Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:46, контрольная работа
Под свойством понимают сторону объекта, обуславливающую его отличие от других объектов или сходство с ними и проявляющуюся при взаимодействии с другими объектами. Из определения «системы» следует, что главным свойством системы является целостность, единство, достигаемое посредством определенных взаимосвязей и взаимодействий элементов системы и проявляющиеся в возникновении новых свойств, которыми элементы системы не обладают. Это свойство эмерджентности (от анг. emerge — возникать, появляться).
Контрольное задание 1 4
Т. 1.1. 4
Т. 1.2. 5
Т. 1.3. 6
П.1.1. 6
П.1.2. 7
П.1.3. 7
Контрольное задание 2 8
Т. 2.1. 8
Т. 2.2. 8
Т. 2.3. 9
П.2.1. 9
П.2.2. 10
П.2.3. 10
Контрольное задание 3 10
Т. 3.1. 10
Т. 3.2. 11
Т. 3.3. 11
П.3.1. 12
П.3.2. 12
П.3.3. 13
Контрольное задание 4 13
Т. 4.1. 14
Т. 4.2. 14
Т. 4.3. 15
Т. 4.4. 15
Т. 4.5. 16
П.4.1. 17
П.4.2. 17
Контрольное задание 5 18
Т. 5.1. 18
Т. 5.2. 18
Т. 5.3. 19
П.5.1. 19
П.5.2. 20
П.5.3. 20
Контрольное задание 6 20
Т. 6.1. 20
Т. 6.2. 22
Т. 6.3. 22
П.6.1. 23
П.6.2. 23
П.6.3. 24
Контрольное задание 7 24
Т. 7.1. 25
Т. 7.2. 25
Т. 7.3. 26
П.7.1. 26
П.7.2. 28
П.7.3. 28
Заключение 30
Список используемой литературы: 31
Индивидуальное задание
студенту (ФИО) Израилян Карине Андреевне
группы 2
Для выполнения практической части контрольных заданий 1–7 выбраны:
исходная проблема для анализа
повышение качества жизни населения
проблемосодержащая система
Россия
«____» ________________ ________
Подпись студента ___________________________
Подпись преподавателя _______________________
Оглавление
Контрольное задание 1 4
Т. 1.1. 4
Т. 1.2. 5
Т. 1.3. 6
П.1.1. 6
П.1.2. 7
П.1.3. 7
Контрольное задание 2 8
Т. 2.1. 8
Т. 2.2. 8
Т. 2.3. 9
П.2.1. 9
П.2.2. 10
П.2.3. 10
Контрольное задание 3 10
Т. 3.1. 10
Т. 3.2. 11
Т. 3.3. 11
П.3.1. 12
П.3.2. 12
П.3.3. 13
Контрольное задание 4 13
Т. 4.1. 14
Т. 4.2. 14
Т. 4.3. 15
Т. 4.4. 15
Т. 4.5. 16
П.4.1. 17
П.4.2. 17
Контрольное задание 5 18
Т. 5.1. 18
Т. 5.2. 18
Т. 5.3. 19
П.5.1. 19
П.5.2. 20
П.5.3. 20
Контрольное задание 6 20
Т. 6.1. 20
Т. 6.2. 22
Т. 6.3. 22
П.6.1. 23
П.6.2. 23
П.6.3. 24
Контрольное задание 7 24
Т. 7.1. 25
Т. 7.2. 25
Т. 7.3. 26
П.7.1. 26
П.7.2. 28
П.7.3. 28
Заключение 30
Список используемой литературы: 31
Теоретическая часть
Тема «Основные положения теории систем»
Т. 1.1. Назовите фундаментальные свойства систем. Обоснуйте, почему они называются фундаментальными.
Ответ: Под свойством понимают сторону объекта, обуславливающую его отличие от других объектов или сходство с ними и проявляющуюся при взаимодействии с другими объектами. Из определения «системы» следует, что главным свойством системы является целостность, единство, достигаемое посредством определенных взаимосвязей и взаимодействий элементов системы и проявляющиеся в возникновении новых свойств, которыми элементы системы не обладают. Это свойство эмерджентности (от анг. emerge — возникать, появляться).
