стоимость литературы на 1 чел., руб. |
стоимость литературы на всех учащихся, руб |
стоимость литературы с учетом скидки, руб. |
1 |
ВЗФЭИ |
1956 |
742,00 |
1451352 |
1611000,72 |
2 |
МЭСИ |
1298 |
592,00 |
768416 |
841415,52 |
3 |
МГУ |
989 |
582,00 |
575598 |
629704,21 |
4 |
МГТУ |
556 |
495,00 |
275220 |
298338,48 |
5 |
РЭА |
789 |
704,00 |
555456 |
606002,50 |
6 |
МИМО |
826 |
575,00 |
474950 |
515795,70 |
ИТОГО |
4100992 |
4502257,13 |
Рис. 2.5 – Расчет стоимости приобретаемой литературы
Кроме того информацию, необходимую для анализа, представить в виде диаграмм.
В технологии необходимо использовать
для организации ввода и
Информационная модель, отражающая взаимосвязь исходных и результирующих документов задачи, приведена на рисунке 2.6.
Рис. 2.6 – Информационная модель взаимосвязи результирующих и исходных данных
Для получения документа «Средняя стоимость литературы на одного студента» необходимо рассчитать показатель «общая стоимость литературы». Расчеты выполняются по формуле:
, где Сi – средняя
стоимость i-ого вида учебной
литературы на одного студента (учебники,
учебные пособия, практикумы); Sj
– общая средняя стоимость учебной литературы
по
j-ому вузу.