Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 13:36, реферат
Целью нашей работы является изучение особенностей, преимуществ и недостатков модели Курно и модели Бертрана и их применение в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические стороны моделей;
рассмотреть особенности взаимодействия фирм на олигополистическом и дуополистическом рынках;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ КУРНО И МОДЕЛИ БЕРТРАНА…………………………………………………………..4
1.1. Модель Курно. Ее преимущества и недостатки……………………………4
1.2. Модель Бертрана. Ее преимущества и недостатки………………………...8
1.3. Поведение и взаимодействие фирм на рынке в условиях дуополии и олигополии……………………………………………………………………….12
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ДУОПОЛИСТИЧЕСКИЕ И ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИЕ РЫНКИ………………………………………19
2.1. Дуополия на газетном рынке США………………………………………..19
2.2. Рынок электронных книг – дуополия Amazon и Google…………………24
2.3. Пример олигополии – рынок сотовой связи Узбекистана……………….26
2.4. Олигополия на примере рынка нефтепродуктов России…………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...46
Рис. 4.Рыночная доля операторов сотовых сетей 2002г.
Динамичному развитию рынка сотовой связи в республике способствовали благоприятные условия для иностранных инвесторов. Продолжительные налоговые льготы, предоставляемые компаниям – операторам, позволяют им реинвестировать прибыль и тем самым улучшать менеджмент, материально-техническую базу, уровень квалификации персонала. К этому надо добавить относительно недорогое лицензирование на право деятельности в сфере предоставления услуг сотовой связи, имевшее место в середине 90-х годов. Согласно постановлению Кабинета Министров № 215 от 19 апреля 1994 года государственная пошлина была установлена в размере 4 минимальных заработных плат. Лицензия выдавалась сроком на 5 лет, что позволило сотовым компаниям оперировать на рынке практически бесплатно.
Важным фактором развития конкуренции стало применение новых технологий в сфере телекоммуникаций на мировом уровне, что привело к удешевлению услуг сотовой связи и увеличению спроса на них. В частности, если еще в 1996-1997 годах стоимость сотовых телефонов составляла от 500 до 1000 долларов по курсу Центрального банка Республики Узбекистан, то сегодня отдельные операторы сотовых сетей выдают их бесплатно при подключении к определенному тарифному плану.
Тарифы на услуги сотовой связи остаются еще довольно высокими, хотя за последние 5 лет они существенно снизились в долларовом выражении. Причем самое значительное снижение произошло в районах с развитой конкуренцией между операторами, прежде всего в г.Ташкенте и Ташкентской области.
Наиболее конкурентен рынок услуг сотовой связи в Ташкенте, где работают 7 компаний-операторов. Это объясняется значительной концентрацией здесь предпринимательских и государственных структур, высокой плотностью населения, позволяющей с помощью небольшого количества устройств по передаче сигналов охватить большое количество абонентов.
Важными факторами, влияющими на уровень тарифов в долларовом выражении, являются изменение валютного курса и увеличение количества операторов. В частности, тарифы снижались при вхождении на рынок нового оператора и по мере девальвации валютного курса сума. Так, средний тариф на услуги сотовой связи в Ташкенте для абонента, использующего ограниченное время (100 входящих и 100 исходящих минут), снизился с 1995 года в 5,36 раза (в 1995 году 200 минут эфирного времени обходились потребителю в 105 долларов, а сейчас – в 19,6 доллара).
Снижение тарифов в значительной степени объясняется усилением конкуренции. Только в III квартале 1997 года вследствие прихода на рынок 4 конкурентов тарифы снизились на 32%. Но к 2001 году на данном рынке сложилась рыночная среда, и теперь приход новых конкурентов не повлечет за собой значительного падения цен. Например, после появления на рынке оператора "Perfectum Mobile" средние тарифы снизились лишь на 1,09 доллара (на 3,5%).
Конкуренция между участниками рассматриваемого рынка привела и к расширению перечня услуг, оказываемых операторами, и к предоставлению новых льгот потребителям. К примеру, не взимается дополнительная плата за переговоры между городами, охваченными операторами ("Coscom" и "Daewoo Unitel"), включены в набор бесплатных такие услуги, как определение номера, ожидание звонка и т.п.
Несколько по-иному обстоят дела в регионах, где еще не сложилась конкурентная среда. Например, филиал СП "Uzdunrobita", открывшийся в Ургенче 15 февраля 1995 года, до января 2002 года оставался единственным оператором сотовой связи в Хорезмской области. Подобное положение наблюдалось в Республике Каракалпакстан и Сурхандарьинской области. Главными причинами монополизма СП "Uzdunrobita" в названных регионах, где могли бы свободно работать и другие операторы, являются низкие доходы населения и отдаленность от столицы.
Анализ ситуации в местах, где действует только один оператор, подтверждает важность развития конкуренции. Как правило, компания, являющаяся монополистом, длительное время сохраняет стабильность применяемых тарифов. Было установлено, что тарифы филиалов СП "Uzdunrobita" в регионах, где у компании имелось монопольное положение, были существенно выше тарифов филиалов компании, работающих на конкурентном рынке. К примеру, стоимость услуг для абонента, использующего 200 минут исходящей и входящей связи, в условиях монополии была в 2 раза выше, чем на конкурентном рынке.