Организованность — сложное свойство систем, заключающиеся в наличие структуры и функционирования (поведения). Непременной принадлежностью систем является их компоненты, именно те структурные образования, из которых состоит целое и без чего оно не возможно.
Функциональность — это проявление определенных свойств (функций) при взаимодействии с внешней средой. Здесь же определяется цель (назначение системы) как желаемый конечный результат.
Структурность — это упорядоченность системы, определенный набор и расположение элементов со связями между ними. Между функцией и структурой системы существует взаимосвязь, как между философскими категориями содержанием и формой. Изменение содержания (функций) влечет за собой изменение формы (структуры), но и наоборот.
Фундаментальным свойством систем является устойчивость, т.е. способность системы противостоять внешним возмущающим воздействиям. От нее зависит продолжительность жизни системы.
Фундаментальными эти свойства называются, потому-то они являются основными, без них не смогла бы существовать система.
Т. 1.2. Назовите специфические свойства систем. Обоснуйте, почему они называются специфическими.
Ответ: Специфическими свойствами системы являются:
Т. 1.3. Перечислите типы контурных связей и поясните, какую роль они играют функционировании и развитии социально-экономических систем.
Определяющую роль в системе
играют связи. Такие связи выступают
в трех типах:
1). Информационный;
2). Культурный;
3). Условный.
Практическая часть
П.1.1. Обоснуйте выделение границ системы и ее цель (и). Поясните, с каких позиций будет проводиться системное исследование и почему.
Ответ: Границы системы необходимы для того, чтобы определить, какие компоненты можно считать находящимися под контролем лица, принимающего решение, а какие остаются вне его внимания. Проблема установления границ системы в целом и окружающей ее среды неразрывно связана с определением целей системы. Цель системы - желаемое состояние системы или желаемый результат её поведения. Если составить перечень всех компонентов, из которых должна состоять система, и установить для них ограничения, то все, что находится внутри ограниченного пространства, будет относиться к системе, а все, что находится за его пределами, - к окружающей среде.
П.1.2. Определите состав внутренней среды системы (подсистемы, элементы). Сформулируйте используемые вами признаки классификации элементов и подсистем системы. Объясните выбранный уровень детализации системы.
Ответ: Так как речь в данной работе идет о повышении качества жизни населения, то говоря о внутренней среде, можно назвать следующие основные признаки:
-уровень цен на продовольственные
товары и услуги;
-динамика различных видов доходов, сбережений;
-улучшение системы бесплатного обслуживания;
-изменение налогообложения, личных доходов;
-структурные изменения в потребности
населения;
-условия жизни и трудовой деятельности;
-требовании моды и меняющимися вкусами
и привычками потребителей;
-совокупность демографических характеристик
населения.
П.1.3. Определите и обоснуйте состав внешней среды системы. Перечислите используемые вами признаки классификации составных частей надсистемы.
Говоря о внешней среде качества жизни, следует указать следующие аспекты, ведущие к ее повышению:
Теоретическая часть
Тема «Методология системных исследований в экономике»
Т. 2.1. Сформулируйте исходные допущения системного анализа.
Ответ: Исходные допущения системного анализа:
Т. 2.2. Обоснуйте характерные особенности системных исследований в социально-экономической сфере.
Ответ: Термин «системные исследования» означает метод исследования, при котором не предполагается глубокое погружение в отдельные физические явления, а подразумевается общее понимание поведения сложных физических систем, состоящих из множества отдельных явлений, и изучение связей и взаимодействия между компонентами таких систем. Характерная цель такой работы — добиться единого понимания изначально сложных процессов, состоящих из множества явлений, объяснение которых требует привлечения многих научных дисциплин.
