Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 09:40, сочинение
При решении задач оптимизации управления производством, информационными сетями, транспортными системами часто возникает ряд однотипных задач:
оценка пропускной способности каналов связи, системы автомобильных и железных дорог и т. п.;
оценка эффективности работы предприятия, компьютерной сети;
определение количества каналов связи и транспортных путей сообщения и др.
Из условий примера λ=90 (1/час), μ=1/ T об=30 (1/час), ρ=λ⁄μ=3. Проведем расчет основных параметров СМО при n=1, 2, 3,..., до тех пор, пока величина Q не станет больше или равна 0,9, т.е. найдем минимальное n, при котором Q≥0,9.
Для вычисления используем формулы:
Последовательно при известном ρ=3 для n=1, 2, 3, 4,… найдем Q1=0,2, Q2=0,47, Q3=0,65, Q4=0,79, Q5=0,9, Q6=0,95. Таким образом, для обеспечения 90% принятия заявок требуется пять телефонных номеров.
Пример 2. (СМО с отказами). На строительном участке в инструментальной мастерской работают два мастера. Если рабочий заходит в мастерскую, когда оба мастера заняты обслуживанием ранее обратившихся работников, то он уходит из мастерской, не ожидая обслуживания. Статистика показала, что среднее число рабочих, обращающихся в мастерскую в течение часа, равно l = 18; среднее время, которое затрачивает мастер на заточку или ремонт инструмента, равно Тср = 10 мин.
Оценить основные характеристики работы мастерской как СМО с отказами. Сколько мастеров должно работать в мастерской, чтобы вероятность обслуживания рабочих была выше 85%?
1. Оценим основные характеристики работы мастерской как СМО с отказами (рис.2).
Рис. 2. Вычисления по формулам Эрланга
.
.
(в ячейку B20 вводим =1-B19).
(в ячейку B22 вводим =C2*B20).
(в ячейку B24 вводим =B22/C3).
Рис. 3. Вычисление некоторых характеристик СМО с отказами
2. Определим, сколько мастеров должно работать в мастерской, чтобы вероятность обслуживания рабочих была выше 85%.
Анализируя полученные значения вероятностей Ротк в ячейках E7:E16, получаем вывод: если в мастерской будут работать 5 мастеров, то вероятность обслуживания рабочих будет выше 85%, так как вероятность отказа в обслуживании в этом случае Ротк » 11%.
Ответ. 1. Основные характеристики работы мастерской как СМО с отказами:
вероятность отказа в обслуживании рабочего в мастерской: Ротк » 53%;
относительная пропускная способность мастерской: B » 47%;
абсолютная пропускная способность: A » 8,5 рабочих в час (в среднем);
среднее число занятых мастеров: M » 1,4.
2. Если в мастерской начнет работать пять мастеров, то вероятность обслуживания рабочих будет выше 85%.
Мастерская имеет n = 2 рабочих места для обслуживания клиентов. Поток заявок (клиентов) является простейшим потоком с плотностью λ =3 [заявки в час]. Среднее время обслуживания одного клиента Тоб=0,6 [час]. Клиент, заставший все рабочие места, занятыми, становится в очередь и может ждать неограниченное время, пока его не обслужат.
В системе будет существовать установившийся режим если р < n, что выполняется. 1,8<2.
Для определения Р оч и Lоч найдем величину Рo - вероятность того, что все каналы свободны, по формуле
Для нашего случая:
Величины Роч и Lоч вычисляются по формулам:
Находим вероятность наличие очереди:
Задачи для самостоятельного решения.
Заключение
Выше были рассмотрены примеры простейших систем массового обслуживания (СМО). Понятие «простейшие» не означает «элементарные». Математические модели этих систем применимы и успешно используются в практических расчетах.
Возможность применения теории принятия решений в системах массового обслуживания определяется следующими факторами:
1. Количество заявок в системе (которая рассматривается как СМО) должно быть достаточно велико (массово).
2. Все заявки, поступающие на вход СМО, должны быть однотипными.
3. Для расчетов по формулам
необходимо знать законы, определяющие
поступление заявок и
4. Структура СМО, т.е. набор поступающих
требований и
5. Необходимо исключить из
К перечисленным выше ограничениям можно добавить еще одно, оказывающее сильное влияние на размерность и сложность математической модели.
6. Количество используемых
В ходе выполнения работы была достигнута основная цель – изучен основной материал «СМО с ограниченным временем ожидания» и «Замкнутые СМО», которая была поставлена преподавателем учебной дисциплины. Также мы ознакомились применением полученных знаний на практике, т.е. закрепили пройденный материал.
В работе приведена задача, которая решается с помощью теории массового обслуживания. Требовалось оценить основные характеристики инструментальной работы мастерской как СМО с отказами и определить сколько мастеров должно работать в мастерской, чтобы вероятность обслуживания рабочих была выше 85%. Для этого было необходимо рассчитать: вероятность отказа в обслуживании рабочего в мастерской, относительную пропускную способность мастерской, абсолютную пропускную способность, среднее число занятых мастеров. Для решения задачи использовалась среда MS Excell. На основе полученных показателей было выявлено ,что если в мастерской начнет работать пять мастеров, то вероятность обслуживания рабочих будет выше 85%.
Список использованных источников
1 Новикова
Н.В., Экономико-математические методы
и модели, Конспект лекций.: Минск 2010; http://www.bibliofond.ru/view.
2 Ким
Е.Р., Математические модели систем массового
обслуживания.: Алматы 2008; http://irbis.ppi.kz/cgi-bin/
3 Гнеденко Г.В., Коваленко И.Н. Введение в теорию массового обслуживания. М.: Наука, 1987, http://mexalib.com/view/31577
ПО: Microsoft Excel