Однако развитие конкуренции сдерживается рядом барьеров. По мнению операторов сотовой связи, к самым существенным из них относятся высокая государственная пошлина на получение лицензий, введенная постановлением Кабинета Министров от 24 октября 2001 года. Сегодня ее размер составляет 140 000 минимальных заработных плат в год для оказывающих услуги сотовой связи по всей республике, а для операторов, осуществляющих деятельность в пределах ограниченной территории – 5,85 минимальных зарплат на 1000 абонентов.
Негативное влияние на развитие рынка сотовой связи оказывают факты дискриминации иностранных компаний. В качестве примера можно привести действующую систему двойных тарифов при размещении рекламы. Так, на государственном телевидении у нас применяются сниженные расценки для местных компаний и повышенные – для компаний с иностранными инвестициями. Создание справедливой конкурентной среды на открытом рынке несовместимо с такими порядками.
Не мог не беспокоить и тот факт, что 49% контрольного пакета СП "Uzdunrobita" до 24 августа 2001 года принадлежало Узбекскому агентству почты и телекоммуникаций (УзАПиТ). Ведь непосредственное долевое участие органа регулирования данного рынка в уставном капитале участника этого же рынка наводит на мысль о недобросовестной конкуренции и лоббировании интересов отдельных предприятий.
Постановлением Кабинета Министров Республики
Узбекистан от 27 декабря 2001 года «О мерах
по подготовке приватизации акционерной
компании "Узбектелеком"», государственная
доля в СП "Uzmacom" и "Рубикон Вайрлесс
Коммюникейшн" была передана АК "Узбектелеком".
Передача государственной доли двух конкурентов
компании, представляющей им же услуги
в качестве естественной монополии, может
создать неравные условия для конкуренции
и негативно отразиться на рынке сотовой
связи. Во-первых, возможны согласованные
действия компаний, тем более что стандарты
передачи данных у обоих операторов разные
– GSM-900 у "Uzmacom", CDMA у "Perfectum Mobile"
(часть "Rubicon") и DAMPS у "Rubicon U-tel".
Во-вторых, при влиянии, которое имеет
узбекское агентство связи и информатизации
(УзАСИ) – преемник УзАПиТ – на хозяйственную
деятельность "Узбектелекома", вероятно
вмешательство
УзАСИ и в деятельность вышеупомянутых
компаний, а также лоббирование интересов
в сфере регулирования со стороны СП "Uzmacom"
и "Rubicon". В-третьих, поскольку операторы
сотовых сетей арендуют каналы у АК "Узбектелеком",
возможно создание неравных условий на
рынке из-за предоставления льгот на аренду
каналов компаниям, в которых "Узбектелеком"
владеет частью уставного фонда.
Поэтому в целях эффективного развития
данного рынка и пресечения недобросовестной
конкуренции необходимо отказаться от
долевого участия органов регулирования
в подобных совместных предприятиях.
Не способствует развитию рынка мобильной
связи и то, что из-за отсутствия свободных
частотных ресурсов заявления о выдаче
лицензий на деятельность по сетям сотовой
связи в настоящее время не рассматриваются.
Согласно информации УзАСИ, вопрос о создании
в республике новой сотовой компании может
быть рассмотрен только в том случае, если
один из уже действующих операторов откажется
от использования выделенных ему частот
в указанных диапазонах. Таким образом,
число операторов увеличиваться не может,
и конкуренция возможна только за счет
введения новых видов услуг, улучшения
качества связи и расширения зоны покрытия.
2.4. Олигополия на примере рынка нефтепродуктов России
В данный момент нефтяная промышленность является определяющей для всей российской экономики. Сколько раз по новостям центральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть и о возможных последствиях этих колебаний для России. Действительно сейчас, как говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан.
На сегодняшнем рынке (после распродажи "Юкоса") представлены несколько общероссийских и региональных компаний: "Лукойл", "Сибнефть", "ТНК", "Татнефть", "Роснефть", "Транснефть", "РиТек", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании.
Структура нефтяной отрасли в Российской Федерации имеет олигопольный характер и характеризуется наличием вертикально-интегрированных нефтяных компании (ВИНК), которые осуществляют деятельность на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. В течение 2004-2008 гг. сохраняется устойчивая тенденция дальнейшего роста экономической концентрации и сокращения количества независимых участников рынка, а также увеличения присутствия на рынках нефтяной отрасли компаний с государственным участием. Такая информация содержится в докладе ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» (за 2008 год). В частности, продолжает сокращаться количество малых независимых добывающих компаний и объем добываемой ими нефти (с 1998 г. по 2008 г. объем добычи малых предприятий снизился в два раза – с 10% от общего объема до 5%). Количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70% до чуть более 50%. В 2006 г. произошло поглощение Сибнефти Газпромом, а 2007 г. на торгах, проводимых РФФИ в связи банкротством ЮКОСа, Роснефть приобрела основные активы ЮКОСа, фактически поглотив одного из лидеров нефтяной отрасли, и стала первой среди ВИНК по добыче, переработке и экспорту нефти.
