Модель решения задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Как и любая картотека, компьютерная информационная модель должна отвечать интересам определенного пользователя. Поэтому постановка задачи создания информационной модели тесно увязана с целями моделирования. В самом общем приближении можно выделить следующие цели:
хранение информации;
возможность упорядочения данных по некоторым признакам;
возможность создания различных критериев выбора данных;
представление информации в удобном для пользователя виде.
В современных условиях выбор модели компьютерной базы данных является первым шагом для реализации функциональных задач в любой предметной области.

Содержание работы

Введение 2
1 Теоретическая часть 4
1.1 Понятие базы данных 4
1.2 Особенности разработки компьютерной информационной модели в среде баз данных 5
1.3 Классификация баз данных 8
1.4 Реляционная модель 9
1.5 Иерархическая модель 10
1.6 Сетевая модель 13
2 Практическая часть 16
2.1 Постановка задачи 16
2.1.1 Цель решения задачи 16
2.2 Компьютерная модель решения задачи 18
2.2.1 Информационная модель решения задачи 18
2.2.2 Аналитическая модель решения задачи 19
2.3 Результаты компьютерного эксперимента и их анализа 29
2.3.1 Результаты компьютерного эксперимента 29
2.3.2 Анализ полученных результатов 30
Заключение 32
Список используемой литературы 33

Файлы: 1 файл

$RMR8M48.docx

— 300.09 Кб (Скачать файл)

Для получения документа  «Стоимость приобретаемой экономической учебной литературы вузами» необходимо рассчитать следующие показатели:

  • стоимость литературы на всех учащихся по каждому вузу и по всем вузам в целом;
  • стоимость литературы на всех учащихся с учетом скидки по каждому вузу и по всем вузам в целом.

Расчеты выполняются по формулам:

; ,

где Wj – стоимость литературы на всех учащихся по j-ому вузу,  
Sj – средняя стоимость литературы на одного учащегося по j-ому вузу, Kj – численность учащихся экономических специальностей в  
j-ом вузе, Рj – процент торговой скидки по j-ому вузу, Вj – стоимость литературы на всех учащихся с учетом скидки по 
j-ому вузу, Т – стоимость литературы на всех учащихся по всем вузам,  
R – стоимость литературы на всех учащихся по всем вузам с учетом скидки.

2.2.3 Технология  решения задачи MS EXCEL

  1. Запустим табличный процессор MS Excel.
  2. Сохраним книгу под именем «Издательство».
  3. Переименуем «Лист 1» в «Средняя стоимость литературы».

Рис. 2.7 – Переименование листа

  1. Сформируем заголовок таблицы «Средняя стоимость литературы на одного студента», используя кнопку .
  2. Отформатируем ячейки А2-Е2 под ввод длинных заголовков, с помощью раздела «Формат ячеек», установив флажок опции «Переносить по словам».

Рис. 2.8 – Форматирование ячеек на ввод длинного текста

  1. Введем в ячейки А2-Е2 информацию, представленную на рисунке 2.4.
  2. Организуем контроль данных, вводимых в ячейки В3-D8 с помощью меню «Данные» раздела «Проверка».

Рис. 2.9 – Контроль данных на целое число

Рис. 2.10 – Задание сообщения об ошибке

  1. Отформатируем ячейки А3-А8 для ввода текстовой информации
  2. Введем в ячейку Е3 формулу для расчета общей средней стоимости учебной литературы по каждому вузу и скопируем ее с помощью маркера автозаполнителя в ячейки Е4-Е8.

Рис. 2.11 – Ввод формулы

 Оформим границы таблицы с помощью раздела «Границы».

  1. Заполним таблицу данными в соответствии с рисунком 2.12.

Рис. 2.12 – Исходные данные документа «Справочник стоимостей литературы»

  1. Получим результирующую таблицу.

Рис. 2.13 – Выходной документ «Средняя стоимость литературы на одного студента»

  1. Аналогично сформируем лист «Процент торговой скидки», разместив на нем документ «Справочник торговых скидок». Для ввода наименований вуза используем список вузов, представленный на листе «Средняя стоимость литературы».

Рис. 2.14 – Организация выбора данных из списка

Рис. 2.15 – Документ «Справочник торговых скидок»

  1. Подготовим лист «Результаты», расположив на нем исходные данные по численности студентов согласно рисунку 2.16.

Рис. 2.16 – Исходные данные документа «Численность студентов»

  1. Установим межтабличные связи с использованием функций ВПР для автоматического формирования средней стоимости учебной литературы на одного студента по каждому вузу, воспользовавшись функцией ВПР.

Рис. 2.17 – Установление межтабличных связей

  1. В ячейку Е3 введем формулу для расчета стоимости приобретаемой учебной литературы с учетом количества студентов, обучающихся на экономических специальностях по каждому вузу, и скопируем ее с помощью маркера автозаполнителя в ячейки Е4-Е8.