Эти системные исследования сами по себе могут и не быть исследованием системы, т.е. изучением систем, состоящих из многих частей. Ученый, практикующий системный метод, заинтересован в понимании одной системы — например, Земли как системы, в то время как тот, кто изучает науку о системах, или сложные системы, ищет принципы, применимые ко всем этим системам.
Т. 2.3. Дайте определения понятий «ментальная модель», «институт», «ментальная ловушка», «институциональная ловушка». Приведите примеры.
Ответ:
Ментальная модель- модель, которая используется для обозначения спонтанно формирующихся структур субъективного опыта.
Институты – систематизированные, общеизвестные, практически используемые и признанные (хотя и не всегда формально утвержденные) формы взаимодействия социальных агентов, имеющих установку на поддержание взаимодействий в соответствии с правилами и нормами, которые так или иначе закреплены в этих формах.
Ментальная ловушка- это накатанные и привычные пути, по которым мучительно и безрезультатно движется наша мысль, сжигая невероятные объемы нашего времени, высасывая энергию и не создавая никаких ценностей ни для нас самих, ни для кого бы то ни было.
Институциональная ловушка- неэффективность сложившихся институтов, устойчивых правил, т.е. повторяющееся следование поведенческим установкам, приводящим к неблагоприятным экономическим последствиям; другими словами, устойчивый неэффективный институт.
Практическая часть
П.2.1. Охарактеризуйте заинтересованные стороны. Сформируйте проблематику системного исследования.
Ответ: В проблеме повышения качества жизни заинтересованными сторонами будут являться правительство страны и народ. Повышение благосостояния населения – важнейшая задача экономической и социальной политики. Целью же исследования является четкое определение проблем народного благосостояния в России и способы их решения.
П.2.2. На основе базовой методики системного анализа разработайте методику ad-hoc. Обоснуйте вашу разработку.
Ответ: Для нахождения корневых причин проблем и выработки системных решений по их устранению, системным аналитиком должна быть разработана методика ad-hoc (применительно к конкретному случаю). Удобно отталкиваться при этом от базовой методики системного анализа, в которой выделяются следующие условные шаги: формулировка проблемы, формирование проблематики, конфигурирование проблемы, постановка задачи, определение целей, выбор критериев, генерирование альтернатив, моделирование, синтез решения, реализация решения.
П.2.3. Перечислите формальные и неформальные институты, генезис которых нужно изучить в рамках системного исследования выбранной проблемы.
Ответ: В рамках выбранной проблемы, нужно изучить такие институты:
Теоретическая часть
Тема «Процедуры системного анализа»
Т. 3.1. Охарактеризуйте процедуру целеполагания.
Ответ: Целеполагание — это
процесс выбора и реального определения
цели, которая представляет собой идеальный
образ будущего результата деятельности.
В связи с этим целеполагание выполняет
ряд важнейших методологических и методических
функций и задач, а именно:
— выступает в качестве реального интегратора
различных действий в системе «цель —
средства достижения — результат конкретного
вида деятельности»;
— предполагает активное функционирование
всех факторов детерминации деятельности:
потребностей, интересов, стимулов, мотивов.
Т. 3.2. Охарактеризуйте процедуру декомпозиции.
Ответ: Декомпозиция — научный метод, использующий структуру задачи и позволяющий заменить решение одной большой задачи решением серии меньших задач, пусть и взаимосвязанных, но более простых.
Декомпозиция, как процесс расчленения, позволяет рассматривать любую исследуемую систему как сложную, состоящую из отдельных взаимосвязанных подсистем, которые, в свою очередь, также могут быть расчленены на части. В качестве систем могут выступать не только материальные объекты, но и процессы, явления и понятия.
Т. 3.3. Охарактеризуйте процедуру измерений.
Ответ: Процедура измерений- детальное описание процесса измерения в соответствии с одним или несколькими принципами измерения, с заданным методом измерения, основанное на выбранной модели измерения и включающее все необходимые расчеты для получения результата измерения.