ВИНК доминируют на рынках
добычи и переработки нефти, свободный
рынок нефти практически
Основными проблемами, с которыми сталкиваются потенциальные и действующие участники рынка, являются: ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по переработки нефти; ограничение или отсутствие возможности независимых участников рынка поставлять нефтепродукты в отдельные регионы; ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по хранению нефтепродуктов; наличие хозяйствующих субъектов, которые доминируют на рынке хранения нефтепродуктов и одновременно осуществляют розничную реализацию нефтепродуктов; наличие у ВИНК большого административного ресурса; высокие первоначальные затраты .
Доминирование ВИНК на рынках добычи и переработки нефти определяет монопольную структуру реализации нефтепродуктов крупным оптом с НПЗ. ВИНК используют давальческую схему переработки нефти как на «чужих» НПЗ, так и на собственных. Различные схемы «замещения по объемам», перераспределение корзины нефтепродуктов на выходе с НПЗ, а также использование транзитных поставок затрудняют оценку географических границ рынков и долей участников в оптовых поставках на внутренний рынок в региональном разрезе.
Доминирование ВИНК при крупнооптовой реализации нефтепродуктов с НПЗ (межрегиональный рынок) и наличие в большинстве регионов сбытов ВИНК, доминирующих на рынках хранения нефтепродуктов (региональные рынки), определяют монополизацию региональных оптовых рынков нефтепродуктов. Оптовые поставки нефтепродуктов с НПЗ ВИНК своим региональным сбытам производятся в приоритетном порядке (объемы, цены). При этом существует негласное правило: ВИНК не продает нефтепродукты оптом в регионы, где присутствует сбыт данного ВИНК. Это вынуждает независимых участников рынка либо закупать нефтепродукты у сбыта ВИНК, либо искать альтернативные схемы поставки (поставка партии частями из разных регионов, через соседние регионы с арендой мощностей по хранению, с использованием автотранспорта и др.), что приводит к нерентабельности работы. Создание же новых мощностей по хранению нефтепродуктов зачастую нецелесообразно, в связи с наличием уже существующих мощностей (включая законсервированные), достаточных для удовлетворения спроса на услуги по хранению. В 67 субъектах Российской Федерации (более 75%) на рынках хранения нефтепродуктов присутствуют хозяйствующие субъекты, доминирующие (в т.ч. совместно) с долей более 50%, в 57 регионах это сбыты ВИНК. Экономическая концентрация на рынках хранения нефтепродуктов характеризуется подавляющим преобладанием единоличного доминирования: из 67 монополизированных рынков на 59 – долю более 50% занимает одна компания, в 50 регионах это сбыты ВИНК, в 9 – независимые участники рынка. Более 50% АЗС принадлежат независимым операторам. Вместе с тем, в 62 регионах присутствуют хозяйствующие субъекты, которые доминируют (в том числе совместно) на рынках розничной реализации различных нефтепродуктов, и во всех 62 случаях на рынках присутствуют сбыты ВИНК. В 57 регионах ВИНК единолично доминируют на рынках розничной реализации нефтепродуктов, независимые компании – в 18.
Внутренняя цена на российскую нефть формируется в результате оценки альтернативы поставки нефти на экспорт (железнодорожным транспортом) к продаже ее давальцам для переработки на НПЗ. Такая структура предложения нефти не позволяет говорить о свободной конкурентной цене нефти на внутреннем рынке России. Фактически внутренняя цена рассчитывается методом net-back (вычитание таможенной пошлины из экспортной цены) и, несмотря на различия в структуре рынка и условиях формирования цены на российском и мировых рынках, зависит от динамики мировых цен. Основной объем предложения нефти на свободном внутреннем рынке формируется регулярными продажами ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ТНК-ВР» и независимыми малыми добывающими компаниями. ОАО «ЛУКойл» и ОАО «НК «Роснефть» также осуществляют поставки нефти на внутренний рынок. Однако торги ОАО «НК «Роснефть» при продаже нефти внутри страны характеризуются непрозрачностью и нестабильностью предложения объемов, ОАО «ЛУКойл» продает весь объем, а ОАО «ТНК-ВР» большую часть, с использованием ценовых формул, зависящих от мировых котировок. Таким образом, внутренняя цена на нефть формируется на свободном рынке только при поставках нефти ОАО «Сургутнефтегаз» (500-800 тыс.т. в мес.), малыми добывающими компаниями (100-300 тыс.т. в мес.) и ОАО «ТНК-ВР» (оценочно 100-300 тыс.т. в мес.) независимым участникам рынка для переработки на Уфимской группе НПЗ, Московском НПЗ и некоторых других НПЗ, что составляет лишь 4-7% от общего объема переработки нефти в Российской Федерации (18-20 млн.т. в мес.). Исходя из этого, цена на нефть в России определяется в результате баланса спроса и предложения на относительно небольшие объемы нефти и не отражающие баланс рынка в целом.
Информация о работе Преимущества и недостатки моделей Курно и Бертрана