Рис. 2.18 – Расчет стоимости литературы на всех учащихся

  1. Установим межтабличные связи с использованием функций ВПР для автоматического формирования торговой скидки по каждому вузу, воспользовавшись функцией ВПР.

Рис. 2.19 – Установление межтабличных связей

  1. Сформируем формулу для расчета стоимости учебной литературы по каждой организации.

Рис. 2.20 – Расчет стоимости учебной литературы по каждой организации

  1. Определим стоимость литературы на всех учащихся без скидки и с учетом скидки, просуммировав ячейки E3-E8 и F3-F8.

Рис. 2.21 – Суммирование в ячейках

В результате получим выходной документ «Стоимость приобретаемой экономической учебной литературы вузами».

Рис. 2.22 – Выходной документ

  1. Результаты расчетов стоимости учебной литературы по каждой организации представим в графическом виде. 

Рис. 2.23 – Круговая сравнительная диаграмма стоимости приобретаемой литературы

Рис. 2.24 – Гистограмма «Стоимость приобретаемой учебной литературы»

2.3 Результаты компьютерного  эксперимента и их анализа

2.3.1 Результаты компьютерного  эксперимента

Для тестирования правильности решения задачи заполним входные документы и справочники, затем вычислим результаты.

Средняя стоимость учебной  литературы на одного студента

наименование вуза

учебники

учебные пособия

практикумы

ВЗФЭИ

469

156

117

МЭСИ

387

111

94

МГУ

354

125

103

МГТУ

212

165

118

РЭА

398

178

128

МИМО

335

134

106


Процент торговых скидок по вузам

наименование вуза

скидка, %

ВЗФЭИ

11

МЭСИ

9,5

МГУ

9,4

МГТУ

8,4

РЭА

9,1

МИМО

8,6


Численность студентов экономических  специальностей вузов

№ п/п

наименование организации

количество студентов, чел.

1

ВЗФЭИ

1956

2

МЭСИ

1298

3

МГУ

989

4

МГТУ

556

5

РЭА

789

6

МИМО

826


 

 

Средняя стоимость учебной  литературы на одного студента

наименование вуза

учебники

учебные пособия

практикумы

общая стоимость литературы

ВЗФЭИ

469

156

117

742

МЭСИ

387

111

94

592

МГУ

354

125

103

582

МГТУ

212

165

118

495

РЭА

398

178

128

704

МИМО

335

134

106

575


Стоимость приобретаемой  экономической литературы вузами

№ п/п

наименование  организации

количество студентов, чел.

стоимость литературы на 1 чел., руб.

стоимость литературы на всех учащихся, руб.

стоимость литературы с учетом скидки, руб.

1

ВЗФЭИ

1956

742

1451352

1611000,72

2

МЭСИ

1298

592

768416

841415,52

3

МГУ

989

582

575598

629704,21

4

МГТУ

556

495

275220

298338,48

5

РЭА

789

704

555456

606002,50

6

МИМО

826

575

474950

515795,70

 

ИТОГО

   

4100992

4502257,13


В результате решения задачи полученные с помощью компьютера документы совпали с тестовыми.

2.3.2 Анализ полученных  результатов

Таким образом, формирование документа «Стоимость приобретаемой  экономической литературы вузами»  согласно численности студентов  на основе нормативно-справочных документов «Средняя стоимость учебной литературы на одного студента» и «Процент торговых скидок по вузам» позволяет решить поставленную задачу – планирование затрат на приобретение экономической  литературы.

Создание диаграмм позволяет наглядно представить результаты обработки данных и сравнить затраты вузов на приобретение литературы.

 

Заключение

В результате выполнения курсовой работы был изучен теоретический материал по структурам представления информации и системам управления базами данных. Рассмотрены характеристики основных видов баз данных.

В практической части изучены:

  • организация межтабличных связей с использованием функций ВПР;
  • способы контроля данных;
  • организация расчетов;
  • формирование структуры таблиц;
  • построение диаграмм.

 

Список используемой литературы

  1. Информатика в экономике: учебное пособие / под ред. Б.Е. Одинцова, А.Н. Романова. – М.: Вузовский учебник, 2008.
  2. Информатика: Базовый курс: учебное пособие / под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2009.
  3. Кузнецов С. Д. Основы баз данных. – 2-е изд. – М.: Интернет-университет информационных технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 

Электронные ресурсы

  1. База данных: статья, материал из Википедии – ru.wikipedia.org
  2. Иерархические и сетевые базы данных – образовательные ресурсы – http://www.5byte.ru/10/0013.php
  3. Базы данных. Вводный курс – образовательные ресурсы – http://citforum.ru/database/advanced_intro/6.shtml

Ссылки на литературу

  1. Галицина, О.Л., Базы данных [ТЕКСТ],- Москва: Издательство: Проспект.,2007 г. – стр. 385.
  2. Самоучитель работы на компьютере . Изд. 9-е. – Москва.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2008. – 328С.

Информация о работе Модель решения задачи