Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 09:40, сочинение
При решении задач оптимизации управления производством, информационными сетями, транспортными системами часто возникает ряд однотипных задач:
оценка пропускной способности каналов связи, системы автомобильных и железных дорог и т. п.;
оценка эффективности работы предприятия, компьютерной сети;
определение количества каналов связи и транспортных путей сообщения и др.
Министерство науки и образования Республики Казахстан
Факультет информационных технологий
Кафедра информационных систем
Индивидуальное домашнее задание
На тему: « Модели массового обслуживания»
Выполнила: |
Дациева Р.М., студентка 4 курса, специальности «Информационные системы -5В070300» |
Проверил: |
Вардиашвили Н.Н., к.э.н., доцент кафедры ИС. |
Костанай, 2015
Содержание
1 Системы массового обслуживания
При решении задач оптимизации управления производством, информационными сетями, транспортными системами часто возникает ряд однотипных задач:
Все эти задачи однотипны в том смысле, что в них присутствует массовый спрос на обслуживание. В удовлетворении этого спроса участвует определенная совокупность элементов, образующая систему массового обслуживания (СМО) (рис. 1).
Рис. 1. Система массового обслуживания
Элементами СМО являются:
Примерами систем массового обслуживания (СМО) могут служить телефонные станции, ремонтные мастерские, билетные кассы, справочные бюро, парикмахерские и другие предприятия, занимающиеся обслуживанием массовых потоков клиентов или их требований.
СМО состоит из какого-то числа обслуживающих единиц — каналов (число линий связи, число телефонисток, число продавцов и т.д.). СМО могут быть одноканальные и многоканальные.
Работа СМО — это выполнение поступающего на нее потока заявок (потока требований), которые поступают одна за другой в случайные моменты времени. Канал обслуживает заявку какое-то время (тоже в общем случае случайное) и освобождается.
Предмет теории массового обслуживания — установление зависимости между характером потока заявок, производительностью отдельного канала, числом каналов и эффективностью обслуживания.
СМО делятся на два основных класса: СМО с отказами и СМО с ожиданием (очередностью). В СМО с отказами заявка, заставшая все каналы занятыми, получает отказ, покидает систему и в дальнейшем процессе обслуживания не участвует. В СМО с ожиданием заявка становится в очередь. В зависимости от организации очереди могут быть ограниченные или неограниченные, очередь с ограниченным временем ожидания и т.п.
Для классификации СМО важное значение имеет дисциплина обслуживания
(правила обслуживания) заявок: первая пришла — первая обслужена, последняя пришла
— первая обслужена, обслуживание с приоритетом и т.п.
Не следует думать, что методы теории массового обслуживания применяются только для задач, связанных с «обслуживающими организациями» в прямом смысле. Теория массового обслуживания широко применяется для систем, которые могут рассматриваться как специфические СМО: системы и сети ЭВМ, системы сбора и обработки информации, автоматизированные цеха и заводы, робототехнические комплексы, системы противовоздушной обороны.
Введем следующие понятия:
n — число каналов СМО;
pi — вероятность того, что в СМО занято обслуживанием ровно i каналов, например,
p0 — все каналы свободны,
p1 — занят один канал и т.д.,
pn — занято n каналов.
Основное содержание теории массового обслуживания составляют методы исследования характеристик СМО, находящихся под воздействием так называемых простейших потоков случайных событий.
Под потоком событий понимается последовательность событий, происходящих одно за другим в какие-то моменты времени tk.
Если tk-tk-1=const, то такой поток будем называть регулярным. Для СМО более типичен случайный поток.
Простейший стационарный поток - пуассоновский поток с полным отсутствием последействия. У него случайные интервалы между заявками имеют экспоненциальное распределение:
здесь
- интенсивность потока.
Название потока - пуассоновский - происходит
от того, что для этого потока вероятность
появления
заявок за интервал
определяется законом Пуассона:
Именно такой поток предполагают проектировщики при разработке СМО. Вызвано это тремя причинами.
Во-первых, поток этого типа в теории массового обслуживания аналогичен нормальному закону распределения в теории вероятностей в том смысле, что к простейшему потоку приводит предельный переход для потока, являющегося суммой потоков с произвольными характеристиками при бесконечном увеличении слагаемых и уменьшении их интенсивности. То есть сумма произвольных независимых (без преобладания) потоков с интенсивностями является простейшим потоком с интенсивностью
Во-вторых, если обслуживающие каналы (приборы) рассчитаны на простейший поток заявок, то обслуживание других типов потоков (с той же интенсивностью) будет обеспечено с не меньшей эффективностью.
В-третьих, именно такой поток определяет марковский процесс в системе и, следовательно, простоту математического анализа системы. При других потоках анализ функционирования СМО сложен.
Простейший (или стационарный пуассоновский поток) обладает следующими свойствами:
Первое свойство говорит о постоянной плотности потока (среднем числе заявок в единицу времени).
Второе свойство — заявки поступают независимо друг от друга.
Третье свойство — заявки приходят поодиночке, а не парами, тройками и т.д.
Одно из свойств любых потоков: суммирование большого числа ординарных и стационарных потоков с любым последствием приводит к простейшему потоку.
Рассмотрим характеристики простейшего потока. Вероятность того, что за время τ
произойдет ровно m событий, равна (распределение по закону Пуассона)
где λ – интенсивность или плотность потока (среднее число событий за единицу времени).
Это есть показательный закон распределения с параметром λ. Математическое ожидание M[T] имеет вид:
Основной характеристикой канала СМО является время обслуживания одной заявки Тоб, которое также является случайной величиной. Будем также полагать, что закон распределения времени обслуживания, является показательным:
где μ – интенсивность потока обслуженных заявок (среднее число обслуженных заявок в единицу времени). Величина μ равна обратному среднему времени обслуживания
одной заявки
- среднее время обслуживания заявки канал
2 СМО с отказами. Формулы Эрланга.
В СМО с отказами заявка, пришедшая в систему и заставшая все каналы занятыми, покидает систему и в дальнейшем обслуживании не участвует. Полагаем, что поток заявок, приходящий в систему, простейший с интенсивностью λ, а время обслуживания канала показательное с параметром μ.
Величина ρ=λ∕μ называется приведенной интенсивностью потока заявок или интенсивностью нагрузки канала. Дадим конечные формулы для предельных вероятностей в такой системе
Подставляя pi из (1), получим:
В этом типе систем заявка, пришедшая в систему и застав все каналы занятыми, не покидает систему, а становится в очередь и ждет до тех пор, пока ее не обслужат. На время ожидания или длину очереди никаких ограничений не устанавливается.
Рассмотрим n-канальную СМО с неограниченной очередью. При ρ∕n<1 предельные вероятности существуют. Если ρ∕n≥1, очередь растет до бесконечности.
Формулы для вычисления вероятностей состояний имеют вид
6.Среднее время пребывания
=
7.Среднее время пребывания заявок в системе (очереди)
СМО с бесконечным числом приборов.
Пусть входящий поток
обслуживания распределено по показательному закону.
В этой СМО предполагается, что любое требование, поступающее в систему должно застать прибор свободным от обслуживания.
Так моделируется работа аварийных служб, скорой помощи, системы быстрого питания.
Выходные параметры:
4 Примеры решения задач
Пример 1. (СМО с отказами). Заявки по телефону в ремонтную мастерскую поступают с интенсивностью λ, равной 90 заявок в час, а средняя продолжительность разговора по телефону T об=2 мин. Рассматривая данную СМО, как систему с отказами, определить оптимальное число телефонных номеров, если условием оптимальности считать принятие в среднем из каждых 100 заявок не менее 90.